О совести, спасении и муках

Оглавление:
  О стяжании Благодати, о совести и спасении
  О совести
  О совести и Истине; о геенских муках и спасении


О стяжании Благодати, о совести и спасении

То есть, как видим, по святоотеческому учению, речь идет не просто об умовых, рассудочных понятиях,  а о настрое духа. Правильные умовые, рассудочные понятия могут содействовать воспитанию верного настроя духа, при условии, если человек понуждает себя к этому настрою, в процессе своей жизни, в ежедневных искушениях и доброделании. А если этого нет, то правильный настрой духа не может образоваться в человеке, сам по себе, без понуждения себя к нему. Ибо как сказал Христос, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). – Это и есть благодать Духа Святого, которую необходимо стяжевать внутри себя, через посредство понуждения себя к верному душевному настрою, во искушениях с нами приключающихся, и при всяком нашем делании.

А так же, человек может иметь какие-то верные понятия, но не воспитывать верный душевный настрой, и тогда это знание его не спасает. Точно так же, иной может иметь ложные понятия, которые он признает за правильные, и использовать их как средство для самоутверждения. Такой, – тоже не спасается.

А иной может не иметь никаких понятий, но руководиться в своей жизни своей совестью, по внутреннему чувству и ощущению, стараясь последовать ей в своей жизни, ни в чем ее не попирая. Таковой исполняет волю Бога, так как она заложена в нашем естестве, в нашей совести, при сотворении человека, Богом. И так как он старается ни в чем не топтать свою совесть, в своей личной жизни, в ежедневных искушениях с ним приключающихся, то он и исполняет волю Бога. А исполнение воли Бога, в том или ином случае, это и есть делание ради Христа. Отсюда и верные понятия, которые он приобретает опытным путем.

Ибо цель всякого благовествования и жительства христианского есть приобретение истинной любви и чистой совести: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести» (1Тим.1:5); «я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян.23:1).

А вот ап.Павел свидетельствует о цели своего подвизания: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24:16).

А вот здесь ап.Петр свидетельствует о том, что цель крещения это обещание Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21).

А здесь ап.Павел говорит, что повиновение властям должно совершаться в согласии с нашей совестью, а не против нее: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим.13:5). Соответственно, кто повинуется только из-за страха перед наказанием, то когда власть заставит его под этим страхом идти против совести, то он будет повиноваться ей и в этом. А это уже противно воле Божией, и тому, что заповедует Апостол. Этот грех и совершает современная МП.

А вот здесь ап.Павел говорит о том, что лучшая похвала – это одобряющее свидетельство совести: «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей» (2Кор.1:12).

А вот он говорит о том, что те, кто отверг истинное удовлетворение своей совести, и стали ее попирать, в своей личной жизни, то они потерпели крушение в вере: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).

А вот здесь содержится свидетельство ап.Павла о том, что таинство истинной веры сохраняется в чистой совести: «хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим.3:9).

А вот здесь явное свидетельство ап.Павла о том, что всякое доброделание и предпринимается для того, чтобы иметь добрую совесть, чтобы, таким образом, она была удовлетворена: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Евр.13:18).

Это все и является свидетельством того, что, как говорит ап.Павел, «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:13-15). Здесь ап.Павел говорит о том, что «дело закона» Божия «написано в сердцах» у всех людей, в том числе и у язычников, то есть сама суть заповедей Божиих. Откуда это известно? – скажут некоторые. Апостол Павел, отвечая, говорит, что об этом «свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую», то есть совесть все время напоминает человеку об исполнении самой сути заповедей Божиих. И кто прислушивается к ее голосу и старается ее не попирать, тот исполняет саму суть закона Божия, который Бог заложил в человека, при его сотворении. В этом и явилось промышление Божие о всех людях, в том числе и о тех, которые ничего, никогда не слышали о Христе. Это есть свидетельство любви Бога к всякому человеку, и желание Божие всех спасти. Ибо Бог во всех людей заложил возможность придти к спасению, через посредство дара совести, которую он вложил в человека, при сотворении, и которая является, как бы, голосом Божиим в человеке, призывающим не попирать совесть, а удовлетворять ее.

«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: это называется совестью, а она есть естественный закон… 
Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее» (преп.авва Дорофей, Поуч.3, «О совести»).

«Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу… Имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему» (свт. Феофан Затворник, «Мысли на каждый день», вторник нед.6-й по 50-це).

И потому, всякий человек на земле имеет возможность придти к познанию Бога, в настрое своего духа, через посредство закона совести, подобно тому, как Авраам пришел к этому или прав.Енох, о котором само Св.Писание говорит, что «ходил Енох пред Богом» (Быт.5:22). То есть, он имел внутреннее чувство, обращенное к Богу и чистоту своей совести. Поэтому, всякий имеет такую возможность, чтобы поиметь такую же веру, какую имел Авраам, Енох и прочие ветхозаветные и допотопные праведники, не знавшие Христа.

Дела, которые делал Авраам, были ли ради Христа, то есть ради Господа? Конечно. Ибо Сам Бог назвал его отцом всех истинно-верующих: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:17,18). Точно так же и дела, которые делали допотопные и ветхозаветные праведники, ради сохранения чистоты совести, перед Богом, были ради Господа, а значит и ради Христа, ибо Он и есть Господь, по своему Божественному естеству.

Если человек приходит к духу сокрушенному и смиренному, перед Богом, и чувству упования на милость Божию, то такому духу и открывается Бог. И в таком настрое духа, в чувствах и ощущениях, и проявляется вера во Христа и Божественную спасительную благодать, которая была дарована миру, через Него. Такой настрой духа и является способным к принятию Таинств от Господа, которые были даны, через искупление Христа, в том числе и всем тем ветхозаветным и допотопным праведникам, при сошествии Христа во ад. Христос и вывел оттуда всех этих праведников, ожидавших милости Божией, в духе сокрушенном и смиренном. Ибо Он, и дарованная через Него искупительная Благодать, и есть та милость Божия, которую все ожидали, и которую Господь излил на весь род человеческий. Вот в таком смысле, всем и даровано спасение через Христа. А не в смысле просто набора знаний о Христе, на уровне умовом, рассудочном, и исполнения каких-либо обрядов и традиций.

Поэтому и вера у Авраама и всех этих ветхозаветных и допотопных праведников одинаковая со всеми теми святыми, которые веровали во Христа, уже после пришествия Его. Вся разница только в умовых, рассудочных знаниях. Ибо те не имели умовых, рассудочных знаний о Христе, а святые и праведники, жившие после первого пришествия Христа, уже имели эти знания. Но все они имели одинаковый настрой духа, перед Богом, сокрушенный  и смиренный, растворенный чувством упования на милость Божию, которому и была дарована Божественная спасительная, искупительная благодать Духа Божия, через жертву Христа, принесенную Им на кресте. А такой настрой духа и приносит истинное удовлетворение совести или, как говорит ап.Павел, «непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24:16). На такой настрой духа и излита милость Божия, дар Божественной благодати Духа Святого.

Вот точно так же и после пришествия Христа, те люди, которые не имели умовых, рассудочных знаний о Христе, могли спасаться таким же настроем духа. Это относится ко всем тем народам, которые не слышали проповеди о Христе, или слышали ее в каком-нибудь извращенном  виде. Ибо они, через посредство стремления к истинному удовлетворению совести, могли приходить в такой же настрой духа, так как совесть ведет человека к исполнению воли Божией, по настрою его духа.

О совести

Аноним:  Совесть и друг и враг. Истинные духовные знания решают противоречия.
(Свт. Феофан Затворник): «Самость недальновидна, и не может различить, что обличения не из вне, а внутри, и, всею своею силою, восстаёт на вешнего обличителя… чая заглушить и внутренний голос… надо совесть умиротворить, тогда, сколько не будь, внешних обличителей мира внутреннего они не нарушат… заставив собрать внутри успокоительное убеждение, веру в распятого Господа, искренность покаяния, исповеди (если есть истинный духовный наставник) и твёрдость решения не делать ничего против совести – вот куда обратись…».
«Совесть умиротворить» (но не задушить) — это и есть истинные христианские знания, и жизнь по этим знаниям.


О.Серафим:  Да, так оно и есть.

Мир со своей совестью, превыше всего. Ибо такой мир приводит к примирению с Богом, и привлекает в душу Божественную спасительную, искупительную Благодать.

Путь истинного покаяния и направлен на примирение со своей совестью и с Богом, по настрою души.
Христос говорит: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда» (Матф.5:25,26).

Соперник — это совесть. 
Путь — это наша жизнь.
Судья — это Господь.
Темница — ад.


Аноним:   «Что вне, в Слове своем Бог запрещает, то внутри человеку совесть его запрещает».
«И гнев Божий, который (…) в совести, тот же гнев Божий изображается и в Слове Божием…»
То есть Библия (Ветхий и Новый Завет) книга образная, символическая.
«Совесть уязвляют и беспокоят не только внешние грехи, которые вне, самим делом производятся, как-то: блуд, хищение, лесть, отмщение и прочие, но и внутренние, которые через злые и богопротивные помыслы совершаются» (Свт. Тихон Задонский, «Об истинном христианстве», Книга вторая, Статья 5, гл. 5).
(Проф. Иван Ильин «О совести»): «Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих… Однако говоря так о совести, я разумею не то, что нередко обозначают этим словом в повседневной жизни. Я разумею живую и не урезанную расчётом христианскую совесть, озаренную и просвещенную Христом…».
«Отход Современного человека от христианской совести чреват величайшими опасностями и бедами… без совести на земле не возможна ни культура, ни жизнь» человек «представляет удивительный хаос заблуждений и пороков».
«В человеке существует сила страсти, которая подавляет голос совести в нем и которая должна быть ограничена заповедью закона» (новомуч. Мих. Новосёлов, «Психологическая сила Православия»).


О.Серафим:  Ну, в Библии есть всё, – и образы и символы, и конкретные события, в том числе и исторические, и Божественные явления. К примеру, Страшный суд, о котором говорится в Библии, будет реально происходить. И многое чего другое.

Нравственный закон, о котором говорится в Библии, напоминает человеку на уровне умовых рассудочных понятий, что ему надо делать, чтобы войти в примирение со своей совестью и с Богом.

До всемирного потопа люди не имели писанного закона. И спасались они посредством закона совести. Но когда совесть стали попирать, то понадобился писанный закон, для напоминания человеку, как он должен поступать в согласии со своей совестью и с волей Божией.

«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: это называется совестью, а она есть естественный закон…

Последуя этому закону, то есть совести, Патриархи и все Святые, прежде написанного закона, угодили Богу. Но когда люди, через грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

Ныне же в нашей власти, или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо, когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша; так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее…

Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет ее соперником и заповедует нам, говоря: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Матф.5:25)» (преп.авва Дорофей, Поуч.3, «О совести»).

Нравственный закон, который отражен в Библии, говорит о тех внутренних душевных движениях, которые проявляются в согласии с волей Божией, в согласии с нашей природой (какою ее сотворил изначально Бог), в согласии с нашей совестью. То, к чему призывает Библия, в духовно-нравственном отношении, к этому же самому призывает и совесть. Ибо она есть тот ненаписанный, на бумаге, закон, который написан в душе человека, Богом, при сотворении человека: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).

Первородный грех (дух самости) и совесть, – это два врага в человеке, которые никогда не примирятся. А посредине, между ними, находится свободное произволение человека, которое, имея разумно-свободную самостоятельность, может свободно выбирать между тем и этим. Но только удовлетворение совести естественно человеку, по природе, и приносит в душу человека истинный мир и покой, вводит человека в общение с Богом, от Которого вечное блаженство. А удовлетворение первородного греха (духа самости) неестественно человеку, по природе, и приносит в душу разлад и мучения. Так как, человеческое естество, каким его сотворил Бог, никогда не согласится с первородным грехом. Отсюда мука и страдание в вечности, если человек остался одержим какою-либо страстью. Ибо страсть разлучает человека с Богом, и является адом для души человека.

О совести и Истине; о геенских муках и спасении

Аноним:  Можно ли надеяться избежать эти сети, если во всём стараться следовать голосу совести, проверять себя, тестировать каждый день в обстоятельствах, в искушениях, в отношениях с людьми, по совести я поступаю или нет. Верна ли мысль, что Господь тому человеку, который старается жить по-совести, будет сам открывать верные понятия, есть ли искажения, или смешения. То есть, можно ли считать совесть основополагающим критерием спасения? И наоборот. Верна ли мысль, что те, которые отступили от истины, впали в прелесть, что они где-то, когда-то преступили свою совесть.


О.Серафим:  Неудовлетворенная совесть будет тем червем неусыпающим, который будет вечно грызть душу человека, не давая ей покоя. Ибо, по естеству, покой обретается только в мире со своею совестью. Христос об этом сказал в притче о примирении с соперником, пока ты еще на пути. Где под соперником – разумеется совесть, а под путем – наша земная жизнь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Матф.5:25).В принципе, к примирению и миру со своею совестью должна учить и приводить своих чад истинная Церковь, или ее представители.

Если церковная организация и духовные наставники не могут наставить человека или помочь ему придти к миру со своею совестью, то зачем нужна эта церковная организация или эти духовные наставники. В итоге это будет просто обрядоверие-фарисейство или законничество. Ведь смысл всякого подвизания и состоит в том, чтобы удовлетворить свою совесть, через устремление к приобретению чистоты чувств. И если человек этого не делает, то он неизбежно заходит в состояние духовной прелести.

Отступление от Истины – это и есть сжигание совести. Но сжигание совести, в личной жизни, может предшествовать, чисто внешнему, отступлению от Истины.
Хотя, по настрою духа, через сжигание своей совести, – человек, в духе, уже отступает от Истины. Ибо Истина – это не чисто умовое какое-то понятие, а это – Христос, ибо Он сказал: «Я есть Истина»(Ин.14:6). Это внутреннее ощущение, по Богу: «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума» (преп.Исаак Сирин, сл.43). Поэтому, хранение Истины – это и есть хранение Христа, внутри себя, через посредство удовлетворения совести и приобретения чистоты чувств, воспитания верного и спасительного настроя души. Но Истина-Христос может выражаться и внешне, облекаясь в мысль и слова. Так являются правильные понятия, а также и правое исповедание веры.

Если у человека будет искреннее стремление ко спасению, и он будет самоотверженно стремиться к удовлетворению своей совести, то Бог не оставит его. Он будет открывать ему свою волю, в его жизни, для того, чтобы он в повседневных искушениях, стремился к чистосте своих чувств и удовлетворению совести. То есть, если человек выполняет первый урок, то Господь ему задает следующий. А если кто не исполнил первого урока, то какой смысл задавать ему следующий, ибо одно предшествует другому.

Все дело в нашем самоотвержении. Не внешнем, а, наиболее, – внутреннем. Многие, ревностные, готовы нести тяжкие посты и подвиги, тут у них самоотвержения, хоть отбавляй. А попробуй он отрекись, самоотверженно, от удовлетворения своего духа самости и гордыни, самомнения и самоуверенности, то тут у него всякое желание пропадает. Это и говорит о том, что его ревность и решимость, во внешних подвигах, была растворена духом самости и гордыни, самоуверенности и самоцена, вменения себе этого делания: не в мысли, так в чувстве, в ощущении.

Если всегда искать удовлетворения совести, то она удовлетворится только тогда, когда человек придет к глубокому ощущению своей немощи, смирению и чувству упования только на одну милость Божию. Ибо через этот настрой духа человек примиряется с Богом, а потому и со своею совестью, ибо она есть, как бы, голос Божий в человеке. Совесть – это тот же самый Божий Закон, который написан в нашем духе, по природе, Богом.

***

Неудовлетворённая совесть никогда не согласится с грехом, со страстями, ибо это не в согласии с естеством человеческим, каким его сотворил Бог. Поэтому, как на земле, так и в вечности, совесть будет мучить и грызть душу, требуя себе удовлетворения. На земле, человек, пытаясь убежать от этих угрызений совести, мог отвлечь внимание своего ума на что-либо внешнее. Но в вечности уже не будет ничего этого. – Не будет и возможности удовлетворить свою совесть, так как человек уже сделал окончательный выбор для себя, на земле, избравши дух самости и гордыни, дух своих страстей. – И тогда-то совесть и станет тем червем неусыпающим, который будет вечно точить человека. И никогда не будет мира в его душе, от мук неудовлетворённой своей совести, призывами которой он пренебрег здесь на земле.

И если нет примирения со своей совестью, то не спасет никакое внешнее воздержание и подвижничество. Закон духовный таков: если при совершении внешних трудов, воздержания и подвижничества, нет поистине удовлетворяемой совести у человека, если не приобретается мирный, милостивый, смиренный и сокрушенный настрой духа, то неизбежно воспитывается противоположный, – дух самости и гордыни, дух тщеславия и надмения, дух самоуверенности и самонадеянности, самомнение и самоцен. – Это последствия жизни по букве, убивающей дух. Это последствия жизни фарисейской, внешне-праведной. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *