1. /
  2. Каноны, законники
  3. /
  4. Буква и дух

Буква и дух

Буква закона и дух. Каноны, их применение и изменяемость.

О.Серафим:  Важна не буква Писания или Св.Отцов, канонов и правил Вселенских соборов, а важно постижение духа стоящего за этими буквами. Ведь Христос за это и укорял законников, – что они уцепившись за букву, но не ведя борьбы со своими страстями за очищение своих чувств, не постигали духа Закона и по этой причине применяли его не к месту и не ко времени.

Во 2-м правиле Седьмого Вселенского собора сказано, что «сущность иерархии нашей составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний». Как видите Св.Отцы говорят о постижении духа Писаний. И соответственно, исходя из смысла правила, там, где нет постижения духа Писаний, там нет и «нашей иерархии». А значит, там нет ничего.
Так свт.Филарет Дроздов, митр.Московский писал, что «Путем смешения понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И сие есть, в сущности, сатана, являющийся под образом ангела света (2Кор. 11, 14). Таким образом, ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения» (митр.Филарет /Дроздов/. Комментарий к творениям св. Григория Синаита).

Отсюда вывод: какие бы изречения кто не приводил, за ними всегда будут стоять их понятия. А истинны они или нет, – это вопрос. Поэтому, надо смотреть не на буквы, а на сам смысл, на суть, на дух. – На понятия, которые стоят за буквами.

Надо держаться смысла правильных понятий, а не буквы, ибо «Человеческое слово есть только знак, более или менее условный, смысл которого изменяется, не только по языкам, наречиям и эпохам, но и по мере развития науки и умственной жизни людей в вещах человеческих. И Церковь унаследовала от блаженных апостолов не слова, а наследие внутренней жизни, наследие мысли невыразимой и однако постоянно стремящейся выразиться» (А.С.Хомяков).

А иначе держась за букву изречений, канонов или закона, можно незаметно для себя попасть в когорту фарисеев и законников, которым Христос предвозвестил вечное горе (Мф.23).
Поэтому, для того чтобы постигать дух Писаний, изречений Святоотеческих, канонов и правил, необходимо приобретать чистоту чувств. – И по мере обретения этой чистоты и постигается дух Писаний. И тогда все эти изречения, человек будет применять к месту и ко времени.

А если этого не будет, то он будет пользоваться изречениями Св.Писания, Св.Отцов, канонов и правил, подобно фарисеям, книжникам и законникам. В таком случае, все его отличие от них будет состоять только в том, что он думает, – что он по Св.Отцам, по правилам и по канонам! – Но это то же самое, к чему пришли фарисеи и законники, которых Христос укорял, говоря, что они важнейшее оставили в законе, уцепившись за букву закона.

Поэтому, применение канонов и правил предполагает то, чтобы те, кто пытается изрекать волю Божию (при этом ссылаясь на каноны и правила), имели чистоту своих чувств, сердечную чистоту. Ибо как было сказано выше: «сущность иерархии нашей составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний» – То есть не просто знание буквы Писаний, канонов и правил, а их ведение, – постижение их духа. А это предполагает, необходимо, отношение к канонам и правилам не законническое и фарисейское, по букве, а по слову Христа, что важнейшее в Законе есть суд, милость и любовь (Мф.23:23;Мф.9:13 и т.п.). То есть главное, не канон и правило по букве соблюсти, а как более спасительнее будет для человека, для людей.

Ведь каноны и правила даны не для убийства людей, а для их спасения.

Да и простите меня, когда начинаются все эти вопли о соблюдении канонов и правил, то хочется задать вопрос: А вы когда-нибудь читали эти каноны и правила, что вы кричите о их соблюдении? Ведь больше половины канонов и правил не соблюдаются. Тогда, в таком случае, говорите о соблюдении половины или 1/3 канонов и правил. – А то по фарисейски и по законнически относимся к канонам и правилам.

Да ведь если вам привести хотя бы некоторые правила, о соблюдении которых вы кричите, вы же первые откажетесь от этого. – То есть не надо относится к Закону по фарисейски и по законнически, как об этом писал новосвящмуч.Кирилл, митр.Казанский, в письме к митр.Сергию: «Поэтому не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм, чтобы от святых канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов «.

Или новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский, в письме к архимандриту: «А сверх того, каноны ведь многое не могли предусматривать».

Или новомуч.Михаил Новоселов, в письме к другу: «нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться внешне-правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде.
Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла.
Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1Тим. 4, 2) через примирение – по правилам с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На «законном» основании можно и антихриста принять».

Фарисеи и законники не имея внутренней духовной жизни подменяют ее буквой закона. То есть тот, кто живет в духе, он находит себе оправдание в стремлении к чистоте чувств (Блаженны чистые сердцем) и удовлетворении совести. Но тот, кто не стремится к приобретению чистоты чувств и удовлетворению совести, находит себе оправдание в букве закона. – И соблюдение этой буквы он и называет православием или истинным православием (названия могут быть какие угодно, суть дела от этого не меняется). – Вот и получаются новозаветные фарисеи и законники, о которых предвозвестили Святые Отцы, что они приведут весь мир к антихристу.

Итак, по мере приобретения чистоты чувств, человек приходит к постижению божественных откровений выраженных в Св.Писании и Предании Церкви. Ибо применение канонов и правил не действует механически или магически. – То есть, воля Божия не находится в подчинении канонам и правилам. А насколько человек приобретает чистоту чувств, настолько он и может постигать дух тех или иных обстоятельств, и какова воля Божия в этих жизненных обстоятельствах, и какие применить изречения Св.Писания и Св.Отцов, чтобы исполнить волю Божию и этим самым удовлетворить свою совесть.

Ибо как сказал новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский: «каноны ведь многое не могли предусматривать», и «этот Вальсамон не может быть авторитетным и верным толкователем наших событий, непредусмотренных никакими толкованиями и правилами». То есть здесь та мысль, что современные события не предусмотрены никакими канонами и правилами, и что необходимо руководиться духовным чутьем и искать удовлетворения совести. – Поступать таким образом, чтобы это было наиболее спасительнее для души человеческой.

Поэтому, причина не просто в канонах, а в использовании их к месту и ко времени. Да и кто в наше время, из церковных организаций, не ссылается на каноны. – Поэтому, когда в церкви сохраняется дух Истины, смирения и любви, тогда даже какие-то отступления от каких-либо канонических норм, можно покрыть духом снисхождения и любви, если это не влияет на общий путь и положение Церкви. Но когда Истина попирается, гордыня, властолюбие воцаряется, а отсюда неизбежно будет и жестокость, тогда хотя и каноны будут соблюдаться, но  люди чуткие духом будут чувствовать, что это все не то, это все ложь. Но с виду, все может быть, как бы канонично.

Поэтому, исходя из новых жизненных обстоятельств, можно изменять или отменять какие-то положения, что и было всегда. Один Вселенский собор постановлял правило, а другой отменял или вводил новое, по причине совершенно изменившихся жизненных обстоятельств или эпохи. Так многие Апостольские правила, которые относят к апостолам, и которые являлись уже церковным Преданием, на тот момент времени, были на Вселенских или Поместных соборах изменены. Причем, когда их меняли, то эти соборы еще не имели авторитета Вселенского или Поместного собора, ибо это значение и признание они получили уже впоследствии, спустя долгое время. И никто, на тот момент времени, эти изменения канонов и правил не считал модернизмом или новшеством. А впоследствии, эти измененные правила вошли в жизнь Церкви. Из чего они исходили, – из церковной нужды, которая являлась в зависимости от жизненных обстоятельств и эпохи. В основе всего этого всегда стояло – спасение души человека. То есть, в связи с новыми жизненными обстоятельствами и эпохой, как сделать каноны или правила более спасительными для душ человеческих.

К примеру, если для всех назначить правила жизни, которые подходят только для совершенных подвижников, то в результате этого, все немощные попадают и отпадут, или впадут в дух уныния и отчаяния. Или правила, которые были введены, по причине внешнего благочестия в православном государстве, соответственно не подходят при внешнем нечестии в Содоме и Гоморре.

Это говорит о том, что необходимо, применяя канон или правило, всегда рассматривать, в какую эпоху или времена были изданы эти правила, каким жизненным обстоятельствам они соответствуют, и какое в нравственном отношении было тогда общество. И сравнить с современными обстоятельствами жизни и эпохой, и рассмотреть – будет ли применение этих правил в современных жизненных обстоятельствах сохранять дух евангельской любви, содействуя спасению душ человеческих.

И если таковые каноны или правила, по причине изменившихся жизненных обстоятельств и эпохи, не содействуют спасению души человека и не соответствуют, в данный период времени, духу евангельской любви, то их необходимо отменить или изменить, для данного периода времени жизни Церкви на земле. Причем, если в дальнейшем, внешние жизненные обстоятельства и эпоха изменяются, то, соответственно, и каноны и правила тоже могут изменяться. При всех этих изменениях должно иметь всегда одну цель – это спасение души в жизнь вечную и сохранение духа евангельской любви.

Вот основание и правило, из которого должны исходить все каноны и правила и их применение, – это спасение души в жизнь вечную, в духе евангельской любви. Ибо ради этого Бог воплотился в человеческое естество и принес себя в жертву.

А так же, Видео и аудио: 49а(v), 74(va).

Оставьте комментарий