О спасении грешников

Просмотров: 234

Оглавление:
  О спасении грешников и борьбе с блудной страстью.
  Совет женатому, при соблазнах.
  Похоть и гнев.


О спасении грешников и борьбе с блудной страстью.

Аноним:  в 38 беседе вы приводите историю человека, который долго выбирал себе жену. А разве это был не блуд переменять 50 девушек? Не говоря уже о том, какие девушке в абсолютном большинстве присутствуют на таких сайтах?


О.Серафим:  Это понятно, что все это грех, но при этом не должно быть фарисейского отношения к этим грешникам. А если следовать вашему понятию, то получается, что человек должен сходу быть правильным, а если он не таков, то за дверь. Тем более, что здесь причина не в блудной страсти, а совсем в другом, – в том, что человек не мог носить немощи, какие-либо недостатки ближних, поэтому и переменял.
Ну и девушки тоже разные бывают на сайтах знакомств.

Если человек, после всего что он натворил, ко мне обратился и просит ему помочь, то неужели я должен его отвергнуть. А как же Христос оставляет девяносто девять овец и идет искать одну заблудшую?

«Сам Господь, оставивши девяносто девять овец, пошел за одною, и спасение такого множества овец не могло сокрыть от него погибели одной. Евангелист Лука говорит, что Он взял ее даже на плечи Свои, и что на небе более бывает радости о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Оставив незаблудившихся овец для одной заблудившейся, и возрадовавшись о ее обретении более, нежели о сохранении тех, Он показал чрез то великое попечение о ней. Итак, не будем презирать таковых душ. Для того ведь все это нам и сказано. Угрожая тем, которые не будут подобны детям, совершенным отлучением от царствия небесного и упоминая о жернове, Спаситель низлагает этим гордость людей высокомерных, так как ничто столько не противно любви, как гордость» (свт.Иоанн Златоуст, Толк Мф.18:12).

Посмотрите вокруг, у нас на дворе не 19-й век, а 21-й. Вернитесь в реальность, и подумайте, – надо содействовать спасению людей 21-го столетия, погрязающих в своих страстях, или нет?

А если надо, то как вы себе это представляете? Как написано в старых книжках про благочестивых христиан, которые с детских лет воспитывались в православии? Нет конечно, так как времена совершенно не те, и жизнь совсем уже не та, и люди не те.

Этот человек, обратившийся ко мне, пытался жить по христиански, то есть отстать от своих грехов, а потом опять падал. А потом опять пытался отстать, и опять падал. Он пытался жить по христиански так, как он это понимал.

И когда он ко мне обратился, то я и стал ему пытаться помогать выбраться из того состояния, в котором он находился. И что-ж тут плохого, что я этому человеку, посредством становления его на путь борьбы с причинами своего несчастья, стал помогать в том, чтобы он выбрался из своего состояния. И если он в конечном итоге вышел из этого состояния, то что ж тут плохого-то? Разве плохо, – определить причину греховного состояния человека, и помогать ему выбираться из этого состояния, когда он обращается за помощью.

Этому молодому человеку я раскрыл причину того, почему он не может ужиться ни с кем, и он стал искоренять в себе этот дух, и таким образом женился и стал жить с одною женою, терпя ее немощи, через посредство понуждения себя к правильному душевному настрою.

Вот он этот молодой человек.


Аноним:  Вспомнилось просто сравнение женского алкоголизма и закоренелого блудника. И то и другое говорят не излечимо.


О.Серафим:  Если это неизлечимо, то нет ни для кого покаяния, и всё бесполезно. А как же разбойник покаялся на кресте? Как же Мария Магдалина покаялась, Евангельская блудница, Мария египетская и великое множество других?

Мне кажется, что вы не на совсем верном основании строите свою духовную жизнь. Так незаметно можно воспитать в себе фарисея, который в конечном итоге окажется хуже мытаря.

“Те, которые не вменили себя должниками всякой заповеди Христовой, чтут Закон Божий телесно, не разумея ни того, что говорят, ни того, на чем основываются, потому и думают исполнить его делами” (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.34).

Это вменение себя должником всякой заповеди Божией и есть то, чтобы научиться не вменять себе никакого делания. Никакого исполнения заповедей Божиих, в том числе и борьбы со страстями. И это необходимо не просто на уровне умовых понятий или рассудочных, а в чувстве и ощущении. Ибо кто не стремится приобретать это по настрою духа, в чувствах и ощущениях, тот, по слову преп.Марка, и чтит Закон Божий телесно. То есть, он почитает закон точно так же как и иудейские фарисеи и законники, дошедшие через такое почитание Закона до богоубийства.

Ибо закон должен приводить человека к опытному познанию своей немощи, а отсюда и к истинному смирению. Если же подвизающийся не приходит к такому настрою духа, то он неизбежно придет к тому же самому настрою духа, что и ветхозаветные фарисеи и законники. – Это духовный закон. И место ощущения своей немощи и смирения заступит дух гордыни и самомнения. В таком случае исполнение закона, канонов и правил, обрядовых и внешних законоположений, будет являться лишь внешним средством, возгревающим дух вменения себе, в чувстве и ощущении, дух гордыни и самомнения.

Любое исполнение внешнего закона должно открывать в человеке действие падшего естества и приводить человека к опытному познанию и ощущению своей немощи, а не к само-утверждению. – К тому, что человек опытно ощущает, что он не может исполнить закон, как подобает и этим удовлетворить свою совесть. Поэтому-то он, ощущая свое бессилие и немощь, и начинает нуждаться в Спасителе, ощутительно для души. Поэтому-то закон, ведя человека к познанию своей немощи и беспомощности в исполнении его, и приводит его к Спасителю. Вот она нужда, ощутительная для души, – во Христе Спасителе.

И тогда человек, в ощущении своей немощи и беспомощности, припадает в духе ко Христу и вопиет к Нему о помощи, чтобы Он излил Свою милость и помиловал его, великого грешника. А почему он ощущает себя великим грешником? – Потому что он много раз пытался исполнить закон, искоренить в себе страсть, грех, но через это в нем пришло в движение падшее естество, дух гордыни, самости, и он опытно ощутил, что он бессилен и не может исполнить закон. Отсюда познание немощи и нужда в Спасителе. Об этом и говорит ап.Павел, что “законом познается грех” (Рим.3:20). И что “делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть”(Рим.3:20).


Аноним:  Потом еще кажется из Ф. Затворника, он отвечает кому-то на вопрос о том какую жену выбрать, что тот хочет взять не верующую жену и “переделать” её, а он говорит что “не переделаешь, а сам совратишься…” и, что надо искать жену-христианку. Как вы думаете?- на мой взгляд в этом много истины.


О.Серафим:  Я не знаю, что вы понимаете под понятием христианка. Я знаю очень многих, которые женились на христианках, а потом выяснялось, что эти христианки оказались хуже неверных. – Они обманулись на внешности, воспринявши христианскую одежду и исполнение обрядовых законоположений, тихий голос и внешнюю скромность, за христианство. А в реальности, в каждый день жизни, все оказалось совсем не так.

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). В наше время, название верующий, абсолютно еще ни о чем не говорит. Ибо под этим названием скрываются фарисеи и законники, одержимость духом самости и гордыни, и одержимость многими другими страстями. Такую веру и бесы имеют.

И среди молодежи, – сегодня он неверующий, а завтра уже уверовал. Поэтому, говорить о том, что он – всё, – неверующий, – это получится неправедный суд.

Я сам некоторых привел к вере христианской, хотя до того они были неверующими, или неправоверующими.

Поэтому, здесь нельзя сделать однозначного вывода, ибо человек до самого конца жизни имеет возможность придти к Богу.

И вы или ваши знакомые, тоже до какого-то периода жизни были неверующими, а потом стали верующими, стали стремиться к жизни по вере. И если встретить вас или их до того, то разве правильно было бы, на тот момент времени, сказать о вас такие слова, что неверующего “не переделаешь, а сам совратишься…”, и поставить на вас крест.

В наше время христианство подменено фарисейством, обрядоверием и законничеством, которые и выдаются за христианство, православие. И попробуйте среди современных фарисеев, обрядоверов и законников, под названием православные, найдите истинного христианина или христианку. Их не найдешь, как говорится, «днем, с огнем».


Аноним:  Так вот возвращаясь к блудной страсти, кажется не возможным вести какую либо борьбу с другими страстями, не зря же она считается самой сильной.
; Пишет, что среди мужчин святых не было из блудников. 
“Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность. “Наше дело не рожать, – насладиться и бежать”, – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей”. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.” 
А на счет жены, под женой-христианкой имею в виду человека, находящегося в духовном движении, т.е. на том или другом уровне уже понимающего жизнь ради Христа, наверно. Т.е. НЕ находящегося в ожесточении, имеющего неправильный интерес к жизни, который как мне думается поменять сложнее всего или невозможно. Интерес есть, ничего другого не требуется- все тупик. Об этом и был совет старца (где он советовал искать другую). Понятно, что на все воля Господа, но в большинстве случаев-…? Малое стадо остается малым?


О.Серафим:  Вы знаете, для меня этот Глеб Каледа, – это лжестарец, находящийся в духовной прелести. Похоже, что он впал в ложный аскетизм. А причиною этому было то, что он сжигал свою совесть, будучи в МП, оправдывая ее путь слияния с властью антихристовой. Его книга, – это свет перемешанный с тьмой. Немного ее прочитал, и в некоторых местах сразу виден мп-шный маразм.

Похоже, что советская эпоха наложила на него свой отпечаток. Ведь в советский период времени блуд, прелюбодеяние и пьянство были главные и самые тяжкие грехи. Таковых грешников разбирали на комсомольских, партийных и общественных собраниях. В этот период времени вся нравственность строилась на духе гордыни.

И среди женщин, и среди мужчин, были святые, которые раньше были блудниками, но потом принесли покаяние перед Богом.

Царь Давид согрешил блудом, будучи в браке, имея двух жен. Повелел поставить Урию на передовую во время сражения, чтобы его убили. И сделал это для того, чтобы согрешить с его женой. И так оно и произошло. Впоследствии, он принес покаяние, которое он запечатлел в 50 псалме.

Самый тяжкий грех это самость и гордыня, а не блуд. Ибо первый грех во вселенной, от которого произошли все остальные грехи, это самость и гордыня. Дух самости – это и есть первородный грех.

Труднее всего молиться за одержимого духом гордыни. Таковых может исправить только Бог.

Даже блудный бес отступает, когда приступает бес гордыни.

В наше время, все, встающие на путь подвизания, по причине всеобщего духа самомнения и гордыни, подавляют в себе свою естественную похоть за счет духа гордыни, вменения себе своего делания, по настрою духа. Как об этом говорит преп.Иоанн Лествичник «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица,сл.26,п.62). – Это и есть дух гордыни и самости.

Так образуются бесовские подвижники, находящиеся в состоянии духовной прелести. Такие, в миру, принимаются за истинных подвижников. Так как мир не знает законного пути.

Похоже, что этот Глеб Каледа один из таковых. У него нет истинного смирения, у него лже-смирение. И если кто это лже-смирение признает за истинное смирение, то он этим только свидетельствует о своей духовной слепоте. И на основании духа самости и гордыни он строил свою духовную жизнь. Из этого духа и написана его книга.

А вот законный путь, которым шли древние подвижники: «Брат спросил авву Агафона о блудной страсти. Старец сказал ему: пойди, повергни пред Богом силу твою, и найдешь успокоение.
Вот средство, преподанное из сокровищницы духовного разума и указывающее, что основание блудной страсти – гордость. Адам, когда восхотел быть равным Богу, и доказал желание делом, тогда утратил духовное ощущение непорочности, низошел к плотскому ощущению вожделения жены, этим вожделением приложился к скотам несмысленным и уподобился им» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, Отечник, «Авва Агафон», п.14).

Ответ был дан брату, подвизавшемуся посреди пустыни, вдали от соблазнов. И, будучи в пустыне, подвижники терпели очень суровую брань в борьбе с блудной страстью и с естеством, хотя при этом и не имели перед лицом никаких соблазнов. Подвижники удалялись от мира и от соблазнов, по причине сознания немощи естества человеческого. Об этом они так и говорили: «живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30); «Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху… Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает… Вознамерившиеся победить естество, поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.31 «О чистоте»).

Для благоуспешности этой борьбы, необходимо было глубокое смирение. И первым условием такого смирения было внешнее удаление от соблазнов, по причине сознания своей немощи. И вторым условием этого смирения было сознание и ощущение своей немощи, во внутренней брани, вдали от соблазнов, возлагающее все упование и надежду, в этой борьбе, только на одну милость Божию, а не на свое подвижничество, внешнее и внутреннее. То есть, брат выполнил первое условие, удалившись в пустыню от соблазнов. А о выполнении второго условия, сказал ему авва Агафон Великий, отвечая на его вопрос: «пойди, повергни пред Богом силу твою, и найдешь успокоение».

Вот на основании такого смирения Бог и подавал дар своей Божественной благодати, которая избавляла не только от блудной страсти, но и от естественной похоти, которая вложена Богом в грубую физическую плоть, и которую Бог дал человеку после грехопадения.

Вот здесь есть о борьбе с главенствующей страстью.

У этого молодого человека, которому я помог, блудная страсть не является главенствующей. И причина того, что он менял женщин состояла не в блудной страсти, а в том, что он считал, что они в чем-либо вели себя не по христиански. А на самом деле, в реальности, он просто не хотел носить элементарные немощи ближних. Когда он это понял и стал себя понуждать носить немощи ближних, тогда он поимел одну жену, стал с ней жить, понуждая себя к терпению ее немощей, в христианском настрое духа. И ему не надо усиленно бороться против блудной страсти, по отношению к другим женщинам, потому что она его не борет, в той степени, как того, у кого блудная страсть является главенствующей. У него вся борьба сосредоточена на борьбе со своим духом гордыни. Это у него главенствующая страсть.

В современном обществе главенствующей страстью является не блуд, а гордыня. Таков дух общества последних времен. Поэтому-то люди и не могут жить друг с другом, так как никто не хочет смириться, уступить, простить.

Совет женатому, при соблазнах

Аноним:  Здравствуйте, о. Серафим.
Скажите, пожалуйста, являются ли мысли о интимной близости с женой греховными? По причине того, что я часто нахожусь в разъездах в командировках они периодически приходят в голову. Как в этом случае к ним правильно относиться?


О.Серафим:  Если при внешних соблазнах, когда внутри восстают блудные страсти, то это нормальные мысли, которые помогают сохранять верность супружескому ложу. Но когда нет ничего такого, то надо отсекать все эти мысли, как приходящие не к месту, не к времени.

То есть, их можно использовать как одно из средств, в борьбе с блудной страстью. Но они не искореняют ее. Ибо искоренение блудной страсти совершается Божественной благодатью, через возгревание духа сокрушенного и смиренного перед Богом, в этой борьбе.

Когда христианин будет вести эту борьбу, то он и должен придти к ощущению своей немощи, самому победить эту страсть, и потому все упование и надежду обратить только на одну милость Божию. Отсюда и молитва, обращенная к Богу о помощи, в духе сокрушенном и смиренном.

Ибо важно не просто воздержание, а воздержание на основании духа сокрушенного и смиренного. Ибо воздержание без такого настроя духа будет совершаться на основании духа самости и гордыни. А такое воздержание будет соединять не с Богом, а с дьяволом.

Антихрист, когда придет будет иметь именно такое воздержание, что тоже будет содействовать признанию его святости: «ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех» (Дан.11:37).

То есть, его воздержание от похоти будет основываться на основании духа самости и гордыни. Так и все те, которые совершают воздержание на основании такого духа, уподобляются в этом антихристу. То есть, иными словами, воздержание от похоти является спасительным только тогда, когда оно основано на опытном познании своей немощи, на основании духа сокрушенного и смиренного.

Проще говоря, когда восстает блудная похоть, тогда надо в чувстве сокрушения и упования обращаться к Богу за помощью.

Похоть и гнев

Аноним:  о.Серафим. Объясните пожалуйста.
Что  такое  похоть? Что такое гнев? А то я  слова  знаю, а что  оно  такое  не  знаю.
Спасибо  за  ответы.


О.Серафим:  Похоть и гнев, – это движения души и чувства, которые естественны нам по природе, какою ее сотворил Бог. Но через грехопадение, к ним примешался первородный грех, дух самости и гордыни, и таким образом они стали действовать и проявляться в человеке не в согласии с волей Божией, с нашей природою, какою ее сотворил Бог.

Поэтому в аскетике, в понятиях христианской нравственности, эти слова стали применяться для обозначения греховного, страстного действия. То есть, когда человек ищет удовлетворения духа самости, через гнев или похоть, тогда они и являются греховными.

Когда в чем-либо не удовлетворяется наш дух самости, и мы от этого приходим в раздражение, злобу, гнев и ненависть, вот это и является греховным. Поэтому, необходимо научиться гневаться только на страсти и бесов, ненавидеть их, ненавидеть только нечестие и порок. По мере очищения гнева от духа самости образуется праведный гнев, о котором говорит Св.Писание «Гневаясь, не согрешайте» (Пс.4:5).

«Гневаться, как людям пророк не запрещает, но убеждает нас, чтобы мы не согрешили гневаясь; а это бывает тогда, когда мы, будучи увлечены пылом страсти, становимся чрезмерно раздражительными и неуместно или без всякой вины к кому-нибудь мстительными, между тем как гнев насажден в людях собственно для противодействия порокам. Так, когда кто-нибудь гневается из мести за нанесенную ему обиду, то согрешает, а когда гневается в видах исправления другого, то не согрешает, как например, отец гневается на своего испорченного сына» (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, пс.4:5). То есть, когда гнев может помочь ближнему в исправлении, тогда он проявляется, но в меру, чтобы не перейти в страсть. Такой гнев всегда ограничивается духом кротости и любви к ближнему, поэтому он и не омрачает ума.

А так же, когда мы через похоти ищем удовлетворения телесного или душевного сладострастия, за которыми тоже стоит дух самости, первородный грех, то это тоже является греховным. Сюда относятся такие страсти, как блуд, извращенчество, чревоугодие, гортанобесие, то есть, когда человек гоняется за услаждением через посредство естественных телесных желаний, извращая их и проявляя не в согласии с нашей природой, с волей Божией. То же самое относится и к душевным страстям, тщеславию и сребролюбию, но только человек гоняется за услаждением через посредство душевных желаний, проявляя их не к месту, не к времени или без меры.

В похоти присутствует естественная приятность, которую вложил Бог в человека, по его природе. Но так как человек ищет ощущения этой приятности не к месту, не к времени или без меры, через посредство телесно-душевных желаний, то отсюда и получается грех, угождение духу самости, то есть самоугодие, которое и является корнем всех грехов.

«Когда отторгся человек от Бога и порешил сам устроять свое благобытие, то ниспал в самость, душа которой всякое самоугодие… Итак, падший человек самостен, вследствие того самоугодлив и самоугодливость свою питает страстною душевно-плотяностию» (свт.Феофан Затворник, Толкование на Римл.8:2).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *