Свт. Иоанн Златоуст. Том 2, книга 1

1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Чудесная красота и разнообразие св. Писания. – Даже наималейшие изречения в нем драгоценны. – Объяснение текста: “Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5:23). – Добродетели Тимофея. – Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. – Позволение употреблять немного вина. – В бедствиях святых более обнаруживается могущество Бога. – Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям? Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? – Наши отношения ограничены пределами настоящей жизни. – Увещание к богохульникам об исправлении. 

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. – Бедственное состояние жителей города. – Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. – Против богохульников. – В чем состоит истинное богатство. – Похвала и награда гостеприимству. – Плоды милостыни. – Непрочность богатства. – Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. – Об истине св. евхаристии. 

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. – В чем состоит истинный пост. – Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. – Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. – Описание настоящего бедствия. – Частые землетрясения в Антиохии. – Нравственное увещание. 

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. – Пример праведного Иова и трех отроков. – О воздержании от клятв. – Плоды скорбей. – Бедствие, как причина перемены к лучшему. – Поклонение персов огню как Богу. – Нравственное увещание. 

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова – основа его славы. – Бедствия настоящей жизни – ничто. – Единственное истинное бедствие есть грех. – Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. – Чистая совесть не страшится смерти. – Покаяние утишает гнев Божий. – Покаяние ниневитян. – Нужно воздерживаться от клятвы. 

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. – Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. – Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. – Милость императора по случаю праздника Пасхи. – Не должно бояться смерти; должно бояться греха. – Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. – Увещание не клясться. 

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. – На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. – Адам, где ты? – В них заключается много утешения. – Нужно отстать от привычки клясться. 

8 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. – Преимущества, какие оно доставляет людям. – На слова: Бог ходил вечером по раю. – Страх Адама; страх грешника вообще. – Увещание к добродетели. – Должно воздерживаться от клятвы. 

9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. – Поздравление им с их преуспеянием в добре. – Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. – Почему св. Писание явилось так поздно? – Красота творения. – Звезды. – Ночь и день. – Порядок времен, земля и стихии, солнце – все это поведует всемогущество и премудрость Творца. – Должно воздерживаться от клятвы.

10. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. – Чудеса творения. – Представляемое ими изумительное разнообразие. – Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. – Должно воздерживаться от клятвы. 

11. БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. – Чудеса творения. – Тело человеческое. – Глаза. – Уши. – Мозг. – Сердце. – Превосходство человека над животными. – Польза, какую человек получает от разных видов животных. – Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи. 

12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. – О том, что Бог проявляется в творении. – Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. – Тщательно должно избегать клятвы. 

13. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. – Возвращение к прежнему предмету. – Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. – Дурная привычка антиохийцев – клясться при общественных и частных делах. – Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. – Увещание к исправлению. 

14. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. – Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. – Продолжение прежнего предмета о клятвах. – Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. – Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. – Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. – Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. – В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство. 

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. – Он больше приносит пользы, чем веселость. – Толкование на текст из книги Иисуса Сираха 9:18. – Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. – Клясться хуже чем убивать. – Увещание о том, чтобы верные избегали клятв. 

16. БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город воинов и успокоение их правителем. – Обличение этой слабости, недостойной христиан. – Продолжение беседы о клятве. – Узы ап. Павла и их поучительность. – Христианин, подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни. По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться. 

17. БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города. – Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ. – Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних добродетелях его жителей. – Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения, которые хотели распространить иудеи. – Такие преимущества неотъемлимы у нее. – Увещание к поддержанию благочестия и религиозности. 

18. БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Порицание тех, которые чрезмерно радовались тому, что прошла половина великого поста. – Нужно радоваться степени достигнутой за это время духовного преуспеяния. – Объяснение слов ап. Павла: “Радуйтесь всегда”. Доказательства того, что ни богатства, ни почести, ни здоровье, ни все земные блага не могут дать чистой и истинной радости. – Такая радость принадлежит только христианину, пребывающему верным закону Господню. – Скорбь апостола и превосходство этой скорби над всеми удовольствиями мира сего, потому что она находит себе неиссякаемое утешение в надежде на жизнь вечную. – Обличение жителям Антиохии за то, что они стали уже предаваться играм и удовольствиям, хотя начальники их еще находились в темнице. 

19. БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. – Похвала их вере и простоте. – Превосходство их неведения над всеми познаниями древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. – Печальные последствия этой дурной привычки. – Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. – Необходимость усилий в деле исправления. – Выражение надежды, что Антиохия совершенно избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества. 

20. БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. – Прежде и более всего необходима добродетель. – Увещание забывать обиды. – Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. – Не должно клясться. – О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки. 

21. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном императором городу Антиохии. – Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем. 

Слова огласительные.

22. СЛОВО ПЕРВОЕ. К готовящимся к крещению. – Похвала усердию и благоговению сподобившихся крещения. – Различные наименования крещения – баня, возрождение, просвещение и другие. – Отличие крещения от омовений ветхого завета. – Крещение в отличие от них омывает душу, а не тело. – Крещение очищает нас от грехов. – О покаянии после крещения. – Увещание к удалению от грехов, особенно грехов языка, клятвы и клятвопреступления. 

23. СЛОВО ВТОРОЕ. Преимущества, даваемые св. крещением. Крещенный называется верным, потому что он верует в Бога и Бог дает ему чистоту и святость души, усыновление и царство небесное. – Обязанности, налагаемые крещением. – Смысл слов: “отрекаюсь от сатаны”. Нужно отрекаться не только от сатаны, но и от всех его обольщений, как театр, цирк, суеверное наблюдение дней, чары и тому подобные мерзости, которых должен избегать человек, воспринявший учение Иисуса Христа. 

Беседы о бессилии дьявола.

24. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Похвала усердию слушателей даже к продолжительным беседам. – О божественном промышлении. – Не Бог лишает нас своих даров, а мы сами теряем их. – Мы получили лучший из даров – вечное блаженство. – Бог всегда печется о нашем благе. – Пример этого – смешение языков, которое также послужило ко благу людей. – О нравственном и физическом зле, различие между ними: последнее служит лекарством для первого. – Что сделали бы дьяволы, если бы мир был предоставлен им. – Почему из двух злых людей один наказывается, а другой нет? Увещание о том, что не должно обвинять Промысл Божий. 

25. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Приветствие епископу Флавиану, присутствовавшему при беседе. – Возвращение к прежнему предмету. – Почему не был уничтожен дьявол? – Уничтожение дьявола уменьшило бы заслугу христиан. – Злоба происходит не от природы, а от злого употребления, какое человек делает из своей свободы. – Между тем как все служит в пользу человеку благонамеренному, все вредит тому, кто не хочет добра. – Последний злоупотребляет всем – творением, своим телом, крестом, апостольской проповедью. – Сам Иисус Христос, будучи светом миру, ослепляет немощные души. – Нужно постоянно бодрствовать над собою – в молодости ли, в старости ли. – Различные способы покаяния. 

26. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Два класса людей: одни слушали беседу о лукавстве дьявола, а другие в это же время находились в театре, чтобы услаждаться соблазнами дьявола. – От чего происходит это различие? – От воли тех и других, потому что только воля делает нас или добродетельными или порочными. – Если будем иметь добрую волю, то даже дьявол вместо того, чтобы вредить, будет служить нам. – Вот почему Бог не уничтожил дьявола и почему Он допускает совместно жить и добрым и злым. – Следовательно только воля наша делает нас виновными, и эта истина доказывается притчей о десяти девах, покаянием ниневитян, падением Адама и торжеством Иова. Заключительное увещание. 

Беседы о покаянии.

27. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Любовь проповедника к своим слушателям. – Отчаяние и небрежение одинаково опасны. – От этих двух недостатков погибли сатана и Иуда. Смиренное упование спасло ап. Павла, мытаря, ниневитян. – В коринфском блуднике ап. Павел более опасается отчаяния, чем самого греха. – Дальнейшее развитие этой мысли и подтверждение ее историй блудного сына. 

28. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Не должно отчаяваться грешнику. – Если Каин не получил прощения, то это за отчаяние. – Если Давид получил прощение, то это за свое упование и за исполнение того, что сказал ему пророк. – Исповедать свой грех – первый путь покаяния. – Пример Ахава в деле Навуфеева виноградника. – Иона и ниневитяне. – Третий путь покаяния – смирение. – Пример фарисея и мытаря. – Смирение ап. Павла. – Увещание к слушателям. 

29. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Обзор предыдущей беседы о трех путях покаяния. – Путь четвертый – милостыня. – Объяснение притчи о десяти девах. – Без масла человеколюбия девство не может открыть неба. – Сила милостыни. – Она будет защитой делателей ее в день судный. – Продолжение притчи о десяти девах. – Трудность девства, неизвестного древним. – Обобщение и заключение. 

30. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Утешительность покаяния. – Пример других как ободрение нам в деле покаяния. – Легкость делания добродетели в бедствии и трудность его в благоденствии. – Святые не унывают в несчастии, не надмеваются в счастии. – Христиане должны искать себе убежища не у людей, а в недрах Божиих. – Если Бог попускает нам часто страдать, то это для того, чтобы побудить нас прибегать к Нему. 

31. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Пост собирает нас в доме Божием и приводит нас в объятия нашей матери Церкви. – Он отгоняет демонов, поддерживает добродетель отшельников, приводит Моисея и Илию в присутствие Божие. – Пренебрежением к посту навлекается смертный приговор, чрез соблюдение его отменяется этот приговор. – Пример ниневитян. – Трехдневный пост спас их. – Покаяние очищает грехи в продолжительное время. – Пример ап. Петра. – Постом Даниил избавился от львов и три отрока от пещи огненной. – Пост полезен даже для здоровья. – Заключение. 

32. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Вступительные замечания по поводу многочисленности собрания. – Пост не приносит пользы тем, которые, воздерживаясь от пищи, не воздерживаются в то же время от греха. – Бесполезно поститься и в то же время посещать зрелища. – Слово против зрелищ. – Пребывание в театре – влечет за собою прелюбодеяние. – Объяснение изречения: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. – Кажущаяся трудность этого изречения. – Бог не требует ничего невозможного. – И ветхий и новый закон происходят от одного и того же Законодателя. – Доказательство этого у пр. Иеремии. – В нагорной проповеди сопоставляются законы ветхого и нового завета, чтобы показать, что они не противоречат между собою, а дополняют друг друга. 

33. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Покаяние, как целебное средство для греха. – Чудесное долготерпение Божие к грешникам, доказываемое тем, что от худого корени могут иногда происходить добрые плоды. – Пример Иова, происшедшего от Исава. – Причина долготерпения к грешникам заключается в надежде на их исправление. – Ко благу всех Бог бывает часто снисходителен к грешнику и строг к праведнику. – Покаяние достигается не продолжительностью времени, а расположением сердца. – Человек медлителен к созиданию, скор к разрушению, – что противно Богу. – Бог семь дней назначил для разрушения Иерихона. – О Рааве, как покаявшейся грешнице и сделавшейся прообразом Церкви. – Грехом порождается скорбь, а скорбью разрушается грех. – Кто дает бедному, тот одолжает этим Бога. 

34. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимает в свои недра коршунов, волков и змей; но в то время, как ковчег выпустил их такими же, как и принял, церковь преобразует их покаянием в голубей, овец, агнцев. – Покаяние принесет пользу и тому, кто всю свою жизнь проводил в грехе. – Милосердие Божие безгранично. – Греховность человека исчезает в милосердии Божием, как искра в море. – Не должно стыдиться прибегать к церкви с покаянием. – Стыдиться нужно только греха. – Дьявол внушает нам дерзость к греху и стыд к покаянию. – Доказательство этой истины в св. Писании. – Объяснение первой главы из книги пророка Исаии. 

35. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. О необходимости добрых дел. – Опровержение возражений о трудности этих дел среди суеты мира сего. – Увещание к посещению церкви и к благоговейному пребыванию в ней во время совершения страшных Таин Христовых. – Напоминание о кончине мира. – Необходимость совершения добрых дел и покаяния на земле, потому что по окончании настоящей жизни закончится возможность для них. 

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых.

36. БЕСЕДА В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. О времени установления праздника Рождества Христова. – Тайна Рождества Христова. – Укрепление верующих против издевательств язычников. – Обличение злоупотребления при св. причащении. – К св. тайнам должно приступать с благоговением и благоприличием. – Величие и святость этого таинства. 

37. БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ ГОСПОДА И О БОГОЯВЛЕНИИ. Увещание народу о посещении церкви. – О двояком явлении Иисуса Христа: о Его явлении волхвам и о будущем последнем пришествии, когда Он явится во славе своей. – Чудесное сохранение крещенской воды от порчи. – Различие между крещением иудейским и христианским, между крещением Иоанна Предтечи и Господа Христа. – Объяснение того, как Христос исполнил всякую правду. – Увещание к народу о том, что к св. причащению должно приступать с благоговением и страхом. 

О предательстве Иуды.

38. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Вопрос о злополучии Иуды и тех, кто гонят праведников. – Несчастны не те, кого гонят, а те, кто гонят, потому что гонения первым открывают двери рая, а последним врата ада. – Посему гонимые должны молиться о гонящих. – Изложение истории предательства Иуды. – Необходимость и всем нам беречься того, чтобы не впасть в грех этого апостола. – Дело Иуды и женщины-грешницы, как доказательство свободы воли. – Тайная вечеря и пасха иудейская. – Установление таинства евхаристии. – Прощение обид, как одно из лучших средств приготовления к св. причащению. 

39. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изложение мысли, что должно оплакивать не тех, кто страдают, а тех, которые причиняют страдания другим. – Почему нужно молиться о врагах своих, а не проклинать их. – Изложение обстоятельств предательства Иуды. – Подробности Тайной Вечери и установления св. Евхаристии. – Сравнение пасхи христианской с пасхой иудейской. – Невозможность совершения последней после рассеяния народа. – Увещание к народу приступать к св. причащению с благопристойностью и благоговением. 

40. О КЛАДБИЩЕ И КРЕСТЕ. О названии кладбища и о кресте Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа. – Причина произнесения беседы вне города. – О том, как Христос победил смерть. – Чем победил дьявол, тем и сам побежден был. – Победа эта без нашего труда. – Почему разодралась завеса в храме? – О том, как должно приступать к св. причащению. – Призывание Св. Духа. 

О кресте и разбойнике.

41. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Прославление св. креста. – Он есть жертвенник, на котором Господь Иисус Христос совершил свою жертву, и открывает нам небо. – Все наше счастье происходит от креста. – Он есть ключ, открывающий нам двери рая. – Первый вошел в эти двери добрый разбойник. – Пример этого разбойника, как поощрение дерзновению веры. – Крест, который явится в последний день несомый ангелами и архангелами. Необходимость молиться за врагов в подражание Христу-Спасителю и в послушание поучений св. ап. Павла, тем более, что и в ветхом завете, где менее изобиловала благодать, Моисей, Давид и Самуил молились за врагов. – Мы должны следовать по их стопам. 

42. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Прославление св. креста. – Вытекающие от него блага. – Почему Иисус Христос, жертва нового завета, был заклан вне стен Иерусалима? – Добрый разбойник. – Изъяснение сказанных им слов на кресте. – Великая награда за славное исповедание веры. – Иисус Христос в последний день явится со Своим крестом. – Увещание верующим прощать своих врагов. – Указание на пример Господа Христа и святых праведников как в ветхом, так и в новом завете. 

43. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ. Истина воскресения мертвых. – Доказательства ее. – Учением о Промысле Божием. – О способе направлять свою жизнь согласно с волей Божией. – Христиане должны сносить страдания, имея в виду вечное блаженство. – Награды, предстоящие добродетельным людям в будущей жизни. – Объяснение нескольких относящихся сюда текстов. – О тленности земных благ. – Обличение заблуждения манихеев и доказательство того, что тело и природа человеческие не суть зло сами по себе. – Пояснение истины воскресения. 

44. ПРОТИВ УПИВАЮЩИХСЯ И О ВОСКРЕСЕНИИ. Истинный пост состоит в воздержании от греха. – Все могут содержать такой пост и этому не может не препятствовать слабость здоровья. – Изображение упившегося человека, который хуже бесноватого. – Объяснение текста: “Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом” (Ефес. 5:18). Есть следовательно упоение духовное. – День воскресения Христова – общая радость на небе и на земле. – Возможность для всех участвовать в этой радости. – Род человеческий умер в Адаме и воскрес в Иисусе Христе. – Развитие этой истины. – Увещание к новокрещенным избегать даже и того, что может казаться безразличным, как смех, нескромные взгляды, – что может повесть и к дальнейшим порокам. 

45. О ВОЗНЕСЕНИИ. Объяснение цели и значения праздника. – Это есть примирение человека с Богом, примирение, посредником которого явился Иисус Христос. – В вознесении природа человеческая поставлена превыше небес. – Чтобы понять это необычайное возвышение нашего естества, необходимо видеть, как она была унижена. – Ангелы страдали вследствие нашего падения и потому возликовали при виде того, как наш Избавитель родился и затем вознесся на небо. – Явление ангелов-утешителей осиротелым апостолам. – Верные, как богатые, так и бедные должны обращать свои взоры к небу в ожидании возвращения Спасителя и своею доброю жизнью удостоиться того, чтобы быть превознесенными с Иисусом Христом, когда Он придет судить живых и мертвых. 

О Пятидесятнице.

46. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Необходимость непрерывного празднества в церкви Христовой. – В ветхом завете было три праздника в году. – Для христиан все дни должны быть посвящены Богу. – Поэтому кто из них является в церковь только по великим праздникам, оказывается неверным своему призванию. – Ап. Павел показывает, в чем должно состоять это непрерывное празднество (1 Кор. 5:8). – Дар Духа Святого есть дар примирения. – Вот почему Он сошел только после того, как прославлен был Иисус Христос, т. е. изгладил наши грехи, препятствовавшие примирению. – Истина примирения и сошествия Св. Духа, доказывается чудесами, которые совершали апостолы. – Ответ на возражение: если чудеса служат доказательством присутствия Св. Духа, то значит Его нет в церкви теперь, так как в ней не совершается чудес. – Если бы Св. Дух не обитал в церкви, то в ней не было бы ни крещения, ни священства и других таинств. – Объяснение того, почему Св. Дух сошел в день Пятидесятницы и в виде огненных языков. – Увещание слушателям о богоугодной жизни. 

47. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Увещание слушателям радоваться по случаю праздника, который есть главизна праздников. – В этот день мы получили исполнение обетования Сына Божия. – Все благодатные дары мы получаем от Духа Святого. – Его Божественность вопреки лжеучению македонян. – Объяснение того, почему Иисус Христос не тотчас послал Св. Духа своим ученикам по вознесении и почему Св. Дух сошел в виде огненных языков. – Необходимо украшать свои души всеми добродетелями, чтобы получить плоды, приносимые Св. Духом. – Увещание к человеколюбию и обличение зависти. – Увещание новокрещенным о том, чтобы сохраняли полученный ими дар благодати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *