Памятка, для подвизающегося, в борьбе со своими страстями

  • «Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей пользе их» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.31).

  • «Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям. Ибо Он не усмотрел полезным поставить ее выше страстей прежде будущей новой жизни» (преп. Исаак Сирин, сл.58).

  • «Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

  • «Жесткий и тяжеловесный жернов стирает зерна пшеницы в муку, пшеницу соделывает способною к печению из нее хлебов. Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживая это состояние, – заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

  • «Во всемогущей деснице Промысла самый грех, живущий внутри человека, объявший все существо его, объявший все члены души и тела, содействует его преуспеянию, если этот человек — истинный христианин» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).

  • «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтобы в бедствиях своих не обвинять ближнего» (преп.Марк Подвижник, гл.56).

  • «Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.65).

  • «Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 198).

  • «Уразумевший, что нашествие злоключений извне попускается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 65).

  • «Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей, как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением, как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 134).

  • «Кто верует Христу, обетовавшему воздаяние, тот усердно, по мере веры, претерпит всякую обиду» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.44).

  • «Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною –чистоты» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.49).

  •  «Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби; жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.66).

  • «Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).

  • «Многие много поборолись против встречающихся невольно скорбей, но никто не избежал скорби иначе, как при посредстве молитвы и покаяния» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.92).

  • «Посредством искушений приближаемся к смирению. Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» (преп. Исаак Сирин, сл. 34).

  • «Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 1, п.115).

  • «Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы сам дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).

  • «Основание молитвы – глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плачь смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О смирении»).

  • «Без смирения напрасны все наши дела, всякие добродетели и всякое делание» (преп. Исаак Сирин, сл.46).

  • «Смирение приобретается не мыслями смиренными, а охотным подчинением себя смирительным случайностям и отношениям» (свт. Феофан Затворник, «Письма о вере и жизни», п.53).

  • «В том, кто совокупляется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 25, гл. 10). 

  • «Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут» (преп. Иоанн Лествичник, «Лествица», Слово 25, гл.18).

  • «Извольте мерою своего успеха в духовной жизни считать всё более и более углубляющееся чувство своего непотребства и недостоинства пред Богом» (свт. Феофан Затворник, «Письма о вере и жизни», п.53).

  • «Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших» (преп. Иоанн Лествичник, Степень 5, гл. 38).

  • «Без смирения никто не войдет в небесный чертог» (преп. Иоанн Лествичник, «Лествица», Слово 25, гл. 52).

Составитель: о.Серафим Медведев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *