Неделя Страданий Христовых (Страстная седмица)

Разъяснения, поучения, наставления, изречения и песнопения

Оглавление:
   Наставление о.Серафима в Неделю Страданий Христовых (в Страстную седмицу)
   1.Великий понедельник.
   2.Великий вторник.
   3.Великая среда.
   4.Великий четверг.
   5.Великая пятница.
   6.Великая суббота.


Наставление о.Серафима в Неделю Страданий Христовых (в Страстную седмицу).
“Пойдем и мы, – и сердцем чистым,
Начнем мы следовать за Ним”.

Чувства и мысли в Неделю Страданий Христовых: чувство сокрушения и смирения, сознание своего недостоинства и окаянства, упования только на одну милость Божию; чувство благодарения и преданности Богу, чувство решимости на борьбу со своими страстями и воспитания вместо них добродетелей.
Размышление о страданиях Христовых, – зачем Он так поступил и для чего? – Он принес Себя в жертву, чтобы нас грешных спасти. – Чувство благодарности Ему за это. Чувство сокрушения о своей греховности и окаявание себя за то, что Господь за нас, и за меня грешного в том числе, пострадал. А я что? – Отдаюсь греховным, страстным чувствам. Ищу удовлетворения своего самостно-гордостного духа, телесного и душевного сладострастия, идя на поводу своих телесных и душевных страстей.
Христос смирился и не возгнушался быть поносимым и униженным. – А я? – Не понуждаю себя к чувству смирения перед Богом, в ежедневных искушениях, когда не удовлетворяют в чем-либо мой самостно-гордостный дух. Отдаюсь проявлениям этого духа, – возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, отчуждаюсь и питаю чувство неприязни, отдаюсь чувству обиды и духу недовольства, проявляю чувство равнодушия, немилосердия и жестокости… иду на поводу своего самомнения, вменяю себе свое доброделание, сижу на ощущении своей правильности и праведности, во всем ищу дух само-утверждения. –
Чувство сокрушения о всех этих своих грехах и страстях, окаявание себя за них, в ощущении своего недостоинства и окаянства. Чувство опасения и озабоченности за свое страстное душевное состояние.
Чувство решимости на борьбу со всеми этими проявлениями своего самостно-гордостного духа, со своим самомнением и духом самоуверенности,
с проявлениями душевного и телесного сладострастия, чтобы выходить из этого сердечного нечувствия и душевного ожесточения. Ведь Христос, по чувству сострадательной любви, предал себя на распятие за нас грешных, чтобы спасти нас.
Воодушевление на то, чтобы подражать Христу в душевном настрое; чтобы, по слову ап.Павла, воспитывать такие же чувства как и во Христе, – «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5): истинное смирение и кротость, незлобие и сострадательная любовь, добродушие и великодушие, любовь к правде Божией и душевная простота.
Вот такие и подобные этому мысли и чувства нужно возгревать в эти дни, чтобы попытаться идти следом за Христом. Ибо надо идти за Ним не внешне, а внутренне – в чувствах, настроем духа. Соответственно, отношение к ближним должно быть в духе кротости и смирения, незлобия и сострадательной любви, в особенности в эти дни. И, возгревая все эти чувства по отношению к ближним, не идти на поводу у какого-либо нечестия.
А потом, вспоминая об этом настрое духа, по памяти чувств, можно и в дальнейшем возгревать в себе
те же самые чувства, такой же настрой духа.

Песнопения, молитвы в Неделю Страданий Христовых (в Страстную седмицу)

1. Великий понедельник.

Сегодня вспоминается святой праведный Иосиф Прекрасный. Он служит прообразованием, дальней библейской тенью Господа нашего Иисуса Христа, а для деятельной жизни является примером благочестивого и добродетельного человека, подвергающегося разнообразным, странным бедствиям, во время которых сохраняет он верность к благочестию и добродетели, никогда и нигде не оставляется Богом, повсюду храним, и наконец прославляется дивно. Послушаем, послушаем любопытное сказание о чудных и наставительных приключениях облеченного пророком-отцом в пеструю одежду.

Святоотеческие поучения на Великий понедельник.

«Глубокое, истинное смирение! Оно одно достойно предстоять Богу, оно одно достойно беседовать с Богом: никогда оно не оставляется Богом. Ему внимает милостиво Бог, изливая обильные щедроты на молящегося со смирением» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.2).

«Живая вера в Бога и зрение чистым душевным оком Промысла Божия возносят человека превыше всех бедствий, превыше страшного душевного бедствия: памятозлобия и мести» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.2).

«Твердость в бедствиях дается непорочной, безукоризненной совестью» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.2).

Художественный фильм “Библейские сказания: Иосиф Прекрасный”.

2. Великий вторник.
Нынешний день можно назвать днем прощания для Господа с храмом Иерусалимским и с народом Иудейским. Ныне же посему произнесена Им и последняя проповедь в храме… Проповедь эта состоит не столько из слов, сколько из слов и воздыханий. Спаситель жалуется в ней на ожесточение народа Иудейского, на слепоту и лукавство его вождей и наставников, и предсказывает те ужасные бедствия, которые неминуемо должны последовать из этого для руководителей и для руководимых.
Но особенно нельзя без чувства слышать последние слова, которыми заключена проповедь Спасителя. «Иерусалим, Иерусалим, – воскликнул Он, кончив обличение книжников, – избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38).

Святоотеческие поучения на Великий вторник.

Ныне же вспоминается и притча о десяти девах (Мф.25:1-13).

«Притча о десяти девах показывает различие и в образе жизни. Ибо, хотя все они хранили девство, однако же не все имели одинаковое попечение о прочих добродетелях, думали же некоторые, что сей одной добродетели достаточно, чтобы войти в царствие. Но нелицеприятный суд показал, что неполезно и девство, если нет сострадательности. И вся слава дочери Царя внутри (Пс.44:14); то есть, надлежит ей быть украшенною рясны златыми всех добродетелей. А если кто хранит девство и хвалится этим, то не имеет большего преуспеяния – смирения; ибо, как написано, не девство хранящий, но смиряющий себя вознесется (Лк.18:14)» (преп.Исидор Пелусиот, Толкование на Мф.25:1-13).

«Девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия, осуждается вместе с людьми прелюбодейными; и бесчеловечный, и немилосердный поставляется наравне с ними» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 25:1-5).

«Нет ничего мрачнее девства, которое лишено милосердия» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 25:1-5).

“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф.5:7).

«Мое царство – удел милостивых. Тот разделит его со Мною, кто подражал Мне в Моем милосердии к бедным, кто обнищал духом, кто не закрывал слуха своего для нуждающихся, кто страдания ближних почитал собственными, кто оплакивал чужие несчастья, исполнял благ душу алчущего, согревал тела обнаженных, не оставался глухим к голосу больного, не скупился для малодушного на слова утешения, принимал странника под свой кров, отирал слезы вдов, заступничеством своим облегчал тяжесть сиротства» (свт.Иоанн Златоуст, т.8, Беседа 99).

«Будем же искать тех добродетелей, которые и для нас самих спасительны, и для ближнего наиболее полезны. Таковы – милостыня и молитва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. “Молитвы твои”, сказано, “и милостыни твои пришли на память пред Богом” (Деян. 10:4). И не только молитва, но и пост также от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Но что я говорю – пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога. Что может равняться девственности, которая, по своему превосходству, и в новом завете не была поставлена необходимым законом? Но и она отвергается, если не соединена с милостыней. Если девы отвергаются за то, что не творили милостыни с надлежащей щедростью, то кто может без нее получить прощение? Без сомнения никто, и тот, кто не творит милостыни, непременно должен погибнуть» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 24:32-33).

«На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. «Милости хочу, а не жертвы» (Матф.9:13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

3. Великая среда.
“На нынешний день приходится, между прочим, вот какое горькое воспоминание: старейшины иудейские собрались в дом Каиафы и рассуждали о том, как бы схватить хитростию Господа Иисуса и предать Его смерти. В эту пору, никем не прошенный, приходит к ним один из двенадцати, Иуда Искариотский, и говорит: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» (Мф.26:15). Они дали ему тридцать сребреников.

Что особенно поразительно в Иуде – это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во время не было никаких признаков снаружи.
Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец? По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными посторонними благовидностями от сознания и даже совести и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее – напасть – на него со всею неудержимою яростью. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим других Апостолов.
После всего этого предание так неожиданно в предателе, что сама Церковь в недоумении будет завтра вопрошать: “Что сделало тебя, Иуда, предателем Спасителя? Разве Он исключил тебя из числа Апостолов, или лишил тебя дара исцелений, или во время вечери отверг тебя от трапезы, или омыв ноги остальным, Он обошел твои? О, сколько милостей забыл ты!” (Великий Пяток. Утро. Седал. гл. 7).
Все было сделано для Иуды, и все им презрено! Что он не имел никакой причины сетовать и жаловаться на Учителя, показывают собственные слова и ужасный конец его: «согрешил, – говорит он самим убийцам Учителя, – согрешил я, предав кровь невинную! (Мф. 27:4). Что же ввело тебя, несчастный, в этот ужасный грех? – Сребролюбие и диавол, – отвечают евангелисты.
Видите, до чего довела страсть сребролюбия человека самого нехудого! Ибо, если бы Иуда не обещал из себя много доброго, то не был бы избран в апостолы.
Святая Церковь указывает нам ныне в своих песнопениях вокруг Спасителя преимущественно на два лица: на одного апостола и на одну женщину блудницу. Противоположность разительная. Апостол по самому званию своему был недалек от третьего неба; блудница, как великая грешница, близка была к самой пропасти адской. И что же? На деле вышло совершенно противное. Через два дня бывший апостол соделался жертвою ада, а блудница вошла в лик жен-мироносиц. Пришла страсть сребролюбия, овладела сердцем апостола, и обратила его в сосуд погибели, в сына отвержения. Пришло святое покаяние, овладело сердцем блудницы, повергло ее к ногам Спасителя мира, и приобщило ее к святому лику мироносиц. Что же заключим из сих двух примеров? То, что доколе мы на земле, из нас может быть все, мы можем переходить, так сказать, от неба к аду, и от ада к небу.
Близость ко Христу Иуды не спасла его от греха и отчаяния. Почему? Потому что он пренебрег о самом себе и допустил к себе в сердце страсть, за которой уже сам собою вошел и диавол. Отдаленность от Христа блудницы не помешала ей получить спасения. Почему? Потому что она пришла в себя, бросила навсегда грех, исповедала свою нечистоту и переменила жизнь.
Нет, следовательно, такой высокой добродетели, которой не угрожало бы падение самое тяжкое; и нет такого тяжкого падения, от которого нельзя было бы восстать и взойти на самую высоту добродетели. Посему, как бы кто высоко ни стоял в совершенстве, не должен предаваться гордости и беспечности. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). Равно, как бы кто ни упал низко, в какой бы бездне греховной ни находился, да не отчаивается, подобно Иуде. У Господа нашего есть покаяние для всех грешников.

Святоотеческие поучения на Великую среду.

Сребролюбию всегда мало

«Поистине сребролюбие ужаснейшая из всех страстей. Отсюда расхитители гробниц, отсюда убийцы, отсюда войны и битвы, отсюда всякое зло, какое бы ты ни назвал» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:6-7).

«Нельзя быть богатым тому, кто не обогащает душу; равно как нельзя быть нищим тому, кто не беден душою» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:6-7).

«Сребролюбивые причиняют душе своей больший вред, и настолько больший, что поступки бесноватого кажутся детскою игрою в сравнении с поступками сребролюбивого» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

Жадность и сребролюбие власти

«В частности из примера Иуды да познают сребролюбцы, как опасна страсть сребролюбия. Если из апостола она сделала предателя, то что может сделать из тебя? Если апостол доведен ею до отчаяния и смерти, то ты ли уцелеешь от ее злости? Но мы, скажет кто-либо из недугующих сребролюбием, не предаем Христа, мы готовы служить Ему от имений своих и действительно служим, по возможности. Конечно, ты не предаешь Христа, как Иуда, ибо и не можешь предать Его таким образом. Но вспомни, – не продавал ли ты своей веры и совести? А это то же, как бы ты продал Христа. Вспомни, не предавал ли ты, по любви к серебру, ближнего твоего? А в лице его ты предал Христа. И – что много говорить? Кого более любит сребролюбец: Христа – или деньги? Очевидно, деньги; ибо если бы любил Христа, то не любил бы злата и серебра, которые Он запрещает любить. Но, моя любовь к богатству, – еще помыслит кто-либо, – не доводит меня до самых худых дел. Положим, но разве мало, что она мешает тебе творить дела добрые? Без сребролюбия твоя душа была бы похожа на рай Божий, в ней росли бы и цвели разные добродетели, а теперь, поскольку сребролюбие не дает им расти, она похожа на голый песок; великое ли утешение, что на этом песке не растут и терния, то есть худых дел? – Сребролюбие действительно удаляет человека от некоторых худых дел, например от роскоши, игр и плотоугодия; но зато оно постепенно сокращает круг добра, им делаемого. Сребролюбец со дня на день становится нечувствительным ко всему, кроме прибытка; он бывает бесчеловечен даже к себе самому. У него сокращаются его собственные потребности; он желал бы освободиться от всех их, чтобы не подвергнуться тратам; желал бы сделаться для сего бестелесным, обратиться в духа. И этот бесплотный дух, уже вознесшийся над большей частью потребностей собственной природы, прилеплен к глыбе металла!» (свт. Иннокентий Херсонский. «Великий пост», Слово в Великую Среду).

«Ищите главную свою страсть. Ее обличите, ее выбросьте вон. «Не требует от тебя Господь, – говорит другой старец, – поста, когда страдаешь своекорыстием. Дай ему простоту милостынеподаяния. Не требует от тебя Господь знатных и славных дел, когда ты заражен тщеславием. Дай ему смирение и самоуничижение». Так и во всем другом. Господь хочет, чтобы мы ту особенно страсть обличили в себе и победить пообещались, которая нас наиболее одолевает, и в той особенно добродетели отличились, которая противоположна одолевающей нас страсти. Когда это сделаешь, тогда и все другие добродетели придут в строй и силу, а страсти ослабеют, ибо они держатся обычно около господствующей нашей страсти» (свт. Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.47).

4. Великий четверг.

В нынешний день вспоминаются четыре события: 1).Христос на вечери встал, препоясался полотенцем, умыл ноги ученикам своим, и отер их полотенцем. “Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его” (Иоан.13:3-17).
2).На Тайной Вечери Христос совершил Таинство тела и крови Христовых. “Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего” (Матф.26:20-30).
3).Гефсиманская молитва Христа. “И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Лук.22:39-46).
4).Предательство Иуды. “Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” (Матф.26:45-52). – Этим «Христос хотел успокоить учеников, угрозой наказания тем, которые начинают нападение: “ибо все”, сказал Он, “взявшие меч, мечом погибнут”»(свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:51-54), то есть, те, которые берут мечь с целью нападения на других (а не с целью защиты), от меча и погибнут.

Святоотеческие поучения на Великий четверг.

О причащении: «Причащающийся святым тайнам должен знать, что, принимая их, он «ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29), как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым…
Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если бы мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: «От того», ради недовольно достойного причащения святым тайнам, «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30), т.е. значительное число умирает.
Иное значение имеет недостойное причащение святых тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку (св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры»). Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека (св.Иоанн Златоуст, Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна; Точное изложение Православной веры), осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по щекам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. «Посему, кто будет есть, сказал великий Павел, хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27)... «Да испытывает же себя человек» (1Кор.11:28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым тайнам, — и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтобы не навершить и чтобы не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над святыми тайнами Христовыми, надруганием над Христом» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.21).

«Немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются… Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, которые не таковы… Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, словом ни один нечистый» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:26-28).

«Не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, кровь завета не почитают за святыню, и ругаются над благодатию Духа (Евр. 10:29). Приступающий во грехах хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется; а приступающий недостойно предается вечному мучению… Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:26-28).

О духовном Причащении Господа:
«Подобает всевозможную заботу обратить на то, чтобы не лишиться как-нибудь Господа, сокровенно в вас пребывающего и действующего. Спросите: «Как сие сотворить?» Отвечу: не думайте, чтоб для сего вам надлежало поднять такой труд, как бы горы преставлять. Нет. Средство к сему очень немногосложно и просто. Вот что надобно.
Первое. Хранить совесть свою чистою в отношении к Богу, ближним, всякой вещи и всякому делу; для сего, что ни делаете, имейте на то свидетельство слова Божия и делайте то со смирением и усердием, без всякого движения своеволия и небрежения.
Второе. Ни в словах, ни в делах, ни в чем, мало ли то или велико, ничего не допускайте, что могло бы не относиться к славе Божией и какой-либо наносить ущерб делу спасения вашего.
Третье. Хоть бы вы обладали целым миром, так себя имейте в сердце, как имеют странники – пришельцы на земле, «не имеющие здесь постоянного града, но ищущие будущего» (Ср.Евр.13,14). Вот и все!..
В этих трех – всё, как сами увидите, когда станете действовать по ним. Настройтесь так и поревнуйте всегда действовать по сему настроению. И Господь не только неотлучно пребудет в вас, но часто будет давать и ощущать Себя. Сие ощущение особенно будет исполнять сердце ваше всякий раз, как для соблюдения прописанного порядка вы должны будете сделать какое-либо самопринуждение и самопожертвование; и вы сделаете то без сожаления, с полною и усердною покорностию воле Божией. Сим утешает и укрепляет Господь Своих, давая им осязательно знать, что труд их нетщетен и путь незаблуден. И чем больше у кого ревности и труда, тем больше бывает у него утешений, или осязательных вкушений Господа – этих духовных Причащений Его. Тут то же происходит, как в мире, когда покажется солнце и спрячется в облаках, снова покажется, снова спрячется; а то разгонит все облака и одно царственно шествует на всей тверди небесной.
Желает ли кто поспешнее взойти в состояние постоянного ощущения или вкушения Господа, употреби труд, намеренно обращаемый к обучению духовных наших чувств…
Обучение духовных чувств завершает дело труда в восхождении к непрестанному ощущению общения Господня. Через обучение их падает преграда, разделяющая нас с Ним. Как когда глаза открыты и есть свет, мы естественно видим сей свет; когда есть благоухание и обоняние нерасстроеное, мы обоняем благоухание, так, когда духовные чувства наши будут обучены и очищены, мы будем в состоянии принимать посредством их Господа в соответственных им действиях Его на нас, или будем находиться в состоянии вкушения Его, иначе, в состоянии постоянного Причащения» (свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.48).

«Сила Причащения есть вкушение Господа. Быть в состоянии Причащения – значит постоянно вкушать Господа, или духовными чувствами ощущать Его в нас пребывание и силу…
Как хочешь, но устройся так, чтобы ты всегда был, как будто только что причастился. Ибо это только и будет значить, что ты в Господе и Господь в тебе или что ты живешь христианскою жизнию
» (свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.50).

«Внутренне, если вы всегда с Господом, с благоговеинством и теплотою, то нечего думать об обычных молитвенных порядках. Тут все. Господь говорит: дай Мне сердце. Когда оно отдано, что еще давать?! Когда причащаться не можете делом, духом причащайтесь, что может быть каждое мгновение» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 6, п.1012).

Моление о чаше

«Иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Никто не бывает злым по необходимости» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Сатана не вдруг входит, и не в одно время, но сначала делает многие покушения; что и здесь случилось. Сначала он испытывал Иуду, и приступал к нему мало-помалу; когда же увидел в нем готовность к принятию его, тогда весь вселился в него и совершенно овладел им» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Ныне же особенно достойно горьких слез то, что по причине существования многих злых злые дела не почитаются постыдными. Дьявол, между прочими бедствиями, произвел и то, что не попускает ощущать зло, но множеством злых прикрывает гнусность зла» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Недостаточно бывает собственного старания человека, если он не получит высшей помощи; и наоборот, что мы не получим никакой пользы от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Богу не угодно, чтобы мы были нерадивы, а потому Он не все сам совершает; равно не угодно Ему и то, чтобы мы были самонадеянны, вследствие чего не все нам дал, но, из того и другого, отнявши вредное, оставил нам полезное» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

5. Великая пятница.

В нынешний день вспоминается: 1). Суд над Христом. “Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.”(Мф.26:1-30).
2). Распятие Христа. “И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Матф.27:31-54).
3). Погребение Христа. “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать” (Матф.27:57-66).

Святоотеческие поучения на Великую пятницу.

«Господь наш Иисус Христос, Царь неба и земли, пришедши для спасения рода человеческого с неоспоримыми доказательствами Своего Божества, с беспредельною власти над всею видимою и невидимою тварью, не только не был принят человеками с подобающею Ему славою и честно, но и встречен ненавистью, подозрением, замыслами убийственными; во все время земного странствования был преследуем клеветою, злословием, придирчивостью, лукавством; наконец схвачен, как преступник, во время ночной молитвы Своей, связан, влачим с насилием, представлен на суд, решившийся прежде суда на убийство, подвергнут насмеянию, заушениям, заплеваниям, разнообразным терзаниям и пыткам, смерти на кресте, смерти бесчестной — уголовных преступников. Стоит безмолвно и неподвижно кроткий агнец пред стригущим его: так стоял Господь пред безбожными судьями Своими и бесчеловечными убийцами, Божественным молчанием отвечая на дерзкие вопросы, клеветы и поругания. Самоосуждение и самоукорение были не свойственны Ему, непричастному грехов: молчанием Он прикрыл Свою Божественную правду, чтоб мы, самоосуждением и самоукорением отрицаясь от нашей поддельной, мнимой правды, могли соделываться причастниками Его правды всесвятой и воесовершенной. Ни правда падшего естества, ни правда Закона Моисеева не могли ввести нас в утраченное вечное блаженство: вводит в него правда Евангелия и креста. Нет совершенного между человеками по добродетелям человеческим: к совершенству христианскому приводит крест Христов, и печатлеет это совершенство, даруемое Духом Святым. Смирение возвело Господа на крест и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, недостижимое для плотских умов, как было непонятным молчание Иисуса для Ирода, понтийского Пилата и иудейских архиереев. — Будем молить Господа, чтоб Он открыл нам таинство и даровал любовь креста Своего, чтоб сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: Претерпевый до конца, той спасется (Мф.24:13)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.30).

«Что возбудило так весь народ? Что преклонило всех восстать на Христа? Конечно, ни что иное, как лицемерие священников и фарисеев. Фарисеи, сребролюбивые и гордые, не вменяли себе за грех поедать без остатка дома вдов и сирот; они не считали грехом искать себе везде первенства и почтения от людей. Но и сребролюбие, и честолюбие было у них скрытное, и народ этого не видел. С другой стороны, молитву они творили на городских площадях, на виду у всех, носили особые длинные одежды и широкие хранилища с изображением заповедей Божиих. Это все было явное, и народ это видел. Фарисеи главные заповеди закона ставили ни во что: хотелось ли иметь кому лжесвидетеля, им был фарисей; хотел лихоимца, он мог найти такого среди фарисеев. Они приносили десятину укропа и тмина; великие и действительные беззакония их были сокрыты, а малые и ложные добродетели явны. Вот почему народ почитал их за святых. Священники, также слепые в невежестве, были отравлены завистью. Это было тайно, простой народ этого не знал и видел в них ревнителей закона. Иуда поверг им сребреники; они к ним не прикоснулись, потому что цена им была кровь – «непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови». Не пошли они в преторию (судилище, где Пилат присутствовал), чтобы им в ней не оскверниться, потому что был тогда праздник – «и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться» (Ин. 18, 28). Такая ревность к закону была явная, и народ, видевший это, почитал их за святых. За святых он почитал людей сребролюбивых, гордых, невежественных, завистливых, людей, которые задумали совершить самое беззаконное, несправедливейшее убийство, какого еще не бывало на земле, а именно: распять Сына Божия. Народ был увлечен только лицемерием. Он рассуждал так: наши фарисеи, наши священники – люди святые; и, следовательно, если они говорят, что Иисус Христос есть льстец и злодей, то говорят это они не без основания; если они хотят Его умертвить, это значит, Он достоин смерти. «Повинен смерти». О, лицемерие фарисеев и священников! Как легко прельстить простой народ, который видел некоторые малые лицемерные добродетели, но не видел великих и действительных пороков!» (свт.Илия Минятий, «Проповеди», Период 2, “Слово в Великую пятницу. О спасительной страсти”).

«Разбойник, достойный распятия, освобождается; а Сын Божий, достойный поклонения, на кресте умирает. Такие-то происшествия всегда бывают, когда люди судят, помышляя только о своих корыстях» (свт.Илия Минятий, «Проповеди», Период 2, “Слово в Великую пятницу. О спасительной страсти”).

«Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией: то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу (св.Петра Дамаскина, книга 1). Устрашимся этого бедствия! Размышляя о какой бы то ни было скорби нашей, не будем замедлять в размышлении, чтобы оно неприметным образом не отвлекло нас от смиренномудрия в явное или прикрытое самооправдание, в состояние, противное промышлению о нас Божию. Не доверяя немощи нашей, прибегнем скорее к верному оружию самоукорения! На двух крестах, близ Спасителя, были распяты два разбойника. Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, не смотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий. Со всею справедливостью эти два разбойника служат образом всего человечества (преп.Исаия Отшельник, Слово 8, гл.2): каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собою спасение, дарованное Богом. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. Ропщущий, жалующийся, негодующий на свои скорби окончательно отвергает свое спасение: не познав и не исповедав Спасителя, он низвергается во ад, в вечные и бесплодные муки, как вполне отчуждившийся, отвергшийся Бога. Напротив того открывающий посредством самоукорения свою греховность, признающий себя достойным временных и вечных казней, входит мало-помалу самоукорением в деятельное и живое познание Искупителя, которое есть жизнь вечная» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.30).

«Все мы грешники пред Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться пред Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни принимает наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: «Достойное по делам моим принимаю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.72).

«Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он принимает от нас. «Кто любит Меня, сказал Он, тот соблюдет слово Мое; нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:23-24)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.22).

“И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, – так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного – предать погребению тело Осужденного. “Пилат удивился, что Он уже умер” ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: “давно ли умер?”. То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был “знаменитый”, то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведывать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа” (блаж. Феофилакт, Толкование на Мр.15).

6. Великая суббота.

Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет. Ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и дать Себя в пищу верным.
Пред Ним идут же лики ангельские, со всяким началом и властию, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, лица закрывающие и вопиюще песнь: Аллилуия.

Нынешний день, суббота перед Пасхой, считается днем покоя, – печали, соединенной с надеждой и утешением. Печаль – от погребения умершего Христа; Надежда с утешением, застывшая в ожидания чуда Христова воскрешения.
Накануне было погребение Христа и ко гробу Господнему никто из учеников не ходил, так как эта суббота была пасхальная, днем покоя. А возле гроба Господня находилась только одна стража.
По учению Церкви пока тело Христово находилось в гробнице, Его душа сошла во ад, чтобы спасти всех ветхозаветных праведников. И Христос вывел из ада в Рай всех праведников, начиная от Адама с Евой, всех положивших начало покаянию своему, а из язычников всех удовлетворивших свою совесть. Ибо до пришествия Христа все души сходили во ад, так как после грехопадения Адама врата Рая были затворены: “И изгнал Господь Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни” (Быт.3:24). И только Господь наш Иисус Христос, принеся Себя в жертву за грехи всего мира, открыл эти врата Рая, совершивши искупление и спасение всего человечества, Своею крестною смертью.
И через смерть Христову на все человечество был излит дар спасительной, искупительной Божественной благодати, которую каждый может усвоить себе через истинное покаяние и исполнение заповедей Христовых. Этот дар Благодати подается в крещении и покаянии тем, кто принимает крещение или приносит истинное покаяние с целью жизни по заповедям Христовым, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни. И таким образом Божественная спасительная, искупительная благодать освящает чувства человека, соделывая его членом Церкви, мистического Тела Христова.

Святоотеческие поучения на Великую субботу.

“Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в Раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, вездесущий и непостижимый” (Тропарь). То есть во Христе два естества, Божественное и человеческое. И по Своему Божественному естеству, будучи Богом, Он одновременно был и есть везде, – во гробе с плотью Христа, во аде с душою Христа (когда Он сходил во ад), в Раю с разбойником, и как лицо Святой Троицы с Отцом и Святым Духом. – Господь Бог всегда был и есть везде.

«Если христианство твое не обратилось в твою жизнь, если вера твоя состоит в словах, поклонениях или преходящих чувствах: то, да будет известно тебе, ты не многим отличаешься от иудея и эллина (язычника). Какая польза, что у тебя в руках драгоценное сокровище, когда ты не употребляешь его и остаешься нищим по-прежнему? Что перед очами твоими отличное врачевство от всех недугов, когда ты не принимаешь его, и по тому самому продолжаешь страдать смертельно? Христос спасает всех нас, но не тогда, как остается только в Евангелии, или на Плащанице, или на небе; а когда входит в наше сердце, соединяется с нашим духом и делается началом всей нашей жизни и всех действий» (свт. Иннокентий Херсонский. «Страстная седмица», Слово в Великую Субботу).

Песнопения, молитвы в Неделю Страданий Христовых (в Страстную седмицу)

  • Скайп-беседа 95
    Ради чего вспоминаются страдания Христовы, на страстной седмице, и празднуются церковные праздники. О соблюдении традиций, внешней формы и молитвенном правиле. О молитве, ее воспитании и связи с правильно-проходимой внутренней жизнью. (30 мин.) О любви к Богу, на примере женщин-мироносиц, и соблюдении заповедей Божиих. О томлении духа в борьбе со страстями и сыновней любви к Богу. Почему нет спасительного чувства в ощущении. (50 мин.) О пасхальных символах и смысле празднования Пасхи. Ради чего Христос воскрес. Пасха – переход от смерти к жизни, от страсти к добродетели. (73мин.) О фильме Страсти Христовы и подобных фильмах. О несении креста.

Скайп-беседа 95

 

Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *