1. /
  2. Монашество и соблазны
  3. /
  4. Об иллюзии монашества

Об иллюзии монашества

Оглавление:
  Об иллюзии монашества на наши времена.
  О борьбе с блудной страстью, порнографии и рукоблудии (онанизме).
  О желании пойти в монастырь и иллюзии в отношении монашества.


Об иллюзии монашества на наши времена.

Аноним:  Я снова прослушал Ваши лекции о деградации среди монашества и епископата, но несмотря на горькую правду, все-таки имею желание рано, или поздно стать монахом. В нашем городе есть два монастыря. В каждом из них я побывал.
Несмотря на то, что Вы доступно и понятно объясняли о причинах деградации монашествующих и приводили факты, мне кажется, что такое не везде и не со всеми происходит.
У меня часто возникает желание поступить в монастырь, но честно сказать я не знаю, с чем мне там придется столкнуться. Не могли бы Вы сказать ваше мнение по этому поводу? Знаю, что трудно монашествующим в наше время, но все-таки есть такие как: Николай Гурьянов, Иоанн Крестьянкин и др.

О.Серафим: И Николай с острова Залит и Иоанн Крестьянкин, для меня люди, которые находились в духовной прелести. Бывал я, в свое время, и у того и у другого.

Я в своих беседах привожу факты только лишь следствия прелестного жития.

Но об этом свт.Игнатий Брянчанинов давно уже написал (в середине 19-го столетия), что кругом крах:

«Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий» (свт.Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866г., «О необходимости Собора…»).

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/).

То же самое и у преп.Нила Мироточивого: «За последнее время монахи стали уклоняться в погибель погибели и возделывать путь беззакония. Около 25 лет тому назад монашество сделало поворот, погибель вторглась в среду монашества, монашество обнищало благодатью, т.е. мало стало в нем подвизающихся. (Святой говорил это в 1817г. – примеч. сост.). Если за эти 25 лет погибель вторглась с такою легкостью в круг монашества,… то какова станет монашеская жизнь, когда минет другое 25-тилетие? А в третьем 25-тилетии, какое погибельное раздолье будет в среде монашества? В четвертом же 25-тилетии… какую же волю получит тогда погибель монашества?» (преп.Нил Мироточивый, «Посмертные вещания», ч.3, гл.1).

«Ныне осень монашеству и завладевает им царица погибели. Вы спросите: что это за осень? Осень это время, в котором мы находимся теперь. Ныне осень, в которой погибает благодать (т.е. плодоношение) монашеской жизни… Теперь осень! Увядает благодать, красота души, т.е. прежняя красота душ подвижнических в монашестве. Зима грядет! (Это сказано в 1817г. – примеч. сост. (преп.Нил Мироточивый, «Посмертные вещания», ч.3, гл.1).

У преп.Нила Мироточивого написано то же самое о 19-м столетии, что и у свт.Игнатия Брянчанинова. Но кто им верит?! – Никто. Все самоуверенные и самонадеянные, одержимые самомнением, а этот дух, как раз, и закрывает духовные очи, и мешает поверить изречениям Св.Отцов, и вводит в состояние иллюзий. И человеку приходится опытным путем до всего до этого доходить, – выходить из состояния иллюзий, и входить в состояние реальности, – чтобы прийти к тому, что Св.Отцы, мол,  правильно сказали на счет соблазнов, и что свт.Игнатий все верно, мол, уже давно написал, еще в середине 19-го столетия:

«Настал голод слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! – Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать» (т.7, «Письма к монашествующим», п.90 ).

И если в 19-м столетии была осень монашеству, т.е. закат, то соответственно, по причине дальнейшей деградации общества: в 20-м – зима, а в 21-м – ледниковый период.

«Вы поняли, что Бог открыл Вам на поприще Богом установленного монашеского подвига, который отъемлется с лица земли по неисповедимым судьбам Божиим, пред которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать. На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не собственным изобретением человечества» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 41).

Здесь свт.Игнатий говорит о том, что монашество – это один из способов к спасению, т.е. одно из средств к спасению, которое было даровано человечеству, в определенный период времени жизни Церкви на земле. Этот период прошел. И потому, этот способ спасения «по неисповедимым судьбам Божиим» «отъемлется с лица земли». То есть, Господь, по своей Божественной воле, убирает это средство с земли. Потому что, как говорит свт.Игнатий: «на всё свое время». То есть, было время когда это средство содействовало спасению людей, а теперь наступили времена, когда это средство стало содействовать не спасению людей, а их погибели: «Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления»; «Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять». Поэтому Господь и стал убирать это средство от людей, которое стало превращаться в язву для христианства.

Но, как говорит свт.Игнатий, люди не вразумляются и идут против «судеб Божиих», против воли Божией: «Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно – великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, всё ко вреду» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50). Так люди продолжают поступать и до сего времени. Это происходит – по причине их духовной слепоты, которая является от впадения в ложный аскетизм, из-за отсутствия правильно-проходимой внутренней духовной жизни.

Но несмотря на все это, свт.Игнатий продолжает утверждать: «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).

Люди же, по причине своей самоуверенности и самонадеянности, по причине самомнения и одержимости духом самости, пытаются подражать временам прошедшим, в монашеском жительстве. Все это же самое происходит и в наше время. В этом, как раз, и проявляется их духовная слепота, отсутствие в реальности и пребывание в иллюзиях. Но, как говорит свт.Игнатий: «Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503).

В наше время, все, встающие на путь подвизания, по причине всеобщего духа самомнения и гордыни, подавляют в себе свою естественную похоть за счет духа самости и гордыни, вменения себе своего делания, по настрою духа. Как об этом говорит преп.Иоанн Лествичник «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица,сл.26,п.62). – Это и есть дух гордыни и самости.

Так образуются бесовские подвижники, находящиеся в состоянии духовной прелести. Такие, в миру, принимаются за истинных подвижников. Так как мир не знает законного пути.

На своем личном жизненном опыте, я опытным путем удостоверился в правоте слов, сказанных свт.Игнатием Брянчаниновым, еще в середине 19-го столетия:

«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50);

«В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.450).

«Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503);

«Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 13);

«Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 48);

«Величайшая трудность была нравственная: в новоначалии моем я не мог найти монаха, который был бы живым изображением аскетическаго учения Отцов Православной Церкви. Желание последовать этому направлению, по причине сознания правильности его, поставило меня в положение оппозиционное по отношению ко всем и ввело меня в борьбу» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.49);

Взирая на то направление по которому пошло монашество, уклонившись от уставов Св.Отцов, свт.Игнатий Брячанинов пришел к выводу, в отношении их: «Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе… Если бы, как Вы говорите, и решились восстановить монашество, то нет орудий для восстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. «Спасаясь, спасай свою душу», сказали святые Отцы» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.49);

«На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.515);

«О монашестве о. Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).

«Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.553).

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… Мнение разгоряченное слепцов, которые всё видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.515).
«Мнение разгоряченное слепцов, которые всё видят в цветущем виде» – это и есть пребывание в состоянии иллюзий, и отсутствие в реальности, духовная слепота.

«Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.518);

Да, действительно так: дорого далась мне духовная опытность, в этих вопросах, и теперь, об этом, я свидетельствую для всех.

Святой, свт.Игнатий Брянчанинов, давно уже об этом сказал, но так как, в наше время, все самоуверенные и самонадеянные, одержимые духом самости, то они не слышат слов святого отца, и по этой причине заходят в состояние духовной прелести или впадают в разврат, как говорит об этом свт.Игнатий,  «ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством».

Из тебя будут воспитывать там, иезуита, по духу. Названия только другие, а суть та же самая.

Будут научать лжепослушанию и лжесмирению, под благовидными предлогами из Писания и Св.Отцов, применяя все это не к месту, не к времени. Так будут делать из тебя лицемера и новозаветного фарисея. В результате того, что тебе будет подаваться тьма, смешанная со светом, ты этого не сможешь различать, по причине своей духовной слепоты и пребывания в состоянии иллюзий. От такой деятельности ты будешь раздвояться в духе, – это начало шизофрении. – Когда в уме у тебя будет все, как бы правильно, а, в духе, совесть твоя будет с этим не соглашаться, и по этой причине ты не будешь иметь покоя. Тогда придется совесть в себе топтать и сжигать, чтобы найти покой. — Это иллюзия, самообман.

И если в конечном итоге, ты не совсем сожжешь свою совесть, то у тебя наступит разочарование и прозрение. И тогда, ты вспомнишь все, что я тебе говорил, и поверишь всему этому.

Правильным будет казаться, в твоем уме, – все то, чему тебя там будут учить, – только по той причине, что ты не будешь видеть того, что эти изречения, на которые будет опираться твой ум, будут приводиться не к месту, не к времени. Причина невидения – самомнение, одержимость духом самости. Но совесть будет с этим несогласна. Отсюда и будет раздвоение в духе.

А сейчас, я думаю, что ты не поверишь мне, и поступишь по-своему. Причина – одержимость духом самоуверенности и самонадеянности, самомнение. Но ты этого не видишь, и оправдываешь благовидными предлогами, применяя их не к месту, не к времени.

Ну что-ж, тебе видимо надо это пройти, чтобы долго и упорно постучаться головой об стенку, чтобы, таким образом, выбить из нее самомнение, в отношении этих вопросов. Чтобы очарование, чары бесовские, сменить на разочарование.

Да, и кстати, рассмотри, почему ты хочешь уйти в монастырь. Я думаю, это потому, что ты хочешь убежать от тех скорбей, которые падают на тебя сейчас. У тебя в голове иллюзия, что уйдя в монастырь, у тебя не будет этих скорбей. Тебе тяжело быть с людьми, по причине одержимости духом самости и гордыни. И ты, скорее всего, хочешь от этого убежать.

Я пишу все это не в уязвление тебя, а исходя из чувства сострадательной любви, открывая тебе яму, в которую ты хочешь залезть.

Прочитай внимательно это письмо, запомни его. Придет время, ты вспомнишь все то, о чем сказано в этом письме. И может быть, у тебя наступит раскаяние и горькое разочарование в том, куда ты пошел.

Запомни, никогда не поздно выйти из этого болота.

О борьбе с блудной страстью, порнографии и рукоблудии (онанизме)

Аноним:  Я хочу попросить Вас о помощи. Долгое время, с детства, я согрешаю грехом малакии (онанизма, рукоблудия), ещё и пристрастился к разной эротике и порнографии, которую искал в журналах, а впоследствии в интернете. Понимал, что это грех, раскаивался, стремился к тому, чтобы не грешить, но опять срывался. И так постоянно.
Однажды, в интернете, нашел спецкурс для тех, кто зависит от порнографии и онанизма. Начинал проходить этот курс, но бросил, не закончив, и опять впадал в грех.
И сейчас, вот снова решил проходить его. Посмотрите ссылку, что вы скажете об этом курсе?

О.Серафим:  По моим понятиям этот курс является заменой телесного сладострастия на душевное. Точно так же излечивают многих наркоманов от наркомании. Ощущения, которые приносит душевное сладострастие, намного сильнее ощущений, исходящих от телесного сладострастия. И поэтому, человек легко из одного страстного состояния ­­переходит в другое, более сильнейшее. А если еще и бесы наведут сладострастные ощущения, то большинство сразу же воспринимают это за действия Благодати. И, таким образом, заходят в духовную прелесть. Таковых блудные бесы не трогают. А они воспринимают это за дар непорочности от Бога. В итоге, иллюзия, бесовский обман.

Это называется незаконный путь освобождения от страсти. Ибо цель должна быть не освобождения от такой-то страсти, а спасение души. А оно может совершиться, – только через освобождение от страсти, на законном основании.

Свобода от страсти, совершаемая и достигнутая не на законном основании, – это иллюзия и самообман, замена одной страсти на другую, сильнейшую. В реальности – это состояние погибели, воспринимаемое людьми за свободу от страстей, по причине духовной прелести и слепоты.

Законно-проходимая борьба с любой страстью должна приводить человека к опытному познанию и ощущению своей немощи. Ибо, как сказал Господь, «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Но если этого нет, то такая борьба порождает самомнение и дух само-уверенности. Отсюда, таковое избавление от страстей будет совершаться на основании духа самости и, таким образом, будет приводить человека к духу само-утверждения, т.е. к духовной прелести и самообольщению.

Наша борьба, сама по себе, без помощи Божией, бессильна. Она только показывает наше желание – не грешить. И если это желание, в этой борьбе, соединяется с ощущением своей немощи (ощущение бессилия самому победить страсть), с духом сокрушенным и смиренным, растворенным чувством упования и надежды только на одну милость Божию, то этот настрой духа и привлекает к нам в душу спасительную Благодать. Только такое избавление от страсти является спасительным для души.

Но в наше время некуда убежать от соблазнов. Ибо они повсюду. Конечно в местах более отдаленных, от скопления народа и от различных центров, их в меньшей степени, но они все равно есть.

И потому, «живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

Поэтому, в тех жизненных условиях, в которых мы оказались, – при современной жизни, с ее содомо-гоморскими соблазнами. В том положении и условиях, которых небывало никогда, для того, чтобы не растлеваться, – самый лучший вариант это жениться. Ибо похоть естественна человеку, и удалить ее из себя, просто так, человек не может. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Лествица сл.15, п.24).

Поэтому, в своем желании, в конечном итоге, ты должен иметь намерение о том, чтобы жениться. И просить Бога об этом. И при этом, вести борьбу со своею страстью, повергая свою немощь пред Богом, прося у Него помощи. И тогда Господь будет видеть, что ты хочешь жениться, по причине ощущения и сознания своей немощи, а не просто самоуверенно пребываешь посреди мира, с его содомо-гоморскими соблазнами. И тогда за сознание и ощущение своей немощи, за смирение, по твоим к Нему просьбам и прошениям, Господь может подавать тебе облегчение в брани и борьбе.

Другие же, по причине того, что у них отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи, – по причине одержимости духом самоуверенности и самонадеянности, самомнением, духом самости и гордыни, – идут по пути незаконного подвизания и избавления от страстей, путем ложного аскетизма. Таких, бесы не трогают: «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица, сл.26, п.62). – Это, по духу, получаются бесовские подвижники, прикрывающиеся одеждами истины, прикрывающиеся христианской, православной терминологией. Это и есть новозаветные фарисеи, сидящие на духе самости и гордыни, из среды которых, по пророчествам Св.Отцов, и должен выйти антихрист.

Мои понятия и мнения вы можете так же прочитать вот здесь и здесь.

Аноним:  Я одержим страстью рукоблудия (онанизма), а так же грешу постоянно зрением. Я прослушал и прочитал Ваши беседы, на эту тему, и хочу освободиться от этой страсти. Но у меня ничего не получается.
Два года назад у меня была мысль о том, чтобы стать монахом, и я хотел уйти в монастырь, думая, что таким образом, избавлюсь от страсти. Но после ваших бесед, и всего того, что я прочитал, а так же видя, что творится вокруг, то пришел к выводу, что мне надо жениться. Но при этом одолевает помысел: сначала избавься от рукоблудия, а потом женись. Как мне быть?

О.Серафим: Причина того, что человек не может одолеть эту страсть, это есть навык, привычка. А главное, дух самомнения, самоуверенности и гордыни. Ибо Бог попускает эти падения, для того, чтобы смирить наше самомнение и высокоумие.Чтобы сокрушить наш самоуверенный и самонадеянный дух. Надо начать познавать свою немощь в этой борьбе и всякий раз, как только возникает желание, то падать перед Богом, внешне или в душе, и вопить к нему о помощи, пока не пройдет желание. И так всякий раз. А так же, утром или вечером, просить Бога об избавлении от этой страсти. А если пал, то не замедлять в этом душевном состоянии, а тут же возгревать чувство сокрушения, доводить себя до решимости и воодушевления вновь на борьбу. И, повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи, чтобы он не оставил в этой брани.

Человек должен находиться в состоянии борьбы со своими страстями. Через эту брань и падения, посреди соблазнов, он должен не оправдания для своего грехопадения искать, ссылаясь на обстоятельства, а приходить к познанию своей немощи, и теплее и горячее припадать к Богу, взывая к Нему о помощи.

А особенно в те моменты, когда восстает страсть, надо повергать свою немощь пред Богом, и усиленно, с чувством упования и надежды, вопиять к Нему о помощи. Для этого можно куда-то уединиться в эти моменты, чтобы припасть на колени и просить Бога и вопить к Нему, пока страстное желание не пройдет. А если некуда удалиться, то стараться делать то же самое внутри, в чувствах и ощущениях, стараясь обращать их к Богу. Для этого достаточно обращать чувства, дух к Богу, жаждая от Него избавления. В этом деле, главное: чувства и жаждание духа, обращенные к Богу.

Надо просто учиться вести брань, борьбу, повергая свою немощь пред Господом, имея в намерении: вступить в брак, по причине сознания своей немощи, пред лицом соблазнов. Господь же, видя твое намерение, – и что в нем присутствует ощущение своей немощи, смиренный настрой духа, и стремление к сохранению верности, своей будущей супруге, – будет тебе, в этой борьбе, помогать.

Ибо в таком случае, ты будешь ограждать себя смирением: 1). По причине сознания своей немощи, перед лицом соблазнов, — намерением вступить в брак. 2). В моменты искушений повергать свою немощь пред Господом, вопия к Нему о помощи, — ради сохранения верности, своей будущей супруге.

А как говорит Св.Писание, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Об этом и сказал Господь, что «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Наставление, в тот момент, когда восстает страсть:

Если не будешь отдаваться страстному желанию и чувству, то в результате этого будет возникать скорбь от неудовлетворенного страстного желания. Но, надо не бежать от этой скорби, а принимать ее, как заслуженную за грехи. – Когда страсть неудовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, очищающее душу от страстного состояния. В этом и будет состоять смирение души перед Промыслом Божиим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент, в конкретных обстоятельствах. Ибо только смиренным Бог подает избавляющую Благодать: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

А помысел не надо слушать, так как брак и дан, не только для деторождения, но и для погашения похоти:
«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор. 7:9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Он есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние. Посему не осуждай брака; он приносит большую пользу, не дозволяя членам Христовым сделаться членами блудницы, не попуская святому храму быть оскверненным и нечистым. Он есть добро, потому что укрепляет и исправляет готового пасть» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Итак, во-первых, по этой причине – у вступивших в брак больше спокойствия; а, во-вторых, потому, что если у них когда-нибудь высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление скоро погашает его» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

Итак, как говорит свт.Иоанн Златоуст: «Брак дан», не только для «для деторождения», но «еще более для погашения естественного пламени». Ибо когда «высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление», с законною супругою, «скоро погашает его» (Книга о девстве).

Аноним:  Каково ваше учение по отношению к педерастам?
И могут ли педерасты спастись от суда Господа Бога?

О.Серафим: Вот наше учение по данному вопросу: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9). Мы веруем так, как говорит ап.Павел.

Малакии – это онанисты. Мужеложники – это педерасты. Сюда же относятся и педофилы, – деторастлители. Апостол Павел не упоминает о деторастлителях по той причине, что такой грех встречался, в их времена, очень крайне редко. Деторастление, из всех этих грехов, самый тяжкий, и требует большего наказания.

Так равноап.царь Константин ввел смертную казнь за мужеложество и изнасилование. Но таких наказаний за эти грехи было очень мало. Это и свидетельствовало о том, что в том обществе таких грехов было мало. Грехи деторастления в том обществе были немыслимы. И мы за то, чтобы за особо тяжкие грехи, такие как деторастление, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, была введена смертная казнь или лишение свободы на длительный период времени. И если бы по телевизору показали, несколько раз, смертную казнь за эти грехи, то сразу бы упала планка преступности, по этим грехам. И на будущее, многих других спасли бы от этих грехов. А если за все это безнаказанность, то это никогда не искоренится. Тем более, что их сажают, и тут же выпускают. Все, что делает современное правосудие и власть, то это только содействует распространению этих грехов.

А если человек встает на путь покаяния и исправления в этих грехах, оставляет грех и не возвращается уже к нему, то Бог прощает ему те грехи, в которых человек искренно, чистосердечно, от всей души кается и ненавидит этот грех. В таких случаях, нужно ему помогать встать на путь исправления (но это уже отдельная тема). Кое-что об этом есть здесь.

О желании пойти в монастырь и иллюзии в отношении монашества

Аноним:  Я ездил  в монастырь, чтобы пожить немного там, и приглядеться к жизни. Я понимаю ваше негативное отношение к современному монашеству. Но все-таки у меня возникает желание пойти в монастырь, стать монахом, как бы там, ни было тяжело. Просто мне хочется отречься от мира и от всего греховного, что он предлагает, ведь это важно для спасения.
Правда, на второй день пребывания в монастыре, мне стало очень скучно. Получается, что у меня какая-то раздвоенность, – то мне хочется, то нет. Не могу в себе разобраться. Не могли бы Вы дать мне совет? Я помню то письмо, которое вы мне уже писали о монастырях, и лекции о деградации монашества я тоже помню. Просто до меня видимо долго доходит или пока сам в чем-то не разберусь, не успокоюсь.

О.Серафим: Ты находишься в иллюзиях в отношении монашеской жизни. Эти иллюзии владеют тобой только за счет самомнения и духа самоуверенности. Этот же дух ослепляет твои духовные очи, и ты не видишь то, что есть в реальности.

Предостерегаю тебя, чтобы ты совершенно не повредился на голову, если пойдешь в монастырь. Мне, в моей жизни, приходилось видеть очень многих молодых ребят, которые пришедши в монастыри МП, повредились на голову или зашли в жуткую духовную прелесть, из которой никак не могли выйти, впоследствии.

Ко мне постоянно обращались и обращаются монахи, ушедшие из монастырей. Они точно так же были в иллюзиях, как и ты. Но насмотревшись всей той жизни, поубегали оттуда. И слава Богу, если это закончилось для них хорошо, – если они не повредились душевно или на голову.

В эти иллюзии люди попадаются по той причине, что они, начитавшись книг Св.Отцов о жизни монахов, не учитывают и не берут во внимание различие между эпохой, временами, жизненными обстоятельствами, душевным и телесным состоянием  людей, тех времен, когда это писалось, и современным периодом времени. Самомнение и дух самоуверенности закрывают их духовные очи, и они думают, что они начнут жить вот такой вот духовной жизнью, как жили древние монахи-подвижники. Это и свидетельствует о том, что они отсутствуют в реальности, и, через посредство воображения и мечтательности, находятся в состоянии иллюзий.

Весь современный мир ведется падшими духами по пути иллюзий. И люди, привыкшие идти по этому пути, в настрое своего духа, точно так же увлекаются по этому пути иллюзий, при их обращении к христианству и монашеству. А суть же борьбы со страстями, как раз и заключается в том, чтобы подвижник вышел из состояния иллюзий, и вошел в реальность, через посредство трезвения, правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Истинное, неложное трезвение – это и есть, по Св.Отцам, выход из состояния иллюзий, и вхождение в состояние реальности. Так как страсти, самомнение и дух самоуверенности, дух самости и гордыни, омрачают духовные очи, и вводят в состояние иллюзий.

И если подвижник выйдет из состояния иллюзий и войдет в реальность, то он придет к точно таким же выводам, к каким пришли Св.Отцы, свободные от иллюзий, видевшие реальность и об этом написавшие:

«Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления» (свт.Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866г., «О необходимости Собора…») .

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/).

А если современный подвижник не придет к таким же выводам, то в худшем случае, – его ожидает путь духовной прелести и самообольщения. А в лучшем случае, – горькое разочарование, из которого, впоследствии, надо правильно выйти.

В большинстве же случаев получается так, что, в наше время, нужно каждому долго и упорно поколотиться головой об стенку, прежде чем что-то начать понимать, и соображать. У кого-то на это уходят годы, у иных десятилетия, а у других вся жизнь. Причина этому, – всеобщая одержимость духом самоуверенности и самонадеянности, самомнением, духом самости и гордыни.

***

Почему я, в свое время, и выступил против монашества и монастырей, в наше время, содомо-гоморских соблазнов. Так как современное монашество и монастыри очень сильно содействуют распространению этой заразы.

Монашество было дано определенному периоду времени. Оно должно было проходиться вдали от мира, вдали от соблазнов, под руководством очень опытных духовных наставников. Народ того периода времени был совершенно неразвращенный с детских лет, они не знали блудных грехов, а тем более извращенчества, в период своего воспитания. Их воображение и ум не были засорены сценами разврата и извращенчества, так, как их засоряют, в наше время, современные СМИ. Поэтому, приходя в монастырь, вдали от соблазнов, под руководством опытных духовных наставников, они могли проводить монашескую жизнь. Никогда не показываясь в миру, посреди соблазнов. По этой причине все монастырские уставы, того периода времени, были очень и очень строгие, в отношении этих вопросов. Таково было общее положение, того периода времени. Этот период времени прошел.

Об этом же самом и говорит свт.Игнатий Брянчанинов, уже в середине 19-го столетия: «Вы поняли, что Бог открыл Вам на поприще Богом установленного монашеского подвига, который отъемлется с лица земли по неисповедимым судьбам Божиим, пред которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать. На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не собственным изобретением человечества» (свт.Игнатий Брянчанинов, «Избранные письма», Письма к монашествующим, п. 41). Здесь свт.Игнатий явно свидетельствует о том, что монашеский подвиг убирается с лица земли, Самим Богом. И то, что этот подвиг относился к определенному периоду времени: «На все свое время». Этот способ спасения был предоставлен Богом человечеству, в определенный период времени, который уже прошел. Поэтому-то, монашество, «по неисповедимым судьбам Божиим» убирается, Богом, «с лица земли». Препятствовать этому – это значит идти против воли Божией, идти по пути духовной прелести; это значит участвовать в создании монашества антихристова.

А вот здесь, как раз, и говорится о тех препятствующих, которые по своей духовной слепоте пытаются поддержать монашество, особенно в наше время, не понимая того, что время его уже давно прошло: «Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно – великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду» (свт.Игнатий Брянчанинов, «Избранные письма», Письма к монашествующим, п. 50). Свт.Игнатий говорит о том, что у людей, которые пытаются поддержать монашество «глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия», то есть это – духовные слепцы. А «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф.15:14). Вот и падают все в яму погибели, идя за современными монашествующими, епископатом, и их защитниками, потому что они духовно-слепые. Они думают, что они стоят за дело Божие, но в реальности, они идут против воли Бога, потому что у них, как говорит свт.Игнатий, «глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия». – Это духовная прелесть.

Ибо в современный период времени, все, приходящие к монашеству, развращенны по полной программе, и в особенности через СМИ. И главное развращение здесь то, которое в умах, в воображении и области мечтательности, так как дьявол, наиболее, здесь и ведет борьбу. И когда в монастырях собираются вот такие вот, то там разгораются страсти, и начинается содом. Защитники современного монашества, сами не понимая того, защищают этот содом. Они, начитавшись книжек о древних подвижниках, находятся в иллюзии, думая, что они защищают таких же, какими были древние подвижники, но они не учитывают того, что времена и люди совершенно изменились. И в результате этого, они, с одной стороны, борются против развращения общества, а с другой стороны, участвуют в защите содома, который творится посреди монашества, иеромонашества и епископата. И выставляя современное монашество как оплот и защиту христианства, православия, они в идеал для всех выставляют содом, который там творится. Дьявол же только смеется над всеми, по причине всеобщей духовной слепоты и самообмана.

Монашество и монастыри, посреди содомо-гоморрского общества последних времен, – это рассадники содома и лжеаскетизма. Кто будет надеяться через посредство их спасти и возродить общество, того они приведут к антихристу.

Бедная, несчастная молодежь, которая попадает в эти бесовские ловушки. Там они просто калечат свою жизнь. А духовно-слепое общество питается иллюзиями, читая книжки про древних подвижников, и проецируя это на современное монашество и монастыри, иеромонашество и епископат, в которых процветает содом и гоморра, и лжеаскетизм, новозаветных фарисеев, которые, в итоге, приведут всех к антихристу. При чем, этого никто не поймет и не увидит, по причине своей духовной слепоты: «Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник  26-й недели, «О Царстве Божием»).

1 комментарий к “Об иллюзии монашества”

Оставьте комментарий