1. /
  2. Церковь и Истина
  3. /
  4. О Церкви, крещении, догматах...

О Церкви, крещении, догматах и ереси

Оглавление:
  О Церкви и церковной организации
  Как христианин может совершить крещение, и при каком условии его совершает Бог. О Таинствах и жизни в Церкви
  Как возникали догматические формулировки. В чем погибельность ереси; кто еретик, а кто нет
  Церковь в конце времен
  Зачем нужна Церковь, и как Ее искать


О Церкви и церковной организации

Аноним:  Церковь и церковная организация это одно и то же, или нет? И что такое Церковь?

О.Серафим: Церковь и церковная организация – это не одно и то же.

Церковь – это благодать Духа Божия, Духа Святого, сошедшая в день святой пятидесятницы на Апостолов, со всеми присущими ей дарами и Таинствами.

Церковь это – «Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Церковь одна»).

«Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас» (Новосвящмуч. Павел Кратиров).

А церковная организация, – это не Дух Божий, не благодать Духа Святого, – это земное учреждение.

Когда мы говорим в Символе веры: «Верую во… Церковь» (9 член Символа веры), то под этим подразумевается благодать Духа Божия в душах, покоряющихся ей, а не земная церковная организация или собрание людей. Под этим подразумевается – «Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь» (Православный катехизис,п.252).

Веровать можно только в то, что умом не постигается. Поэтому, в 9 члене Символа веры речь идет не об организации (состоящей из людей), т.к. она вполне постигается через посредство зрения и ума. И веровать в церковную организацию, состоящую из людей грешных никак нельзя. Поэтому, когда говорятся слова «Верую во… Церковь», то в них исповедуется вера в «Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков), – в Божественную Искупительную Благодать, сошедшую в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, в души покорившихся ей. Этот дар Благодати был дарован миру через искупительную жертву, которую принес Христос на кресте, за грехи всего мира. И так как Церковь, по слову ап.Павла, есть «Тело Христово» (1Кор.12:27), то исповедуется так же и вера во Христа, как в Бога, воплотившегося в человеческое естество.

Церковь, Дух Божий, мы постигаем не разумом, а осязаем верою, выходящею за пределы разума и сознания. «Мы говорим: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь»… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым — Рим. 5, 5)» (Новомуч.Михаил (Новоселов)).

Насколько кто живет, по настрою своего духа, в благодати Духа Божия, настолько тот и является членом Церкви. А это совершается, по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести, в своей личной жизни, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств.

Земную же церковную организацию, собрание людей, мы можем видеть и постигать разумом. Поэтому в нее и невозможно веровать, т.к. она сама по себе не есть Церковь, Дух Божий, а есть чисто земное учреждение.

Если церковная организация, в своем общем направлении, идет не в согласии с Духом Божиим, то она отпадает от Церкви, от спасительной благодати Духа Божия. Это происходит со всеми теми, кто идет, в настрое своего духа, по этому общему пути, данной церковной организации. Но это не касается тех, кто в своей личной жизни, по настрою своего духа, не идет по этому общему пути.

Спасение зависит не от внешней принадлежности к правильной или неправильной церковной организации, а от воспитания правильного настроя духа, способного к восприятию дара Божественной и спасительной благодати.

Если же поставлять спасение в зависимость чисто от внешней принадлежности или непринадлежности к церковной организации, то такое понятие о спасении будет чисто юридическим, механическим, магическим.

Те которые принадлежат к правильной церковной организации, спасаются не потому, что они принадлежат к правильным. А спасаются они, – в зависимости от воспитания верного душевного настроя, способного к восприятию дара спасения. Воспитание этого душевного настроя через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со страстями, и есть главная и характерная черта церковной организации, представляющей собою истинную Церковь. По этой причине в ней есть Церковь, Дух Божий, Тело Христово и Благодатные Таинства.

Но и те, которые не принадлежат к правильной церковной организации, могут точно так же, в своей личной жизни, прийти к этому душевному настрою и получить дар спасения. Ибо это, – воспитание верного душевного настроя, которому и подается дар спасения, – не закрыто на земле ни для кого.

Поэтому главное, – это воспитание правильного душевного настроя, способного к восприятию дара спасения, Божественной и спасительной благодати.

Господь, по своей неизреченной милости, изливает на все души человеческие этот дар спасительной и Божественной благодати. Но только тот человек на земле который воспитает в себе этот правильный душевный настрой, или придет к нему под конец своей жизни (подобно Благоразумному разбойнику), будет способен к восприятию этого дара, получит спасение, и спасется.

Церковь, понятия о Церкви.

Как христианин может совершить крещение, и при каком условии его совершает Бог. О Таинствах и жизни в Церкви

Аноним:  Где же крестить детей? Да, главное, наверное, воспитывать в них правильный настрой духа, и не увлекаться обрядоверием; но жить некрещеным, просто с верой во Христа всю жизнь, надеяться на спасение, как на чудо покаяния благоразумного разбойника.. Я бы хотел другого пути для своих детей. А вы совершаете церковные Таинства?

О.Серафим: В требнике, где находится чин крещения, сказано, что в случае отсутствия священника, крестить может и мирянин. Это древняя практика. Среди катакомбников тоже такое было. То есть, сам взрослый, содержащий истинную веру, совершает крещение, через троекратное погружение крещаемого, со словами: 1).»Во имя Отца. Аминь», 2).»и Сына. Аминь», 3).»и Святого Духа. Аминь».  Это внешнее священнодействие через посредство которого Господь совершает Таинство; но не безусловно, а под условием: правого чувства веры, в своем движении устремляющегося к свободе от духа самости (первородного греха), у воспитателей младенца, и того, что младенец будет воспитываем в духе этого чувства веры.

Мы тоже совершаем все церковные Таинства. Но главное в этом вопросе – это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь. Без которой Таинства ничего ни дадут, а послужат еще в суд и осуждение, или вообще Бог их не совершит. Ибо одно дело – это Таинство, которое совершает Сам Бог, а другое дело – это внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство. И тот, кто крещен в правильной церковной организации – это не гарантия и штамп, что Таинство совершено.

Когда человек приступает ко Крещению, то он должен подготовить себя к принятию Благодати, и если он готов, то подается ему Искупительная Благодать и Ангел-Хранитель – помощник в сохранении этой Благодати. И хранит он Ее, под условием, – если и сам человек будет хранить, т. е. делать всё необходимое для этого со своей стороны, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на борьбу за чистоту своих чувств и воспитание правого настроя души.

Если же человек не будет готов к принятию Таинства, в настрое своего духа, то хотя внешне и совершается обряд, но Таинство не совершается, – Благодать не подается и Ангел-Хранитель не дается, потому что хранить ему нечего. Но это, конечно, не значит, что снова креститься надо, ибо как определишь – получил человек Благодать или нет? Поэтому, чисто внешне, считается, что человек крещенный; но крещенный ли он перед Богом, получил ли он дар спасительной, крещенской Благодати, это вопрос.

Если же он не получил дар Благодати в крещении, то впоследствии, когда, по настрою души, человек поимеет готовность хранить Благодать, придет к истинному покаянию, то вот, в тот момент и подается впервые Благодать Таинства.

Итак, если условие для принятия дара Благодати не выполняется, то соответственно и Искупительная, Крещенская Благодать в Таинстве Крещения, не подается.

И тогда, по слову свт. Кирилла Иерусалимского, человек: «крестился, но не просветился», «омыл тело водою, но не просветил сердца Духом», и потому, «не ожидай принять Благодать», «примет тебя вода, но не воспримет Дух» («Слово предогласительное», 1-2, 4), «люди крестят… а Дух не будет крестить» («Слова огласительные», Сл. 17, § 36).

А также и свт. Григорий Нисский: «оставляют без внимания многие из приступивших к Благодати Крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь»; и «Если же баня [крещение] послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив, жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия»; и «хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою» (т. 4, «Огласительное слово», гл. 40).

То же самое и преп. И. Дамаскин: «Кто приступает ко крещению коварно, скорее будет осужден, нежели получит пользу» («Точное изложение православной веры», книга 4, гл. 9).

Поэтому, общее положение таково, что не подается Благодать вне истинной Церкви, потому что уже заранее известно, что в лже-церкви нет никаких условий к Ее хранению: никто там не научит и не наставит как Ее сохранить, по причине отсутствия правильно-проходимой внутренней духовной жзини. И если к получению Ее нет условий, то и не может вне истинной Церкви человек быть действительно готовым Ее принять. Таково общее положение, хотя могут быть и исключения, по отношению лично к какому-то человеку.

Таинства по учению Св.Отцов совершаются только в Церкви. А Церковь – это не церковная организация, ибо «Верую во единую… Церковь». А веровать в организацию никак нельзя, так как мы ее видим и постигаем. Ибо по слову ап.Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1). То есть, предметом веры может являться только то, что умом не постигается и зрением не осязается. А Церковь есть Тело Христово или: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати»(Русский богослов Алексей Хомяков).

А истинная же Церковь есть там, где есть правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со страстями, направленная на воспитание верных душевных чувств, правильного душевного настроя, спасительного; где есть жизнь в духе Христовом, где приносится истинное покаяние, непосредственно в личной жизни, в ежедневных искушениях.
Вот где это есть – там и есть истинная Церковь, там Господь и совершает Таинства, так как есть условие для хранения и преумножения этого дара Благодати.

Ибо, Таинство не находится в подчиненном состоянии  внешнему священнодействию. Таинство – это действие Божие, дар Божий. А Бог не находится в подчинении какому-либо внешнему действию или произносимым словам.

Епископы и священники не совершают Таинств чисто механически, магически. Таинства совершаются не потому, что было совершено священнодействие, сопровождающее Таинство, и произнесены слова. Нет. Такое восприятие Таинства – это магия.

Главный принцип магии: внешнему действию или словам подчиненно сверхъестественное действие. Это заранее настраивает человека на дух самоуверенности, самомнения. Вот на основании духа самоуверенности, т.е. духа самости и гордыни, и совершаются все магические действия. Вера соединенная с самостью – это и есть само-уверенность. Такое чувство веры и называется неправою верою, ложною.

Вера – чувство естественное человеку; но к ней приражается самость (движение духа не в согласии с волей Божией), и получается – само-уверенность. Так же и к надежде, и к любви: приражается самость, и получается – само-надеянность и само-любие.

Мнение – тоже естественно человеку, но и к нему прилепляется самость, и получается – само-мнение.
Чувство довольства, удовлетворенности, тоже естественно человеку, но когда оно соединяется с «само», то становится уже само-довольством.
Всё нуждается в очищении от «само» – от заразы первородного греха, при помощи Божией благодати.

Таинства совершаются Богом, через епископов или священников, только там, где есть люди способные, по настрою своего духа, к восприятию Таинств. А по общему положению это есть только там, в тех церковных организациях, где есть правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со страстями. Поэтому, должны быть такие духовные наставники, которые могут содействовать в воспитании верного душевного настроя, через правильно-проходимую борьбу со страстями, чтобы таким образом люди становились способными к восприятию Таинств. И тогда для таковых людей Бог и совершает Таинства. И в такой церковной организации Таинства являются спасительными и благодатными.

Если же нет священства, то Бог Сам может подавать благодать Таинств непосредственно душам людей. Такое бывает когда кругом отступление от пути истины и правды. И ради их сохранения кто-то лишается священства и таинств. Такие времена называются исповедническими. 

Необходимо конкретно для себя определиться, – чего я хочу? Ибо главное, ради чего и есть церковная организация, – это спасение души, которое состоит в правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со страстями, для воспитания истинных плодов духа, верных душевных чувств и настроя души. – Чтобы, таким образом, человек не просто числился в церкви, а жил в Ней, в духе. А это возможно только при воспитании верных душевных чувств и спасительного настроя души.

Когда вы найдете для себя правильную церковную организацию, которую вы будете считать за Церковь, то что дальше? Дальше вы будете искать тех людей, священника или кого-либо, кто бы вас правильно смог наставлять в вашей внутренней духовной жизни. И все дело у вас, в итоге, опять сведется к каким-то конкретным лицам, которые как вы будете считать духовные, т.е. живут по настрою духа в Церкви. И вы у них будете спрашивать совета о том, как и вам при данных исторических условиях, и обстоятельствах вашей личной жизни, жить в Церкви. А эта жизнь в Церкви возможна только через воспитание правильного настроя души. Значит, кто-то вас должен этому научать и наставлять, тогда и Таинства, которые вы будете принимать, пойдут вам на пользу, во спасение. Или самому пытаться делать то же самое, без всяких наставников, лично для самого себя.

То есть, хоть с наставником или без наставника, но суть остается та же самая, научиться жить в Церкви. А это возможно только через правильно-проходимую борьбу со страстями, направленную на воспитание верных душевных чувств, правого настроя души, спасительного.

Присоединение к Церкви, как быть, ищущим Церковь.

Аноним:  Но исходя, из такого подхода можно придти к выводу, что можно спастись  и без посещения церкви, достаточно лично самому человеку научиться жить в согласии со своей совестью, и жить с верою во Христа, таким образом, как бы хранить истину, и иметь в себе церковь. Ведь помимо нас и православной веры есть еще целый огромный мир, который живет совершенно по другим принципам, исходя из своих многовековых  культур. Ведь они тоже наверно выбирали мусульманство, ислам не «нравственным чутьем», а потому что так жили их родители, деды и прадеды, наверно у них своя истина и правда.

О.Серафим: Неужели вы так веруете, что человек спасается от того, что он посещает храм? –  Но это совершенно неправильный подход к этому вопросу. Это уже вменение себе этого дела, и возгревание духа самомнения и самоуверенности, неправой веры, приводящей к магиии.

А для чего человек приходит в церковную организацию и должен посещать  храм? – Только лишь для того, чтобы его научили удовлетворять свою совесть, а так же борьбе за приобретение чистоты чувств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога  узрят» (Матф.5:8). Тогда молитва и Таинства, к которым он будет приступать, будут идти ему на пользу, во спасение. – Для того чтобы, по настрою духа, соединиться с Богом, по Благодати. То есть, чтобы ему помогли воспитать правильный душевный настрой, через борьбу за чистоту своих  чувств и удовлетворение совести, – чтобы его научили правильно-проходимой внутренней духовной жизни, для воспитания истинных плодов духа, необходимых в день смерти и Страшного Суда.

А если этого нет, то такая общественная молитва не будет соединять его с Богом, ибо «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Матф.7:21), говорит Христос. А так же: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8,9);

Если нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на воспитание верного и спасительного настроя души, то через таковые Таинства он будет соединяться не с Богом, а  с дьволом: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Иоан.13:26,27). «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь Тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Иоанн (Иоан.13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана…  Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются» (свт.Иоанн Златоуст, «Толк. На Евангелие от Матфея», Беседа 82); «Никто пусть не приступает коварным, никто – исполненным злобы, никто – имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться во осуждение. И вот, после принятия предложенного в Иуду вошел дьявол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду» (свт.Иоанн Златоуст, т.2, «О предательстве Иуды», Беседа 1); «Да не в суд или в осуждение, будет мне причащение Святых Твоих Таинств» (молитва перед Причастием); «Причастие от еретиков, не просвещает,  а еще более омрачает» (преп.Феодор Студит). – Это потому «Причастие от еретиков… еще более омрачает», что у них, – в общей направленности их церковной организации, – нет следования по пути правды и истины, нет правильно проходимой внутренней духовной жизни в борьбе со страстями; а отсюда и правого чувства веры. По этой причине они и омрачаются, так как в неверном настрое духа приступают к Таинствам. 

Поэтому там, где нет следования по пути правды и истины, нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни в борьбе со страстями, там нравственность и духовная жизнь основывается на духе самости и гордыни. В таком случае, в общем направлении этих лжецерковных организаций отсутствует дух истинного смирения, нет истины. Ибо нравственность, которая основывается на духе самости и гордыни, – это бесовская нравственность. Это и есть дух антихристов.

Церковь – это не церковная организация, а Благодать духа Божия сошедшая в день Св.Пятидесятницы на апостолов. Церковная организация может принадлежать к Церкви, а может и не принадлежать. Если общий путь той или иной церковной организации отступает от пути правды и истины, – от воли Божией, на текущий момент времени жизни на земле, – то она отпадает от Церкви.

Но смысл прихождения человека в церковь (церковную организацию), – которая претендует на то, что она принадлежит к Церкви, и поэтому мол так и называется, – состоит в том, чтобы человеку воспитать правильный душевный настрой, верные чувства, или как говорит ап.Павел плоды Духа«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Да и сам Христос говорит о своих учениках, что «по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Это и есть самые первые и верные признаки Церкви.

Там где есть правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь в борьбе со страстями, приносящая истинные плоды Духа, там и есть жизнь в Церкви. А если этого нет, то кто бы, какие бы догматы не содержал, но он по настрою духа – не в Церкви. И правильное содержание догматического учения – не присоединяет человека по настрою духа к Церкви. К Церкви может человека присоединить только верный настрой духа. Его-то и должна воспитывать у человека истинная Церковь на земле, а проще говоря, содействовать этому воспитанию должны те человеки, которые сами живут в этом духе.

Как возникали догматические формулировки. В чем погибельность ереси; кто еретик, а кто нет

Да и новые догматические формулировки возникали, в жизни Церкви, в процессе, т.е. в зависимости от того перед каким искушением, отступлением от Истины, оказывалась Церковь.

Так, к примеру, арианская ересь не была изначально, но возникла впоследствии, и в связи с этим явилась догматическая формулировка, отражающая Истину по данному вопросу. Эту догматическую формулировку выразили те люди, которые жили в духе, т.е. имели в себе истинные плоды духа на тот период времени. По этой причине Бог и открыл через них эту догматическую формулировку; таким образом являя истину по данному вопросу. Этими людьми были, к примеру, свт.Афанасий Великий, свт.Григорий Богослов, свт.Василий Великий и другие. То же самое и с другими ересями: несторианством, монофизитством, монофелитством и т.п.. Но люди, жившие до этого периода времени, не знали эти догматические формулировки, на уровне умовом, рассудочном; но это не значит, что они не спасались. Ибо возможность приобретать истинные плоды духа, воспитывать верный настрой души, была изначально.

Погибельность ереси заключалась не просто в неправильной формулировке, а в том, что она основывалась на страстях, — на самомнении, на духе самости и гордыни. То есть, погибелен сам дух самости и гордыни, первородного греха. Ибо в Церкви бывали неверные догматические высказывания даже и у Святых. Об этом есть здесь. Но они не основывались у них на гордом духе. А у еретиков, — на страстях самомнения и выскоумия, на духе самости и гордыни. Вот именно в этом и состоит как раз погибельность ереси, так как «Бог гордым противится» (Иак.4:6).

Но если человек содержит какую-то неправильную догматическую формулировку, – которую кто-то, когда-то принял на основании духа гордыни, – но сам он свободен от этого духа, то его нельзя назвать еретиком. Он заблуждается лишь только на уровне умовом, рассудочном, но не в духе. Такой человек может оказаться в любой религиозной организации и даже у язычников. О чем ап.Павел и говорит: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15). Об этом есть здесь.

Погибельно не само по себе неправое мнение, а то – когда оно основывается на самомнении, на духе самости и гордыни, – когда оно питает и возгревает этот дух. Поэтому, в Церкви высказывались неправые мнения Св.Отцами, но они остались святыми, т.к. эти мнения не были основаны на духе самости и гордыни, не питали этого духа. А еретики, высказывая свои неправые мнения, основывались на самости и гордыни, питали и возгревали в себе этот дух, свои страсти самомнения и высокоумия; и по этой причине, – отпадали от Церкви, по настрою своего духа, делая это явно или втайне. Погибельна не сама по себе неправая мысль, – так как у каждого в голове проскакивает куча всяких неправых мыслей, – а то, когда в основании неправой мысли стоят страсти самомнения и высокоумия, дух самости и гордыни. В таком случае, неправая мысль является только лишь средством. А страсть самомнения, возгревание духа самости и гордыни – целью.

Первый грех во вселенной, который совершил падший херувим, – это самомнение, дух самости и гордыни. Вот отсюда и берут начало все ереси. Когда неправая мысль основывается на духе самости и гордыни, его возгревает и питает, то это есть самомнение, дух самости, который и является погибельными для души человека. Но когда есть неправая мысль, а в основании ее нет духа самости и гордыни, и она не возгревает и не питает этого духа, – а вместо этого настроя пребывает дух смирения, – то тогда такой человек не является по настрою своего духа еретиком. И вполне может спастись.

В тех случаях, где Св.Отцы говорят о погибельности ересей, то речь идет о тех случаях, где они основываются на самомнении, на духе самости и гордыни, питают и возгревают этот дух. Это и есть характерная черта еретиков. Ибо иначе за неправые мнения и многих прежде живших Св.Отцов надо так же причислить к еретикам. Но последующие Св.Отцы прощали им их неправые высказывания. Почему? – Потому что эти высказывания не основывались на самомнении, на духе самости и гордыни. А еретикам не прощали. Почему? – Потому что они основывались на этом страстном духе.

Церковь в конце времен

««В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями« (преп.Нифонт, ответ 4). Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца!.. «Спасаясь, спасай свою душу», – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий… Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне – одно лицемерство», – говорит уже Святитель Тихон за сто лет перед этим. Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, «Отечник», Заключение).

«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18: 8). Это значит: найдет ли Он истинно верующих, доказывающих веру делами, особенно же истинною и действительною молитвою, которой подвиг и основывается на вере, и совершается, постоянно опираясь на вере? Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние» (свт.Игнатий Брянчанинов, т. 4, Поуч. в неделю 32-ю).

«Настанет некогда время, – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: «ты по преимуществу находишься в недуге, потому что, не подобен нам».
Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками – орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: «неужели ты один – прав, а все или большая часть людей ошибаются!» Возражение – не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, «Отечник», «Антоний Великий», гл.41).

«К концу жизни мира… «земля Израилева», Церковь, будет «низвращена от меча» – от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иезек.38:18-22)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

«Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», письмо 245).

«Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар Божий человекам удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», письмо 256).

«Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самими попущениями Божиими» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», письмо 42).

«Милосердное долготерпение Божие продлевает время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «ибо время сокращенно», и от всякого из нас переход в вечность недалек» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», письмо 42).

Зачем нужна Церковь, и как Ее искать

Аноним:  Как мне найти истинную церковь?
И знаете, я поймал себя на таком ощущении, что, когда я сталкиваюсь со своим недоброжелателем и обидчиком, то не могу иметь отношения к нему без негативных чувств.

О.Серафим: Ты ищешь истинную Церковь на земле. А вот Ее признаки «Любовь… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13:5). И главный из них это – «Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8).

«Любовь… не ищет своего». – Это значит, что она не ищет удовлетворения духа своей самости. А когда ты раздражаешься, обижаешься, ненавидишь, злопамятствуешь, то ты ищешь удовлетворения духа своей самости, т. е. ищешь своего.

«Любовь никогда не перестает». – Какое бы зло ей не сделали, но она в душе не меняется на чувства обиды, ненависти, неприязни и т.п.. Она не изменяется, в чувстве и ощущении, не переходит в какое-либо страстное чувство. Как было в душе чувство и ощущение любви, так оно и продолжает оставаться, не изменяясь, по отношению к своим врагам, обидчикам и недоброжелателям.

«Расторгающие любовь причины суть следующие: бесчестие, причиненный урон, оклеветание или веры или жизни, побои, удары, раны и проч.; и притом, когда это случается или с самим кем, или с кем из родственников его и друзей. Разрывающий любовь, по какой-либо из таковых причин, не познал еще какая цель заповедей Христовых» (преп.Максим Исповедник. Главы о любви, «Сотница четвертая», гл.81).

«Любовь не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4). То есть, любовь хотя и имеет все добродетели, но не надмевается внутри себя, не превозносится над другими – имеет смиренный настрой духа.

Характерная черта истинной любви и состоит в том, что она не вменяет себе, по настрою своего духа, никакой добродетели, но содержит себя еще ничего не начинавшей, ничего истинно-доброго не приобретшей.

«Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти и в то время, как благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум, он признает себя грешником из грешников, не сделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих… Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их; там – Христос» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

 «Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание…, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2,3). Стяжавший же любовь стяжал Самого Бога; ибо «Бог есть любовь» (1Ин.4:16)» (преп.Максим Исповедник. Главы о любви, «Сотница четвертая», гл.100).

«Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным»(преп. Макарий Великий, Беседа 15).

Вот они признаки истинной Церкви, которую ты ищешь на земле. Ибо приобретший такую любовь «стяжал Самого Бога». Где есть такая любовь – «там – Христос». А где Бог, Христос, там и истинная Церковь.

Так ищи Ее настроем своего духа, в своей личной жизни, во искушениях с ближними, каждый день. Это и будет твоим истинным стремлением войти в Церковь, по настрою своего духа, а не чисто внешне, формально. Вот таким образом и надо искать истинную Церковь на земле, а не набором информации о церковных юрисдикциях, – которая из них самая правильная.

Если ты не будешь так искать Ее, то все твои поиски обратятся в лицемерие, в самообман. И приведут тебя к иллюзии, в области мечтательности, к духовной прелести.

Вот и постарайся воспитать к своему недоброжелателю, во искушениях, чувства: незлобия; сострадательной любви, в молитве за него; добродушия, доброжелательства и душевной теплоты, при обращении с ним; душевной простоты, которая при встрече с недоброжелателями и врагами, всегда пребывает так, как будто бы ничего не произошло.

Вот так ищется истинная Церковь, – настроем своего духа. Кто будет иметь эти главные признаки Церкви, в том и будет обитать благодать Святого Духа, и он будет жить в Церкви.

Вот он путь к истинной Церкви и жизнь в Ней.

Оставьте комментарий