1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. Наставление о молитве

Наставление о молитве

«Чувство к Богу и без слов – есть молитва

Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца.

Вопль из сердца, краткий и сильный, вот что важно!
А это можно и походя делать»

(Свт.Феофана Затворник).

о.Серафим: Молитва — это чувство к Богу обращенное; такие как чувство благоговения, страха Божия, чувство своего недостоинства перед Богом, чувство сокрушения, соединенное с чувством упования, надежды на милость Божию, чувство преданности Богу, чувство благодарения Богу и т. п.

Молитвословие, богослужение есть внешняя сторона молитвы – это, само по себе, еще не есть молитва. Все это может быть, а молитвы может и не быть. Фарисеи, законники и первосвященники иудейские имели богослужения, внешние молитвы, но в духе оказались глубоко чуждыми Христа, Бога. Богослужение, молитвенное правило есть только одно из внешних средств для возгревания чувств, к Богу обращаемых.

Поэтому, чтобы наша молитва была действительно молитвой, нужно ее всякий раз доводить до чувства, к Богу обращаемого. Где бы вы ни были: за богослужением или когда сами молитесь дома, то стремитесь не к тому, чтобы вычитать все, а ищите того, чтобы возгреть ваши чувства к Богу. Возгревание чувств обращенных к Богу, – на любом месте, в любом положении, при любом занятии, – это и будет вашей молитвой. Все дело просто: возгрел чувство к Богу, – вот это и будет твое обращение к Богу, молитва.

Внешнюю молитву не везде и не всегда можно творить, но возгревать чувство к Богу, во всяком деле, можно всегда и везде.

Молитва не появится в сердце сама по себе, ее нужно воспитывать; а это – через воспитание молитвенных чувств, очищенных от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни, от страстей. Потому что, настоящею, духовною молитва становится по мере того, насколько чувства наши обретают чистоту, очищаясь от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни, от наших страстей. И чем более чувства будут очищаться, тем более они будут обращены к Богу, и молитва будет становиться духовною и богоугодною.

Молитва, по святым отцам, есть возношение ума и сердца к Богу. Это возношение совершается – по мере разрывания привязанности к душевным и телесным страстям.

Поэтому, когда стоите на молитвенном правиле или за богослужением, то главное имейте ввиду то, чтобы возгреть ваши чувства к Богу. Все молитвословия, правила молитвенные, богослужения для того нам и даются, чтобы мы учились возгревать те или иные чувства к Богу: своего недостоинства перед Богом, благоговения, страха Божия, сокрушения, смирения, благодарения, упования, решимости, преданности и т. п. – вот этого и нужно искать.

Но если кто начнет вменять себе свое молитвенное делание, давать ему самоцен; начнет в этих чувствах искать самоуслаждения, гоняться за ощущением приятности, и ставить это самоцелью, тот сядет на ощущение своей правильности и праведности, и начнет на этом самоутверждаться, – то это неправильно. И если будет ограничиваться только этими чувствами в молитве, а в повседневной жизни не будет искоренять свои греховные навыки, привычки и пороки, т. е. не будет вести борьбу со своими страстями, с проявлениями духа самости и гордыни, – то его чувства будут осквернены примесью первородного греха и будут нечистыми.

То есть у него не будет чистоты чувств. И если кто думает, что он может сразу поиметь чистое чувство к Богу, то это уже – иллюзия, прелесть, самообман. За чистоту чувств надо еще побороться в борьбе со своими страстями, в своей личной жизни, в ежедневных искушениях с ним приключающихся.

Многие, пытаясь обрести молитву, понуждают себя на постоянное памятование Бога, непрестанное произношение слов молитвенных, постоянно подогревают чувства к Богу, но при этом заходят в духовную прелесть, самообольщение и погибают; так как соединяются не с Богом, а с демонами.

Почему? В чем причина?

Потому что возгревание чувств в молитве еще не освобождает человека от духовной прелести и самообольщения. И это по той причине, что все наши чувства осквернены через грехопадение примесью греха, и нуждаются в очищении. То есть к естественным движениям в желаниях и чувствах, а отсюда и в мыслях, примешана зараза первородного греха: дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, телесное или душевное сладострастие. И мы, возгревая наши чувства к Богу, вместе с ними возгреваем и примесь первородного греха, дух самости и гордыни. И таким образом заходим в духовную прелесть и самообольщение.

Это можно сравнить с гнойной раной на теле. Тело естественно человеку, а гной в ране – это уже не естественно. А чтобы рана зажила, нужно естественное оставить, а гной вычистить. Вот так и здесь: чувство естественно человеку по природе, но к нему примешана зараза первородного греха. Поэтому, естественное чувство надо очистить от этой примеси первородного греха, от духа самости и гордыни, от сладострастия. А очистить возможно, только при помощи Божественной благодати, – необходимо, чтобы Она заменила примесь первородного греха и соединилась с нашим естественным чувством. И тогда чувство будет исцеленное, тогда Господь воссядет на наших чувствах как на херувимах, по дару Благодати.

Чтобы чувства очистились от примеси первородного греха, от сладострастия, необходима борьба, – борьба с проявлениями первородного греха, духа самости и гордыни, — борьба со страстями. Поэтому заботьтесь и старайтесь более всего о том, чтобы каждый день проводить внимая себе, следя за движениями своих чувств. При этом, всякое греховное и страстное чувство искореняйте, возгревая добродетельные чувства им противоположные, сокрушаясь о греховных и страстных чувствах и обращаясь к Богу за помощью, повергая свою немощь пред Ним, и только от Него ожидая избавления. – Это и есть молитва, необходимая именно вам.

Истинная и непрелестная молитва воспитывается тогда, когда ты будешь стараться возгревать чувства к Богу, именно в те моменты, – когда тебя борет какая-либо страсть, когда дух самости и гордыни пытается тобою овладеть. А ты, в эти моменты, ищи противоположное добродетельное чувство, напрягайся на то, чтобы поиметь, ощутить его, и в этот момент сокрушайся о страстном чувстве и молись к Богу, взывая к Нему о помощи. Когда восстает в тебе какая-либо страсть, а ты возгреваешь противоположные ей добродетельные чувства, и при этом в сокрушенном духе вопиешь к Богу о помощи, чтобы Он избавил тебя от чувств греховных, страстных и даровал бы тебе добродетельные, – то именно в такие моменты, такая молитва и есть самая богоугодная и спасительная.
И так как в это время молитва направлена против страсти, поэтому она и является наиболее чистой, и есть молитва истинная, настоящая.

Молитва должна восприниматься как наша внутренняя борьба за чистоту нашего сердца, за чистоту наших чувств, как борьба с нашими страстями и похотями, с проявлениями духа самости и гордыни. Поэтому-то мы и должны наиболее обращать внимание на это, и об этом заботиться в течение каждого дня. Чтобы, таким образом, сердце и дух наш очищать от страстей, от примеси духа самости и гордыни, от телесного и душевного сладострастия. – Это главное, в деле воспитания истинной и непрелестной молитвы.

Отсюда, цель и смысл жизни христианской – борьба за чистоту своих чувств, чтобы очищать их от примеси духа самости и гордыни, от телесного и душевного сладострастия, от первородного греха. И вместо греховных, страстных чувств воспитывать чувства добродетельные, при помощи Бога.
Молитва напрямую зависит от правильно-проходимой борьбы с нашими страстями,
за чистоту наших чувств. «Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…»). «Сила молитвы – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…»). И насколько кто приобретает чистоту чувств, дух сокрушенный и смиренный перед Богом, воспитывает истинные добродетели, настолько его молитва и становится богоугодной и спасительной. Если же нет правильной борьбы со страстями, нет воспитания добродетельных чувств, особенно в ежедневных искушениях, то занятия молитвой приведут только к духовной прелести и самообольщению.

И вот вам правило, на всю вашу жизнь: каждый день, во всех искушениях, искать правильный душевный настрой, добродетельные и спасительные чувства, при помощи Божией, — воспитывать в своей душе истинные добродетели.

Если вы воспитываете добродетельные душевные чувства в течение дня, во искушениях с вами приключающихся, то это и есть главное, в воспитании истинной, настоящей молитвы, – это главное, в воспитании сердечной чистоты, чистоты вашего духа и чувств. С каким настроем духа, в каких чувствах вас застанет смерть, с таким настроем души вы перейдете за гроб и останетесь с ним навечно. — Что посеешь, – какие душевные чувства воспитаешь в своей душе, – то и пожнешь, по слову Христа, в вечности.

Оставьте комментарий