1. /
  2. Каноны, законники
  3. /
  4. Воля Божия, каноны и...

Воля Божия, каноны и правила. О немощи, смирении, о фарисействе и законничестве

О.Серафим: По мере приобретения чистоты чувств, человек приходит к постижению божественных откровений выраженных в Св.Писании и Предании Церкви. Ибо применение канонов и правил не действует механически или магически.

Канон – это не застывшая воля Божия в буквах и словах. – То есть, воля Божия не находится в подчинении канонам и правилам, и не зависит от применения их, и не находится в зависимости от них.

А насколько человек приобретает чистоту чувств, настолько он и может постигать дух тех или иных обстоятельств; и какова есть воля Божия в этих жизненных обстоятельствах; и какие применить изречения Св.Писания и Св.Отцов, или каноны и правила, если таковые есть, для выражения воли Божией на уровне рассудочном, умовом.

Ибо главное – это исполнение воли Божией, а не буквы канонов и правил. А постижение воли Божией является от чистоты чувств и удовлетворения своей совести, а не от знания канонов и правил.

Аноним-1:  Житие по канонам – не что иное как желание ограниченности подчинить Всесвятого и Безконечно Безначального Бога – ограниченности. Воля Божия столь безгранична, сколь Безграничен и Сам Господь. Под познанием и открытием Себя Самого людям – похоже Господь имел в виду как раз именно Волю Божию – всё то, что можно определить как Промысел Божий о всём творении Своём. Значит, попытка познать Бога и Его Промысел – умом и значит умовыми понятиями – не что иное как грех самомнения – гордости – точь, в точь поставление себя над Богом и вот с этого «пъедестала» и попытка «управлять» Богом через каноны и вообще через всё. 
Можно даже законно проходить подвизание и познание своей немощи, но всё это в итоге оборачивается прелестью и духовным самообольщением – если не разорваны сети злословия. Злословие в наши времена столь стали лукавыми, что вовсе не заметно для проходящего духовное делание, но именно через этот по истине сатанинский грех происходит удовлетворение гордости – самомнения.

О.Серафим:  Человек, который предан злословию или осуждению, на основании гордостного духа, еще не познал своей немощи, еще не смирился, в духе. Его подвизание – уже незаконно. Если таковой будет заниматься молитвенным деланием или иисусовой молитвой, то он только зайдет в состояние духовной прелести.

Когда человек приступает к применению канонов и правил без познания своей немощи, в борьбе со страстями, без приобретаемой чистоты чувств и удовлетворяемой совести, тогда из него неизбежно получится готовый фарисей-законник. И посредством канонов и правил – он будет убивать души человеческие. И при этом ощущать себя правильным, угождающим Богу и исполняющим Его волю. Это типичный фарисей-законник, сидящий на духе гордыни, самомнения и вменения себе своего делания.

И так как он сидит на духе гордыни, то по этой причине у него отсутствует ощущение своей немощи. По этой причине он не постигает волю Божию, в тех или иных обстоятельствах, и потому применяя каноны и правила, посредством их, содействует не спасению душ человеческих, а их погибели. Но он при этом ощущает, что он – делает дело Божие.

Это прелесть мнения и духовная слепота, по причине отсутствия познания своей немощи и смиренного ощущения в духе. О таковых Христос сказал своим ученикам, что «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). То есть, фарисей-законник, находясь в состоянии духовной прелести и убивая души человеческие, при этом думает, что он соблюдением канонов и правил служит Богу. Ибо не учитывая эпоху, времена и жизненные обстоятельства людей, он применяет их не к месту и не ко времени, и думая, что он этим угождает Богу, на самом деле убивает души человеческие.

И идя таким путем, когда фарисей-законник начинает иметь и внешнюю власть, тогда он под предлогом обвинения в богохульстве и отступничестве убивает и учеников Христовых. Так как для него служение Богу заключается в соблюдении буквы закона, по этой причине для него непонятен и непостижим дух Христов. – Это духовная прелесть. Точно таким же путем и образом, фарисеи и законники обвинили и приговорили к смерти и Самого Христа, т.е. Бога.

Аноним-2:  Каноны наши – это светлая комната, на фоне которой мы только и способны увидеть и собственные свои черные пятна и всех вкрадывающихся в наш дом мышей, змей и пр. вредителей. 
Современность, которая подобна Содому и Гоморре, уже была в истории человеческой и Библия указала нам как можно спастись и в таком положении. Нам дается пример праведного Лота, подвиг которого состоял в стойком сохранении собственной нравственности и терпеливом перенесении скорбей от своих развращенных современников. Этот образ спасения вполне подходит нам, потому что к другим подвигам мы, будучи выращены в советском безбожном госудатстве – не способны, за редким исключением. Вспомним и завет, который оставили нам св.Игнатий Брянчанинов и митр. Филарет. Первый сказал – не покусись остановить отступление, но отстранись и оберегись от него сам и этого для тебя будет достаточно, а второй еще короче выразил эту же мысль – держи то, что имеешь!
Мы должны удержать православное учение по Духу в чистоте до конца , не поддаваясь на все многоразличные попытки его улучшить и модернизировать или облегчить ради якобы любви к человеку, которая в итоге убивает самое ценное, что есть у человека .
Что же делать, если некоторые правила выполнить нам оказывается не под силу?
Для этого и даны нам добрые пастыри – наше священство, которое имеет законную духовную власть нас постепенно вытаскивать из немощей, в которых мы все приходим в храмы. Нужно просто оказывать им послушание в тех советах или просьбах, которые они предлагают нам.

Аноним-1:  Главный канон – это чистота совести, а не соблюдение закона. Как вы можете говорить, что соблюдаете канон если вы не сохраняете совесть, но сохраняете букву. Как можно сохранить совесть через букву? Никак! Совесть – это не буквенное, но духовное понятие. Каждый человек слышит совесть – голос Божий и это доказывает, что она не есть мёртвая буква, но есть дух.
Сколько раз в жизни мы соблюдая закон внешне, идеально, начинаем быть мучимы совестью? Разве это не показывает нам, что совесть и каноны в том их понимании, как люди ныне понимают, – это разные вещи, как земля и небо. Если бы дело было в канонах, законах, то зачем тогда вообще нужен Христос-Спаситель? Ведь, достаточно канонов и законов – это уже мертвечина бывшая в ветхозаветных фарисеях. 
Человек всегда ищет себе само-оправдание, ищет его после падения падший дух, ищет он самооправдание в канонах и соблюдении законов, то есть ищет не милости Божией, а ищет удовлетворения собственного тщеславия и гордости – которое удовлетворяет через соблюдения канонов и законов. На этот счёт, Спаситель сазал, что когда исполните всё повеленное вам, то в душе вы должны ощущать, что мы рабы неключимые и ничего не начинали. – Именно эти его слова обличают и ветхозаветных и новозаветных фарисеев и всякого святого, ибо кто достоен Бога? Раз так, то причём тут вообще каноны и законы? Значит нужно искать вышнего, искать соблюдения законов совести, а закон совести – это Дух, именно он и скрыт, и будет скрыт от людей не познающих свою духовную немощь. Хоть сколько не пиши и не рассказывай об этом всему миру. 
Спасение есть милость Божия, и начало его в каноне «ничего себе не вменять» – а исполение канонов и есть вменение. Исполняющий же дух канонов никогда не будет этим самым исполнением бравировать и указывать на них как на основу спасения. Дух канонов не понимается через букву, но через преследование лицемерства в себе, а затем уже и в других. Преследование лицемерства – вот основной закон на все времена – он есть правая вера, и дух веры же есть Любовь – приобретаемая через познание своей дух.немощи, греховности и своего бесконечного лицемерия. 
Простите меня грешнаго.

Аноним-3:  —Что же делать, если некоторые правила выполнить нам оказывается не под силу?

Какие правила? Вот, например, правило: всякий раз, как востает во мне страстное, греховное чувство, или желание напрягать себя на противоположное – богоугодное. Вот правило! Если за это должным образом возьмешься, то начнешь познавать свою немощь, а через это, глядишь и в Боге глубокую нужду возымеешь. Отсюда вопль к Богу, истинное покаяние и прочие спасительные последствия. Вот то, что составляет дух канонов и правил внешних, дисциплинарных, их смысл, цель и основу. Неисполнение этого нельзя уврачевать никакими уступками или послаблениями: здесь один путь – покаяние и твердое намерение вновь не грешить.
Но то и беда, что у многих людей православное понятие о духе канонов подменилось обрядоверческим. Под немощью, которую необходимо познать подразумевается, порой, немощь чисто физическая. Т.е. коль скоро я немощен и не в силах вычитать положенное по канонам количество молитв, то сохраню хотя бы основное, ради чего даны эти каноны… прочту только основные молитвы 🙂 Или вот, я познал свою немощь и теперь вижу, что выдержать всю четыредесятницу без скоромного не могу. Чтож, буду «держать что имею»… попощусь только на страстной седмице 🙂

— Для этого и даны нам добрые пастыри – наше священство, которое имеет законную духовную власть нас постепенно вытаскивать из немощей, в которых мы все приходим в храмы. Нужно просто оказывать им послушание в тех советах или просьбах, которые они предлагают нам.

И если понять это по обрядоверчески, то получается следующее: «я немощный грешник и не могу исполнить всего предписанного канонами и выстаивать многочасовые службы. Но в храме есть добрый пастырь, который благословит мне все не выстаивать, начать с малого – приходить на службу уже после чтения кафизм, с тем, чтобы не налагать на меня бремена пока что неудобоносимые. А там, глядишь, буду постепенно крепнуть, крепнуть, так что вскоре смогу всю службу выстаивать и из немощного грешника со временем превращусь в выносливого «праведника», как и мой пастырь 🙂
Но то-то и оно, что дело не в том, сколько ты выстоишь, но в каком духе! И если в итоге прийдешь к видению себя «окрепнувшим, выносливым праведником», то горе тебе! Это значит, что ты не только не окреп, но даже еще не узнал насколько ты жалок и немощен, так как не видел еще того, с кем собственно надо бороться ради такого познания, – демона самодовольства, тщеславия, гордости…
Господи помилуй.

О.Серафим:  В РПЦЗ доживала старая дореволюционная Россия, которая руководилась понятиями дореволюционными, которые относились к пребыванию Церкви посреди православной государственности, в православной империи. А так же РПЦЗ попала во внешние условия жизни, которые не особо отличались от внешних условий дореволюционной России. И потому там, на тот момент времени, можно встретить высказывания тех или иных архиереев и благочестивых подвижников, которые отвечают их духу времени и окружающей их обстановки. То есть, эти изречения, по своему смыслу, отвечают их эпохе, временам и жизненным обстоятельствам. И это нормально.

Но эпоха, времена и жизненные обстоятельства людей стали изменяться. И тогда потребовалось не просто поступание по старым внешним нормам, канонам и правилам, а потребовалась жизнь в духе, для того, чтобы по духовному чутью, – обученному в бранях и законно-проходимой борьбе со страстями, – постигать волю Божию в новых жизненных обстоятельствах и временах, для удовлетворения совести и приобретения чистоты чувств, для спасения душ человеческих. То есть, знание канонов и правил и применение их, уже стало недостаточно для направления людей на путь спасения, понадобились люди, которые живя в духе, постигали бы волю Божию, в новых жизненных обстоятельствах, и направляли бы людей на путь спасения. Но последние единицы в РПЦЗ, живущих в духе, ушли из жизни. А они предупреждали об исчезновении истинной внутренней духовной жизни. И в результате того, что подлинная внутренняя жизнь исчезла, то перед новой наступившей эпохой и временами РПЦЗ не смогла устоять. И истинная внутренняя жизнь подменилась обрядом и буквой закона, т.е. на смену пришло – фарисейство-обрядоверие и законничество. Произошло то же самое, что произошло в свое время в России, когда люди стали спасаться отдельными группами и в одиночку.

То есть, в России, в Катакомбах, давно уже началась жизнь не по канонам и не по правилам. Поэтому и сказано Христом: «держи, что имеешь»(Откр.3:11). Здесь имеется ввиду не соблюдение буквы закона, канонов и правил, а главнейшего, что единственное осталось: это удовлетворение совести и борьба за чистоту чувств, ради сохранения духа Христова. То есть, можно жертвовать всей внешней стороной церковной жизни, канонами и правилами, ради приобретения и сохранения чистоты чувств и удовлетворения совести. Это то, что человек имеет внутри себя и должен это всячески удерживать, ибо от этого зависит его вечная участь.

В Церкви не подлежат изменению только догматические истины и христианская нравственность. Все остальное в Церкви изменялось. Те же самые каноны и правила, если исторически рассмотреть, изменялись с течением времени.

Сравнение подвига Лота и сохранения канонов и правил, как одного и того же явления, — это непонимание того, в чем состоит христианство и православие. Лот сохранял важнейшее в законе – нравственность, удовлетворение совести. А каноны не относятся к христианской нравственности, сами по себе. Это временная внешняя ограда духа Христова, приспособленная к определенной эпохе, временам и жизненным обстоятельствам. Значит это говорит о том, что это не догмат, а временное явление в жизни Церкви, которое может изменяться в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств людей.
Кстати, характерен случай с Лотом, ибо он как раз подвигся на то, чтобы нарушить закон, ради удовлетворения совести и спасения ближних. Он вместо юношей, которых хотела изнасиловать толпа содомлян, оказавшись в безвыходном положении, предложил своих дочерей-девственниц: «Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь»(Быт.19:6-9). – «Свт.Иоанн Златоуст говорит, что сей поступок Лота выше всякого гостепреимства» (свт.Филарет Дроздов,»Толкование на книгу Бытия»,гл.»Крайность развращения Содомлян»).

Сегодняшняя современность уже отменила соблюдение великого множества канонов и правил. И сами защитники канонов все это воспринимают нормально и не считают это нарушением канонов и правил. Они или никогда их не читали, или читали только поверхностно. Но продолжают говорить о том, что надо сохранять каноны и правила. Хорошо, давайте хотя бы частично, лишь незначительно, посмотрим, что они предлагают сохранять. Свт.Василия Великого: прав.58 – прелюбодеяние, на 15 лет отлучается от причастия; прав.59 – блуд, на семь лет отлучается от причастия; прав.57. – невольное убийство, на десять лет отлучается; прав.2 – аборт, на десять лет отлучается; прав.61 – укравший, на год или на два отлучается; прав.64 – клятвопреступник, на 10 лет отлучается; прав.65 – покаявшийся в волшебстве, на 20 лет отлучается; прав.67 – кровосмешение, на 15 лет отлучается; прав.68 – если брак в запрещенном родстве, на 15 лет отлучается; прав.72 – обращавшиеся к чародеям и колдунам, для наведения зла на других, на 20 лет отлучаются; прав.73 – отрекшийся от Христа, до конца жизни отлучается; прав.83 – те, которые верят колдунам и чародеям, на 6 лет отлучаются; прав.88 – епископ или священник-монах живущий просто с женщиною в одном доме, квартире, хотя и без блуда, подвергается запрещению в священнослужении, и если не исправляется, то предается анафеме. Вот вкратце некоторые правила, и кто сейчас исполняет их? И те, которые говорят, что надо исполнять каноны и правила, получается, что предлагают все это вышеперечисленное исполнять. Но если дальше еще все эти правила перечислять, то их наберется множество неисполняемых, этими же самыми ревнителями и защитниками канонов.

Ведь цель не та, чтобы букву закона, канон и правило, исполнить, а та, чтобы помочь человеку избавиться от страсти от греха. А для этого необходима борьба, и не быстро все это достигается. И если действовать по канонам и правилам, то человек просто развернется и уйдет, и исправления его не будет достигнуто. А фарисей-законник будет его обвинять в том, что он не хочет подчиниться церконым законам, канонам и правилам, воле Божией. Значит он мол не хочет спасаться, и таковым не место в нашей церкви. Такие фарисеи-законники и есть типичные лжестарцы.

Удержание по духу православного учения, воспринимающееся как удержание буквы канонов и правил, — такое удержание, под предлогом православного духа, есть удержание духа фарисея-законника. А удержание по духу православного учения – это удовлетворение своей совести и приобретение чистоты чувств.

Когда человек стремится быть внешне порядочным, но у него отсутствует правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, тогда она подменяется внешней праведностью – фарисейством-обрядоверием и законничеством. То есть, человек стремится найти себе оправдание в законе, во внешней праведности. – Он стремится оправдаться сохранением внешней праведности, исполнением обряда, буквы закона, канонов и правил. Это приводит к подмене духа своей немощи и смирения, духом само-утверждения. – Это духовная прелесть.

Аноним-2:  Это все надо выполнить. Все эти каноны и правила надо выполнить.

О.Серафим:  Всякое выполнение внешних правил и канонов, сохранение внешне праведного поведения без опытного познания своей немощи, без воспитания духа сокрушенного и смиренного в чувствах и ощущениях, в борьбе со своими страстями за добродетель, приводит человека не к смирению, а к духу самоутверждения. И внешнее смирение, — ходить в рубище и есть корку хлеба, склоненная голова, — еще не есть истинное смирение в духе. Как говорит свт.Тихон Задонский, что многие ходят в рубище и голову носят склоненною и тихо говорят, а сердца своего смирить не хотят. У Святых Отцов это называется – мнение смирения, духовная прелесть такого рода.

Ибо чувство смирения – естественно человеку, и к нему примешана, как и ко всем остальным чувствам, примесь первородного греха. То есть самость, которая получает удовлетворение через душевное сладострастие. — Человек улавливает в себе ощущение приятности, которая бывает от чувства смирения, и начинает искать ее через посредство этого чувства, проявляя его не к месту, не к времени. Таким образом развивается душевное сладострастие, которое человек принимает за смирение. – Это и есть духовная прелесть, – мнение смирения.
Поэтому у подвижников необходимо смотреть не на внешнее их делание, а на тот настрой духа, который они имели при этом. Ибо всякое дело судится, как говорит свт.Феофан Затворник, по тому, в каком настрое духа оно делается.

И если человек без познания своей немощи, без воспитания духа сокрушенного и смиренного перед Богом, в борьбе со своими страстями, будет выполнять все внешние предписания закона, каноны и правила или стараться соблюдать внешнее благочестие, то он неизбежно зайдет в состояние духовной прелести. Из него получится конкретный фарисей, законник, обрядовер.

В наше время, каждого, приходящего к Церкви, необходимо поставить на правильный путь борьбы со своими страстями, за чистоту своих чувств и удовлетворение совести. Чтобы таким образом, через эту борьбу, он пришел к опытному ощущению и познанию своей немощи, смирил бы и сокрушил в себе дух свой, и таким путем пришел бы к истинному покаянию, т.е. к видению своего падения и к плачу о грехах.

Как об этом и говорит свт.Игнатий Брянчанинов, что постоянное рассмотрение своего падения, видение в себе действий падшего естества, ощущение своей немощи в борьбе с этими проявлениями, приводит человека к непрестанному окаяванию и плачу о грехах, которые он растворяет чувством надежды и упования на милость Божию. Это и есть как раз то, чего в наше время всем не хватает.
А без этого не будет истинного смирения. А без него вся внешняя деятельность, а так же соблюдение в точности канонов и правил, приведет к духовной прелести, к фарисейству и законничеству. Ибо «смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого»(сл.46,преп.Исаак Сирин).

Оставьте комментарий