Кофе и вера

Оглавление:
  Кофе, немощь, болезни и подвижничество.
  О ественном чувстве веры, свойствах веществ, лечении и медицине. Об алкоголе и чрезмерности.
  Правильное понятие о спасении.


Кофе, немощь, болезни и подвижничество.

Аноним:  О. Серафим, раскройте, пожалуйста, тему. Является ли грехом пить кофе каждое утро надеясь на его свойство «бодрить» и «помогать проснуться»? Сейчас много продуктов продается «дающих утреннюю энергию», «заряжающих «, «дающих здоровье» и прочее прочее? Явно прослеживается параллель с идолом современной медицины. Спасибо.

О.Серафим: Если продаются продукты, типа того, что над ними прочитаны молитвы, или они заряжены молитвами, то тогда это магия и суеверия.

Но есть и другая сторона. Когда человек, к примеру, обольется холодной водой с утра, и это даст ему заряд энергии и бодрости. То я думаю, что это не будет являться грехом.

Само по себе ощущение, в теле, энергии, бодрости, – это не является грехом. Иначе можно сказать, что вялость и расслабленность, в теле, это добродетель.

Поэтому, ощущение в теле энергии, бодрости, – это нейтральные, безразличные чувства и ощущения, которые не есть добро или зло. Но если к этим ощущениям примешивается дух самоуверенности и самонадеянности, дух само-утверждения, то вот эта примесь первородного греха и есть грех, зло, от примеси которых и надо очищать эти чувства и ощущения.

Поэтому, если человек, с утра ощущает вялость, расслабленность или тяжесть в теле, и выпьет кофе или других каких-либо бодрящих веществ, и через это придет в естественное свое состояние, то это не есть грех. Так как это необходимо ему для совершения обычных дневных своих трудов, – чтобы голова могла нормально соображать, а в теле была необходимая работоспособность.

Причина всему этому есть та, что современные люди, сплошь и рядом, больные, дохлые, немощные, вялые, болезненно-расслабленные. И то что продается сейчас много продуктов, которые предлагаются как источники бодрости и энергии, то это как раз и свидетельствует о том, что люди находятся в болезненных состояниях, и пытаются найти вещества, подающие энергию и бодрость, которых у них не хватает.

Раньше люди были физически крепкие и здоровые, поэтому они и не нуждались во всякого рода стимуляторах для поддержания жизни. А в наше время, люди, в основной своей массе, по причине своих болезненных состояний, нуждаются во всякого рода стимуляторах и поддержках, для того, чтобы жить и выполнять свою повседневную работу и обязанности. Иначе они просто будут не работоспособны, и не смогут выполнять свои обычные семейные и другие обязанности. А это будет ложиться бременем на рядом находящихся, и они тоже, в конечном итоге, не смогут нести такое бремя. В результате этого на всех будет дух уныния и депрессии.

И здоровые тоже начнут роптать, так как от чрезмерных нагрузок, они тоже ощутят свою немощь, и в их телах исчезнут привычные им ощущения энергии, бодрости и силы. Поэтому-то они и будут требовать от немощных, чтобы они несли свои обычные обязанности. Но те, по той причине, что они не будут пить кофе или употреблять какие-то стимуляторы, дающие им силу и энергию, не смогут нести то, что превыше их сил. В результате, все будут роптать, и от этого находиться в депрессивных состояниях, и доходить до отчаяния. Поэтому, Господь, предвидя все это, и вложил во многие природные вещества, различные стимуляторы, которые подают, немощным и физически-ослабленным, энергию и силу. В этом проявляется милосердие Божие к немощному естеству человеческому.

А на счет различных многообещающих названий, то это в основном реклама. Так как не все, что продается, действительно может подавать энергию и бодрость, немощному человеку. Люди, естественно, поначалу верят тому, что написано. Но потом, опытным путем, в чем-то разочаровываются, и уже не в такой степени доверяют написанному.

Самые испытанные, веками, вещества из этой серии, – это чай и кофе. Ну, кому-то могут помогать некоторые растения, типа аралии маньчжурской, лимонника китайского, золотого корня, корня женьшеня и т.п.

Когда свт.Игнатий Брянчанинов, с возрастом и болезнями, пришел в немощное телесное состояние, по естеству, то он для разогрева крови, то есть для бодрости и энергии, употреблял обычный черный чай. «В семь часов утра он (свт.Игнатий) пил чай, который признавал необходимостью, как средство, согревающее кровь, и говаривал: «Вот что значит старость, не напившись чаю и Богу неспособно помолиться»» («Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова», т.1). То же самое делали и оптинские старцы.

Если у человека пониженное давление, сонливое состояние, и он для того, чтобы это прошло, выпьет кофе, то тут нет никакого греха. Ибо для него – это лекарство. Так как кофе, в своем составе, имеет такие вещества, которые могут повышать тонус организма. 

Если, к примеру, у человека болит голова, а есть некоторые таблетки, в которых есть такие вещества, которые ему помогают от головной боли. – Он проверил уже это опытным путем. – И если он при сильной головной боли выпьет эти таблетки, чтобы ему стало легче с головой, то я не думаю, что он этим совершит грех.

Вот точно так же нужно смотреть и на кофе. Так как, для кого-то оно является такою таблеткою, которая помогает ему, при его болезненных состояниях, – расслабленности, вялости, сонливости, пониженном давлении и т.п..

Все таковые болезненные состояния периодически приводят людей к скорби. И если они смиряются, безропотно это несут, благодарят Бога за эти скорбные состояния, то таким образом они могут приобретать смиренный настрой духа, необходимый для спасения. И эти болезненные состояния, по своему смыслу, делают то же самое, что и внешние подвиги у подвижников, но только невольно.

Недаром Святые Отцы предсказали, что на последние времена, люди будут спасаться скорбями и болезнями. «Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными» (преп. Амвросий Оптинский, «Письма к мирянам», п.26).

«Будь Вы здоровы, Вам следовало бы, если б Вы вздумали, деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб и прочие труды. Теперь же это у Вас заменяется терпением болезненности» (свт.Феофан Затворник, Душеполезное чтение», 1894г).

 «Никакой произвольный ­подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд само­мнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в кото­рый возводится душа скорбью, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом прино­сится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истин­ное покаяние» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.51).

Так как, на последние времена люди наиболее одержимы духом самости и гордыни, духом самоуверенности и самонадеянности, то поэтому и неполезны таким людям внешние подвиги. Так как они, подражая подвижникам во внешних подвигах, совершают их на основании духа самости и гордыни, и таким образом еще более заходят в состояние духовной прелести. И в итоге получается, – ложный аскетизм, бесовские подвижники. Что сейчас и происходит со всеми теми, кто не ощущает свою немощь, но при этом стремится внешне подражать древним подвижникам. Вот почему, на наши времена, Господь заменил внешние подвиги скорбями и болезнями, которые делают то же самое, что и внешние подвиги, но только свободны от духа самости и гордыни, по той причине, что они невольные.

Об этом же самом и говорит свт.Игнатий Брянчанинов, еще в середине 19-го столетия: «Однажды старец пришел к старцу. Хозяин сказал ученику своему: приготовь нам немного чечевицы и намочи сухарей. Ученик сделал это. Между тем старцы занялись духовною беседою и пребыли в ней до шестого часа (двенадцатого по полуночи) следующего дня. Старец-хозяин опять сказал ученику: сын! приготовь нам немного чечевицы. Ученик отвечал: она приготовлена еще вчера. Старцы встали, вкусили пищи.
Из этой повести видны: крепость телосложения древних иноков, и то духовное состояние, которого они достигали. Способно к подобным действиям гордостное разгорячение и несчастное самообольщение. Они-то ныне и встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это. Тем более нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, – не к безрассудному, греховному, гордостному подражанию, не к повреждению себя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.69).

А «в наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне, при умножившихся немощах, подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытного руководителя; а смирение – всегда непадательно.
Сами немощи и грехи, когда мы сознаёмся в них и раскаиваемся, способствуют к смирению. Таким образом, во всесильной деснице премудрого Бога, само зло споспешествует благому, намерением неблагим» (свт. Игнатий Брянчанинов, «Избранные письма», п.421, «К сестре Елизавете Александровне»).

О ественном чувстве веры, свойствах веществ, лечении и медицине. Об алкоголе и чрезмерности

Аноним:  Мне кажется, в некоторых случаях, имеет место подмены веры в Бога верой в вещество, (как и с медициной, когда непрофессиональные врачи выписывают одно за другим разные лекарства, и у человека то одно болит то это выздоравливает, начинает другое болеть, и как наветуют эти врачи «чтобы вылечиться надо верить в лечение») т.е. не Бог даст здоровье, а особый вид пищи, например хлопья с витаминами, бесы цепляются к этому и дают человеку ожидаемые ощущения, состяния или даже излечения. С другой стороны многие немощи и зарабатываются такими грехами-суевериями. Особенно с сильнодействующими веществами как и кофе, в силу которых поверить гораздо легче чем в силу питательности еды.
«Ворд М. 100 рецептов приготовления кофе. — Пер. с англ.. — М.: «Крон-пресс», 1995.» писал(а): Кофе может повышать артериальное давление, поэтому он не рекомендуется при гипертензии. В кофе содержание кофеина составляет до 1500 мг/л. Пуриновые алкалоиды (кофеин, теобромин и теофиллин) при систематическом употреблении их на уровне 1000 мг в день вызывают у человека постоянную потребность в них, напоминающую алкогольную зависимость.

О.Серафим: Чувство веры естественно человеку, по природе. И без него он ни одного шага не может в жизни ступить.

К примеру, человек встал утром и собирается на работу. Он еще не на работе, но он верит, что он придет и будет сейчас на работе. И верит в то, что как обычно он подъедет на автобусе, маршрутке или метро, до своей работы, так как они подойдут в положенное им время. Делать из этого вывод, что он подменяет веру в Бога, верой в вещество, это абсурдно.

Супруги верят друг другу в том, что они сохраняют верность по отношению друг к другу. Говорить о том, что они подменяет веру в Бога, верой в человека, это точно так же абсурдно.

Человек заболел, и хочет полечиться какой-либо травой, о которой ему сказал врач, или он прочитал об этом в книге, что она помогает при его болезни. Говорить о том, что он подменяет веру в Бога, верой в вещество, это неверно.

Человек еще не получил зарплату или пенсию, но он верит в то, что он получит ее в конце или начале месяца. Говорить о том, что он подменяет веру в Бога, верой в то, что еще не произошло, это неверно.

Человек ест питательные вещества, веруя в то, что они дадут ему силу и энергию, после того как он их съест. Этого еще не произошло, но им движет чувство веры, так как он верит или уверен, что так будет. А исходит он, из предыдущего опыта. Опять же, веруя или имея уверенность (которая тоже исходит из чувства веры), что и в данном, конкретном случае будет точно так же. И говорить о том, что он подменяет веру в Бога, верой в питательные вещества, это неверно.

И если так рассматривать всю нашу жизнь, то мы повсюду увидим, как мы задействуем чувство веры, совершенно об этом даже не задумываясь.

Вера – естественное чувство человеку, без которого он не может жить, так как в этом проявляется его природа. И само по себе это чувство не является греховным. И проявлять это естественное чувство человек может не только по отношению к Богу, но и к всему тому, с чем он сталкивается в повседневной жизни. И это не есть грех. Грех состоит только в том, когда человек через посредство этого чувства веры, начинает искать удовлетворения своему духу самости и гордыни, первородному греху, ищет дух само-утверждения. А это происходит тогда, когда он проявляет это чувство не к месту, не к времени, или без меры.

Кофе обладает определенными свойствами, которые заложены в него Богом, при сотворении этого вещества. И эти свойства, при определенных болезненных состояниях, могут помогать человеку. И люди из многолетнего опыта уже это знают. Отсюда и естественная вера человека по отношению к кофе. Точно так же как люди знают, из многолетнего опыта, что малина может помогать при простудных заболеваниях. Отсюда их естественная вера в свойства малины, которые заложены в нее Богом, при определенных болезненных состояниях. Во всех таковых случаях, принцип выяснения, веры и знания задействуется один и тот же. И греха в этом никакого нет.

Грех только в том, если человек, пользуясь свойствами этих веществ, когда в этом есть необходимость, не заботится о воспитании верного душевного настроя, перед Богом. Тогда, с течением времени, он может приходить к тому, что эти вещества могут ему уже не помогать. Тогда он начинает искать другие, которые бы ему помогли. Что-то находит. И если и дальше, не заботится о воспитании верного душевного настроя, перед Богом, то и это со временем может перестать ему помогать. Все это напоминает человеку о тлении и временности всего этого, – о том, что к каждому, в конечном итоге, приходит смерть.

Господь промыслительно заложил различные свойства в сотворенные Им вещества, чтобы этим облегчать немощи и болезненные состояния человека. Чтобы люди, пользуясь всем тем, что дал им Творец и Создатель, познавали Его милость и заботились о спасении своей души.

Вот что говорит свт.Василий Великий о свойствах различных веществ и способности врачевания, по отношению к немощи нашего естества:
«Как всякое пособие искусств против немощей естества даровано нам от Бога, например земледелие, потому что само собой произрастающее из земли недостаточно к удовлетворению наших потребностей, ткацкое же искусство, а подобно и зодчество, потому что необходимо употребление покровов для благоприличия и ради вредоносности воздуха, так и врачебное искусство. Поскольку всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям, и со вне приключающимся, и зарождаемым внутри принятой пищей, приводится в изнеможение и излишествами и недостатками, то распоряжающий всей нашей жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное. Как если бы мы жили еще в раю сладости, то не имели бы нужды в земледельческих изобретениях и трудах, так если бы не подвержены были страданиям по дарованию, какое сообщено нам при сотворении и сохранялось нами до падения, то не нуждались бы в пособиях врачебного искусства к своему облегчению. Но как по изгнании нашем в место сие, после того как сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19), в облегчение горестных последствий проклятия, долговременным опытом и многими трудами над землею составили мы искусство земледелия, потому что Бог даровал нам смышленость и способность постигнуть сие искусство, так, поскольку повелено нам опять возвратиться в землю, из которой взяты, и поскольку сопряжены мы с болезненной плотью, которая за грех осуждена на истление и через это подверглась сим немощам, то дана нам и помощь врачебного искусства, хотя в некоторой мере оказываемая страждущим болезнями. Ибо не сами собой прозябли травы, полезные при той или другой болезни, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целью служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питье» («Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах», пр.55).

Бог сотворил различные вещества, для нашего употребления, и вложил в них определенные свойства, которые могут по разному действовать на человека. Поэтому, человек может применять любые вещества, сотворенные Богом, но только к месту, к времени и в меру. Так и в случае с кофе, – когда им пользуются к месту, к времени и в меру, то оно приносит естественную пользу для организма человека.

И как я сказал уже, что в наше время люди больные, немощные, вялые, расслабленные, по причине различных каких-либо болезненных состояний, по причине физических и душевных перегрузок. И при таких случаях, люди уже знают из опыта, что кому-то кофе, а кому-то чай, помогают поддержать тонус своего организма, чтобы поиметь необходимую энергию и силу, по естеству, для совершения своих обычных трудов и обязанностей. То это, как раз, и есть употребление данного вещества, с определенными свойствами, которые вложил в него Бог, к месту и к времени.

Если бы кофе, чай не обладали такими свойствами, которые заложил в них Бог, а люди веровали бы в то, что они имеют такие свойства, вот тогда бы это была самоуверенность, приводящая к магии или суеверию.

***

И далее, свт.Василий Великий говорит: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» («Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах», пр.55).

В данном изречении и видно естественное употребление чувства веры, по отношению к врачу, земледельцу, кормчему, но только в меру. И при этом говорится о том, что надо обращать чувство веры и к Богу, прося у него помощи. Так как, конечный источник всякого блага есть Бог. Но в то же время, Бог, в основном, воздействует естественным путем, – через знания врача, через его талант или способности, через свойство вещества. Естественный путь научает человека смирению. Поэтому, не должно этого отвергать. А смиренно идти естественным путем, прося у Бога помощи, обращая чувство веры и надежды, растворенное смиренным и сокрушенным духом, к Нему.

Так, если кто-то, не обращая внимания на свойства вещества, будет лечить себя им от болезней, веруя в то, что только Бог его излечит. Или если человек вместо специалиста по его болезни пойдет к специалисту совершенно по другим болезням, и при этом будет говорить: я верую, что Бог меня излечит. То это будет уже дух самоуверенности, который требует от Бога чуда,  – излечения его сверхъестественным путем. В таком настрое духа отсутствует смирение, а есть самомнение, самоцен, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. Возгревая в себе такой неправый настрой духа, он может дойти до того, что подцепится к демонам, ибо и они такого же духа, и уже от них получит исцеление.

А на счет того, что в каких-то растениях или веществах присутствуют алкоголь, или в кофе – кофеин, а в чае – теин, то поэтому, мол, и нельзя их никогда употреблять. Это называется впадение в крайность, которая справа. Как говорил старец Пимен Великий, что крайности суть вещь бесовская. А старец Амвросий Отинский за ним повторял:
«В тебе явно обнаруживаются крайности, которыя названы от св. отцов бесовскими, а середина во всем называется или, вернее, почитается царским богоугодным путем, – середины нужно держаться» (преп. Амвросий Отинский, «Письма к отдельным лицам», п.83).

«Крайности названы бесовскими, т.е. от внушения и подстрекания бесовскаго происходящими; почему, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят» (преп. Амвросий Отинский, «Письма к отдельным лицам», п.94).

«У св. отцев говорится, что “крайности бесовские суть”, т. е. что крайности происходят от подущения душевных врагов» (преп. Амвросий Отинский, «Письма к отдельным лицам», п.380).

И святоотеческий путь называется в аскетике путем царским, средним, между крайностями. Как говорит об этом свт.Василий Великий: «Добродетели суть середина: так мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение – посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели…
Кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути, или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло» (преп. авва Дорофей, Поуч.10).

Так алкоголь присутствует в кефире, простокваше, квасе, от 4 до 6 градусов. Но это не значит, что все кто пили кефир и квас постепенно привыкли к алкоголю, и стали алкоголиками.

Во всех восточных монастырях, в том числе и на Афоне, в жару, вместо воды, употребляли и употребляют сухое виноградное вино, которое подобно квасу, от 4 до 6 градусов алкоголя. И это совершенно не значит, что те кто пили это вино постепенно привыкли к алкоголю, и стали алкоголиками.

«Так относительно вина, имея во внимании немощь немощных, полагаем, что для каждого достаточно будет на день стакана вина. Вино — виноградное» (Древние иноческие уставы, «Устав преподобного Венедикта», гл.40). «Недельный чтец, пусть получает часть растворенного водой вина, прежде чем начнет читать» (Древние иноческие уставы, «Устав преподобного Венедикта», гл.38).

«Наше масло пред восточным деревянным в пять раз слабее. Напротив, вино в уставе положенное есть виноградное – слабое. Наша водка в десять раз сильнее. Устав с разбором надо читать» (свт.Феофан Затворник, «Письма», Выпуск 3, п.503).

Да и в составе человеческой крови всегда присутствует, естественным путем, определенный малый процент алкоголя, необходимый организму для жизнедеятельности. Организм сам его вырабатывает. То есть, греха в самом по себе веществе нет. Грех в том, когда человек употребляет его не к месту, не к времени или без меры. С этим и необходимо бороться, ибо отсюда рождаются страсти, которые являются погибельными для души человека.

«Пить вино это одно, а упиваться вином — другое. Следовательно, грешат: 1) те, которые гнушаются вином и не употребляют его, не ради воздержания, но ради того, что как бы грешно его употреблять. Так, ругая создание, Богом человеку в пользу человеколюбно устроенное, и Создателя хулою касаются, не иначе, как кто, уничижая художество, например, образ написанный, и самого художника, то есть живописца, уничижает. 2) Те, кто вином гнушается, и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко нечто мечтают: я, мол, с роду не пью вина!.. Будто в том только и благочестие состоит, чтобы не пить вина? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, ибо бесплотен; но души человеческие, как лев, пожирает, и своей вечной погибели участниками делает, и есть всех злейший и всякой злобы начало. Так и не пьющие вина могут быть подражателями его. Не пьешь вина — хорошо. Но не хули вина и братию пьющую не презирай. Ибо если не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда ты духом высокоумия напоен, что перед Богом мерзко. Не вино, а пьянство, не употребление вина, а злое употребление порочно и вредно. Во зло его употребляет человек, когда не вовремя и выше меры употребляет. Так не только вино, но и хлеб, воду, огонь и прочее создание Божие во зло употребляет человек. Так во зло употребляет и свои члены телесные, как-то: язык — к злословию, осуждению и оклеветанию; руки — к хищению, ограблению и неправедному биению; чрево — к объеданию и пьянству. И так ими, как бы какими орудиями, душу свою убивает.
Не вино причиной пьянства бывает, ибо если бы вино того причиной было, то все бы его употребляющие пьяницами были. Но противное сама жизнь показывает: многие употребляют вино, но трезвы. Причиной пьянства бывает: 1) Злое и невоздержанное сердце, как и прочих грехов. «Не вино производит пьянство, — говорит святой Златоуст, — а невоздержание» (Беседа 1-я к народу антиохийскому). 2) Праздность, как выше сказано. 3) Частые пиршества, компании, усиленные потчевания. 4) Со злыми и невоздержанными обращение. От частых же повторений делается страсть и злой обычай» (свт.Тихон Задонский, «Об истинном христианстве», Статья 4, часть 1, гл.7).

   «Все чрезмерности не ведут к добру. Не успевает враг, чтобы вы в чем-либо поблажали себе, тогда внушает безмерные строгости… Извольте более всего остерегаться как бы не попасть на дорогу к гордости и не застрять там. Первый шаг на сей дороге есть самоцен, скрытное чувство, что я нечто, а не ничто; второй – самомнение или самочувствие – чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом. Из сих двух потом рождается вся куча гордостных мыслей и чувств, которые суть самые противные Богу. Потому всячески старайтесь быть в искреннем чувстве полного самоуничижения. Для того чаще приводите себе на память какие были грешки или ошибки в прежней жизни и осуждайте себя за них. Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые» (свт.Феофан Затворник, «Письма», Выпуск 3, п.518).

Правильное понятие о спасении

Аноним:  Здравствуйте, батюшка!
Моя знакомая спрашивает: «Конечно, хорошо, когда человек понимает, что ему необходимо возгревать богоугодные чувства. Он сознательно работает над собой, сознавая свою духовную немощь. Но если человек находит в православии нечто другое, близкое ему, например близость к монархическим идеалам, или просто человеческое благочестие. Вы допускаете такой тип религиозности? Возможно ли такому человеку спастись?»

О.Серафим: Если бы близость к монархическим идеалам или добро падшего естества человеческого могли, сами по себе, спасать человека, то тогда и не нужен был бы Христос. Так как, люди могли бы спасаться посредством чего-либо такого.

Если человек устремляется к монархическим идеалам без воспитания верного душевного настроя, спасительного, то он не спасается. Ибо Св.Писание говорит, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). А так же, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

И ни где нет в Писании речи о том, что если гордый, перед Богом, будет монархистом или будет иметь добро падшего естества человеческого, то он спасется. – Кем бы ни был человек, но если он одержим духом самости и гордыни, он не может спастись, по одной простой причине, что «Бог гордым противится» (Иак.4:6).

Правильное понятие о спасении и состоит в том, что для того, чтобы спастись, надо прийти в верный душевный настрой, спасительный, способный к восприятию дара Божественной спасительной благодати.

Но не бывает спасения чисто механического. Ибо неверно понимать спасение, как Божию прихоть. – Что, мол, Бог просто так может спасать разумные существа, без изменения их настроя духа. Такое понятие о спасении является богохульным.

Спасение – это вопрос внутреннего духовного перерождения  души человека, при помощи содействующей Божественной благодати. Спасение – это изменение настроя духа человека (при помощи Божией), с богопротивного на богоугодный. Настрой духа меняется через посредство изменения чувств, с греховных, страстных, на богоугодные, спасительные. 

Об этом и говорит свт.Феофан Затворник: «Благодать осеняет сердце и обитает в нём, когда в нём качествует обращение от греха и себя к Богу. Ради этого настроения, деятельно являемого, далее подаются и все другие дары Благодати и все преимущества облагодатствованных, благоволение Божие, сонаследие Христу, поставление вне области сатаны, вне опасности быть осужденну в ад. Коль же скоро это настроение ума и сердца умаляется или теряется, тотчас грех снова начинает обладать сердцем, а через грех налагаются узы сатаны и отнимаются благоволение Божие и сонаследство Христу» («Путь ко спасению», гл. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения).

 «В этом умерщвлении греха, – говорит свт.Феофан Затворник, – ничего не бывает механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека… Благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет эти расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную» («Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 3).

То есть, спасение совершается непременно при участии сознания и свободы человека, и есть дело нравственное, а не механическое, так как, в нем «ничего не бывает механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека».

Спасение совершается, когда есть  правое «настроение ума и сердца», то есть верный настрой духа, состоящий в спасительных чувствах и ощущениях, и соответствующих им мыслях. Вот «ради этого настроения, деятельно являемого», и «подаются… дары Благодати», спасительной.

По этой причине, любой грешник на земле имеет возможность придти к спасению, хотя бы под конец своей жизни, если только он придет в настрой духа сокрушенный и смиренный перед Богом, растворяя его чувством упования и надежды на милость Божию. По этой-то причине, Св.Писание и говорит, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19).

Поэтому, тип религиозности всегда один, – это правый настрой духа, спасительный. 

Оставьте комментарий