1. /
  2. Церковь-присоединение
  3. /
  4. Крещение и присоединение к...

Крещение и присоединение к Церкви

Оглавление:
  Как христианин может совершить крещение, и при каком условии его совершает Бог. О Таинствах и жизни в Церкви.
  Присоединение к Церкви (как быть, ищущим Церковь)

Как христианин может совершить крещение, и при каком условии его совершает Бог. О Таинствах и жизни в Церкви.

Аноним:  Где же крестить детей? Да, главное, наверное, воспитывать в них правильный настрой духа, и не увлекаться обрядоверием; но жить некрещеным, просто с верой во Христа всю жизнь, надеяться на спасение, как на чудо покаяния благоразумного разбойника.. Я бы хотел другого пути для своих детей. А вы совершаете церковные Таинства?

О.Серафим: В требнике, где находится чин крещения, сказано, что в случае отсутствия священника, крестить может и мирянин. Это древняя практика. Среди катакомбников тоже такое было. То есть, сам взрослый, содержащий истинную веру, совершает крещение, через троекратное погружение крещаемого, со словами: 1).»Во имя Отца. Аминь», 2).»и Сына. Аминь», 3).»и Святого Духа. Аминь».  Это внешнее священнодействие через посредство которого Господь совершает Таинство; но не безусловно, а под условием, — у воспитателей младенца должно быть правое чувство веры, то есть воспитатели младенца должны исповедовать основные положения веры и правильно-проходить борьбу со своими страстями; это и является условием того, что младенец будет воспитываем в духе христианской веры.

Мы тоже совершаем все церковные Таинства. Но главное в этом вопросе – это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со своими страстями. Без которой Таинства ничего не дадут, а послужат еще в суд и осуждение, или вообще Бог их не совершит. Ибо одно дело – это Таинство, которое совершает Сам Бог, а другое дело – это внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство. И тот, кто крещен в правильной церковной организации – это не гарантия и штамп, что Таинство совершено.

Когда человек приступает ко Крещению, то он должен подготовить себя к принятию спасительной благодати, и если он готов, то ему подается спасительная благодать и Ангел-Хранитель – помощник в сохранении этого дара Благодати. И хранит он Ее под условием, – если и сам человек будет хранить, т. е. делать всё необходимое для этого со своей стороны, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями, жизни по заповедям Божиим.

Если же человек не будет готов к принятию Таинства, в настрое своего духа, то хотя внешне и совершается обряд, но Таинство не совершается, – Благодать не подается и Ангел-Хранитель не дается, потому что хранить ему нечего. Чисто внешне считается, что человек крещенный; но крещенный ли он перед Богом, получил ли он дар спасительной, крещенской Благодати, это вопрос.

Если же он не получил дар Благодати в крещении, то впоследствии, когда по настрою души человек поимеет готовность хранить Благодать, придет к истинному покаянию, то вот в тот момент и подается впервые спасительная благодать.

Итак, если условие для принятия дара Благодати не выполняется, то соответственно и спасительная благодать в Таинстве Крещения не подается.

И тогда, по слову свт. Кирилла Иерусалимского, человек: «крестился, но не просветился», «омыл тело водою, но не просветил сердца Духом», и потому, «не ожидай принять Благодать», «примет тебя вода, но не воспримет Дух» («Слово предогласительное», 1-2, 4), «люди крестят… а Дух не будет крестить» («Слова огласительные», Сл. 17, § 36).

А также и свт. Григорий Нисский: «оставляют без внимания многие из приступивших к Благодати Крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь»; и «Если же баня [крещение] послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив, жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия»; и «хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою» (т. 4, «Огласительное слово», гл. 40).

То же самое и преп. И. Дамаскин: «Кто приступает ко крещению коварно, скорее будет осужден, нежели получит пользу» («Точное изложение православной веры», книга 4, гл. 9).

Поэтому, общее положение таково, — что не подается Благодать вне истинной Церкви, потому что уже заранее известно, что в лжецеркви нет никаких условий к Ее хранению: никто там не научит и не наставит, как Ее сохранить, по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями, правильной внутренней духовной жизни. И если к получению Ее нет условий, то и не может вне истинной Церкви человек быть действительно готовым Ее принять. Таково общее положение, хотя могут быть и исключения, по отношению лично к какому-то человеку.

Таинства по учению Св.Отцов совершаются только в Церкви. А Церковь – это не церковная организация, ибо «Верую во единую… Церковь». А веровать в организацию никак нельзя, так как мы ее видим и постигаем. Ибо по слову ап.Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1). То есть, предметом веры может являться только то, что умом не постигается и зрением не осязается. А Церковь есть Тело Христово или: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков).

Истинная Церковь есть там, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание истинных душевных добродетелей, — где есть жизнь в духе Христовом, где приносится истинное покаяние непосредственно в личной жизни, в ежедневных искушениях в борьбе со своими страстями. 
Вот где это есть, – там и есть истинная Церковь, там Господь совершает Таинства, так как есть условие для хранения и приумножения этого дара Благодати.

Ибо Таинство не находится в подчиненном состоянии  внешнему священнодействию. Таинство – это действие Божие, дар Божий. А Бог не находится в подчинении какому-либо внешнему действию или произносимым словам.

Епископы и священники не совершают Таинств чисто механически, магически. Таинства совершаются не потому, что было совершено священнодействие, сопровождающее Таинство, и произнесены слова. Нет. Такое восприятие Таинства – это магия.

Главный принцип магии, — внешнему действию или словам подчиненно сверхъестественное действие. Это заранее настраивает человека на дух самоуверенности, на самомнение. Вот на основании духа самоуверенности, т.е. духа самости и гордыни, и совершаются все магические действия. Вера соединенная с самостью – это и есть само-уверенность. Такое чувство веры и называется неправою верою, ложною.

Вера – чувство естественное человеку; но к ней приражается самость (движение духа не в согласии с волей Божией), и получается – само-уверенность. Так же и к надежде, и к любви приражается самость, и получается – само-надеянность и само-любие.

Мнение – тоже естественно человеку, но и к нему прилепляется самость, и получается – само-мнение.
Чувство довольства, удовлетворенности, тоже естественно человеку, но когда оно соединяется с «само», то становится уже – само-довольство.
Всё нуждается в очищении от «само» – от самостно-гордостного духа, заразы первородного греха, при помощи Божией благодати.

Таинства совершаются Богом, через епископов или священников, только там, где есть люди способные по настрою своего духа к восприятию Таинств. А по общему положению это есть только там, в тех церковных организациях или общинах, где есть правильно-проходимая борьба со страстями. Поэтому должны быть такие духовные наставники, которые могут содействовать в воспитании верного душевного настроя, добродетельного, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, чтобы таким образом люди становились способными к восприятию Таинств. И тогда для таковых людей Бог и совершает Таинства. И в таковой церковной организации, общине, Таинства являются спасительными и благодатными.

Необходимо конкретно для себя определиться, – чего я хочу? Ибо главное, ради чего и должна существовать церковная организация, – это спасение души, которое состоит во внутренней духовной жизни, направленной на правильно-проходимую борьбу со страстями, для воспитания добродетельных душевных чувств, образующих правый настрой души, истинные добродетели (плоды духа). – Чтобы таким образом человек не просто числился в церкви, а жил в Ней, в духе. А это возможно – только при воспитании добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей.

Когда вы найдете для себя правильную церковную организацию или общину, которую вы будете считать за Церковь, то что дальше? Дальше вы будете искать духовных наставников, священника или кого-либо, кто бы вас правильно смог наставлять в вашей внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями. И все дело у вас в итоге опять сведется к каким-то конкретным лицам, которые как вы будете считать духовные, т.е. живут по настрою духа в Церкви. И вы у них будете спрашивать совета о том, как вам, при данных исторических условиях и обстоятельствах вашей личной жизни, жить в Церкви. А эта жизнь в Церкви возможна только через воспитание верных душевных чувств, истинных добродетелей. Значит, кто-то вас должен этому научать и наставлять, тогда и Таинства, которые вы будете принимать, пойдут вам на пользу, во спасение. Или самому пытаться делать то же самое, без всяких наставников, лично для самого себя.

То есть, хоть с наставником или без наставника, но суть остается та же самая, — научиться жить в Церкви. А это возможно только через воспитание добродетельных душевных чувств, правого настроя души, спасительного.

Присоединение к Церкви (как быть, ищущим Церковь).

Аноним:  Но исходя, из такого подхода можно придти к выводу, что можно спастись  и без посещения церкви, достаточно лично самому человеку научиться жить в согласии со своей совестью, и жить с верою во Христа, таким образом, как бы хранить истину, и иметь в себе церковь. Ведь помимо нас и православной веры есть еще целый огромный мир, который живет совершенно по другим принципам, исходя из своих многовековых  культур. Ведь они тоже наверно выбирали мусульманство, ислам не «нравственным чутьем», а потому что так жили их родители, деды и прадеды, наверно у них своя истина и правда.

О.Серафим: Неужели вы так веруете, что человек спасается от того, что он посещает храм? –  Но это совершенно неправильный подход к этому вопросу, чисто фарисейский. Это уже вменение себе этого дела, и возгревание духа самомнения и самоуверенности, неправой веры, приводящей к магии.

А для чего человек приходит в церковную организацию и должен посещать  храм? – Только лишь для того, чтобы его научили удовлетворять свою совесть, а так же борьбе за приобретение чистоты чувств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога  узрят» (Матф.5:8). Тогда молитва и Таинства, к которым он будет приступать, будут идти ему на пользу, во спасение. – Для того чтобы, по настрою духа, соединиться с Богом, по Благодати. То есть, чтобы ему помогли воспитать добродетельный душевный настрой, через борьбу со своими страстями, за чистоту своих  чувств и удовлетворение совести, – чтобы его научили правильно-проходимой борьбе со страстями, для воспитания истинных добродетелей, плодов духа, необходимых в день смерти и Страшного Суда.

А если этого нет, то таковая общественная молитва не будет соединять его с Богом, ибо «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Матф.7:21), говорит Христос. А так же: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8,9);

Если нет правильно-проходимой борьбы со страстями, направленной на воспитание добродетельных душевных чувств, спасительного настроя души, то через таковые Таинства он будет соединяться не с Богом, а  с дьволом: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Иоан.13:26,27). «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь Тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Иоанн (Иоан.13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана…  Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются» (свт.Иоанн Златоуст, «Толк. На Евангелие от Матфея», Беседа 82); «Никто пусть не приступает коварным, никто – исполненным злобы, никто – имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться во осуждение. И вот, после принятия предложенного в Иуду вошел дьявол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду» (свт.Иоанн Златоуст, т.2, «О предательстве Иуды», Беседа 1); «Да не в суд или в осуждение, будет мне причащение Святых Твоих Таинств» (молитва перед Причастием); «Причастие от еретиков, не просвещает,  а еще более омрачает» (преп.Феодор Студит). – Это потому «Причастие от еретиков… еще более омрачает», что у них, – в общей направленности их церковной организации, – нет следования по пути правды и истины, нет правильно проходимой борьбы со страстями; а отсюда и правого чувства веры. По этой причине они и омрачаются, так как в неверном настрое духа приступают к Таинствам. 

Поэтому там, где нет следования по пути правды и истины, нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни в борьбе со своими страстями, там нравственность и духовная жизнь основывается на духе самости и гордыни. В таком случае, в общем направлении этих лжецерковных организаций отсутствует дух истинного смирения, нет истины. Ибо нравственность, которая основывается на духе самости и гордыни, – это бесовская нравственность. Это и есть дух антихристов.

Церковь – это не церковная организация, а благодать духа Божия сошедшая в день Св.Пятидесятницы на апостолов. Церковная организация может принадлежать к Церкви, а может и не принадлежать. Если общий путь той или иной церковной организации отступает от пути правды и истины, – от воли Божией, на текущий момент времени жизни на земле, – то она отпадает от Церкви.

Но смысл прихождения человека в церковь (церковную организацию), – которая претендует на то, что она принадлежит к Церкви (мистическому Телу Христову), и поэтому мол так и называется, – состоит в том, чтобы человеку воспитать правильный душевный настрой, который образуют добродетельные душевные чувства, истинные добродетели, о которых говорит говорит ап.Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Да и сам Христос говорит о своих учениках, что «по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Истинные добродетели. — это и есть самые первые и верные признаки Церкви.

Там, где есть правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со страстями, приносящая истинные добродетели (плоды духа), там и есть жизнь в Церкви. А если этого нет, то кто бы, какие бы догматы не содержал, но он по настрою духа – вне Церкви. И правильное содержание догматического учения – не присоединяет человека по настрою духа к Церкви. К Церкви может человека присоединить только правильно проходимая борьба со страстями за чистоту своих чувств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Ибо так образуются в душе истинные добродетели, плоды духа, правый и спасительный настрой души. Вот этому и должна учить человека истинная Церковь на земле, а проще говоря, этому должны содействовать те духовные наставники, которые сами живут в этом духе, правильно проходя свою борьбу со страстями, имея плоды духа, истинные добродетели.

Оставьте комментарий