О чтении Св.Писания и Св.Отцов. О чтении для ничего не знающих. Закон и воля Божия; христианство, как дух, и фарисейство

Оглавление:
  О чтении Св.Писания и Св.Отцов
  О чтении для ничего не знающих
  Закон и воля Божия; христианство, как дух, и фарисейство


О чтении Св.Писания и Св.Отцов

Аноним:  А что если в Священном Писании встречаешь какие-либо неправильности, ошибки. И как вообще подходить к чтению Св.Писания?


О.Серафим:  Если бы я нашел какое-то несоответствие в Св.Писании, то я бы подумал, что я наверное еще чего-то не знаю или не понимаю. Но совсем бы не подумал о том, что там наверное ошибки.

Приобучайтесь смиренномудрию, а не самомнению и высокоумию. У вас, в подобных случаях, проявляется самомнение и дух самоуверенности. Но благо, что они вами не овладевают окончательно, а возникает у вас и доля сомнения. Но только вы делаете сразу вывод, по самоуверенности. А в этом и неправильность.

К Св.Писанию надо подходить не критически, а в духе сокрушенном и смиренном. Только духу сокрушенному и смиренному открываются глубины Св.Писания. Но Оно будет всегда закрыто, – книгою «за семью печатями», – для духа самоуверенного и самонадеянного, для самомнения и высокоумия.

«Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Евангелия»).

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.
"На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис.66:2), говорит Господь. Таков будь относительно Евангелия и присутствующего в нем Господа.
Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие.
"Ненавидящий душу свою в мире сем", сказал Господь — души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как бы природным, как бы жизнию — "сохранит ее в жизнь вечную" (Иоан.12:25). Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, — многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души — умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.
Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповеданий его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов.
Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем и истинным исполнителем Евангелия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О чтении Евангелия»).


Аноним:  Батюшка, какие книги святых отцов допустимо читать, в соответствии с жизнью среди современного мира и искушений?


О.Серафим:  Читайте святых, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Они у нас есть на сайте, в разделе "Святые Отцы, церковные писатели, православные философы".

Слушайте внимательно аудио и видео беседы, т.к. в них говорится конкретно о том, как непосредственно в жизни, во искушениях с тобою приключающихся, бороться за чистоту чувств, удовлетворение совести, за воспитание верного душевного настроя. В них святоотеческая аскетика адаптированна к нашей обычной, повседневной жизни.

Итак, можно читать всё вышеперечисленное, но только не заниматься чтением ради чтения, читая все подряд. Такое чтение ничего не даст.

Надо читать только тогда, когда возникает нужда разобраться в каком-либо вопросе. И ответ на него стараться искать. Когда ответ найден, то стремиться к тому, чтобы ввести его в жизнь.

Надо учиться быть не читателем, а делателем.

И браться за чтение только по мере того насколько возникают проблемы, вопросы, которые надо разрешить.

Евангелие, творения Святых Отцов – это книги жизни. И читать их надо жизнью, а не набором информации по библейской или святоотеческой тематике.

«Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

«Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

«При неправильном чтении Священного Писания и Святых Отцов легко можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).

Вы сами решили все исследовать, поэтому и встали у вас проблемы, приносящие вам скорби, которые вам тяжело нести.

Бог всех ведет к пути веры Ему. Кто-то выходит на этот путь, а кто-то нет. Все зависит от само-отвержения. Насколько, кто отвергается духа самости в своей личной жизни, каждый день во искушениях с ним приключающихся, настолько тот и выходит на путь веры Богу.

Все мои наставления и направлены на то, чтобы человек, в своей личной жизни, вышел на путь веры Богу; чтобы он научился видеть и различать его, в своей личной жизни.

О чтении для ничего не знающих

Аноним:  Что можно читать тем, кто почти ничего не знает о Церкви, Христе и спасении? Разумею здесь некоторых моих родственников, которые формально крещены в РПЦ МП, но никаких познаний не имеют, хотя и есть у них какое-то стремление к просвещению.


О.Серафим:  Закон Божий: Там, где объясняется Ветхий и Новый завет. Затем, толкование на Символ веры, молитву Отче наш и на Заповеди блаженств.

Важно не просто человека привлечь к внешнему, обрядовой стороне христианства, или загрузить его церковно-исторической информацией. Так как это все есть несущественные вопросы в христианстве. А важно привлечь человека к правильно-проходимой внутренней жизни, которую он, сам в себе, и должен проходить, в своей личной жизни, каждый день, во искушениях с ним приключающихся. Ибо от этого зависит его личное спасение.

Проповедь же, наиболее, должна вестись духом, т.е. верным душевным настроем, непосредственно в жизни. Если, к примеру, христианин, по отношению к рядом находящимся людям, проявляет верные душевные чувства, а особенно во время искушений, то этим он проповедует Христа; не устами и языком, а настроем своего духа, т.е. самою жизнью. Это особенно касается наших времен, по причине изобилия информации.

Спасается человек не оттого, что он на уровне умовом, рассудочном, имеет или приобретет правильные знания. Ибо все эти знания имеет и дьявол, но это не меняет его, так как настрой духа, у него, остается прежний, – одержимость духом самости и гордыни. А спасается человек от того, если он воспитает в себе настрой души, состоящий в верных и спасительных чувствах, свободных от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. Все знания являются только лишь средством для этого.

Св.Писание и творения Св.Отцов открываются только чистым сердцем, приносящим удовлетворение своей совести.

Это всё – книги жизни; и читать их надо – жизнью. То есть, все это читается только с целью применения непосредственно в жизни. А если этого нет, то такое чтение превращается в искание удовлетворения своего высокоумия и самомнения.

А применение его в жизни надо только для того, чтобы приобретать чистоту чувств и таким образом приносить удовлетворение своей совести. А когда человек приобретает чистоту чувств, то Бог Сам начинает открывать человеку то, что содержится в Писании или творениях Св.Отцов.

Итак, изучение Св.Писания и творений Св.Отцов – это средство. Цель – вхождение в общение с Богом, через посредство приобретения чистоты чувств и удовлетворения совести.

Братия спросили преп.Пимена Великого, что, чем повелишь более заниматься, изучением Писаний или внутренним деланием. Преп.Пимен Великий ответил им, что, занимайтесь более внутренним деланием. – Почему он так сказал? Потому что, приобретаемой отсюда чистоте ума и чувств открываются Писания.

Чистота ума, за которую подвизались подвижники, – это и есть чистота чувств. Постижение духа Св.Писания и творений Св.Отцов и состоит в приобретаемой чистоте чувств. – По мере обретения этой чистоты и постигается дух Писаний и Преданий Отеческих.

В общем-то нужно четко себе усвоить, что Св.Писание и творения Св.Отцов изучаются с одной единственной целью – для приобретения чистоты чувств и удовлетворения своей совести. Ибо через это человек входит в общение с Богом, по Благодати, и приходит к спасению. А в этом и состоит цель и смысл жизни человека на земле.

А так же, прослушайте "Чтение и слушание, к месту и к времени"(видео и аудио): №№ 14(v), 28, 37(v), 46, 48, 99(v).

Закон и воля Божия; христианство, как дух, и фарисейство

Аноним: Вот вы говорите о смирении. А псалмопевец Давид пишет: «аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем». То есть без знания писаного закона Бога, без видения его, - невозможно смирение перед Богом, а такое смирение ведёт к погибели. Потому что закон Бога - Его любовь. То, что написано в законе, это и есть закон Бога, по которому мы должны поступать.


О.Серафим:  Толкование на этот стих, из Толковой псалтири Евфимия Зигабена: «Если бы, (продолжает Давид), и я не был свободен от искушений за то, что я постоянно упражнялся в законе Твоем, то, без сомнения, я умер бы от смирения, т.е. от страдания, которому я подвергся во время нападения на меня сильных искушений» (пс.118:92).

Как видите речь здесь не о добродетели смирения, а о бедствиях, страданиях. Слово смирение очень часто в славянской Псалтири употребляется в значениях бедствия, страдания, физического бессилия, и т.п.

А смирение пред Богом – это действование в согласии с волей Божией. Так как же действование в согласии с волей Божией может привести к погибели? Разве писаный закон выше воли Божией? Воля Божия не находится в подчинении написанному закону. И написанный закон очень часто применяют не в согласии с волей Божией. Причина – извращенная воля человеческая, которая ищет исполнения воли своей, ссылаясь, при этом, на написанный закон, как на благовидный предлог для самооправдания. Так пытаются оправдать зло, прикрывая его личиною добра.

В законе была дана заповедь «не убий», а Моисей тут же повелевает совершить убийство всех тех, которые поклонялись Ваалу. Почему? – Потому что такова воля Божия, которая ищет спасения душ человеческих, а не их погибели.

Закон дан Богом, т.е. это выражение воли Божией. Но воля Божия может изменяться в зависимости от обстоятельств, как в случае с Моисеем. Ибо что первичнее – воля Божия или написанный закон? – Конечно, воля Божия. Ибо написанным законом человек может подчас и зло оправдать, что очень часто бывает, что и приходится всем наблюдать. Поэтому и необходимо постигать волю Божию, в каждом конкретном случае, для того, чтобы правильно и своевременно применять закон.

Даже один и тот же случай, который все начинают обсуждать, видят все по-разному, или в чем-то, чуть-чуть, не так. А это уже может изменять применение буквы закона, подчас, даже и до противоположностей.

Поэтому, когда говорится, что должно быть по закону, то разве должно быть все буквально по буквам написанным? Нет. Все должно быть по духу, стоящему за этими буквами, т.е. по воле Божией, из которой и вышел этот закон. А это и значит, что необходимо постигать какова воля Божия. Все споры, в принципе, вокруг этого и происходят. Ибо все и пытаются выдать свое понимание и применение закона, к каким-то жизненным обстоятельствам, за волю Божию. То есть, что Она, мол, вот такова.

А такова Она или нет, это зависит от душевного вИдения конкретного человека. Если его душевное вИдение исходит из удовлетворяемой совести и чистоты чувств, то Бог открывает ему Свою волю, и он может внешне Ее выражать. А если душевное вИдение исходит из затаптываемой совести и чувств, омраченных скверною греха, то для такого воля Божия остается закрытою, и свою волю он пытается выдать за волю Божию, прикрывая словами закона, канонов и правил, применяемых не к месту, не к времени. Но он этого не видит, по причине своего самомнения, духа самоуверенности и самонадеянности, духа самости и гордыни.

Поэтому, смирение перед Богом, - это и есть исполнение воли Бога, закона Божия. А не смирение перед Богом, – это есть дух гордыни, который идет против воли Бога, против закона Божия.


Аноним: Что вы скажете на то, что пока не изменены закон и правила, то православие стоит.


О.Серафим:  Зачем менять закон. Когда можно поменять понятия. И тогда закон уже будет восприниматься в других понятиях, что сейчас и происходит. Изменяется дух, основной массы человеческого общества, меняются и понятия. Ибо суть не в словах и фразах, а в понятиях, которые стоят за этими словами. Когда подменяются понятия, тогда изменяется и сама суть закона, а внешние буквы и слова, при этом, служат благовидными предлогами для обмана и обольщения, духовно-слепых.

«Истинное Православие, чуждо и всякого мёртвого формализма, в нём нет слепой приверженности «букве законной», ибо оно есть «дух и жизнь». Где с внешней, чисто формальной, стороны всё представляется вполне правильным и строго законным, это ещё совсем не значит, что оно в действительности таково. Православие – это одна лишь Истина, чистая Истина, без всякой примеси и без малейшей тени какой-либо лжи, фальши, лукавства и обмана!» (архиеп.Аверкий (Таушев), т.4, гл."Что такое православие").

«В наше поистине лукавое время все более и более ширится мнение, будто бы истина Св. Православия заключается вся только в догматах, как каких-то сухих и отвлеченных положениях, которые необходимо только формально признать, чтобы иметь право именоваться «православными». Какое в этом губительное извращение истины, внушаемое подлинно не кем иным, как самим врагом истины, врагом человеческого спасения! Догматы это – слова Божии, о которых Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что они – дух суть и жизнь суть (Ин.6,63). Православие истинное – не в одном формальном признании, холодном принятии на веру, одним умом, известной суммы отвлеченных догматических положений, а – в духе и жизни» (архиеп.Аверкий (Таушев), т.1, гл."К предстоящему архиерейскому собору 1956г").

«Христианство – дух, а не буква. Не даром Господь так обличал лицемерие иудейских законников, книжников и фарисеев, слепо привязанных к букве законна: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27). Подобно этому и мы вправе сказать: Каноны для Церкви, а не Церковь для канонов. Каноны всегда ставили своею целью духовную пользу верующих, достижение ими вечного спасения. Они не возникали, как какое-то отвлеченное, сухое, оторванное от жизни законодательство, а вызывались самою жизнью, ее насущными потребностями, и, конечно, не вразрез, а в полном согласии с духом Евангельского учения. Когда какое-либо жизненное явление требовалось регулировать известными церковными нормами, отвечающими духу Священного Писания и Священного Предания, тогда и являлись каноны» (архиеп.Аверкий (Таушев), т.1, гл."К предстоящему архиерейскому собору").

«Из глубины веков дошедшее до нас отеческое предание гласит, что сам Антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» (архиеп.Аверкий (Таушев), т.4, гл."Хотящим играть роль в современном мире").

А в наше время, от православия осталась одна оболочка, одно название; а дух уже не тот. Православия, христианства, как духа и жизни, нет. А то, что называется, на современном этапе времени, православием, – это обрядоверие, фарисейство, законничество, магическая вера; в итоге, – дух антихристов, прикрытый одеждами истины. Так созидается церковь антихристова, в умах и душах человеческих. Из среды фарисейско-законнического общества, по пророчествам, и должен выйти антихрист. «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2).

«Имя христианское» сейчас слышится «повсюду». «Повсюду» идет храмостроительство и происходит клерикализация современного общества, то есть, «видны храмы и чины церковные». «Но, – как говорит свт.Феофан, – все это только видимость», то есть только одни названия и внешняя оболочка. А «внутри же отступление истинное», то есть духа Христова нет, христианства, как жизни и духа, нет. А вместо этого, – дух противоположный, вера магическая, прикрытая одеждами истины. Так созидаются и воспитываются новозаветные фарисеи, у которых «только видимость» благочестия, а дух антихристов. И «на этой же почве», фарисейско-законнической, в которой отсутствует христианство, как жизнь и дух, «народится антихрист и вырастет в том же духе видимости» внешнего благочестия, фарисейско-законнического, «без существа дела». То есть, духа христианского нет, а вместо него дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, дух довольства собой и ощущение своей правильности и праведности, самомнение и самоцен, дух само-утверждения, прикрытый видимостью внешнего благочестия, внешним добром, по естеству человеческому. Это и есть дух антихристов, из среды, и на основании, которого и выйдет антихрист.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.