1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. О браке и Таинстве

О браке и Таинстве

Оглавление:
О книге «Брак в православии», о. Иоанна Мейендорф, и других подобных книгах. Мнение и его критерии. О браке и Таинстве
О главном и несущественном в браке


О книге «Брак в православии», о. Иоанна Мейендорф, и других подобных книгах. Мнение и его критерии. О браке и Таинстве

Аноним:  Священник Иоанн Мейендорф «Брак в православии»
Батюшка, в этой статье только освящяется  святоотеческое учение о браке, все ссылки на Евангелие, послания Апостолов и святых отцов по этой теме.

О.Серафим:  Это священник евлогианского раскола Русской Зарубежной Церкви. Активный сторонник экуменического движения, был членом центрального комитета Всемирного совета церквей (ВСЦ), в 1968—1976 — модератором комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» (Faith and Order).

Это не святоотеческое учение, а рассуждения Мейендорфа на данную тему со ссылками на Евангелие и Св.Отцов.

Такие работы, но с другим уклоном есть и у мп-шников и у католиков, — когда приводится свое вИдение той или иной или данной темы, но при этом это все подкрепляется ссылками на Евангелие, Апостолов и Св.Отцов. Естественно, что все это делается для того, чтобы все поверили, что то, что преподносит автор есть Евангельское или святоотеческое учение.

Мне приходилось встречать книги, выпущенные мп-шными авторами, на тему брака, молитвы, исихазма, церкви, таинств и т.п. В этих работах тот или иной автор высказывает свое вИдение данной темы или проблемы, но подкрепляет это все ссылками на Евангелие, Апостолов или Св.Отцов. Он пытается представить свое вИдение той или иной темы как Евангельское или святоотеческое учение. Но на самом деле, в реальности, — это вИдение этого автора, которое может быть совсем не евангельским и не святоотеческим учением. А ссылки на Св.Писание и Св.Отцов являются только лишь благовидными предлогами посредством которых автор пытается прикрыть совсем не библейское и не святоотеческое учение, сам того даже не понимая.

Это ни что иное как одержимость страстью высокоумия и самомнение, которое автор не искоренил в себе, но воспринял это за некие Божественные откровения, вдохновения или духовные исследования.

То есть автор даже не понимает того, что это его личное мнение, которое может совсем не быть библейским или святоотеческим. А он свое мнение уже заранее отождествил с евангельским или святоотеческим.

В этом и заключается прелесть мнения, возникающая от одержимости самомнением, так как автор не видит простой элементарной вещи, что это всего лишь его мнение, а не святоотеческое. Так как он не знает, что в данной ситуации и обстоятельствах сказали бы Христос, Апостолы, тот или иной Св.Отец по данному вопросу.

По любому возникающему спорному вопросу мы всегда высказываем именно только свое мнение. А оно уже может быть в согласии или не в согласии с волей Божией, в данный конкретный момент времени. И если оно в согласии с волей Божией, в данный конкретный момент времени, тогда оно и является библейским, евангельским, святоотеческим.

Но если наше мнение не в согласии с волей Божией, в конкретный момент времени, тогда оно не является евангельским или святоотеческим, какие бы при этом мы не приводили ссылки из Библии, Евангелия или Св.Отцов для подтверждения нашего мнения, по тому или иному вопросу.

Ссылки на Св.Писание и Св.Отцов не являются критерием того, что наше мнение по какому-то вопросу является евангельским или святоотеческим.

Только мнение, выражающее волю Божию по какому-то вопросу, в конкретный момент времени, является критерием того, что оно является евангельским, святоотеческим. А это уже зависит от чистоты душевного ока, свободы от страстей, и в особенности от страстей самомнения и высокоумия.

Постигается и осязается все это только верою.

***

Мейендорф находился не в РПЦЗ, а в евлогианском расколе, который возглавлял митр.Евлогий. И они разорвали общение с РПЦЗ именно из-за отношения к советской власти и Московской Патриархии. Это свое отношение они и называют здоровым, без крайностей, не сектантским. Но это говорят люди, которые находятся в самообольщении. В этом же обольщении находился и Иоанн Мейендорф.

Вот что пишет о Мейендорфе главный сектовед МП Александр Дворкин: «отец Иоанн был не только одним из крупнейших патрологов XX века, учёным с мировым именем. Он был исключительным, редким пастырем, душу свою полагавшим за своих овец. Для меня он был в некотором роде эталоном Православия. Он всегда придерживался, как сам то называл, «срединного золотого пути», то есть никогда не уклонялся ни в размытое экуменическое богословие, ни в сектантство, ни в бездумное охранительство, ни в безудержный либерализм, но всегда призывал к трезвению и рассуждению. Это и были главные черты его напряженной духовной жизни. И при всей его мягкости и деликатности на главном отец Иоанн стоял очень твёрдо и в вопросах принципиальных не уступал никогда. Всегда он был ровным и спокойно-доброжелательным. Раздражённым я видел его лишь несколько раз. И всякий раз его раздражение было вызвано столкновением с ханжеством и лицемерием, которые он действительно не мог выносить».

Что такое средний путь можно видеть из современной деятельности главного сектоведа МП Александра Дворкина. Это же просто душевнобольной человек, шизофренник.

Это все слова за которыми стоят совсем иные понятия, не христианские, а антихристовы. Это ложь, имеющая вид истины, для людей неискушенных.

«Путем подмены понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И сие есть, в сущности, «сатана, являющийся под образом ангела света» (2Кор.11:14). Таким образом, ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения» (свт.Филарет /Дроздов/, митр.Московский, Комментарий к творениям св.Григория Синаита).

О браке, его действительности и законниках есть здесь.

«О таинстве Брака св. Церковь учит, что благодать Божия, благословляющая преемственность поколений во временном существовании рода человеческого и святое соединение мужа и жены для образования семьи, есть таинственный дар, налагающий на приемлющих высокую обязанность взаимной любви и духовную святость, через которое грешное и вещественное облекается в праведность и чистоту. Почему великие учителя Церкви, апостолы признают таинство Брака даже у язычников; ибо, запрещая наложничество, они утверждают брак между язычниками и христианами, говоря, что муж святится женою верною, а жена мужем верным. Это апостольское слово не значит, чтобы неверный спасался своим союзом с верующим, но что освящается брак, ибо святится не человек, но святятся муж и жена. Человек через другого человека не спасается, но святятся муж или жена в отношении самого брака. Итак, не скверен брак даже у идолопоклонников; но они сами не знают про Божию милость, данную им. Святая же Церковь через своих рукоположенных служителей признает и благословляет соединения мужа и жены, благословенное Богом. Поэтому брак не есть обряд, но истинное таинство» (Русский богослов Алексей Хомяков, †1860г).

Смысл венчания – в искоренении страстей и воспитании верных душевных чувств через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, проводимой в браке. Если этого нет, — то и Таинства нет.

О смысле венчания и магическом отношении к нему есть здесь.

Аноним:  А вот святитель Феофан, учитель Церкви. У язычников не может быть таинства брака. Таинства только в Церкви.
«Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОЮЗ, по любви, есть СОЮЗ ДИКИЙ, МРАЧНЫЙ. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественной благодатью. Трудно самому устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся. Благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь… Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству. Сочетанные стали одна плоть, тем больше одна душа. На этом понятии основываются общие их обязанности, именно: крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри взаимною привязанностию и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием, а вне, взаимно, содействием, по коему глаз и рука одного там же, где и другого. Отсюда истекают мир непресекаемый и согласие нерушимое, предотвращающее неудовольствия и скоро устраняющее происшедшие нечаянно; доверие, по коему, несомненно, один во всем может положиться на другого, быть покойным на счет его во всем. Венец же всего верность супружеская, то есть хранение первого условия союза – и душею и телом принадлежать только друг другу» (свт. Феофан Вышенский затворник т.4 стр. 648-649).

О.Серафим:  У Феофана как раз речь о том, что страсти самонадеянности, самости и мешают жизни в браке. А Церковь его освящает не механически, а в зависимости от борьбы со страстями за истинную любовь.

Ибо «мир непресекаемый и согласие нерушимое» может быть только через искоренение своего самолюбия, духа самости, в борьбе со страстями. А без этого брак не будет иметь никакой силы, и Благодать не сможет ни чем помочь. Что сейчас, в наше время, и происходит, — люди венчаются и тут же расходятся. И никакая благодать им помочь не может. Почему? — Потому что они живут по духу самости и самолюбия. А гордым Бог противится и благодать им не подает (Иак.4:6).

«Крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая» — Что это за любовь? Это истинная любовь о которой ап.Павел говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4–8). Об этом есть здесь.

Есть любовь естественная между мужем и женой. И она сама по себе не греховна, так как вложена Богом в человека.

Но страсть самолюбия оскверняет ее. Поэтому в наше время многие люди не могут ужиться друг с другом. И потому расходятся.

А бывает наоборот, — брак может сохраняться только за счет того, что их страсти в чем-то совпадают. К примеру, муж и жена вместе воруют. Или вместе наркоманят. А если одна половина откажется от этого, то брак может распасться. В таком случае лучше разорвать брак, — «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Матф.5:29).

А Церковь эту естественную суупружескую любовь освящает за счет воспитания истинной любви в супругах, в борьбе со своими страстями. Вот об этом и говорит свт.Феофан Затворник. И он совершенно этим не противоречит А.Хомякову.

Аноним: Святитель говорит о браке среди мирских в отношении к Таинству Церкви.

О.Серафим:  В наше время у людей нет должной решимости, хотя они и могут чисто внешне считаться в Церкви. И сегодня он борется со страстями, а завтра нет. В итоге развод. И благодать не может спасти их брак. Потому что человек не хочет отстать от страсти. А она омрачает ум и до него невозможно достучаться. Он стоит на своем.

И среди мирских, мусульман и язычников брак считается браком перед Богом, а не блудом.  Об этом и говорит Хомяков. И такой брак Церковь признает и старается сохранить, если одна половина в вере, а другая — не препятствует этому. А не говорит о том, что это блуд и надо венчаться.

А Феофан говорит только о том, что Церковь освящает брак. Но не механически, а в зависимости от степени борьбы со страстями. Поэтому и нет никакого противоречия.

Свт.Феофан говорит: «СОЮЗ ДИКИЙ, МРАЧНЫЙ». А это и есть как раз то, о чем я и говорю, — жизнь без борьбы со страстями.

То есть, сам брак считается браком перед Богом, но не блудом (об этом и говорит Хомяков). Но так как люди не ведут борьбы со своими страстями, то такой брак омрачается духом самости и самолюбия.

Брак установил кто? — Бог: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:22). И установлено это для всех народов и язычников в том числе. Отсюда и стали люди вступать в брак по всей земле. И этот брак считается браком перед Богом, без разницы где он — у язычников или неверующих. Об этом и говорит Хомяков.

Мусульмане, язычники, живущие в браке, в наше время, — они в блуде или в браке? — Их брак является блудом перед Богом или браком? – Браком. Ибо любой брак между мужем и женой, в том числе и среди язычников, является браком перед Богом. И Церковь признает этот брак и заново его не повторяет. Об этом и говорит Хомяков.

***

Весь византийский период времени рабов церковь не венчала, хотя они и считались находящимися в церкви. Они жили в конкубинате (совместножительство) — это наподобие современного гражданского брака.

И Церковь признавала этот конкубинат у церковных рабов, хотя они были не венчаны.

И никто из Св.Отцов против этого не восставал и не обличал церковных рабов (невенчанных), живущих в конкубинате, как блудников. То есть, Церковь и Св.Отцы признавали этот конкубинат у церковных рабов за брак перед Богом.

«Церковь признавала действительным брак между рабами; но государство предоставляло рабам только contubernium (совместное житие). И с этим приходилось мириться и Церкви и отказывать рабам в венчании. Церковное венчание весьма долго не признавалось обязательным со стороны государства. Лишь в 893г. императором Львом Философом был издан закон об обязательности церковного венчания для всех; впрочем рабы все еще исключались, и только в конце 11-го века разрешено им венчание, так что с этого времени Таинство брака стало обязательным» (проф.В.Болотов, «Лекции по истории древней церкви», т.3, отд.1, гл.5, п.5). И это все в новозаветный период, и это все в христовой Церкви, в которой жили тогда и святые!

Итак, рабы, — крещенные и не крещенные, — жили в конкубинате (совместножительство). И Церковь признавала это за брак.

О главном и несущественном в браке

Аноним: А какие кольца можно считать обручальными? С какого момента? Как все это должно выглядеть, рассудите пожалуйста? Ведь в современной традиции, обычно при венчании, кольца освящают. Но мы не в какие храмы не ходим, тем более, вокруг одни храмы МП. Выскажитесь по этому поводу.

О.Серафим: Это все несущественные вопросы. Это вопросы традиции, которая может меняться в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств. Проще всего — придерживаться текущей традиции, какая вам больше нравится.

Главное при всем этом — это ваше внутреннее намерение вступить в брак, стать мужем и женой, составить одну семью. Вот это ваше внутреннее намерение и является свидетельством вашей совести перед Богом, которое нельзя просто так нарушать и попирать.

И самое главное в дальнейшем — это ваша борьба со страстями в повседневной вашей личной жизни. Чтобы вы учились в ежедневных семейных искушениях — не раздражаться, не обижаться, не злопамятствовать. Чтобы вы учились смиряться друг перед другом, быть милостивыми и снисходительными, прощать и незлобие являть. Снисходить к немощи ближнего и если хочешь помочь ему исправиться, то делать это в духе терпения и любви. Вот это является главным, отчего зависит крепость семьи и семейное счастье. А если этого не будет, то все соблюдения традиций ничего не дадут и сохранить семью не помогут.

Помните о главном, так как без этого нормальная семейная жизнь невозможна.

Оставьте комментарий