Ответы на разные вопросы

Оглавление:
  Как понимать слова “Утешитель, Дух Истины”?
  Действие Благодати
  О спасении. О крещении и Таинстве
  Почему Господь истребил людей всемирным потопом
  О спасении
  Природа души и пол. О смерти и добродетели
  144 тысячи
  Бесы могут угадывать мысли?


Как понимать слова “Утешитель, Дух Истины”?

Аноним:  Как это понимать: Утешитель, Дух Истины?


О.Серафим: Утешитель, Дух Истины — Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы. Обращаемся к Нему: «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины», — потому, что Он приносит Истину и подает утешение. Душа, соединяясь с Истиною, находит утешение. Когда душа чиста, и чем более она чище, тем более способна соединиться с Истиною. Параклит, или по-русски — Утешитель, такое наименование присвоено наиболее Святому Духу, потому что в скорбных обстоятельствах, преимущественно, Св. Дух подает утешение.

Утешение бывает разное. Бывает, к утешению примешивается сладострастие, но когда у человека ярче говорит совесть, то от этого утешение приобретает истинную окраску. Чувство утешения — естественно человеку, но нуждается в очищении от первородного греха. На очищенное чувство утешения снисходит дар Св.Духа, они соединяются, и дух человека через это успокаивается — получает утешение.

Чаще всего благодатное утешение Святого Духа получают подвижники. Они, борясь со страстями, находятся, всё время, в жестокой брани, несут немалые скорби. Чтобы укрепить и поддержать их дух, — Св. Дух по временам дает утешение. А впоследствии, как итог подвига, всегда пребывает с ними Своей утешительной Благодатию.

Действие Благодати

Аноним:  Каким образом Благодать действует на тех, кто не подвизается, не ищет спасения?


О.Серафим: Благодать во все времена и по всей земле действовала просвещающе, призывающе: касалась ума, совести, добрых чувств, чтобы человек направил эти чувства по воле Божией. Но откликнется ли человек на призывы Благодати или нет, зависит от его произволения. Если откликнется, Благодать и дальше помогает ему в добре. Если не откликнется: насильно не призывает, и оставляет.

Бывают в жизни и наказательные действия Благодати — для вразумления: чтобы не шел напролом исполнять свою волю, ибо это — гордость; ею закрываем вход Благодати и открываем вход для бесов. Душа становится их жилищем — бесноватою. На Страшном Суде все мы будем отвечать, как и куда направили свою свободную волю.

О спасении. О крещении и Таинстве

Аноним:  Пыталась я вразумлять своих родственников, но ничего не получается; насильно, значит, Богу служить не заставишь?


О.Серафим: Насильно никого спасаться не заставишь, даже Сам Господь не заставит. Спасение возможно только по своему свободному произволению. Что-то внешнее исполнять, – еще можно как-то этого добиться, но дух, против его воли, никогда не заставишь что-то делать. Если, к примеру, внешне, хотя они и обратятся, но потребуется борьба со страстями, это значит, нужно идти против себя, против своего духа самости, и тогда не избежишь скорби. Чтобы скорби терпеть и дальше, и при этом понуждать себя, то не обойтись без самоотвержения. И если кого насильно заставляют, то он уйдет обратно, вспять: он этого не выдержит.


Аноним:  Где бы человек ни находился, даже в истинной Церкви, но если он не ведет законной борьбы со страстями, то находится в состоянии погибели?


О.Серафим: Да, истинно так, но Господь может постепенно вести к этому — к правильно проходимой борьбе со страстями.


Аноним:  Говорят, на Крещение освящаются все воды после полуночи, но полночь в каждом поясе — в разное время?


О.Серафим: Господь освящает в каждом поясе в свое время, в этот день.


Аноним:  В утренних и вечерних молитвах есть молитва Ангелу-Хранителю. Если человек некрещеный и у него нет Ангела-Хранителя, то читать ли ему эту молитву?


О.Серафим: Читать. Хотя и некрещеный человек, но если он хочет, стремится соединиться с Господом. Поэтому Ангел уже подготовляется у Господа, который и принесет Благодать при крещении. А Господь знает, какого пошлет Ангела, у Него уже от века решено и молитва ваша в Его Промысле.


Аноним:  Если священник крестился в истинной Церкви, но служит в МП. У него окрестили ребенка. Считается ли этот ребенок крещенным по вере восприемников? Ведь крестить может и простой христианин?


Аноним:  Если священник крестился в истинной Церкви, но служит в МП. У него окрестили ребенка. Считается ли этот ребенок крещенным по вере восприемников? Ведь крестить может и простой христианин?


О.Серафим: Об этом есть здесь.


Аноним:  В экстремальных условиях можно ли крестить христианину, непосвященному в сан?


О.Серафим: Можно крестить любому истинно-православному, т. е. человеку с правой верой, в настрое духа. В истории Церкви бывали разные случаи: крестили по дороге, в пустыне, не водой, а песком; крестили просто в луже, во время пленения и рабства. Но потом, когда экстремальные обстоятельства сменялись нормальными, то крестили полным погружением, в соответствии с общим правилом.

Господь смотрит на веру, в настрое духа, и если она правая, свободная от духа самости, то Таинство будет совершено в любых условиях, в которых оказался человек, — всё зависит от внутреннего в духе стремления к Господу.

А сейчас нет горячего истинного стремления к Богу. Люди надеются под конец жизни покаяться. Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Зачем вы гибнете, христиане,.. зачем наполняется вами ад… В самые предсмертные минуты не умеют воспользоваться они — всемогущею силою покаяния, потому что не получили о христианстве никакого понятия или получили понятие самое недостаточное…» (т. 1, стр. 97).

Покаяние — дар Божий; и поиметь его можно — только при правильном настрое духа. Таинство (крещения и покаяния) совершается тогда, — когда есть правая вера, в настрое духа, а не самоуверенность. Неразумно поступают те, кто идет за совершением Таинства туда, где нет правой веры, духовности, а одна душевность, — Благодати там нет, Таинство не совершится.

В тех церковных организациях, где, на общем их пути, нет правого чувства веры, — по причине исчезновения у них правильно-проходимой внутренней жизни, — там Таинства недействительны и безблагодатны. И подается в этих «таинствах» не дух Христов, а дух антихристов — дух душевного и телесного сладострастия.
При этом задействуются естественные чувства человеческие: любовь, смирение, радость, утешение, умиротворённость, кротость, благодарность, к которым примешан первородный грех — душевное и телесное сладострастие, дух самости и гордыни. И так как нет правильно-проходимой внутренней жизни, то все эти естественные чувства поставляются на службу первородному греху и духу самости.
Поэтому-то и нет правого чувства веры, по причине отсутствия правильной и законно-проходимой борьбы со страстями, нет и искоренения примеси первородного греха, духа самости. И тогда при возгревании естественных чувств, возгревается лишь сладострастие, дух самости и гордыни. В этих церковных организациях, люди и приступают к «таинствам» в таком настрое духа, и они не просвещаются и освящаются, а еще более омрачаются. Вот потому-то и говорит преп. Феодор Студит, что таковые «таинства» соединяют не со Христом, а с дьяволом; и что таковое «причастие», есть не Тело и Кровь Христовы, а пища бесовская.

Таково общее положение. Конечно бывают исключения из правил, но исключительные действия промысла Божия лежат вне общего порядка.

Итак, без правого чувства веры никак нельзя. Убери его, и потом, как не крути, а остается самость, соединенная с естественным чувством веры, — само-уверенность. Она-то и содействует возгреванию духа самости и гордыни, духа душевного и телесного сладострастия.

Люди же судят по внешнему: они видят, что всё как бы правильно, но за этим «правильным» не видят того, что дух-то — совсем не тот. Но при этом говорят, что официально же, мол, всё правильно: патриарх, епископы, священники, церковная организация и т.п.. А главное же, мол, — официально, внешнее; а все остальное — это уже, мол, их личное дело. Вот так народ приучают рассуждать.

Придет Антихрист: у него официально, внешне, всё будет правильно. И церковь он такую же, официально-правильную, оставит, потому что она — ему служит; она — в его духе.

Почему Господь истребил людей всемирным потопом

Аноним:  А почему Господь истребил людей всемирным потопом, не стал ждать их покаяния?


О.Серафим: Господь истребил человечество всемирным потопом — чтобы люди рождались заново — ибо уже ничем нельзя было остановить до крайности умножившееся зло. И после потопа Господь сократил время жизни людей. Потому что зло умножилось в людях, и чтобы как-то сохранить жизнь на земле, чтобы была возможность родиться и жить тем, кто сможет, вернее, захочет спасти свою душу. Если человек злой и направляется ко злу, то чем большее число лет он живет, тем больше приумножается в нём зло.

До потопа, когда сыны, потомки Сифа, почитатели истинного Бога, стали стали вступать в брак с дочерями, потомками Каиновыми, тогда стали рождаться исполины. Письменности, технического прогресса у них не было, но цивилизация у них была хорошо развита (свидетельствуют об этом раскопки). Люди дошли до крайнего нечестия, вошли в общение с падшими духами. Когда праведный Ной строил ковчег, призывая их к покаянию, то они не слушали и смеялись над ним. После потопа Господь заключил завет с людьми, что больше никогда на землю не наведет потоп. В знамение завета послал на землю радугу. Ноев ковчег нашли на горе Арарат, возможно, может быть, что это он и есть. Господь устраивает так при конце мира, чтобы поверили Св.Писанию.

В конце мировой истории — будет Страшный Суд. Перед этим придет последний мировой правитель — Антихрист. Мировое жидомасонство всё делает, всё подводит к тому, чтобы всё человечество его возжаждало.

О спасении

Аноним:  Почему случается внезапная смерть, когда человек к ней не готов? Что, Господь предвидя большее погружение во зло, забирает из жизни в более благоприятное время?


О.Серафим: Да, Господь забирает в наиболее благоприятное время душу. Но по Промыслу Своему некоторых оставляет, чтобы более погружались во зле. Но не Господь виноват в том, что они зло творят, а их собственное произволение. Господь не оставляет таких без вразумления, вразумления будут, но откликнется ли человек на них, зависит от него самого — как он направит свое произволение.

Вразумляет и направляет людей к Богу святая Церковь, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, направленной на воспитание верного настроя души, истинных плодов духа. Она является посредницей между Богом и людьми. И если церковная организация, выдающая себя за Церковь, не исполняет эту свою функцию, — то это уже не Церковь, и посредницей между Богом и людьми она уже быть не может. Такая церковная организация называется лже-церковь.

Истинная Церковь на земле всё более уменьшается; попускает Господь это за то, что люди, в основном, более возлюбили тьму нежели свет, дьявола — нежели Бога. Только истинная Церковь, — в лице духовных наставников, направляющих на путь правильно-проходимой внутренней жизни, — может приводить людей к Богу. Поэтому Господь и сказал о Своем Втором пришествии на землю, что когда приду, то найду ли Я веру на земле? То есть, на земле исчезнет правое чувство веры, будет теплиться едва-едва, кое-где, по той причине, что исчезнет правильно-проходимая внутренняя жизнь, направленная на воспитание верного и спасительного настроя души, истинных плодов духа.

Но при этом, храмы, монастыри открываются, реставрируются, строятся; гонений никаких как бы нет. Но отступившие от Истины, от правды Божией лжецеркви: не приводят людей уже к Богу, не направляют на путь Истины, на путь спасения.

Иногда Господь Сам ведет человека на покаяние по Своему Божественному Промыслу, ибо благость Божия ведет всякого человека на покаяние (Рим. 2, 4) . Другое дело, согласится ли на это человек. Хотя и ходят человеки в храмы, принадлежащие отступнической церковной организации, но не лжецерковь эта их спасает, а Сам Господь ведет, по Своему Промыслу, к покаянию. Так Он может привести любого: язычника, мусульманина, атеиста, лишь бы он подчинялся спасающему его Божественному Промыслу и не противился Ему, в своей личной жизни. Пример этому — благоразумный разбойник на кресте. Или другой какой-либо разбойник, приговоренный к смертной казни, — если начнет искренно раскаиваться. Были мученики, которые обращались из язычников и тут же принимали смерть за Христа, без Таинства крещения. Господь каждого ведет на покаяние, одному Богу известными путями, чтобы хотя бы под конец жизни привести к покаянию.


Аноним:  Св. великомученику Иакову Персянину отсекали по очереди все пальцы рук и ног и все члены. По естеству человек этого не выдержит: или ослабеет от потери крови, или от нестерпимой боли отключится сознание. А мученик терпел, бодрствовал, еще и за каждый отсеченный член красноречиво благодарил Господа. Как он так мог?


О.Серафим: Силу такую давала Благодать. Св. влкмч. Иаков получил ее не просто так, но, как и все мученики, которые возымели таков настрой духа, — что Благодать сошла на них и не покидала их. Святые мученики проявляли движение силы ревности, чтобы пострадать за Христа. Из жития святых Афонских мучеников видно, что они возгорались ревностью пострадать, но старцы их не пускали. Старцы останавливали молодых подвижников, чтобы очистить их ревность от кровяного разгорячения, тщеславия; короче, — от душевного и телесного сладострастия. Они повергали их в телесные и душевные подвиги, чтобы научить терпеть любые приключающиеся скорби по телу и по душе. И это всё — в духе смирения, с помощью Божией, а это возможно только через опытное познание своей немощи. И только после этого, старцы отпускали их на мученичество за Христа. А у нас же, и в простом — нет самоотвержения.

Вроде бы возгорается ревность работать Господу, бороться со страстями, но быстро всё затухает в повседневной жизни. Это говорит о том, что ревность наша осквернена кровяным разгорячением и, отсюда, телесным сладострастием и одновременно тщеславием — душевным сладострастием. Вот, когда нет удовлетворения этому сладострастию, то и ревность пропадает. Тогда начинаются самооправдания: да вот, я болею; да вот, если бы не то, да ни это; или вот, если бы не он или она…, одним словом, никаких условий для подвизания.

Господь слышит твое желание, принимает твою ревность, хотя и оскверненную первородным грехом. Но, чтобы очистить от сладострастия твои благие намерения и твою ревность, ввергает в горнило искушений. И тебе нужно преодолевать эти искушения, чтобы изменилось, очистилось сердце твое. И это — процесс, тягостный и долгий: Терпи, мужайся и да крепится сердце твое, — говорит Св. Писание. Пока не изменится сердце твое, терпи. Терпи и смиряйся в духе, повергая пред Господом твою немощь, призывая Его на помощь. Терпи, когда тебя будут бить, тереть, мять, пока не станешь чистым полотном. Пока сердце будет изменяться, ты долготерпи, терпи скорби и не отказывайся от них, они очистят твое сердце от духа самости, гордыни и всякого сладострастия. Хочешь жить в дому терпения, запасись пищею смирения (преп. Илия Екдик). А смирение приобретается от благодушного терпения скорбей, от благодарения Господа за них, через опытное познание своей немощи, и очищение чувств упования и надежды от духа самости, и обращение их только на одну милость Божию.

Природа души и пол. О смерти и добродетели.

Аноним:  Душа — невеста Христова, но она без рода. Как это понимать?


О.Серафим: Душа — это дух, а у духов нет полов. Пол мужской или женский — это явление материальное, даже грубоматериальное. Господь говорил, что там, за гробом (т. е. в мире духовном), — ни женятся, ни замуж не выходят. Душу называют невестой Христовой, по образу и подобию земного, чтобы нам, земным, было доступно, понятно. Душа — невеста Христова и должна соединиться со Христом по дару Благодати. Душа должна воспринять эту Благодать, хранить и возделывать Ее.

Души, по природе, все абсолютно одинаковые; но только одна душа живет будучи облечена в мужскую плоть, а другая облечена в женскую плоть. Говорят, что душа женская и мужская — разные; но какие бы доводы не выставлялись — это неправда. Разность души мужской и женской проявляется, но эта разность в душе животной. А душа животная имеет тонкоматериальную природу. У души женской и у души мужской разные дары. Как и Ангелы бывают разные: одни более могущественные, другие менее могущественные, имеют разные дары, но все служат Богу.


Аноним:  Но на Страшный Суд женщины воскреснут женщинами?


О.Серафим: Души воскресать не будут, потому что они не умирали, а воскреснут тела. Души до Страшного Суда были живы: одни находились в раю, другие в аду; или в аду, но, в таких состояниях ада, откуда можно за молитвы Церкви выйти. Тела воскреснут, но не будут такими грубоматериальными, как были. Измененные тела будут иметь тонкоматериальную природу. Может что-то вроде первичной материи.


Аноним:  А как же пророк Иезекииль видел в видении посланном ему от Бога, что … стали сближаться кости, кость с костью своею. … и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху (Иез. 37, 7-8) ?


О.Серафим: Это сказано образно. В Писании много образных понятий. Как, например, «Лествица Иакова» — это Матерь Божия — или «ручка всезлатая», «земля ненасеянная». Или как в Песне песней: Христос и Его Церковь изображены как жених и невеста. Это можно отнести и к душе: Христос — Жених, душа — Его невеста. Господь сказал, что если говорю вам о земном и вы не понимаете, то как поймете, если буду говорить вам о небесном. Поэтому Он часто проповедовал притчами.

Духовные понятия выражаются через образы материального мира, более применительные к нашим понятиям. Вспомните, как проходила мытарства преп. Феодора. Она вела благочестивую жизнь, положила начало покаянию и вела борьбу со страстями, но грехи были, поэтому за них нужно было предоставить добрые дела. Но и добрых дел не хватало. Поэтому Ангелы несли мешочек с монетами, и где не хватало добрых дел — отдавали монеты. Но монеты эти никак не обозначают деньги. Это не так, как сейчас понимают: дал батюшке много денег и думаешь, что на мытарствах откупишься, и дальше ведешь беспечную жизнь, а батюшка, на все эти деньги, купил себе шикарную квартиру и машину.

Преподобная Феодора прислуживала своему духовному отцу преп. Василию Новому, и он за нее молился. Мешочек с монетами — это не деньги, а образно изображенные молитвы св. Василия, молитвы Церкви, в верном настрое духа приносимые.

Но преп. Феодора еще на земле положила начало истинному покаянию, и поэтому молитвы Церкви (в лице св. Василия) помогли ей, дополнили недостающее. Помогли приносимые за нее молитвы, но не молитвословия. А молитва (а не просто молитвословия) — тогда молитва, когда она в правильном настрое духа. А правильный настрой духа образуется — от правильно-проходимой борьбы со страстями.

Просто молитвословия, внешнее вычитывание молитв, панихид, псалтири, хоть сколько их не строчи — не помогут. Бесы только смеются над такими «молитвенниками». В житии блаж. Андрея, Христа ради юродивого, рассказывается, как хоронили одного грешника. Он был внешне христианин (потому что тогда все были христиане), но вел развратную жизнь. Преподобный Андрей видел своими духовными очами, как бесы торжествовали по поводу загробной участи этой души и окружали гроб. При этом, они смеялись над христианами, говоря, что умерший служил им всю жизнь, а те поют «со святыми упокой…».

В наше время, это обычная и повседневная картина. Хоронят, хотя не обязательно развратников, но таких, которые умирают не в законной борьбе со страстями, не положив начала истинного покаяния; идут во ад и оттуда им нет выхода, а им поют «со святыми упокой…».

Воскреснут тела на Страшный Суд, но грубого тела не будет, но только вид прежний, а природа тела будет тонкоматериальная.

Как природа рая — двойственная: духовная и тонкоматериальная; так и у нас будет такая же природа: дух (душа разумная) и тонкоматериальное тело. Поэтому природа человека будет соответственна природе рая: чтобы она была для человека приемлема, чтобы он мог созерцать ее.

«Таким образом, божественный рай, я думаю, был двойной (природы)… подобно тому как человек сотворен был, состоящим из чувственной (материальной), вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным (материальным), вместе и духовным и имевшим двоякий вид» (преп. И. Дамаскин . «Точное изложение православной веры», книга 2, гл. 11).


Аноним:  Смерть, когда является в таком виде, как ее рисуют с косой, то это кто такой?


О.Серафим: Некоторые из Св. Отцов говорят, что это Ангел смерти, который исполняет послушание, волю Божию, а является он в большинстве случаев в таком виде, как его изображают: без плоти, один человеческий скелет и с косой. А может быть это просто символ смерти.

В откровении Иоанна Богослова сказано, что могущественный Ангел, которого одна нога на одном материке, а другая на другом и рост его до небес, возвещал о том, что нет уже времени для покаяния. Но Ангелы тел не имеют. А принимают вид согласно своему назначению или послушанию. Здесь — могущество Ангела выражает могущество его духа, ту роль или послушание, которое он исполняет у Господа и его близость к Нему. Чем могущественней дух, тем ближе он к Господу. Но могущество их не от них самих, а по дару Божественной благодати.

Ангелы делятся на 9 чинов и в каждом чине их много, сказано: тьмы тем (тысячи тысяч) — не перечесть. Вот, сколько Ангелов служат и устремляются к Богу и славословят Его без конца. А мы тут, на земле, копаемся в «навозе»! Надо к Господу устремляться, а «навоз» для нас должен оставаться «навозом», удовлетворять только самое необходимое для жизни. Дух свой, как и Ангелы, мы должны устремлять ко Господу, а остальное всё приложится.


Аноним:  Хоть это всё «навоз», но все-таки, какую красивую природу создал Господь и как этим не любоваться?


О.Серафим: Но природа рая во множество раз красивее нашей земной природы. Между раем и земной красотой гораздо большая разница, чем между земной природой и кучей навоза. Так вот об этом и надо помышлять, — отрывать себя от земли и устремляться туда, где красота неземная. Если бы мы заботились более о приобретении духовного вкуса, то не занимала бы нас красота земли. А ведь добродетель имеет свойство обновлять и украшать душу.

Духовная добродетель — это такая красота, которая превышает красоту райской природы, потому что она соединяет душу с Богом.

Если видишь в другом человеке истинную добродетель — порадуйся за него, прославь за это Господа, сам себе этого пожелай и к этому устремись: это будет добрая зависть. Зависть тоже естественна человеку, но она бывает добрая и злая. Добрая зависть помогает спастись, она подвигает на доброе соревнование в добродетелях, основанных на смирении (а смирение никогда не скажет, что я лучше всех и этим хочу услаждать свою гордыню), она воодушевляет и подает добродушную ревность к добродетели.

Но если человек унывает оттого, что другой лучше, хочет того унизить (мол, нет, это не так, у него никаких добродетелей нет), пытается даже оклеветать, желает ему зла — зложелательствует, то это уже злая, греховная зависть. Значит ищет он добродетели не ради добродетели, а чтобы удовлетворять свои страсти: самоцен, самомнение и самоуслаждение, дух самости и гордыни. А через то, что другой лучше — они не удовлетворяются, поэтому и вылазит злоба, уныние. А надо всё это отсекать, сорадоваться его успеху в приобретении истинной добродетели, сохранять к нему благодушие и доброжелательность, и самому устремляться к приобретению такой же добродетели.


Аноним:  Вот, заметил в человеке доброе, а мысль такая: «Наверно я лучше стал, что добро в ближнем заметил»?


О.Серафим: То, что заметил, — хорошо, а самоцен и сладострастные чувства отсеки. — Укори себя, но не в том, что заметил хорошее в ближнем, а что всё себе вменил.

144 тысячи.

Аноним:  Что значит в Апокалипсисе, что 144 тысячи спасутся?


О.Серафим: Свт. Андрей, архиеп. Кесарийский, говорит: «144 тысячи означают или многолюдье Апостольского семени, из которых в каждом Благодать соделала 12 раз, т. е. совершенный плод спасаемых, или же новозаветных девственников, как по внутреннему, так и по внешнему человеку… они преимуществуют перед прочими, как приобретшие, девством и непорочностью языка и дел, светлость добродетелей, по причине которой они научились новой песне, для многих неизвестной не только в настоящем, но и в будущем веке». (Толкование на Апокалипсис, гл. 39).


Аноним:  Как понимать слова молитвы, свт. Василия Великого: «Если погубишь Ты меня со беззакониями моими — слава праведному суду Твоему, если не погубишь Ты меня со беззакониями моими — слава безмерному милосердию Твоему!».


О.Серафим: Здесь выражается смирение перед Промыслом Божиим. Если судить нас по грехам, то мы достойны быть только в аду. И тогда Господь поступит по правде Своей. Здесь прославляется правосудие Божие и Его безмерное милосердие. Только по милости Божией мы можем спастись.

Бесы могут угадывать мысли?

Аноним:  А как бесы могут угадывать мысли?


О.Серафим: Бесы могут нам сами вкладывать те или иные мысли и, конечно же, в таком случае они будут их знать. А также они могут угадывать, судя по внешним действиям человека, по внешнему виду — у них в этом многовековой опыт. Они знают наш обычный образ мышления, знают природу страстей, по которым люди живут — поэтому им не трудно угадать помыслы. К примеру, человек задумает что-то сделать, вслух этого никому не произносит, — для того чтобы бесы, мол, не услышали и не помешали. А не подозревает того, что эти мысли сами бесы ему и вложили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *