1. Home
  2. /
  3. Чудеса
  4. /
  5. Чудеса и критерии истины

Чудеса и критерии истины

Аноним:  В Евангелии сказано: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками»(Мк.16:16-17). За это место хватаются все протестанты, пятидесятники. Верующих сопровождают знамения. А если этих знамений нет – то ты, стало быть, неверующий или неистинно-верующий.
И все те, кто пребывает в Москвской патриархии, говорят: «Как это нет благодати? А почему же тогда чудеса совершаются, иконы мироточат, знамения бывают!? Раз это все есть, значит, Церковь Истинная и в ней есть Благодать».

О.Серафим:  Здесь, в данном изречении,Христос говорит о ближайших событиях: о знамениях и чудесах, которые должны происходить в скором времени после сошествия Святого Духа на апостолов. Это все и происходило среди христиан в первые два века, и было дано христианам, для содействия проповеди Христовой. Но потом, как говорит свт.Иоанн Златоуст, все эти знамения и чудеса стали уменьшаться, и в его время такого обилия чудес уже не было. Так как христианство распространилось среди разных народов, то надобность в чудесах прошла. – Чудеса были не как цель, а как средство для распространения проповеди Истины.

Когда Истина христианства была проповедана и распространена по всему миру, среди разных народов, то нужда в таком обилии чудес отпала.

Чудеса не являются самоцелью, не являются критерием истинности веры. Чудо есть всегда средство. Господь говорит: «Кто будет веровать…» (Мк.16:16), т.е. впереди идет вера. Не сказано так, что кто уверует, и чудеса будет творить, тот спасен будет, а сказано: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк.16:16). Эти слова, сами по себе, говорят, что и без чудес, но если уверует – то спасен будет. Но вера, здесь имеется в виду, не просто рассудочная, а вера-жизнь. Не такая вера: уверовал, что есть Христос, но живу, как хочу; а такая вера, когда человек уверовал во Христа, и всему тому учению, которое Он принес, старается, соответственно, последовать в своей жизни.

Не чудеса являлись критерием Истины, правой веры, а правая вера являлась критерием чудес, – вера-жизнь и являемые из нее истинные плоды духа. Чудеса же тогда творились только для подтверждения правой веры, как верного настроя духа, для подтверждения Истины. Чудеса, сами по себе, есть только лишь средство, но критерием правой веры они не являются.

Чудеса – явление внешнее. Вера же, явление внутреннее, явление духа человеческого, это то, что происходит в духе. Чудеса – явление внешнее, явление материального мира, поэтому, оно всегда приниженное, приземленное.

Самое большое чудо есть то, когда в человеке искореняется страсть, грех, разрывается сочувствие к первородному греху, духу самости. Потому что такое чудо есть изменение в духе, и оно перейдет с ним в вечность. Как душа выше тела, так чудо над душою выше чуда над телом. Хотя тело и исцелили от болезни, но душа может все равно пойти в ад. Но если душа исцелится от страсти, от духа самости, то есть надежда на спасение. Одно дело: когда совершается чудо чисто внешне, совершается какое-то исцеление тела. И совсем иное дело: вера и жизнь по этой вере, а отсюда исцеление души в борьбе с первородным грехом.

А особенно в наше время, нельзя чудеса ставить критерием Истины, правой веры. Не чудеса являются критерием Истины, правой веры, а правое чувство веры, истинные плоды духа, правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, воспитание верных душевных чувств, верного настроя духа, – являются критериями: от Бога эти чудеса или от дьявола. Видите, как! – в основе стоит Истина, правое чувство веры, правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, истинные плоды духа. Общее положение таково, что если есть Истина, правое чувство веры, правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, направленная на воспитание верных душевных чувств, истинные плоды духа, – то это чудо от Бога. Если нет всего этого, – то скорее всего, что это чудо от дьявола.

Вне Истины, вне истинных плодов духа и правой веры, тоже могут быть чудеса от Бога, но это по действию призывающей Благодати. Благодать в таких случаях, призывает, зовет человека на покаяние, на исправление. – Чтобы человек стал в своей жизни искать Бога, через удовлетворение своей совести и борьбу за сердечную чистоту, чистоту своих чувств.

Или же могут быть чудеса явно бесовские, которые обольщают людей, обманывают. Апостол Павел говорит, что в последние времена будет попущено действие духов обольстителей, для того чтобы обольщать все народы (2Фес.2:11). Поэтому не должно, особенно в наше время, удивляться всякого рода чудесам, придавать этому какое-то большое значение и от этого впечатляться. Потому что, чем дальше, по пророчествам Св.Отцов, тем больше будет открываться обширнейшее зрелище всякого рода бесовских чудес. А когда придет Антихрист, то он своими чудесами шокирует всех, вся наука просто онемеет перед ним. В наше время, в особенности, не должно поставлять критерием Истины чудеса.

«Велик подвиг, братия, в те времена, особенно для верных, когда самим змием (антихристом) с великою властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей… 
Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога» (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово на пришествие Господне…»).

«Подобным сему образом мучитель этот будет переставлять горы, в одном лживом призраке, а не в действительности. В присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, восхваляющих его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет: «познайте, все народы, великую силу моей власти. Вот пред всеми вами повелеваю этой великой горе, стоящей напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла теперь сюда к нам». И скажет скверный: «повелеваю тебе, переходи сейчас сюда через море». И в глазах зрителей гора пойдет, нимало не подвигшись со своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но станет обольщать мир чародейными мечтами. 
Также другой горе, лежащей в глубине великого моря, в виде весьма великого острова, повелит сойти с своего места и в удовольствие зрителей стать на суше, на приятных берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однакоже будет казаться горою, стоящей на суше. 
Еще змий сей прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц. 
Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней как по суше, представляя все это мечтательно. И многие поверят и прославят его, как крепкого Бога. 
Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи; и искреннею верою в точности увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в себе страх Божий, и у кого светлы сердечные очи, в точности будет знать, что ни гора не двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря на сушу» (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово 2-е на пришествие Господне…»).

Времена изменились. В первые века христианства творились чудеса, и они имели свой смысл. В то время было говорение на разных языках. То есть, человек мог преподносить Истину другому человеку на его родном языке, наречии. Господь давал такие дары, ибо тогда была в этом необходимость. Апостол Павел причисляет эти дары к внешним, говоря: «Если я говорю языками человечески и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1); т.е. если я не имею истинной любви, во всех ее оттенках и проявлениях, истинных плодов духа, то я пустой барабан.

Два первых века обильно творились чудеса. Тогда люди были простые, очень много было безграмотных. Для таких было достаточно одного чуда, чтобы они обращались и шли к Богу всей душой. Потому-то, необходимы были и чудеса. Потом эти чудеса стали уменьшаться, и уже в 3-4 веке такого обилия чудес не стало. Позже чудеса были, в какой-то степени, но их творили в основном святые. И дьявол творил чудеса, но не было тогда таких чудес от дьявола и такого их обилия, как сейчас.

Но вот пришли наши времена, наступила новая эпоха, в которой произошло отступление всех народов от христианства – эпоха апостасии: все заразились нравами языческими. Дух самости и гордыни, дух сладострастия, стал преобладающим в обществе человеческом. По этой причине Благодать отошла от этих народов, – и стали во множестве действовать падшие духи-обольстители. Отсюда открылось обширнейшее зрелище чудес, творимых по действию духов-обольстителей, т.е. по действию бесов, которые ищут обольщения всех. Времена изменились – повсеместно началось растление нравов.

В первые 2 века было обилие чудес Божьих, потом их не стало, потому что нужда в них пропала. Нужда была в чудесах – творились; не стало нужды – перестали твориться. В наше время не стало в людях той душевной простоты, что была раньше; сейчас все грамотные, и при этом заражены самомнением и высокоумием, духом самоуверенности и самонадеянности, и чудеса воспринимают по-другому. Сейчас людей и чудесами не прошибешь, по этой причине, очень мало творится чудес Божьих.

В притче о богаче и нищем Лазаре богач просил Авраама: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16, 19-31). А Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16, 31). Это изрек суд Божий. Так и некоторые люди говорят: «Вот если бы я побывал на том свете, или если бы какой-то мертвец восстал, или еще какое-то было бы чудо, – то я бы поверил». Но разве не совершается множество чудес? А веры нет. А если и есть вера, – то соединенная с самостью, с духом самоуверенности. А веры истинной, – чувства веры, соединенного с истинным смирением перед Богом, – нет. Люди как погрязали в нечестии и безнравственности, в духе самости и гордыни, так и погрязают. И потому, смысл в Божиих чудесах пропадает.

Чудеса совершаются с определенной целью, с определенным смыслом и являются средством. Цель и смысл чудес – привести человека к истинной, правой вере, к истинному покаянию – к изменению его душевных чувств, настроя его духа. Но если через чудо человек не меняется и не изменяет свою жизнь, не изменяет своих нравов, не меняет своих душевных чувств, настрой своего духа, – то смысл и цель совершения чудес пропадает. В таком случае чудеса не нужны, потому-то Бог и не творит их. Если даже и мертвый восстанет – все равно не поверят; если даже и чудо произойдет – все равно останутся при своей греховной и страстной жизни, в духе самости и гордыни, поэтому и не творятся чудеса Божьи. За счет всего этого благодать Божия отступила и не связывает действие духов обольстителей, т.е. бесов; они выпущены на свободу и творят всякого рода чудеса, знамения, исцеления, для того, чтобы обольщать все народы. Потому что люди устремились не к приобретению истинного смирения, незлобия, душевной простоты, а к приобретению самомнения, самоуверенности, тщеславия, духа самоутверждения. Поэтому, особенно в наше время, не должно распознавать и определять Истину и богоугодность, по наличию чудес.

Кто ищет удостоверения от чудес и по чудесам меряет Истину и богоугождение, – тот достоин сожаления: «Точно! Достойны сожаления оставляющие слово, ищущие убеждения от чудес. Этою потребностью обнаруживается особенное преобладание плотского мудрования, грубое невежество, жительство, принесенное в жертву тлению и греху, отсутствие упражнения в изучении закона Божия и в Боголюбезных добродетелях, неспособность души сочувствовать Святому Духу, ощутить присутствие и действие Его в слове» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4. «Беседа о чудесах и знамениях», ч.1).

«Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно подобно цельбоносным знамениям, действует в самом человеке, и этим действием свидетельствует о себе. Оно есть высшее знамение. Оно знамение – духовное, которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения, соделывает пособие от вещественных знамений ненужными. Христианин, которому неизвестно такое свойство слова, обличает себя в холодности к слову, в незнании слова Божия или в мертвом знании по одной букве» (свт.Игнатий Брянчанинов, там же).

Однажды святому Пахомию пришлось зайти в монастырь, где иноки были заражены еретическими воззрениями. Здесь монахи передали Пахомиевым ученикам, что их начальник предлагает Пахомию вместе перейти через реку, чтобы показать, кто из них прав, кто более угоден Богу. Когда ученики сказали об этом Пахомию, то он очень опечалился тем, что его монахи выслушали и передают такое поручение. Пахомий сказал им строго: – «Еретик может перейти через реку по поверхности воды, как проходят по суше, по попущению Божию и при помощи сатаны, желающего утвердить его в его нечестивом веровании и других склонить к этому верованию. Теперь идите и скажите этим людям: Служитель Божий Пахомий говорит: мои труды и заботы направлены не к тому, чтобы перейти через реку пешеходом, но к тому, чтобы избежать наказаний Божиих и перейти через ту реку огненную, через которую мы все, люди, должны перейти перед престолом Господа нашего Иисуса Христа. Сверх того Евангелие говорит: Не искушай Господа Бога твоего» («Жития святых», Житие преп.Пахомия Великого).

Святой Пахомий в предложении еретиков видел козни сатаны, желавшего чудесным явлением поколебать в монахах правое чувство веры и возбудить в них тщеславие. Он убеждал учеников не склоняться когда-нибудь, на что-нибудь подобное, и не поддаваться тщеславию.

«Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (свт.Игнатий Брянчанинов», т.4, «Беседа о чудесах и знамениях», ч.3).

 «Святая и честная глава Предтечи Христова, переходя долгое время от одного человека к другому, преемственно была хранима среди благочестивых христиан; наконец она была передана некоему священноиноку Евстафию, жившему недалеко от Емесы в одной пещере; он был заражен ересью Ария, и не имел страха Божия. Недужные, приходившие к нему, получали исцеления от чудесной Благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал в тайне. Но Евстафий стал подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту Благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину тех чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Но жители Емесы, наконец, узнали о его зловерии. Князь Емесский, посоветовавшись с епископом, приказал изгнать его из пещеры и из пределов той области. Евстафий стал умолять посланных, чтобы они оставили его в пещере на этот день, обещаясь в другое утро уйти. Когда посланные согласились на это, он ночью скрыл сосуд со святою главою глубоко под землей в этой пещере, ибо он надеялся, по прошествии некоторого времени, обратно вернуться, взять это сокровище и, производя чудеса при помощи святой главы Предтечи, снова распространять и утверждать свою ересь» («Жития святых», 22-е февраля).

Из этого повествования мы видим, как подавались чудесные исцеления, дары благодати Божией, от святой главы Иоанна Крестителя, которая принадлежала в то время еретику, который приписывал происходящие чудеса своей вере – арианской. Но жители Емесы научают нас с вами смотреть не на чудеса подобного рода, исходящие от святых мощей или икон, а на правильность исповедания веры, на истинные плоды духа, тех, кто ими обладает. Так как жители Емесы не соблазнились чудесами от святой главы, но, узнав, что этот монах упорно мыслит об Иисусе Христе по ариански, изгнали его.

Вот как святые Отцы относились к чудесам, и не Истину определяли по чудесам, а Истину ставили критерием определения чудес. А сейчас, наоборот, судят по-другому и говорят: «Как же нет в МП Благодати, если там чудеса, исцеления, знамения, иконы мироточат?!»

Потому что не могут отличить тьму от света. Не могут отличить явлений бесовской прелести в лжецерковных образованиях от явлений Духа Божия и поэтому демонические явления называют явлениями Божией благодати. Но такие чудеса совершают и католики, и протестанты, и маги, и колдуны, и экстрасенсы. Все совершают чудеса! И колдуны, в наше время, тоже проводят сеансы изгнания бесов.

А так же и в истинной церкви, многие подвижники попадали в духовную прелесть и самообольщение, через посредство чудес. «В то время, как свт. Игнатий /Брянчанинов/, юношею, в 1824-1825‑м годах, посещал Александро-Невскую лавру для совещания о своих помыслах с монахом Иоанникием, свечником лавры, учеником старцев Феодора и Леонида, ходили к этому монаху, для духовного совета, многие миряне, проводившие аскетическую жизнь. Ходил к нему и Павловского полка солдат Павел, недавно обратившийся из раскола, бывший прежде наставником раскольников, грамотный. Лицо Павла сияло радостью. Но он, по возгоревшемуся в нем усердию, предался неумеренному и несообразному его устроению подвигу телесному, имея о душевном подвиге недостаточное понятие. Однажды ночью, Павел стоял на молитве. Внезапно около икон явился солнцеобразный свет и посреди света сияющий белизною голубь. От голубя раздался голос: «прими меня: я – Святой дух; пришел соделать тебя моею обителью». Павел выразил радостное согласие. Голубь вошел в него через уста, и Павел, изможденный постом и бдением, внезапно ощутил в себе сильнейшую блудную страсть: он кинул молитву, побежал в блудилище. Голодная его страсть сделала насыщение страстью ненасыщаемым. Все блудилища и все доступные для него блудницы соделались его постоянным притоном» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.11).

Причина принятия человеком ложных знамений и чудес заключается в ложных понятиях, которые, будучи возбуждаемы ложными чудесами, находят себе сочувствие в сердце человеческом неочищенном от страстей, от духа самости и гордыни, от самомнения, от духа самоуверенности и самонадеянности. Страсти же, сочувствуя этим ложным понятиям, по сродству своему, приносят усладительные ощущения, удовольствия, утешения, радости, которые возгревают в человеках самомнение, дух самости и гордыни, тщеславия и душевного сладострастия.

«Многие, – говорит святый Исаак Сирин, – совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после этого сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя, потому что были они еще в душевном недуге» (Слово 56-е).

Причина, по которой святые подвижники отличали ложные чудеса от истинных, — это сердце, очищенное от страстей Духом Святым, это чистота чувств, соединенная с даром Благодати, это истинные плоды духа. Душевное же око, омраченное страстями, духом самости и гордыни, первородным грехом, принимает ложные чудеса за истинные и провозглашает их святыми. Так незаметно для человека происходит подмена в его понятиях и принятие антихриста в духе, задолго до его прихода.


Продолжение этой темы: 
О различных бесовских чудесах.
Как творятся чудеса?
Обольщение чудесами.

Оставьте комментарий