Свт. Иоанн Златоуст. Том 2, книга 2

1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Духовная красота св. апостола Павла – Он в необычайной степени соединил в себе все, что есть великого и доброго, не только между людьми, но даже и между ангелами. – Он имел все добродетели Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Моисея, Давида, Илии и Иоанна Крестителя, а также и ангелов.

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Св. апостол Павел осуществлял добродетель во всех ее отношениях и исполнял ее без всяких видов ни на земное возмездие, ни даже на небесное. – Он не избегал страданий, а даже искал их и наслаждался ими; скорбел из-за спасения всех вообще и каждого в отдельности. – На земле он жил, как будто будучи на небе. – Он сподобился самых великих милостей и самых знаменательных даров благодати. – Наконец он есть превосходный образец добродетели, который не недоступен и всем нам.

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Величие человеколюбия св. ап. Павла. – Он любил врагов и тех, кто делал ему зло, желал спасения иудеям, воздвигавшим на него гонения. – Это человеколюбие внушало ему великую нежность как к соотечественникам, так и к иноплеменникам, желание спасения всем людям, побуждало его к щедрой помощи нуждающимся. – Он не только был одушевлен человеколюбием, но был сам воплощенной любовью. – Мы должны подражать великому апостолу в этой главнейшей добродетели.

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Призвание св. ап. Павла к апостольству. – Верность, которую он сохранял бывшему ему призванию свыше. – Причины успешного распространения веры в мире, несмотря на немощность проповедников. – Мужество и успехи ап. Павла в деле проповедания Евангелия.

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Похвала добродетелям св. ап. Павла. – Никакое препятствие не могло ни ослабить, ни остановить их совершения. – Средства, которыми апостол пользовался для достижения своей цели. – Формы, в которых выражалась его ревность о спасении всех людей. – Применительность их к временам и лицам, насколько это было возможно.

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Опровержение некоторых укоров, делаемых св. апостолу Павлу за то, что он в некоторых случаях боялся ударов и смерти; иногда позволял себе произносить проклятия и наносить оскорбления. – Все это не только не унижает великого апостола, а содействует возвышению его славы.

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. При всем величии добродетелей св. апостола Павла, мы все можем достигать их, потому что и он был подобострастный нам человек. – Ревность и уверенность, которые он внушал своим ученикам и которые тем более возрастали, чем сильнее ему препятствовали, заключая его в узы. – Все препятствия и стеснения содействовали только большему успеху его проповеди.

8. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие.
Похвалы св. Мелетию, поселившему в антиохийцах великую любовь к нему, и антиохийцам, сохраняющим эту любовь. – Проявления этой любви при вступлении св. Мелетия на кафедру. – Обстоятельства изгнания святого из Антиохии – пример любви ко врагам. – Изгнание усиливает еще более любовь к святителю, проявления ее при возвращении его. – Путешествие св. Мелетия в Константинополь, кончина на вселенском соборе и принесение мощей его в Антиохию. Утоление преемником скорби о кончине святого и еще большее усиление любви к почившему и памяти о нем. Св. Мелетий – ходатай перед Богом за антиохийцев.

9. Похвальная беседа о святом мучение Лукиане.
Малочисленность слушателей сравнительно с предшествующим праздником; увещание постоянно посещать церковь и разъяснение пользы для души от пребывания в церкви. Мученичество – крещение. Мучение св. Лукиана голодом, тяжесть этого рода муки. Единственный ответ мученика на суде: я – христианин. Значение этого ответа в устах христианина. Увещание презирать роскошь и смело исповедовать Христа.

10. О св. священномученике Вавиле.
Св. Вавила – епископ Антиохии и мученик. Возможность для мученика подвигов и по смерти, удостоверяющая воскресение. Отступничество Юлиана, его усилия истребить христианство; невозможность этого, доказанная событиями. Перенесение мощей святого из предместья, по требованию оракула. Не мертвое тело есть скверна, а злая воля. Страх Юлиана перед мощами мученика. Сожжение капища Аполлона молнией. Похвала усердию антиохийцев и епископа их к мученику.

11. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана.
Предсказание Господа о совершении чудес последователями Его, невозможное в язычестве. Приношение людей в жертву обличает происхождение язычества от демонов. Беспредельная благость Спасителя. Деяния Апостолов свидетельствуют об исполнении предсказания Господа, а истинность их повествования удостоверяется и современным состоянием христианства и язычества, и первоначальным успехом проповеди апостолов. Гнусное убийство римским царем взятого в заложники мира царского сына. Бог не тотчас наказывает грешников, давая время и случай для покаяния. Св. Вавила не допускает этого царя войти в церковь. Правомерность этого подвига сравнительно с угодливостью языческих жрецов и хвастливой, но пустой смелостью иных философов. Необходимость охранять законы Божии и при вероятной безуспешности этого охранения. Развитие греха в душе при невнимании к нему. Заключение св. Вавилы в темницу, скорбь его о погибели нечестивого царя, кончина и завещание положить в гроб и узы в свидетельство того, что поношение за Христа – истинная слава. Возможность для мученика подвигов и по смерти, ибо Бог оставляет на земле мощи святых для возбуждения именно живых к добродетели. Перенесение мощей в Дафну, предместье, бывшее по самому мифу о Дафне обычным местом разгула, прекращает силой мученика этот разгул и принуждает к молчанию бывший здесь оракул Аполлона. Воцарение Юлиана, его языческий образ жизни; его приказ, по требованию оракула, удалить из Дафны гробницу мученика обличает страх перед мучеником и демона и Юлиана. Примеры наказания Богом гонителей. Молния сожигает капище Аполлона в Дафне при таких обстоятельствах, которые делают несомненным, что это было наказание от Бога. Речь Ливания по поводу этого события и разбор ее. Премудрость Божия проявилась в сохранении остатков капища в назидание потомкам, а благость – в том, что удар направлен не на царя прямо, которому даны и другие знамения для обращения его к истине. Неудачная попытка Юлиана восстановить Иерусалиский храм, старание вызвать внутренние раздоры в христианстве, бедствия похода персов и смерть Юлиана. Благость и премудрость Божия проявились в том, что крайние бедствия постигли Юлиана лишь в конце, когда он упорно оставался неисправимым, хотя Бог и предвидел эту неисправимость, и в том, что бесполезные для него самого бедствия эти дают урок всем остальным людям.

12. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине.
Попытки Юлиана истреблять христианство, не воздвигая открытого гонения, которое лишь укрепляет христиан. Выражение свв. мучениками скорби о таком положении христианства, заключение в темницу за это, собрания христиан там, безуспешные попытки соблазнить их наградами к отречению от Христа, тайная казнь их ночью и погребение христианами. Заключительная похвала мученикам.

Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей.

13. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Мужество мучеников – следствие пришествия Христа. Св. Пелагия, для сохранения девства, добровольной смертью спаслась от схвативших ее для представления в суд воинов. Мужество ее в этом, божественная помощь ей, посрамление гонителей, слава мученицы по смерти. Увещание подражать мученице, презревшей ради Христа жизнь, воздержанием от удовольствий жизни. Должно удерживать собратий от беспорядочного провождения времени, а самим полезно, возвращаясь из храма, вспоминать подвиги мученицы.

14. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Посрамление диавола отроковицей, захваченной уже воинами, но смертью спасшейся от поругания. Вера и мужество мученицы разрушили коварство диавола. Увещание к воздержанию от страстей.

15. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу.
Мученические подвиги доступны всем – мужам и женам. Св. Игнатий – и епископ, и апостол, и мученик. Игнатий поставлен в епископа самими апостолами, следовательно – обладал всеми добродетелями, которых требовал от епископа Павел; он управлял церковью в самое трудное время, при гонениях извне и неустроенности еще внутри, – управлял антиохийской, очень большой, церковью, – преемствовал самому ап. Петру. Гонения диавол направляет на предстоятелей, чтобы ослабить церковь, и предает их смерти вдали от их церквей, чтобы и их утомить долгим путем, и церквам не дать хорошего примера; но Бог путешествие Игнатия в Рим обратил в средство научения и укрепления в истине и римлян, и всех попутных церквей. Мученическая смерть – очевидное доказательство воскресения Христа, особенно столь публичная, как смерть св. Игнатия. Торжественное перенесение его мощей в Антиохию еще увеличило пользу для церкви от его путешествия в Рим. Увещание прибегать к гробнице мученика и в счастьи и и в несчастьи, ибо это спасительно для всех и всегда.

16. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой.
Ублажать людей можно только после их смерти, потому что все на земле изменчиво. Мертвые и вообще блаженны более живых; а особенно – умершие за Христа. Св. Евстафий умер во Фракии, церковь ему в Антиохии, все присутствующие – памятники его, ибо в них – его благоухание. Св. Евстафий – мученик, хотя умер своей смертью. Жертвоприношение Исаака – прообраз бескровной жертвы христианской. Деятельность св. Евстафия против ариан и изгнание его. Бог попускает гонение на церковь, чтобы показать силу истины, преуспевающей во время гонений, и немощь ересей и язычества, разрушающихся и в мирное для них время. Св. Евстафий и в изгнании продолжает заботиться о церкви до времени св. Мелетия.

Похвальные слова о св. мученике Романе.

17. СЛОВО ПЕРВОЕ. Общение между мучениками и всеми другими членами церкви в силу любви, соединяющей всех. Сорадование труднее сострадания, оно уничтожает зависть. Любовь выше даже мученичества. Св. Роман соединял любовь с мученичеством; в жестокое гонение он ободряет и укрепляет христиан; диавол отсекает ему язык, чтобы верующие лишились его наставлений, а сам он не подтвердил бы увещаний своих смертью и мучился бы, не имея возмозности подкреплять падающих, но Бог дарует мученику и без языка дар слова, как и всегда Он злоумышления диавола обращает в благодеяния для человека. Это чудо – доказательство возможности воскресения тела, подобно чуду с жезлом Аарона. Увещание к ревности о спасении, потому что Бог несомненно спасет, лишь бы люди исполнили, что с их стороны нужно для этого.

18. СЛОВО ВТОРОЕ. Подобное буре гонение на церковь; мужество св. Романа на различных мучениях; ребенок спрошенный признает истину христианства; св. Роману отрезан язык, но он и без языка продолжает говорить. Это чудо обличает Македония, доказывает возможность дара языков. Картина встречи св. Романом гонителя, молитва его ко Господу и речь к мучителю, не прерываемая и отсечением языка.


Беседы о святых Маккавеях

19. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Мощи святых устрашают демонов. – Благодать дает мужество мученикам. – Сила души матери Маккавеев. – Матери христианские должны подражать ее примеру и наставлять своих детей в добрых правилах. – Стойкость этой святой женщины не дает извинения тем старым или молодым мужчинам, у которых недостает мужества в виду испытаний гонительства.

20. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Мы не можем должным образом восхвалять мучеников. – Но мы должны стараться о том. – Похвала младшему из св. мучеников Маккавеев. Сравнение его с Исааком. – Величие души матери Маккавеев. Увещание христианам подражать ей.

21. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Похвала старцу Елеазару, семи братьям-мученикам и их матери. – Противоположность между неслыханной жертвой этой святой женщины и малодушием некоторых христиан, жалеющих иногда пожертвовать даже немного серебра.
Еще о Маккавеях. Отрывок, извлечение из трактата св. Иоанна Дамаскина “об иконах”.

22. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине.
Дерзновение мучениц – плод смерти Христовой, упразднившей страх смерти. Авраам, страшась смерти, называл в Египте Сарру сестрой, а не женой. Несправедливость упрека, будто бы Авраам при этом жертвовал целомудрием жены ради спасения своей жизни. Иаков и Илия также боялись смерти, а ныне жены презирают ее, потому что тогда смерть была грозным наказанием, ныне же она – переход к лучшей жизни, ко Христу. По умершим ныне не плачут, а поют – символ радости. Св. мученицы во время жестокого гонения покидают родной город, жертвуя всем ради спасения веры, и Бог охраняет их в пути; жизнь их в Едессе, усиление гонения согласно с предсказанием Христа; цель этого предсказания. Муж и отец их является гонителем и схватывает их, но по пути они уходят ночью от воинов и бросаются в реку, принимая истинное крещение. Тяжесть такого подвига, особенно для их матери; не пыток боялась она, но желала охранить дочерей от поруганий, а эти оказали высшую степень послушания матери.

23. Слово о четверодневном Лазаре.
Спаситель воскресил Лазаря перед Своими страданиями для того, чтобы удостоверить неразлучное соединение в Себе Божества с человечеством, предстоящее воскресение Свое и будущее воскресение всех людей. Похвалы мученицам применительно к обстоятельствам их кончины.

24. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне.
Превосходство церковных праздников перед мирскими зрелищами. Души святых – колесница Божия и храм. Равенство города и села в деле религии. Изобилие мучеников в селе возмещает недостаток учителей; мученики и молча учат и убедительнее проповедников они. Их тела оставлены Богом на земле, чтобы люди люди приходя к ним облегчали душу от житейских треволнений. Недостойно причащающиеся распинают Христа. Самоосуждение строгое и плач о грехах избавляют от будущего суда. Поучение церковное – светильник для души; и по выходе из церкви, куда диавол не имеет доступа, надо сохранять этот свет и проводить учение в жизнь, не увлекаясь, в особенности, богатством и роскошью.

25. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно.
Оправдание строгости проповедника в обличении недостойно причащающихся. – Цель проповедника – не удалить от чаши Господней, а привлекать к ней для достойного причащения. – Проповедник не должен скрывать недостатков слушателей, иначе не будет пользы от проповеди. – Не нужно забывать даже грехов уже прощенных. – Памятование о них полезно. – Нужно постоянно каяться в них с сокрушением сердечным.

26. Беседа о мучениках.
Праздновать в честь мучеников надо подражанием их, чистотой совести. Хорошее дело – посещать гробницы мучеников, но надо и после богослужения сохранять благоговение к мученикам. Пьяница не наследует царства Божия и здесь не испытывает настоящего удовольствия. У гробов мучеников можно иметь свое, духовное наслаждение и должно учиться мужеству, борьбе со страстями, а не предаваться чувственным удовольствиям.

27. Похвальное слово о св. мученике Юлиане.
Слава мучеников на земле и несомненность большей еще славы на небе. Награда за земные подвиги отложена Богом для того, чтобы она была вечной и чтобы ожидание ее облегчало и самые подвиги. История св. Юлиана: его происхождение, продолжительность исповедничества и добрые последствия от этого для самого мученика и для других христиан; последние мучения и смерть, уподобившая Юлиана Даниилу во рве львином и Ною в ковчеге. Тела святых оставлены на земле в научение нам. Увещание слушателям воздержаться от участия на другой день в разгульном празднестве в Дафне; превосходство настоящего праздника перед завтрашним и по роду удовольствий, и по результатам. Увещание тем, кто сам не пойдет завтра в Дафну, позаботиться, не боясь ложного стыда, остановить и идущих туда на дороге еще и привести их в храм мученика.

28. Похвала св. мученику Варлааму.
Похвала истинная мученикам – подражание им. Можно и без гонения подражать им – бороться с огнем страстей. Диавол медленностью мучений и необычностью их пытается победить мучеников. На руку св. Варлаама кладут горячие уголья и ладан над жертвенником идола. Уронить ладан на жертвенник при этом не было бы отречением от Христа, но мученик, при помощи Божией, не уронил. Увещание всем всегда сохранять в памяти образ мучеников, как оружие в житейской борьбе с увлечениями чем-либо видимым, и таким образом подражать мученикам.

29. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти.
Посещение пригородного храма – прогулка за город. Вид гробниц напоминает о смерти, непрочности всего земного, необходимости готовиться здесь к вечности. Воспоминание о мучениках смиряет высокое мнение о себе, предохраняет и от отчаяния. Смерть мучеников – доказательство воскресения Христова, обличение бессилия бесов, осуждение их неблагодарности к Творцу. Воспоминание о подвигах мучеников побуждает людей к добродетели. Противопоставление смерти мучениц падению Евы. Обстоятельства кончины св. Дросиды и прославление ее. Увещание не заботиться о месте погребения своего. Иосиф, своим завещанием о перенесении костей, предупреждал обоготворение его египтянами и утверждал в евреях веру в обетования Божии. Увещание не заботиться о роскошном погребении. Богатые похороны грешника, загробная судьба его и дурная слава о нем на земле. Смерть бедняка праведного, его погребение ангелами, прославление Богом и память благодарная о нем на земле.

30. Похвала египетским мученикам.
В богоборном Египте – изобилие мучеников, так что и другие страны он наделяет ими. Мощи святых лучше оружия ограждают город от видимых врагов и Самого Бога разгневавшегося могут преклонить на милость. Тяжесть мучений. Мучители, при всем неистовстве, не только не похитили душевных сокровищ мучеников, но даже умножили их. Диавол умножал мучения, чтобы одолеть подвижников, а Бог попускал это, чтобы более прославить их. Страдания мучеников в рудниках, самые тяжкие по существу дела, легки для них по их душевному настроению. Увещание – взирая на мучеников, не искать в этой жизни наслаждений, но трудами и скорбями снискивать блага вечные.

31. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков.
Перенесение мощей священномученика, призыв участвовать в празднестве. Борьба с еретиками направляется не против людей, но против заблуждения, не губит людей, а лечит их. Кротость Христа перед рабом первосвященника. Обличение Иеровоама пророком – пример долготерпения Божия и урок людям прощать личные обиды. Церковь всех призывает и, если увещания еретикам бесполезны, виной их развращенная воля. Еретики перетолковывают Св. Писание себе только в погибель, не вредя ни Богу своими хулами, ни достоинству Писания. Св. Писание не Отцу только усвояет имя Бог, но и Сыну. Имя Господь не ниже имени Бог.

32. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим.
Мученики равны ангелам; через мученичество смерть стала для человека приобретением и величайшее зло, нанесенное диаволом, премудрость Божия обратила в добро людям. Мученичество – и ликование, и битва, более обычных сражений ужасная, при беззащитности мучеников. Победа в нем безоружных над вооруженными. Мученичество – лествица на небо; тяжесть мучений, несравнимая, однако, с величием награды за них: они и сами награда – общение в страданиях Христа, награждаются еще и в будущем веке. Восхождение мучеников на небеса, к престолу Господа, принимающего их, как друзей. Способы приготовления к мученичеству в мирное время. Подвиги добродетели облегчаются мыслью о награде и сами – награда. Сладость ночной молитвы. Увещание всегда помнить о мучениках и украшать этим душу свою, как жилище Царя Небесного.

33. Беседа после землетрясения.
Любовь проповедника к своей пастве. – Благочестие жителей Антиохии. – Плоды перенесения бедствий. – Насколько верующие сделались лучше под влиянием покаяния, к которому побудило их землетрясение. – Утишение гнева Божия. – Пороки богатых навлекли это наказание, добродетели бедных – спасли город.

34. О предательстве Иуды.
Беседа произнесена в предместье Антиохии Дафны, и по некоторым особенностям слога некоторые исследователи относят ее к dubia. – В ней излагается кратко история предательства Иуды, о чем более подробные беседы смотри выше.

Творения св. Иоанна Златоуста, отнесенные в издании Миня к отделу Dubia, т.е. Возбуждающих сомнение в их принадлежности святителю:

35. В память Васса.
Поучение должно приносить пользу говорящему и слушающим, а мученик в похвалах людей не имеет нужды. Ужас землетрясения и милосердие Божие к людям, даже возбудившим грехами своими гнев Его. Разъяснение от лица Господа слов “кроток есмь и смирен сердцем” через противопоставление смирения смирения Господа воплотившегося высокомерию людей и Его Божественной славы уничиженному Его состоянию, воспринятому добровольно, ради спасения людей, для научения их смирению. Увещание к смирению и напоминание о праведном суде по смерти. Изображение этого суда, притчи о неразумных девах и увещание воспользоваться настоящей жизнью для покаяния.

36. Слово об ап. Петре и пророке Илие.
Почему священники должны противиться главным грехам. – Петру позволяется впасть в грех, чтобы был снисходителен к другим. – Илии Бог попустил впасть в грех, чтобы милосерднее был к другим. – Почему Бог предпочел людям людей, а не ангелов. – Обман языческих жрецов.

37. О блаженном Аврааме.
В церковных делах старость не препятствует. – Почему Авраам не открыл своей жене намерения принесть Исаака в жертву. – Внушается слушателям родительская любовь. – Великие дела Бог предзнаменовал per umbras.

38. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле.
Дни памяти святых должны напоминать нам их деяния. Св. Фекла – дева и мученица. Девство особый вид мученичества, так как требует постоянной борьбы со страстями. Высота девства: оно свободно от бесчисленных забот, неразлучных с брачной жизнью, свободно и от наказания, возвещенного Еве, оно предначинает на земле еще жизнь небесную. Св. Феклу убеждают все вступить в брак, но безуспешно. Опасность, угрожавшая ей на пути к ап. Палу. – Упование на Бога.


О судьбе и провидении шесть слов

39. СЛОВО ПЕРВОЕ. Истинное спокойствие дает только праведно настроенный дух. – Кого нужно считать блаженными.

40. СЛОВО ВТОРОЕ. Богохульство – великое преступление. – Различные виды богохульства. – Судьба или свободная воля руководит жизнью человеческой.

41. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Опровержение мнения, что судьба управляет всеми.

42. СЛОВО ЧЕТЕРТОЕ. О будущем суде.

43. СЛОВО ПЯТОЕ. О судьбе и провидении.

44. СЛОВО ШЕСТОЕ. О судьбе или против прожорливости.

О молитве

45. СЛОВО ПЕРВОЕ. Нужно радоваться, что святые оставили нам писанные образцы молитв. – Необходимость молитвы. – Давид – царь и пророк, вооруженный молитвами.

46. СЛОВО ВТОРОЕ. Кто молится, тот беседует с Богом.

Творения, отнесенные в издании Миня к разряду spuria, т. е. подложных

47. Беседа о пророчестве Захарии и о зачатии Елисаветы.
48. Похвала на зачатие св. Иоанна пророка Предтечи и Крестителя.
49. На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы.
50. Беседа на слова: “Изыде повеление от кесаря Августа”, и на внесение в перепись святой Богородицы.
51. О святом Иоанне Предтече.
52. На праздник св. Богоявления.
53. Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, и о Богородице, и о Симеоне.
54. На святую и великую пятницу.
55. О честном и животворящем кресте и о преступлении первых людей.
56. На тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.


2. Творения, отнесенные в издании Миня к spuria и помещенные в первом томе его.

57. Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости и забавам.
58. Слово о посте и милостыне.
59. Феодора падшего письменный ответ святому отцу нашему и вселенскому учителю Иоанну Златоусту.
60. Седьмое слово о священстве.
61. Слово о том, что ученику надлежит быть кротким.
62. Беседа о том, что должно избегать притворного и неистинного вида.
63. К иудеям, и эллинам и еретикам.
64. Весьма полезное слово о вере, и о законе природы и о Св. Духе.
65. О Святой и Единосущной Троице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *