1. /
  2. Обряды, внешнее, традиции
  3. /
  4. Об обрядах и обрядоверии

Об обрядах и обрядоверии

Оглавление:
 Об обрядах и обрядоверии.
 Обряд есть проявление природы естества человеческого.

Об обрядах и обрядоверии.

Аноним: Все церемониальные постановления Ветхого завета, упразднены. Все обряды в Новом завете отменены!

О.Серафим: Упразднено то, что потеряло смысл, так как, было тенью и прообразом.

Определенные обряды, в любой деноминации, и даже если вы будете один, все равно были, есть и будут. И это по той причине, что мы имеем грубую физическую плоть. Важно то, — какой люди вкладывают смысл в тот или иной обряд или символ. Все Св.Писание, в том числе и в Новом завете, переполнено символами.

Символ — это какой либо внешний знак, посредством которого выражается то или иное понятие, идея.

Это естественно людям по природе, — выражать свои понятия и идеи через посредство символов или обрядов. И в самом по себе этом явлении нет ничего греховного.

Греховным является только то, когда они неверное понятие и ложную идею выражают через посредство символа или обряда.

***

Не было никакого смысла для Христа заниматься установлением или отменою обрядов. Ибо Христос говорил о главном, существенном, без чего нет спасения душе человека. А обряд – это не существенный вопрос в деле спасения души, второстепенный.

Внешнее выражение своей веры через посредство символов и обрядов естественно людям по природе, потому что они имеют тело, грубую физическую плоть.

Сам Бог даровал человеку тело, грубую физическую плоть. И потому, нет никакого смысла давать людям какие-либо обряды, по той простой причине, что они сами их установят исходя из духа Христова, Божественной благодати, которую они и должны приобретать в сердцах своих, через посредство борьбы со своими греховными навыками, привычками и пороками, со своими страстями.

Для того чтобы у человека или группы людей не было никаких обрядов, для этого надо уничтожить свое тело, грубую физическую плоть. Но нельзя отрицать природу, которую Бог даровал человеку, и то, что ей естественно, исходя из этой природы.

Человеку естественно выражать свои мысли, желания или чувства, через какие-либо внешние движения, действия, и это не является грехом, так как это не противоречит природе естества человеческого.

Так свои чувства и  понятия, по отношению к Богу, человек может выражать через посредство какого-либо внешнего действия, по той причине, что он имеет тело, грубую физическую плоть. И в этом нет ничего греховного, так как это не противно природе естества человеческого, каким его сотворил Бог.

Человек сокрушается о своих грехах перед Богом, оплакивает их, и при этом, ему вполне естественно упасть пред Богом на колени, от переполнения своих чувств. Вот он и получился внешний обряд. И в этом нет ничего греховного.

И так как внешнее выражение своих мыслей и чувств, через посредство тела, естественно человеку по природе, какою ее сотворил Бог, то поэтому, Христос и не давал своей Церкви никаких обрядов. Люди сами все равно создадут их, так как это естественное следствие их телесной природы, данной им от Бога.

Религиозный обряд, – это и есть внешнее выражение мыслей и чувств, верующего человека, через посредство тела, данного ему от Бога. Вот почему и появились те или иные обряды.

Греховным является не само по себе, как таковое, явление обряда, а то, когда этот обряд выражает неверные мысли и понятия, несет в себе ложные идеи, противные воле Божией.

А те обряды, которые заключают в себе правильные мысли и понятия, – не являются греховными.

Поэтому, протестанты, баптисты, харизматы, отвергнув обряды исторического христианства, православия, заменили их просто своими обрядами. И без обрядов они не могут быть, по той простой причине, что они имеют тело, грубую физическую плоть.

И если они выражают свои мысли, понятия и чувства, через посредство телесных внешних каких-либо действий, то это и является их обрядами. Но при этом, они думают, что раз у них нет православных обрядов, то у них нет самих по себе обрядов. Но это является их заблуждением, которое ведет борьбу с тем, что является следствием природы естества человеческого, каким его сотворил Бог.

И упрекая историческое христианство, православие, за то, что оно имеет обряды, они ссылаются на то, что в Новом завете, мол, отменены все обряды. Но при этом, они сами имеют свои обряды, но не считают их обрядами.

В итоге, получается такой абсурд: отрицая обряды исторического христианства, православия, на том основании, что обрядов вообще не должно быть, они просто заменяют их своими обрядами, но народу, при этом внушают, что обрядов у них никаких нет. В итоге, получается такой обман, исходящий из их заблуждения, – всем говорят, что обрядов никаких не должно быть, а сами, при этом, имеют обряды.

Нет никакого смысла бороться с естественными проявлениями природы естества человеческого, ибо от этих проявлений никуда не деться. И как бы человек не отрицал и не отвергал их, они все равно у него будут, по той простой причине, что таким его сотворил Бог.

Аноним: А почему вы тогда веруете в православные обряды?

О.Серафим: А мы не веруем в обряды.

Мы веруем в Бога, сотворившего весь видимый и невидимый мир, во Святую Троицу, в Господа Иисуса Христа.

Обряд – это только лишь средство, через посредство которого выражаем те или иные мысли, понятия. Они все равно какие-то да будут.

А воевать с обрядами, которые не являются греховными сами по себе, — тупо, глупо и бессмысленно.

Если свеча, к примеру, является символом, молитвы, горения духа к Богу, то воевать со свечками, тупо и глупо.

Поэтому, те, кто думают, что грех заключается в свечках, и воюют с ними, — на самом деле являются обрядоверами, но только с другой стороны. Так как, сидят на одном и том же духе с обрядоверами. Их обрядоверие и заключается в страхе перед внешними символами и обрядами, которые сами по себе ничего не значат, а имеют свое значение только от того, какую идею и понятие вкладывают в них.

Борцы с православными историческими обрядами думают, что раз делают православные этот обряд, то это уже само по себе, вне зависимости от того какое понятие в него вкладывается, является греховным. Это и есть суеверно-магическое отношение к внешнему действию, обряду. Ибо таковые боятся самого по себе внешнего действия, обряда, думая, что это внешнее действие, само по себе, уже и есть грех, вне зависимости от того, что вкладывают в него люди, это делающие. То есть, у них неверное понятие о том, что такое есть грех. Ибо чисто внешнее действие обряда, само по себе, они уже считают греховным. И таким образом ведут борьбу с тем, что естественно людям по природе, какою ее сотворил Бог.

Неверным же является только лишь обрядоверие. То есть, когда человек магически относится к самому по себе тому или иному обряду. И думает, что если он сделает вот такой-то обряд, то за это его Бог помилует, или он станет богоугодным, или совершится сверхъестественное действие. Вот это и является неверным. Ибо Бог милует не за исполнение обряда, а за настрой души богоугодный, добродетельный, который приобретается через посредство борьбы со своими греховными навыками, привычками, страстями.

Вот точно так же, обрядоверами являются и те, кто думают, что они не делают вот таких-то православных исторических обрядов, то поэтому они и Богу угодны.

У них с обрядоверами один и тот же настрой духа. – Одни вменяют себе то, что они исполняют вот такие-то обряды. А другие вменяют себе то, что они не исполняют эти обряды. И те и другие находятся в одном и том же духе, в ощущении своей правильности и праведности, в духе самоутверждения. Все различие их только лишь чисто внешнее, а по настрою духа они едины.

***

Мы только и делаем, что постоянно и говорим об обрядоверии, фарисействе и законничестве, которые и являются причиною всеобщего отступления, и начинаются там, где исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. И это абсолютно при любых обрядах.

Но мы не боремся с самими обрядами, которые являются богоприличными. Так как, это глупо и бессмысленно. Ибо и при всех этих обрядах, люди, в прошлом, спасались.

Убери одни обряды, вместо них явятся другие, так как, это естественно людям, по природе. И при этих новых обрядах, начнется то же самое обрядоверие.

Ибо, если исчезает правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, то неизбежно будет обрядоверие, фарисейство и законничество. – Это духовный закон.

Аноним:   Свт. Феофан Затворник, «Что есть духовная жизнь…»: «Оболочка души бывает светлою или тёмною соответственно внутреннему настрою…»
«совесть – неподкупный судья»: «когда совесть говорит, что мы чисты во всем пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается окрест души нашей – и (небожители) видят нас светлыми. А если совесть укоряет, что мы нечисты, то мы видимы бываем тёмными. Но ближе тех видят нас всегда Ангелы хранители; кого тёмным, кого светлым, судя по внутреннему настроению…
Кроме Ангелов и святых, видят нас невидимо для нас и тёмные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на неё, боясь, подобно нетопырям, света…»
Демоны «всюду стаями шмыгают и, как только заметят где потемненную душу, тотчас нападают (помыслами, страстными желаниями и волнением чувств)», «покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы, как стрелою, лучами света».
Как говорит святитель, оболочка души защищает человека. То есть защита зависит от внутреннего настроя и совести, а не от «магических» знаний и обрядов, «религиозных талисманов», хотя для православия (речь об истинной вере) характерно мистическое восприятие действительности: таинства, иконы, святые источники, крестные знамения и т.д.

О.Серафим: Человеку естественно выражать свои мысли, желания или чувства, через какие-либо внешние движения, действия, по той простой причине, что он имеет тело, грубую физическую плоть. Такова природа естества человеческого, данная Богом.

Поэтому, внешнее выражение своей веры через посредство символов и обрядов естественно людям по природе.

Религиозный обряд, – это есть внешнее выражение мыслей, желаний и чувств, верующего человека, через посредство тела, данного ему от Бога. Вот почему и появились те или иные обряды.

Греховным является не само по себе, как таковое, явление обряда, а то, когда этот обряд выражает неверные мысли и понятия, несет в себе ложные идеи, противные воле Божией. А те обряды, которые заключают в себе правильные мысли и понятия, – не являются греховными.

Обряд – это только лишь средство, через посредство которого выражаем те или иные мысли, понятия. Они все равно какие-то да будут, так как это явление истекает из нашей телесной природы.

Поэтому, греховным является не обряд, благочестивый, а только лишь обрядоверие. То есть, когда человек магически относится к самому по себе тому или иному обряду. И думает, что если он делает, исполняет вот такие-то обряды, то Бог его за это помилует, или он станет богоугодным, или совершится сверхъестественное действие. Вот это и является неверным. Ибо Бог милует не за исполнение обрядов, а за настрой души, богоугодный, который приобретается через посредство борьбы со своими греховными навыками, привычками, страстями.

Обряд, символ, внешнее священнодействие, — это все есть только лишь внешние средства, которые не являются автономными источниками Божественной благодати. Ибо Божественная благодать проявляет себя, через их посредство, только при наличии правого, верного настроя души, в законной борьбе за чистоту чувств и истинное удовлетворение совести.

Обрядоверие и фарисейство, магическое отношение к обрядам, символам и таинствам, начинается всегда там, где исчезает правильно-проходимая борьба со страстями. Это духовный закон. И именно, по этой причине происходит всеобщая духовная слепота, которая и приведет всех к всеобщему обольщению и принятию антихриста.

Обряд есть проявление природы естества человеческого

Обряд, – это внешнеизменяемая сторона в церковной жизни, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств. Человек не может быть без каких-либо обрядов, по той простой причине, что он имеет тело, грубую физическую плоть. И если он откажется от одних обрядов, то он неизбежно начнет задействовать какие-то другие обряды.

Невозможно отвергнуть обряд, ибо это есть проявление природы естества человеческого, имеющего грубую физическую природу. Бороться с проявлением природы – это глупо, т. к. это все равно не исчезнет. И тот, кто думает, что он, отвергая обряд, свободен от обрядов, то он, только лишь, сам себя обманывает. Так как, какие-то обряды, у него, все равно да есть. К примеру, каждый год собираться за столом, вместе с семьей, друзьями и знакомыми, на Новый год или на какой-либо праздник. – Это тоже обряд.

Обряд – это какое-либо внешнее действие, по отношению к Богу, в которое человек вкладывает какую-либо духовную мысль, идею, понятие. Без обряда человек не может быть, по одной простой причине, – что он имеет тело, грубую физическую природу, через посредство которой и проявляет себя наш дух. Поэтому, отрицая одни обряды, он неизбежно, вместо них, вводит другие.

Протестанты, баптисты и другие, которые отвергли православные обряды, стали считать, что они теперь уже не имеют обрядов. На самом деле, в реальности, они ввели свои обряды, – протестантские, баптистские и т.п.. И точно так же у них процветает жуткое обрядоверие.

Поэтому, какие бы ни были обряды, – даже если человек просто будет стоять в доме, на улице, в лесу, в горах или пустыне, не двигаясь с места, – но если он через свое делание и молитву будет само-утверждаться, то он неизбежно будет обрядовером.

Обрядоверие – это чувство веры, соединенное с духом самости, при совершении каких-либо обрядов; это самомнение, дух само-утверждения и само-уверенности, дух самости, находящий себе удовлетворение через внешние действия, совершаемые по отношению к Богу.

Грех не в обряде, – если он благочестив, несет в себе верное христианское понятие и идею, – а в неверном настрое духа, с которым совершается тот или иной обряд.

Оставьте комментарий