Верили ли апостолы, что Иисус Христос – Бог?

Просмотров: 115

Иисус Назарянин провел первые тридцать лет своей жизни в относительной неизвестности,  работая неприметным плотником в маленькой деревушке под названием Галилея. Но в последующие три года его проповеди поразили всех слушающих его, эти проповеди в конце концов изменили наш мир. Кроме того, он совершал деяния, недоступные другим людям — успокаивал бури, излечивал болезни, возвращал зрение и даже воскрешал людей из мертвых.

Но самая большая разница между Иисусом Христом и всеми другими религиозными лидерами состоит в том, что он утверждал, что он — Бог, как говорят христиане (см. статью «Утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог?»). Если это заявление Христа — ложь, то тогда нельзя верить проповеди Евангелия: Бог любил нас настолько, что стал человеком, чтобы умереть за наши грехи и дать нам вечную жизнь с Ним. Поэтому, если Иисус Христос — не Бог, то нам солгали.

Некоторые религии учат, что Христос был созданным существом. И такие книги, как «Код да Винчи», стали бестселлерами, утверждая, что ни Христос, ни его ученики не проповедовали, что он — Бог (см. «Усмешка Моны Лизы«).

Эти нападки на божественность Христа поднимают вопрос о том, что произошло почти 2000 лет назад — что заставило христиан утверждать, что основатель христианства, Иисус Христос, является в действительности Богом. В статье «Утверждал ли Иисус Христос, что он — Бог» мы находим доказательства из Нового Завета, которые определенно указывают на факт, что Христос действительно утверждал, что он — Бог. Но были ли свидетели проповедей и чудодейственных поступков Иисуса убеждены в его полном равенстве с Отцом? Или же они думали, что Иисус всего лишь более высокое существо или великий пророк, как, например, Моисей?

Чтобы отделить правду от вымысла, нам нужно вернуться к тому, что говорили ученики Христа в то время, когда Он ходил по земле, и что они записали в свидетельство увиденного и услышанного.

Свидетели

Христос взял себе в ученики самых обыкновенных людей. Он провел с ними три года, проповедую им о себе и объясняя глубокие истины Слова Божьего. В течение этих трех лет Христос совершил много чудес, сделал смелые поступки, живя абсолютно праведной жизнью. Позднее многие из проповедей и поступков Иисуса Христа были записаны его учениками. Описание жизни Христа в Новом Заветесчитают исключительно надежным, превосходящим по достоверности все прочие древние исторические документы (см. Jesus.doc).

Ученые отмечают, что новозаветные писания апостолов носят довольно объективный характер и, поэтому их содержание об Иисусе Христе представляется полностью правдоподобным. Они честно записали то, что видели и слышали. Историк Уилл Дюрант отмечает:

«Эти люди не принадлежали к тому разряду, который принимает решение об изменении мира. В Евангелии очень хорошо представлены разные характеры этих людей со всеми недостатками.»[1]

Когда они впервые встретились с Иисусом Христом, апостолы понятия не имели, кто он такой. Однако услышав его глубокомысленные проповеди и став свидетелями возвращения зрения слепым и воскресения мертвых, они вспомнили о пророчестве, указывающим на то, что Мессия будет самим Богом. (Исаии 9:6; Михея 5:2). Но умирающий на кресте Христос казался им побежденным и бессильным. Если у них и были какие-либо мысли о том, что Иисус Христос — Бог, то они несомненно оставили их при распятии.

Но через три дня после такого ужасного события, тот, который казался беспомощным на кресте, чудесным образом явился живым своим ученикам. И во плоти восстал из мертвых. Они видели его, прикасались к нему, делили с ним трапезу и слушали, как он говорил о своей прославленной верховной власти во Вселенной. Симон, называемый Петром, — один из самых близких к Христу учеников, будучи очевидцем, писал:

«Мы видели это своими глазами: Христа в сиянии света от Бога Отца….То что мы видели и слышали не могло быть ни чем иным, как Божьей славой, Божьим голосом.» (2 Петра 1: 16, 17 Послание )

Но означает ли это, что апостолы, познав Божью славу и услышав Божий глас через Иисуса Христа, считали его за Бога? А. Макнил, исследователь Нового Завета, дает нам следующий ответ:

«…не успела еще Жизнь Иисуса Христа закончится, казалось бы, очевидным провалом и позором, как множество христиан — не единицы, а вся Церковь в массе своей — сразу же стали твердо верить, что Он был Богом».[2]

Итак,  действительно ли апостолы, писания которых вошли в Новый Завет, верили, что Иисус Христос — Бог, или же они считали его созданным существом? Если они считали Христа Богом, то считали ли они его Творцом Вселенной, или чем-то меньшим? Те, кто отрицают божественность Христа, говорят, что апостолы учили, что Христос является наивысшим созданием Бога, и что только Бог Отец является вечным Богом. Поэтому, чтобы прояснить их верования о Христе, мы проанализируем их слова, задав три вопроса:

  1. Поклонялись ли апостолы и первые христиане Иисусу Христу и молились ли они ему как Господу Богу?
  2. Учили ли апостолы, что Иисус Христос — Творец, о котором говорится в Книге Бытия?
  3. Поклонялись ли апостолы Иисусу Христу как Божьему избраннику во Вселенной?

Господь Бог

После вознесения Христа апостолы провозгласили его «Господом Богом», поставив в недоумение и иудеев, и римлян.[3] Они совершили немыслимое и поклонялись Иисусу Христу, и даже молились ему, как будто он был Богом. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! Прими дух мой.» (Деяния 7:59).

Вскоре и другие верующие присоединились к Стефану, который даже перед лицом смерти «не переставал учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деяния 5:42). Апостолы, большинство из которых были мучениками, передали свои знания об Иисусе Христе отцам церкви, которые проповедовали их следующему поколению.

Игнатий, ученик апостола Иоанна, писал о 2-м пришествии Христа: «Ждите того, кто превыше времени, кто вне времени, кто невидим.» В письме к Поликарпу он пишет: «Иисус есть Бог», «Бог во плоти», а в послании к Ефесянам он говорит»….Сам Бог явился в образе человека для возрождения вечной жизни.» (Послание Игнатия к Ефесянам, 4:13)

Климент Римский в 96 г. тоже проповедовал божественность Иисуса Христа: «Нам следует думать об Иисусе Христе как о Боге». (2-е Послание Климента к Коринфянам, 1:1)

Поликарпа, который тоже был учеником Иоанна, Римский проконсул судил за поклонение Иисусу Христу как Господу Богу. В то время как разъяренная толпа жаждала крови, римский судья потребовал от него провозгласить Цезаря Господом. Поликарп решил пойти на костер, но не отвергать Иисуса Христа как Господа своего, заявив при этом:

«Я служил Иисусу Христу восемьдесят шесть лет, и Он не сделал мне ничего плохого. Зачем же я буду богохульствовать Царя моего, который спас меня?»[4]

С ростом Церкви гностики и другие культы стали проповедовать, что Иисус Христос был созданным существом, стоящим ниже Бога Отца. Кульминация наступила в четвертом веке, когда Арий, известный ливийский проповедник, убедил многих лидеров в том, что Иисус не является полностью Богом. Затем в 325 г. на Никейском Соборе лидеры церкви собрались для решения вопроса о том, является ли Иисус Христос Творцом, или всего лишь творением.[5] Эти церковные лидеры подавляющим большинством подтвердили  устоявшееся мнение христиан и учение Нового Завета, что Иисус Христос полностью Бог.[6]

Творец

В Книге Бытия Бог раскрывается как Творец всего существующего, от мельчайшего атома до бескрайнего космоса с миллиардами галактик. Поэтому для иудея было бы ересью считать ангела или какое-либо другое сотворенное существо Творцом. Исаия подтверждает, что Бог (Яхве) есть Творец:

«Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его…Я создал землю и сотворил на ней человека. Мои руки распростерли небеса. И всем миллионам звезд я дал закон…Я, ГОСПОДЬ Всемогущий, так говорю!» (Книга пророка Исаии 45:11, 12, 13)

Итак, рассматривали ли апостолы Иисуса Христа как часть сотворенного мира, или как Творца?

Свидетельство Иоанна

Когда ученики Христа смотрели на звезды, они и подумать не могли, что Творец этих звезд находится прямо перед ними. Но после его воскресения увидели Иисуса Христа по-новому. Еще до того, как он покинул землю, Христос начал приоткрывать им тайну собственной божественности.

Вспоминая слова Господа своего, апостол Иоанн начинает Евангелие, открывая нам, кто такой Иисус Христос:

«В начале было Слово. И слово было у Бога, и Слово было Бог…Всего чрез него начало быть. И без него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.» (Иоанна 1:1,3-4)

Хотя ученые теперь считают, что Вселенная началась из ничего, они не могут ответить, кто был у начала всего. Иоанн открывает нам, что «Слово было уже», и что оно было «у Бога».

Так кто же это или что же это за Слово, которое уже существовало? Далее Иоанн проясняет, о ком он говорит: «и Слово было Бог.»[7]

Как иудей, Иоанн верил в единого Бога. Но Иоанн говорит здесь о двух сущностях — Боге и Слове. Свидетели Иеговы, проповедующие что Иисус был сотворен, ошибочно толкуют этот отрывок, считая, что Слово есть один из богов, а не Бог. Ф.Ф. Брюс, исследователь Нового Завета, пишет, что «толкование этой фразы как «один из богов» совершенно неправильное, поскольку опущение неопределенного артикля довольно распространено в конструкции с именной частью составного сказуемого (в англ. языке)».[8]

Поэтому Иоанн по велению Святого Духа говорит нам:

  1. «Слово» существовало до сотворения
  2. «Слово» есть Творец, который создал все
  3. «Слово» есть Бог

Пока что Иоанн сказал нам, что Слово вечно, Создало все и есть Бог. И только в 14-ом стихе он говорит нам, является ли Слово силой или человеком.

«И Слово стало плотию и обитало с нами. Он был полон благодати и истины. И мы видели славу Eго, славу как единородного от Отца». (Иоанна, 1:14).

Иоанн здесь явно ссылается на Иисуса Христа. Более того, в своем послании он подтверждает это:

«Тот, который был от начала, есть тот, которого мы слышали и видели. Мы видели его собственными глазами и прикасались к нему. Он есть Иисус Христос, Слово жизни» (1-е Иоанна 1:1).

Иоанн говорит нам, что «без Него ничто не начало быть». Если без него ничто не могло существовать, то, следовательно, Иисус Христос не мог быть сотворенным существом. И тогда, по Иоанну, Слово (Иисус) есть Бог.

Свидетельство Павла

В отличие от Иоанна, апостол Павел (ранее Саул) был резким противником и преследователем христиан до тех пор, пока Иисус не явился ему в видении. Спустя несколько лет в послании к Колоссянам апостол Павел открывает им, что он узнал о личности Христа:

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все…все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все на Нем стоит» (К Колоссянам, 1:15, 17).

Апостол Павел открывает несколько важных моментов в этом отрывке:

  1. Иисус Христос есть точный образ Бога
  2. Иисус Христос есть «перворожденный «
  3. Иисус Христос создал все
  4. Иисус Христос есть причина создания
  5. Иисус Христос существовал прежде всего
  6. На Иисусе Христе держится все созданное

Что означает «точный образ Бога»? Брюс отмечает: «Сказать, что Христос это образ Бога — значит сказать, что в Нем идеально отражены сущность и природа Бога, что в Нем невидимое стало видимым». [9] Таким образом, Бог видимый в Христе соответствует собственным словам Иисуса, сказанным им Филиппу: «Тот, кто видел меня, видел и Отца» (Иоанна,14:9).

В 15-ом стихе греческое слово «перворожденный» (prototokos) означает больше «верховный, высший», чем «рожденный после». [10] По Брюсу, апостол Павел ссылается на «существование Христа до сотворения и его космическое участие в сотворении мира и означает не только главенство Иисуса Христа, но и его первенство».[11] Это становится ясным в 16-м стихе, где говорится, что все во Вселенной было создано Иисусом Христом и создано для него.

В 17-м стихе мы видим, что сотворенный мир держится на вечном Иисусе Христе. По апостолу Павлу, каждый атом, каждое звено ДНК и все миллиарды галактик держатся вместе властью Иисуса Христа. Таким образом, Иисус Христос есть начало всего, есть тот, для кого создан весь мир, и тот, кто держит весь мир.

Послание к Евреям

В новозаветном Послании к Евреям[12] также открывается, что Иисус Христос — Творец всего. Во вступлении апостол Павел обращается к Колоссянам:

«Бог многократно и многообразно говорил издревле отцам в пророках. В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей.»(Евреям, 1:1-3)

Также как и Иоанн, апостол Павел, автор Послания к Евреям, открывает, что прежде чем Иисус Христос стал человеком, Бог создал Вселенную чрез него. И в Послании к Евреям также открывается, что Иисус Христос есть тот, кто держит все своей властью.

В 3-м стихе говорится, что Иисус  есть «совершенный образ ипостаси Бога».[13] Греческое слово здесь означает, что «Сын есть свечение, сияние славы Бога».[14] Это заявление о том, что Иисус Христос есть «совершенный образ» бесконечного Бога, подтверждает то, что апостолы верили в то, что Иисус Христос — в полной мере Бог.

Далее автор Послания к Евреям говорит нам, что Иисус Христос не только выше пророков, но и намного выше ангелов.

«Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (К Евреям, 1:4).

Джон Пайпер объясняет, почему Иисус Христос намного превосходит ангелов:

«Ни один из ангелов на небесах никогда не получал такой чести и любви как Сын, получивший всю вечность от Отца своего. Какими бы величественными и прекрасными ни были ангелы, они не могут соперничать с Сыном…Сын Божий — не ангел…даже не высший архангел. Наоборот, Бог говорит: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии!» (К Евреям, 1:6) Сын Божий достоин всякого поклонения воинства небесного, не говоря уже о нашем».[15]

Затем автор Послания к Евреям открывает божественность Христа:

«А о Сыне, Он [Отец] говорит Ему: «Престол Твой Боже, в век века…» (К Евреям, 1:8)

Далее в Послании к Евреям мы узнаем, что Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки веков Тот же» — явное заявление о его вечном Божестве (К Евреям, 13:8). Созданное существо сегодня не такое как вчера, поскольку должно было бы быть время, когда он не существовал. Было бы трудно интерпретировать, что эти отрывки в Послании к Евреям означают что-то другое кроме того факта, что Иисус Христос есть Бог, о котором говорится в Старом Завете, который вместе с Отцом Его и Святым Духом создал Вселенную.

Апостолы, должно быть, ужаснулись, когда узнали, что тот, кто у них на глазах истекал кровью на римском кресте, есть тот Самый, кто создал дерево, из которого был сделан крест, а также тех, кто распял его на нем.

Первостепенный

Римляне обвиняли первых христиан в том, что те украли славу у Цезаря, а евреи — в том, что они украли славу у Бога (Яхве). Некоторые критикуют христиан в том, что они «уделяют слишком много внимания Иисусу Христу». А думали ли так апостолы? Давайте снова посмотрим, что пишет апостол Павел о Христе в Послании к Колоссянам.

«Он — начало, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в нем обитала всякая полнота» (К Колоссянам, 1:19).

Апостол Павел пишет, что Бог радуется, что Иисус — избранник Божий во Вселенной. Но в Старом Завете ясно говорится о том, что Бог никогда не отдаст свою первостепенность сотворенному существу (Второзаконие, 6:4, 5; Пс. 83:18; Книга Притчи 16:4; Исаии 42:11). Пророк Исаия ясно говорит о первостепенности Бога (Яхве).

«Ко Мне обратитесь и будете спасены! Ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное: что предо Мною преклонится всякое колено, мною будет клясться всякий язык». (Исаия 45:22, 23)

Но как и Иисус, и Яхве могут быть одновременно первостепенными? Подсказка может быть найдена в Книге Бытия, где для обозначения Бога Творца употреблена древнееврейская множественная форма (Элохим). И когда Исаия говорит, что Бог один создал все, то древнееврейское слово, обозначающее Бога (Яхве), тоже употреблено во множественном числе. Профессор Норман Гайслер приходит к такому выводу: говоря языком Библии, «оснований для заключения, что фундаментально природа Бога представлена в Писании как множественное единство, более чем предостаточно.»[16]

Апостол Павел характеризует Иисуса Христа теми же словами чести, которыми Исаия характеризует Яхве:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (К Филиппийцам, 2:6 -11)

В этом отрывке говорится, что до того как Иисус Христос стал человеком, он был полноправным Богом. Апостол Павел также говорит, что «каждое колено преклонится и всякий язык исповедует, что Иисус Христос есть Господь».

В течение семисот лет до Христа Бог говорил нам через пророка Исаию, что только Он один есть Бог, Господь и Спаситель:

«Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Исаия, 43:10,11).

В Старом Завете также говорится, что Яхве один создал Вселенную. Что «каждое колено преклонится Ему». Что Он есть «Господь, Царь Израиля». «Спаситель». «Первый и Последний». Пророк Даниила называет Его «Бог древний». Пророк Захария говорит о Боге как «Царе, Господе Воинства небесного, который будет судить на земле».

А в Новом Завете мы слышим, что Иоанн называет Иисуса Христа «Спасителем», «Альфой и Омегой», «Первым и Последним», «Царем Царей» и «Господом Господ». Апостол Павел говорит нам, что «каждое колено преклонится перед Иисусом Христом». Апостолы говорят нам, что только Иисус Христос будет определять нашу вечную судьбу. Иисус Христос есть первостепенный Господь Вселенной.

Пакер выдвигает аргумент, что христианство имеет смысл только в том случае, если Иисус Христос есть целиком Бог:

«Если бы Иисус был не более чем просто замечательным, богобоязненным человеком, то поверить в то, что говорит нам Новый Завет о его жизни и делах, было бы поистине затруднительно.

Но если Иисус Христос был тем же самым, что и вечное Слово, исполнителем воли Отца в сотворении, «чрез которого и веки сотворил» (К Евреям, 1:2), не удивительно, что его пришествие в этот мир было ознаменовано свежими примерами созидательной силы, его жизнью в этом мире и уходом из него. Нет ничего странного в том, что Создатель жизни должен был восстать из мертвых… Воплощение само по себе является непостижимой тайной, но из всего содержания Нового Завета именно это имеет значение».[17]

Вывод

Если Иисус Христос по христианству есть Яхве, то это означает, что Сам Бог сошел на землю, позволил людям оплевать Его, насмеяться над ним и распять на кресте в качестве наивысшей жертвы за наши грехи. Совершенная Божья справедливость может быть удовлетворена только Самим Богом как плата за наши грехи и неправедность. Для этой роли недостаточно ангела или сотворенного «доверенного лица». Такое снисхождение демонстрирует всю безграничность любви Отца и то, насколько высоко он ценит каждого из нас (см. статью «Почему Иисус Христос?«). И именно это проповедовали и пылко защищали апостолы.

В заключительном обращении к старцам Ефесян апостол Павел рекомендует им «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяния, 20:28). Апостол Павел вторит пророку Захарии, когда Бог (Яхве) говорит:

«В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима…и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» (Захария, 12:8, 10)

Захария открывает, что пронзенный на кресте — не кто иной, как Сам Бог. Таким образом, мы видим, что Иисус Христос соединяет Старый Завет с Новым точно так же, как отдельные инструменты гармонично звучат в прекрасной симфонии. Поскольку, если Иисус Христос не Бог, христианство потеряет свой центральный стержень. А если Иисус Христос — Бог, то тогда все основные составляющие христианской доктрины собираются в единое целое». Крифт и Тацелли объясняют:[18]

  1. «Если Христос — божество, то тогда вочеловечение или «воплощение» Бога, является самым важным событием истории человечества. Это кардинальный момент истории. Он все меняет.»
  2. «Если Иисус Христос — Бог, то когда он умер на кресте, райские ворота, закрытые по причине греха, открылись нам впервые со времени создания Рая. Никакое другое событие истории не может быть более важным для каждого человека на земле».
  3. «Если Иисус Христос — Бог, то, поскольку он всемогущий и вездесущий, он может трансформировать вас и вашу жизнь сейчас, как ничто другое и никто другой».
  4. «Если Иисус Христос — божество, то у него есть право распоряжаться нашими жизнями, включая нашу внутреннюю жизнь и мысли».

Апостолы сделали Иисуса Христа Господом своей жизни, писали о нем как о Творце и поклонялись ему как первостепенному богу. Эти прямые свидетели были абсолютно убеждены в том, что Бог спустился на землю в лице Иисуса Христа, который придет вновь как Царь Царей и Господь господ, а также нашим вечным Судьей. В послании к Титу апостол Павел открывает сущность Христа и замысел Бога в отношении наших жизней:

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.»[19] (К Титу,  2:11-13).


Источник: http://y-jesus.org/russian/print/

 

Ссылки:

1. Will Durant, Caesar and Christ, vol 3 of The story of Civilization (New York: simon & schuster, 1972), 563.
2. a. H. McNeile, Introduction to the New Testament (Oxford: Clarendon Press, 1955), 463, 464
3. The title Lord is freely used in both Testaments to refer to God and Jesus. In the Old Testament the Hebrew word for Lord was adonai. In the septuagint and the New Testament the word translated “Lord” is Kurios. both adonai and Kurios were used for God by the Jews.” Josh McDowell & bart Larson, Jesus: a biblical Defense of His Deity (san bernardino: Here’s Life, 1983), 33.
4. Paul L. Maier, Ed, Eusebius, The Church History (Grand Rapids, MI: Kregel, 1999), 149.
5. although most early Christians believed in Jesus’ divinity, the church didn’t clarify what that meant until the Council of Nicaea in 325 a. D., when the Roman emperor Constantine convened church leaders together to deal with arius’s view that Jesus was a created being. However, after an intense debate over the meaning of the apostles’ words about Jesus in the New Testament, all but two of 318 church leaders reaffirmed the majority Christian belief that he is fully God, co-eternal, co-equal and with the Father and Holy spirit (see “Mona Lisa’s smirk”).
6. see “Jesus.doc” to discover the reliability of the New Testament
7. Martin writes, “Contrary to the translations of The Emphatic Diaglott and the New World Translation (of the Jehovah’s Witnesses) the Greek grammatical construction leaves no doubt whatsoever that this is the only possible rendering of the text….Jehovah’s Witnesses in their New World Translation appendix 773-777 attempt to discredit the Greek text on this point, for they realize that if Jesus and Jehovah are “One” in nature their theology cannot stand….” Walter Martin, The Kingdom of the Cults (Minneapolis, Minn: bethany, 1974), 75.
8. F. F. bruce, The Deity of Christ (Manchester, England: Wright’s [sandbach] Ltd., 1964
9. F. F. bruce, «The ‘Christ Hymn’ of Colossians 1:15-20,» bibliotheca sacra (april-June 1984): 101.
10. D. Guthrie & J. a. Motyer, The New bible Commentary: Revised (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1973), 1144.
11. bruce, ‘Hymn’, 101-102.
12. although the author of Hebrews is unknown, some scholars believe it was written by Paul.
13. The amplified bible, Zondervan
14. Kenneth s. Wuest, Word studies in the Greek New Testament, vol. II (Grand Rapids, MI:, Eerdmans, 1986), 41.
15. John Piper, The Pleasures of God (sisters, OR: Multnomah, 2000), 33.
16. Norman Geisler & Peter bocchino, Unshakable Foundations (Minneapolis, MN: bethany House, 2001), 297.
17. J. I. Packer, Knowing God (Downers Grove, IL: Intervarsity Press), 54.
18. Peter Kreeft & Ronald K. Tacelli, Handbook of Christian apologetics (Downers Grove IL: Intervarsity Press, 1994), 152.
19. «The Granville sharpe rule of Greek grammar states that when two nouns are join by kai (and) and the first noun has the article and the second does not, then the two nouns refer to the same thing, Hence, great God and savior’ both refer to Christ Jesus.» (The Moody Handbook of Theology, p. 225).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *