О заблуждениях

(Выдержки из разных бесед о.Серафима)

“Спасаясь, спасай свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. 

Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий”.
(свт.Игнатий Брянчанинов, т.6, «Отечник», Заключение).


Оглавление:
  О причинах заблуждений и фарисейства, о пути к Истине
  Расколы и дух жидовства
  Искушение нашего времени, фарисейство и законничество
  О старообрядчестве, обрядоверии и внешних реформах


О причинах заблуждений и фарисейства, о пути к Истине

Аноним:  Церковные сообщества дробятся и раскалываются, вокруг разброд и шатания, каждый церковный конфликт, каждый   раскол выбрасывает в информационное пространство целый ворох макулатуры, документов, фактов истинных и   подложных, один другому противоречащих. На сегодняшний день простому человеку не хватит и всей жизни, чтобы   докопаться до истины чисто историческим и научным путем. Дальше – больше. Чем же тогда копать? …
А хватание за рамки канонов это неизбежное следствие нравственной слепоты, подобно тому как и во тьме идущий   хватается за окружающие его предметы для ориентира и по ним составляет себе картину своего местоположения. Но вот беда, в темноте той сатана притаился, а он великий мастер подделок и дезориентации…
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоан.8:12).
Господи, помилуй нас!


О.Серафим:  Да, действительно, чем дальше, тем больше будет разделений, расколов и отколов. А отсюда соответственно и будет   увеличиваться ворох информационной макулатуры, а в особенности в виртуальном пространстве. И простому человеку, путем логического мышления, действительно сложно дойти до того, а где же Истина.

И поэтому, для современного человека остаются только те критерии, о которых сказал Христос: «По плодам их узнаете их»(Матф.7:20). А апостол Павел сказал об этих плодах: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5:22,23). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4–8). Вот эти критерии, для простых людей, гораздо проще.

А иначе, попадает человек в канонически-правильную церковную организацию, и там он начинает ощущать себя в правильной Церкви. И исполняя все обрядовые законоположения, – пост, молитва, исповедь, причастие и пр.все остальное, – он возгревает в себе ощущение своей правильности и праведности и, через посредство всего этого, само-утверждается. Вот она – кузница новозаветных фарисеев и законников. Это типичная картина современного официального православия, в том числе ипх и ипц. То есть, утрата духа Христова и подмена его: внешней канонической правильностью церковной организации, внешней праведностью – фарисейством, обрядоверием, законничеством, сидящих на духе самости и гордыни.

В пылу споров и полемик отвлекается внимание и зацикливается совершенно не на том. Ведь Церковь дана не для соблюдения канонов и правил, а для спасения душ человеческих. Этот главный момент фарисеи и законники упорно не хотят замечать, потому что спасение ими понимается, именно в соблюдении и сохранении буквы закона…

Все разбирательства между расколами в синодах не могут разрешиться именно по этим причинам, а так же по причине того, что привязаны к обрядам, буквам канонов и правил и организациям. И на этом самоутверждаются и полагают свое спасение. Христианство, православие – не ощущается как дух: «Православие есть поклонение Богу Духом и   Истиною; Дух есть слава христиан (см. Ин.7: 39). Где нет Духа, там нет православия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, “Поучение в неделю Торжества Православия”). На сегодняшний момент времени, христианство, православие – потеряли, как дух. В этом и вся проблема.

При таком положении вещей, нормализации церковной жизни не будет никогда, никакой; а будет, дальше, еще большее расшатывание всего. Бог попускает это, чтобы выбить стоящий в основании дух самоутверждения, стабильности,   основанной на самости. – Чтобы привести всех в состояние нестабильности, в ощущение своей немощи, беспомощности. Это попускается потому, что у современного человека, именно, отсутствует ощущение немощи, а вместо него присутствует, в ощущении, дух самоутверждения. А заменить христианство, – которое есть дух, – обрядами, канонами и правильными догматическими формулировками не получится.

***

Под темой спасения понимаются церковные разборки и выяснения отношений. И это постоянно, всегда, и никогда не закончится. Это страсть высокоумия и самомнения, которые питают в душе ощущение своей правильности и приносят само-утверждение. Вот этого-то само-утверждения люди и ищут. Поэтому тратить на это время, смысла никакого нет, т.к. разовьешь в себе страсти, но при этом будешь считаться православным или истинно-православным. – Это духовная прелесть. Люди просто увлекшись всеми этими разборками, за всем этим забыли, для чего все это нужно. То есть, человека, под предлогом выяснения истины, страсти увлекли совсем не туда. А человек не может выбраться из этого искушения. Ибо, в душе, сохраняет сочувствие к духу гордыни и не разрывает его.

***

Через первородный грех и страсти, человек, имея к ним сочувствие, выбирает не голос совести, а страсть. И дальше ее оправдывает. А что будет приводиться в оправдание – это зависит от понятий и набора знаний. То есть, если кто знает Св.Писание и Предание, тот может оправдываться ими, топча свою совесть. Если кто имеет исторические, канонические или богословские знания, тот будет приводить в оправдание своей страсти все это, не замечая того, что этим он топчет и сжигает свою совесть.

Поэтому, суть не в знании всего Св.Писания и Предания, Богословии, канонов и церковно-исторических знаний, а в том, что: ищет ли человек в своей личной жизни, каждый день, во искушениях с ним приключающихся, удовлетворения своей совести; и борется ли он за чистоту своих чувств, во всех этих искушениях, приключающихся с ним. Если этого нет, то все эти вышеперечисленные знания и познания будут поставлены на службу его страстям, для удовлетворения и оправдания их. Ибо знание это средство, но не сама Истина. Истина же водружается в человеке по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести. В этом все равны. И по этому признаку все будут судимы в День Страшного Суда.

***

Чтобы выявить таких людей, – которые действительно хотят идти по пути истины, быть водимыми духом (Гал.5:18), –   Господь и попускает искушения. И в них выявляются те, которые живут по духу: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:25). А так же и те, которые живут по букве, у которых – только внешняя форма, внешняя праведность.

Искушения же падают таким образом, что приходится отступать от каких-то внешних форм, отступать в чём-то от буквы закона. А для таких людей, – это как отступление от «истинной веры». И они, стараясь сохранить внешние формы и букву закона, начинают топтание, и сжигание своей совести и, таким образом, по настрою духа, отпадают от духа Христова. Господь попускает так для того: чтобы люди спасались, чтобы они не цеплялись за внешнее, а стали бы искать жизни в духе. Искать каждый день, в каждом искушении, которое с ними приключается, – искать в настрое духа. Чтобы стали «систематическими» христианами, постоянно, всегда ища Христа, в чувствах и ощущениях, чтобы жить только по Его воле: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).

В наше время недостаточно одно только знание канонов, правил, истории Церкви. Никого это не спасёт. Только жизнь в Духе, борьба со страстями, поможет преодолеть все искушения, которые будут направлены на то, чтобы отвести людей от таковой жизни. Только тогда люди правильно перенесут все искушения, в правильном настрое духа, в правильном настрое души, и ещё и вынесут добродетель. То есть, не пойдут на поводу у страсти, а устремятся к спасению.

Эти искушения угодно Богу попускать на последние времена, чтобы через это выявлялись души, которые действительно ищут жизни и живут в Духе Христовом.

Господь отделяет, таким образом, тех, которые живут духом (Гал.5:25), от тех, которые удовлетворяются внешней   обрядовой стороной и буквой закона, т.е. от фарисеев и законников. Добродетель первых основывается на истинном смирении, – это и значит «по духу поступать должны» (Гал.5:25). А фарисейство вторых – на духе гордыни. Вот они, – две противоположности. Но, как известно: «Бог гордым противится, а смиренным», – которые имеют истинное смирение, не ложное, – «даёт благодать» (Иак.4:6).

Расколы и дух жидовства

Будут еще происходить расколы, все больше и больше. Ибо так называемые церковные люди занимаются совершенно ни тем. Они все поголовно, постоянно заняты решением церковных проблем их расколов и т.п. Это перешло уже просто в страсти высокоумия, самомнения и праздной пытливости ума. Понятия в основном чисто обрядоверческие, и все построено на внешней праведности и законнического цепляния за букву канона. Внутренней жизни нет, а если где и есть, то на духе гордыни. То есть, те же самые грехи и тот же самый дух которым заразился иудаизм. И в основании жидовства стоит тот же самый дух. Дух жидовства может одеваться в какие угодно национальные одежды – русские, украинские, любые. – Это национализм основанный на духе гордыни, самомнения, самоуверенности, неприязни к другим народностям… Весь этот в России монархический национал-патриотизм устраивается тем же самым жидовством, или людьми, которые одержимы духом самомнения и гордыни. И без покаяния и изменения жизни всего народа это движение приведет к тому, что пострадает куча невинного народа со всех сторон. И в итоге, выиграет дьявол – куча душ в аду. То есть, ревность не по разуму, потому что отсутствует правильно-проходимая внутренняя жизнь.

***

Они (современные борцы с жидовством) подобно Московской Патриархии (МП), которая строит храмы, а потом, мол, и возрождение душ: от внешнего к внутреннему. А как оно внутреннее – это все тоже смутное. Они думают, что таким путем они к чему-то лучшему придут, но это все утопия. Так когда и революцию делали, думали тоже самое, а что в итоге вышло, мы уже знаем. Когда люди одержимы страстями, то страсти застилают им духовные очи. А в наше время, все одержимы самомнением и мнительностью, и по этой причине у всех искаженно духовное видение и люди очень легко ловятся на всякие бесовские ловушки. Пока не будет правильно-проходимой борьбы со страстями, воспитания правильного настроя души, до той поры никто не сможет выйти из под власти мирового жидовства, международной еврейской мафии. Ибо они служа демонам, как и демоны, здесь на земле стоят во главе страстей.
И потому, если люди будут находиться под властью страстей, то они будут попадать под власть международной еврейской мафии (мирового жидовства). Это неизбежно. Самое большее, что можно сделать – это захватить власть в свои руки, подменив собою мировое жидовство. Но это будет тоже самое мировое жидовство, только наряженное в другие национальные одежды. Люди не хотят понять того, что вся причина их бедствий, страданий и несчастий заключена в страстях. Начальниками страстей являются бесы, поэтому всякий захвативший власть основанную на страстях, подпадает под власть бесов, а значит и под власть международной еврейской мафии, или сам становится таким. Это духовный закон.

Искушение нашего времени, фарисейство и законничество

Это в особенности искушение нашего времени, которое касается всех церковных организаций, а так же всех ипх и ипц. Ибо когда отсутствует правильное внутреннее делание, приводящее к опытному ощущению и познанию своей немощи и смирению, тогда человек, ощущая себя в правильной церковной организации, через посредство служб и молитв и всякого рода делания, начинает приходить в ощущение своей правильности и праведности и возгревать в себе дух само-утверждения. Таким образом, он возгревает в себе дух самости и гордыни. Вот так рождаются новозаветные фарисеи и законники, не постигающие духа закона, канонов и правил, но почивающие на его букве. Это служители буквы – идолопоклонники. Для которых важнейшим в законе становится не спасение душ человеческих, – суд, милость и любовь, – а исполнение буквы закона; – ощущение своей правильности и само-утверждение, удовлетворение духа самости и гордыни. Из этого же духа, по предречениям Святых Отцов, выйдет и антихрист.

***

По причине того, что отсутствует правильно проходимая внутренняя жизнь, у современного человека утратилось понятие о том, что такое Церковь. И церковную организацию он стал воспринимать за Церковь. Получилась подмена Церкви – церковной организацией. То же самое произошло и с христианством, православием, которое по слову Христа есть “дух и жизнь”. Православие подменено обрядоверием, фарисейством и законничеством.

То есть, на сегодняшний момент времени самое главное – это исчезновение правильно-проходимой внутренней духовной жизни. И потому, хранение канонов и правил, обрядовых законоположений, внешних православных традиций, не спасет никого, и никакую церковную организацию не удержит от отпадения от Церкви. – Это апостасия.

***

Канонически чистый епископат и возрождение России – это все дарования Божии. И даются они там, где есть истинное покаяние, неуклонное стремление к Истине, к удовлетворению своей совести и приобретению чистых чувств. Если этого не будет, то будет еще море расколов и разделений. В которых канонически разобраться будет уже невозможно. Останется только определять, как сказал Христос, по плодам духа. Похоже, что все к этому и идет. Ведь сказал же свт.Феофан Затворник, что под конец будет, что ни голова, то своя вера.

***

Современное православие – это тот же самый дух язычества, прикрытый православною или истинно-православною декорацией и терминологией. И никакие сохранения внешних традиций, канонов и правил, обрядовых законоположений не спасут и не возродят христианства, православия. А еще более усугубят захождение в фарисейство-законничество и в магию, конец которых жидовство и приведение всех к антихристу. Именно это сейчас и происходит. И спасаться будут только те, которые взыщут христианства, православия, как духа, как воспитание правильного и верного настроя души, как жизни, в верном настрое духа. В этом есть, и будет состоять, возрождение христианства, православия, лично для каждого человека, взыскавшего спасения.

О старообрядчестве, обрядоверии и внешних реформах

Аноним:  А вот старообрядческий раскол 17 века. Отчего и для чего он? Не будь его, то возможно не было бы и сейчас всякого рода нестроений в различных отраслях нашей жизни?


О.Серафим: Русская Церковь, в то время, уклонилась в обряде от всех остальных православных церквей. Поэтому, ее только привели в соответствие со всеми другими. Но при этом было сделано единоверие. Пожалуйста, оставайся при старых обрядах, но от церкви по этой причине не отделяйся. На поместном соборе 1917-18гг. был рукоположен первый единоверческий епископ Симон Шлеев – он новомученик.

Анафемы, в свое время, были наложены на отделяющихся от церкви, по причине обрядов, а не на обряды. На обряды анафемы никто, никогда не налагал. Об этом здесь. Здесь страшен не старый обряд, ибо и при нем можно спасаться, а обрядоверие. Которое и при новых обрядах приводит всех к фарисейству. Но видеть в старых обрядах истину, веру и спасение – это тоже самое обрядоверие, фарисейство и законничество. То же самое относится и к новым обрядам.

Разница между введением нового стиля, в наше время, и русским старообрядчеством в том, что при введении нового стиля встали вопросы веры, а при старообрядчестве были вопросы только обрядовые.
При введении нового стиля – это делали с целью объединения с западной церковью и эта была первая ступень на пути к экуменизму. Поэтому, воспротивившиеся этому старостильники, стоявшие за старый стиль, стояли за веру. Но впоследствии, уже в наше время, старостильническое движение переросло в то же самое старообрядчество, т.е. в обрядоверие. Причина – утрата духовной жизни.

При изменении старых обрядов в России, а в общем-то в приведении к более древним, как говорит свт.Феофан Затворник, встали вопросы только лишь обрядовые, вероисповедных вопросов не было. Несущественные вопросы в жизни церкви стали воспринимать за вопросы вероисповедные и по этой причине стали отделяться от церкви. И поэтому, отделение от церкви по причине обрядовой – это и есть свидетельство об утрате духовной жизни. О чем и пишет свт.Игнатий Брянчанинов, и это началось, как видим уже давно: “Какое Христианское образование найдем в России?
В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, – от чего родились расколы; – недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных.
Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. – Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на балу, в дипломатическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; – Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, – чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, – оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом м две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!
Где же вера чистая, святая? – Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера – око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведущему в жизнь, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немногими. Ведет человека по этому пути Евангелие. – Подробное изучение веры Христианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения, содержит в себе разрешение множества недоумений, рожденных неверием и суеверием” (письмо 528).

Хоть какие внешние реформы делай или что-то внешне изменяй, но если правильно-проходимая внутренняя жизнь исчезает, то все обречено на провал и пойдет крахом. Это и предсказывали, в свое время, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др.

«Спасаясь, спасай свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий…
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. “Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред этим: ныне – одно лицемерство”» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).

Видите, свт.Тихон Задонский, уже в 18-м столетии, что говорит: “Ныне почти нет истинного благочестия, ныне – одно лицемерство”. Вот она замена веры – обрядоверием, фарисейством и законничеством, которые и называются лицемерством (Матф.23). То же самое за ним повторяет и свт.Игнатий: “блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий”.

А в наше время, теперь, все мы видим следствие всего этого. Поэтому, чему нам удивляться, когда это отступление в духе, по свидетельству Св.Отцов, началось уже давно. И это отступление в духе могло быть при любых обрядах, т.е. старых или новых.

А что делать? – На этот вопрос свт.Игнатий отвечает: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.
Что должны сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних подвижников: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. “В последнее время те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями” (преп.Нифонт, ответ 4)” (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).

Вот он путь: внутреннее делание, растворенное истинным смирением; совершаемое внутри, а не наружно, невидимо для людей; во искушениях, которые каждый день с человеком приключаются, от родных, близких, знакомых и дальних. Иными словами, борьба за чистоту чувств и удовлетворение совести.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *