1. /
  2. Церковь и Истина
  3. /
  4. О Церкви, церковной организации...

О Церкви, церковной организации и спасении

Оглавление:
  Что такое Церковь. О спасении и Церкви, о сергианстве и церковной организации
  Без разницы какая патриархия, главное – оставаться людьми?
  Как могут спасаться те, кто имея хиротонии покинули Московскую Патриархию и т.п?

Что такое Церковь. О спасении и Церкви, о сергианстве и церковной организации

Аноним: Но так можно ли спасаться без церкви, самой по себе?

о.Серафим: Без Церкви нет. Но только Церковь это не церковная организация.

Церковь это – «Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Церковь одна»).

«Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас» (Новосвящмуч. Павел Кратиров, «Первое письмо епископа»).

«Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

«Мы говорим: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь»… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым — Рим. 5, 5)» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

«Вселенская Апостольская Церковь – это не церковь русская, или греческая, или какая бы то ни было поместная иная. Ибо ею спасается весь род человеческий, и святится вся земля, Север и Юг, Восток и Запад… Не о русской, не о греческой или какой бы то ни было иной поместной церкви сказано, что она пребудет до конца времен, а Вселенская Христова Церковь — бессмертна» (новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Церковь – «Столп и утверждение истины» (1Тим.3:15); «Тело Христово» (1Кор.12:27).

«Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

***

Церковная организация не меняет людей сама по себе. Каждый человек изменяется сам, по своей воле. Но при условии – правильно-проходимой борьбы со страстями, правильной внутренней духовной жизни.

Если человек сам не знает как ее правильно проходить, то для этого и нужны люди, которые могут этому научить, — донести правильные, верные понятия об этом. Поэтому человеку нужна не просто церковная организация, а люди которые могут этому научить.

Если люди в той или иной церковной организации сами не проходят правильно борьбу со своими страстями, то они, соответственно, и не могут этому научить. Тогда такая церковная организация не имеет никакого смысла.

Человек спасается не потому, что он принадлежит к церковной организации, которую он воспринимает за истинную, за правильную. А потому, — что он правильно проходит борьбу со своими страстями, в ежедневных искушениях, в своей личной жизни. Итаким образом воспитывает истинные добродетели, о которых говорится в заповедях Божиих.

Когда каждый придет на суд к Богу, то он будит судим не потому, что он принадлежал к правильной церковной организации или не принадлежал, – не по самому факту своей внешней принадлежности к правильной церковной организации. А каждый будет судим Богом — по настрою его духа, то есть по тем душевным чувствам и качествам, которые он воспитал в процессе своей личной жизни. Вот для воспитания верных душевных чувств, добродетельных и спасительных, нужна правильно-проходимая борьба со страстями. – Какие чувства человек воспитал в себе, — таков дух в нем и есть. Таков и будет о нем суд Божий.

***

Важна не община сама по себе, а наличие в ней правильно-проходимой борьбы со страстями. Нет такого понятия, что все кто не были в общинах — погибнут.

Бог будет судить всякую душу не по внешнему (был он в общине, церковной организации или нет), а по внутреннему ее душевному состоянию, которое зависит от наличия верных душевных чувств, добродетельных. А это, в свою очередь, зависит от правильно-проходимой борьбы со своими страстями.

Дух Святой помогает и содействует в деле спасения той душе, которая правильно проходит борьбу со своими страстями. Если же этого нет, тогда Дух Святой только призывает такую душу, чтобы вывести ее на путь воспитания добродетельных душевных чувств, которые и являются необходимым условием для хранения Божественной благодати.

***

Антихристово учение, сергианская ересь, как раз и заключается в том, что без церковной организации нет спасения. Это ложное понятие и приведет всех людей под антихриста, который будет иметь одну церковную организацию, а остальных просто не будет существовать на поверхности.

Из письма новомуч. епископа Виктора Отровидова митр.Сергию Страгородскому, который как раз и упрекал отделившихся от него, что без церкви-церковной организации они погибнут. Это понятие митр.Сергий проповедовал в одной из своих работ, еще до революции. Об этом и напоминает ему епископ Виктор Островидов:

«Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, что и Церкви Божией как дома благодатного спасения человека уже не остаётся, а сам получивший организацию перестаёт быть тем, чем он был, ибо написано: «да будет двор его пуст и епископство его да приимет иной», то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации» (новосвящмуч.Виктор Островидов, еп.Воткинский, «Письмо второе»).

Преп.Максим Исповедник лишился всего, ради сохранения правого чувства веры, выражая его через посредство исповедания веры, по отношению к современному ему искушению. Ибо, как сказал он: «Всякий человек освящается правильным исповеданием веры» (преп.Максим Исповедник,«Житие»).

И готов был остаться в полном одиночестве, лишь бы только не отступить от Истины, в настрое своего духа, не потоптать свою совесть: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним» (Житие).

И таким образом остался в Церкви, хотя умер, не имея церковной организации, иерархии и Таинств. И многие последовали преп.Максиму Исповеднику и оставались без епископов, без Причастия, без храма, без церковной организации, но оставались в Церкви, сохраняя правый настрой духа и чувство веры. То же самое было и в период иконоборческой ереси. А так же и в период Катакомбной Церкви в России. То же самое, и под конец времен.

Аноним: Батюшка, так они отделились от митрополита Сергия не в свободное плавание, а под руководством епископов, священников, не принявших декларацию. Преемственность апростольского рукоположения не прекратилась. Катакомбная церковь перестала существовать с последним епископом, имеющим Духа.

о.Серафим: То-то и оно, что они отделялись по всякому, — кто с епископами, кто со священниками, кто-то общиною без священников, а кто-то двое-трое, или вообще один.

Я знал катакомбников, которые отделялись без всяких епископов и священников. А потом их забрали в концлагеря. И большинство из них там и поумирали. И что они не спаслись, так как после отделения у них не было епископов, священников, церковной организации?

Какая-то магия получается, чисто юридический подход к спасению, такой же как у католиков. — Спасение зависит от внешнего, — епископа, священника, церковной организации, внешне-церковных принадлежностей, обрядовых законоположений и т.п.. И кто не имеет этого внешнего, — тот, мол, и идет в ад.

Если исходить из таких понятий, то Суд Божий будет происходить так, — все у кого не было епископов, священников, церковной организации и всего этого внешнего, отправляются в ад? Но ни где в Св.Писании об этом не говорится.

Св.Писание говорит совсем по другому, как будет происходить Суд Божий: В Евангельском повествовании о Страшном Суде, Господь, обращаясь к праведным говорит: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36).

Свт.Григорий Палама пишет об этом так: «Но праведные в ответ скажут: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?  когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» Видите ли, тех праведных, стоящих одесную Его? – Значит, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще – милосердие. Видите ли, и иную добродетель, свидетельствуемую у праведных в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену (защищающую все добродетели), именно – смирение? Ибо они утверждают, что они недостойны провозглашения и похвал, как не совершившие никакого добра, те, о которых свидетельствуется, что они ничего не оставили несоделанным. Посему, думается мне, Господь и провозглашает их открыто, дабы были явлены люди такого рода и через смирение возвысились и справедливо обрели благодать от Него, которую Он обильно дарует смиренным: ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Омилия 4, «На Евангелие о Втором Пришествии Христовом»).

То есть, праведники явят смиренный и сокрушенный настрой духа, так как они хотя и творили добрые дела, но не вменяли себе всякое добро, которое они творили. По этой причине они с удивлением и отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя», так как видели и видят себя грешниками недостойными, еще ничего не начинавшими; но при этом они надеются не на свои добрые дела (которые они творили), так как не вменяют их себе, а только лишь на милость Божию. Слова Господни, о них, обнаруживают в них смиренномудрие, смиренное понятие какое они имели о себе, т.е. смиренный и сокрушенный настрой духа, соединенный с милостивым сердцем. Да и не может истинная сердечная милостивость быть без смиренного настроя духа. Это одно от другого неотделимо. Ибо милостивость состоит не только в том, чтобы подавать внешние подаяния, но и в прощении, незлобии, в кротком и смиренном духе, в благодушной снисходительности к немощам ближних.

То же самое, об этом настрое духа у праведников, в день Страшного Суда, говорит и преп.Ефрем Сирин: «Блажен человек, который обретет дерзновение в день Страшнаго суда и услышит вместе с другими: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира!
Тогда каждый, увидя себя во свете, станет разсматривать и размышлять, говоря: неужели это я? И каким же образом явился я здесь, недостойный?
Приступят Ангелы с великою радостию и станут славить Святых и восхвалять их житие…
А праведники скажут им в ответ: ни в один день на земле вовсе не оказывалось у нас ни однаго добраго дела.
Ангелы снова напомнят им места и времена дел, а они опять, дивясь сами в себе, станут славить Бога» (пс.148, Псалтирь Ефрема Сирина).

Праведники, святые, удивляясь тому, что они оказались в Царстве Небесном и помилованы Богом, свидетельствуют о своем настрое духа, который они будут иметь в себе. Это дух сокрушенный и смиренный, который Бог не уничижит в день Страшного Суда, а помилует (Пс.50:19).

Соответственно, грешники обнаруживают в себе гордый и самоуверенный настрой духа, самомнение, свою самость, ища себе само-оправдания и заявляя на обвинения Господа, что «Господи! когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?». Это и есть дух, который искал по жизни само-оправдания, надеялся на свои добрые дела, на свое делание, подвижничество, молитвы, на исполнение внешне-церковных традиций и обрядовых законоположений и т.п., т.е. вменял себе всякое свое делание и на этом само-утверждался, в чувствах и ощущениях, в духе.
Вот всем носителям такого настроя духа Господь и скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23).

***

Принадлежность к Телу Христову, Церкви, зависит только от воспитания правого настроя духа и приобретения истинных плодов духа, — истинных добродетелей, которые образуются через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями. И там, где человека могут этому научить, — там и есть истинная Церковь. Там приступание к таинствам будет идти ему на пользу. Так как Таинство человек может получать от Бога только под условием правого настроя духа, с которым он и должен приступать к таинству. Такой настрой духа и образуется от воспитания верных душевных чувств и расположений, истинных добродетелей, в повседневной личной жизни человека, путем законной борьбы со своими страстями, за чистоту своих чувств, очищая их от примеси духа самости и гордыни, первородного греха.

На это и направлена правильно-проходимая борьба со страстями. Где это есть, там и есть Церковь, Таинства и спасение. Где этого нет, – там нет Церкви, Таинств и спасения.

Церковная организация и таинства не меняют человека, в духовно-нравственном отношении, сами по себе. Ибо это зависит от духовных наставников, которые должны правильно наставлять людей в вопросах внутренней духовной жизни, чтобы они правильно проходили ее. А люди, слушая их, должны уже сами последовать их наставлениям и поучениям в своей личной жизни, в борьбе со своими страстями, за чистоту своих чувств и истинное удовлетворение совести.
Так как если кто-то будет проходить свою внутреннюю духовную жизнь неправильно, тот будет заходить в состояние самообольщения и духовной прелести, идти по пути погибели.

Принадлежность к Церкви не зависит от внешних обстоятельств и условий. Она зависит только от воспитания правого настроя духа, от воспитания истинных добродетелей. Ибо Божественная благодать объединяет только всех тех, кто находится в правом настрое духа, в какой бы местности они не находились, чисто внешне, на земле. Ибо единство церковное – это не внешнее единство, а внутреннее, по Благодати, в духе, как об этом и сказал Сам Христос: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21).  Царство Божие – это и есть Божественная спасительная благодать, которая может быть внутри, в душе человека, только тогда, когда он воспитывает правый, добродетельный настрой духа, посредством которого и привлекается в душу Благодать, соделывая его членом Церкви, мистического Тела Христова.

В это внутреннее единство, по Благодати, мы и исповедуем нашу веру, в 9-м члене Символа веры, когда говорим, что мы веруем во единую Церковь. В этом исповедании выражается вера не в видимую церковную организацию, – которая может состоять из праведников, грешников падающих и кающихся, и нераскаянных грешников и нечестивцев, – а в Церковь, которая пребывает во внутреннем единстве, по Благодати, объединяя души всех тех, кто воспитывает в себе добродетельный настрой духа, – дух сокрушенный и смиренный перед Богом, дух милостивый и незлобивый, дух кротости и душевной простоты, дух правды Божией. Вот в такой Церкви и могут совершаться Таинства и спасение. И именно такую Церковь – врата адовы не одолеют до скончания века.

«Вообще, сегодняшние церковные вопросы далеко не так просты, как были раньше или, по крайней мере, как они представляются нам в нашем комфортабельном историческом будущем, и много подводных скал ожидает нас впереди. Главный ключ к пониманию всей церковной ситуации, видимо, заключается именно в «сергианстве», которое станет еще более острой проблемой, чем сейчас… Суть сергианства связана с общей проблемой всех Православных Церквей в наши дни – это потеря вкуса Православия, привыкание к Церкви как к чему-то само собой разумеющемуся, подмена Тела Христова «организацией», мнение, что благодать и таинства подаются как бы «автоматически». Логичное и благоразумное поведение не сможет провести нас между этими скалами; требуется много страданий и опыта, и мало будет разумеющих» (о.Серафим Роуз, Письмо 18.02 / 3.03, 1975г).

***

«Но ведь каждому мало-мальски сведующему в делах веры христианину ясно, что Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас». (Новосвящмуч.Павел Кратиров).

Здесь та мысль, что Царствие Божие, верный настрой духа, соединяемый с даром Благодати, внутри нас. И что Оно состоит в воспитании правильного настроя души, добродетельных чувств и ощущений. А это все – внутри нас. И что это главное, чего и должен искать человек, в жизни. И что он этого должен искать – не в чем-либо внешнем, а внутри себя. А Царствие Божие, которое человек приобретает внутри себя, – это и есть Церковь. А церковная организация – это есть средство для воспитания этого правильного настроя духа, добродетельных чувств и ощущений, Царства Божия внутри себя.

И если церковная организация не приводит к этому, то зачем она нужна – эта соль несоленая? Ибо за гробом человеку понадобятся только верные добродетельные чувства, правильный настрой души, удовлетворение совести. А если церковная организация не может к этому привести, то она превращается в церковь антихристову, ибо не может воспитать добродетельный настрой духа, необходимый человеку в вечности. И тогда через посредство обрядов и священнодействий, соблюдения внешних законоположений, канонов и правил, такая церковная организация начинает людей соединять по настрою духа не с Богом, а с падшими духами, с дьяволом.

Аноним: Батюшка, зачем вы опять много пишите? Истина не в  многословии. Она проста. Зачем опять о сергианстве.

о.Серафим: Истина не в многословии и не в малословии. Она просто есть. Многословие или малословие — это только лишь внешнее средство для выражения Истины, в зависимости от обстоятельств. Кому для верного разумения надо мало слов, — значит с тем можно говорить кратко, то есть с ним можно малословить. А если кто-то не понимает малословия, до него не доходит, значит с ним нужно многословие, — ему надо все разжевывать и объяснять. Поэтому, когда видишь, что до кого-то не доходит, то вот и приходится ему пространно все разжевывать и объяснять.

Если внимательно читали, то о сергианстве речь потому, что оно подменяет веру в Тело Христово — верою в церковную организацию, и что без внешней возможности приступания к Таинствам нет спасения:

«Главный ключ к пониманию всей церковной ситуации, видимо, заключается именно в «сергианстве», которое станет еще более острой проблемой, чем сейчас… Суть сергианства… подмена Тела Христова «организацией», мнение, что благодать и таинства подаются как бы «автоматически»» (о.Серафим Роуз, Письмо 18.02 / 3.03, 1975г).

Все эти же самые вопросы стояли в период катакомбной церкви при советской власти. Так как многие катакомбники, просто православные христиане, не имели епископов и священников, то мп-шники им говорили то же самое, — что без епископов, священников и церковной организации нет спасения; что без Таинств, без Причастия — они не спасутся. И многие из катакомбников поймались на эту патриархийную агитацию, — отступили и пошли в МП. Причина — неверные, ложные понятия о спасении.

А так же и многие люди, побыв в Московской Патриархии и увидя, что это не церковь, ушли оттуда и стали спасаться сами по себе. Так как официально не было иной церковной организации кроме МП, а катакомбников было найти невозможно, по причине гонений.

И что, если человек понял, что Московская Патриархия ведет людей по пути погибели, а катакомбников ему не найти, то разве он должен оставаться в МП, на том основании, что без епископов, священников и Таинств, — он не спасется? Но это абсурд, — поставлять спасение в зависимость от всего этого внешнего, от того, что является второстепенным и несущественным в деле спасения души. В Евангелии такого учения нет. Это самая натуральная ересь, которая спасение поставляет в зависимость от наличия епископов, священников или внешней возможности приступания к Таинствам. Но спасение человека не зависит от наличия всего этого внешнего. Оно зависит только от воспитания верных душевных чувств, спасительных, в личной жизни, в зависимости от обстоятельств в которых оказался человек.

Если по причине исповедания такого учения, – что без епископов, священников или внешней возможности получения Таинств нет спасения, – человек будет оставаться в лжецерковной организации, идущей по пути лжи, то он погибнет и пойдет в ад. Так как он все это внешнее поставил выше удовлетворения совести, выше верности духу Христову. Это для него стало идолами на пути к Богу.

Без разницы какая патриархия, главное – оставаться людьми?

Аноним: Прошу прощения … не думаю о том чья патриархия ….продаст больше свечек или меньше … какая разница … надо прежде всего оставаться людьми.

о.Серафим: Конечно надо оставаться людьми. Но на таком основании и с таким понятием можно пойти в буддисты, в индуисты или в иудаисты. Получается, что какая разница где быть, как вы говорите. — Ведь главное быть людьми.

Но если та или иная церковная организация ведет людей по пути духовной прелести и самообольщения, то оставаясь в ней, — под благовидным предлогом, главное быть людьми, — человек может не заметить того как зло начал воспринимать за добро, да еще и оправдывать его. Но при этом он будет повторять, что главное быть людьми.

Конечно надо быть людьми, но только надо не омрачиться умом от ложной духовности и перестав быть человеком (в нравственном смысле), при этом продолжать считать себя таковым.

Такой будет творить зло и защищать его, но при этом будет считать, что он творит добро и защищает его, так как он, мол, духовно-нравственный человек. В реальности же — он в духовной прелести и самообольщении.

«Путем подмены понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И сие есть, в сущности, «сатана, являющийся под образом ангела света» (2Кор.11:14). Таким образом, ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения» (свт.Филарет /Дроздов/, митр.Московский, Комментарий к творениям св.Григория Синаита).

Как могут спасаться те, кто имея хиротонии покинули Московскую Патриархию и т.п?

Аноним: Как могут спасаться те, кто имея хиротонии покинули Московскую Патриархию и т.п?

о.Серафим: Даже если священник-католик покинет римскую церковь и начнет правильно проходить борьбу со своими страстями, свою внутреннюю духовную жизнь и этому будет учить с ним пребывающих, то Таинства им совершаемые будут Богом совершаться.

Епископ или священник только лишь внешне священнодействуют. Но Таинство совершает не епископ или священник, а Бог; и только тогда, когда есть люди способные по настрою своего духа к восприятию Таинств. А такие люди есть там, где учат правильно-проходимой борьбе со  своими страстями.

Там, где нет правильно-проходимой борьбы со страстями, там Бог не совершает Таинств через епископов или священников.

Таинства это невидимые дары Благодати, которые подает Бог. Они могут подаваться через внешние священнодействия, а могут непосредственно Богом — душе человека. И в том и другом случае Таинства совершает Бог и подает Бог, — или через внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство, или без внешнего священнодействия, непосредственно Богом душе человека.

Условием получения Таинства, в том и другом случае, является правильно-проходимая борьба со страстями, воспитание верных добродетельных душевных чувств. Если это условие не соблюдается, то Таинства Богом не подаются ни в том, ни в другом случае.

Если священник покинет Московскую Патриархию, Католическую церковь, другую лжецерковную организацию, встанет на путь правды и истины, и начнет правильно проходить борьбу со своими страстями, и этому будет учить других людей, то Таинства которые он будет совершать будут благодатны. Так как будет исполняться главное условие для совершения Таинства Богом и его восприятия, – это верные добродетельные душевные чувства, воспитываемые через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями, за чистоту своих чувств.

Оставьте комментарий