Что есть добро и зло, добродетель и страсть? О способности судить. Искушения, их смысл и преодоление. Искушение, от потери работы. Искушения по нашей и не по нашей воле. Тщеславие, показуха, фарисейство и жажда чудес

Оглавление:
  Откуда добро и зло
  Чувство и страсть?
  Каждый совершает суд лично для самого себя
  Искушения, их смысл и преодоление
  Искушение, от потери работы
  Искушения – по нашей и не по нашей воле
  Тщеславие, показуха, фарисейство и жажда чудес


Откуда добро и зло

Аноним:  Если Бог создал мир гармоничным, то откуда в Деннице взялись зависть и гордыня?»


О.Серафим:  От свободного произволения.

Так как любое разумное существо имеет свободное произволение, то оно и может выбирать то, чего оно захочет.

Добродетель – не есть необходимость, т.е. действие помимо воли разумного существа. Если бы добродетель была необходимостью, то тогда разумное существо перестало бы быть разумным и лишилось бы права выбора. А это уже животное, т.е. неразумное существо.

Так как разумное существо имеет свободу и право выбора, то некоторые из разумных существ, в лике ангельском (денница, а с ним и часть других духов), проявили движение своего свободного произволения помимо воли Божией, не в согласии с Ней. И в этом утвердились. Вот это движение духа, не в согласии с волей Бога, и есть зло, – дух самости и гордыни, первородный грех. Так как источник блага и истинного добра есть Бог, то все что не в согласии с Его волей есть зло.

Чувство и страсть?

Аноним:  Чувство и страсть – это наверное одно и тоже. В чем здесь разница?


О.Серафим:  Естественное чувство, проявляемое не к месту, не к времени или без меры – есть грех. Когда это становится привычкою, то это есть страсть.

Это же самое естественное чувство, проявляемое к месту, к времени и в меру – не есть грех, а является добром. И когда это переходит в привычку, то это называется добродетелью.

Причина любой страсти – есть первородный грех, примешанный ко всем чувствам у человека. И если чувство действует в угоду духа самости и гордыни, первородного греха, то от этого получается грех. Когда это переходит в привычку, то это и называется страстью.

Страсть, – это неоднократные проявления того или иного чувства, желания, в угоду духа самости и гордыни, первородного греха, перешедшее в навык, привычку.

К примеру, чувство ненависти естественно человеку. И ненавидеть грех, порок, страсть – это добродетель. Но ненавидеть ближнего, когда он не удовлетворяет в чем-либо мое самолюбие или страсть – это грех.

Любить душу ближнего – это добро. Но любить в ближнем грех – это зло.

Чувство любви, проявляемое к месту и к времени – это добродетель. Но чувство любви, ищущее удовлетворения своей самости, становится самолюбием, и является уже страстью, злом.

Естественные чувства веры и надежды, проявляемые к месту и к времени, – это добродетель. Но эти же чувства, проявляемые ради удовлетворения духа самости и гордыни, становятся самоуверенностью и самонадеянностью, а это уже страсти – зло. И т. д., и т. п.

Каждый совершает суд лично для самого себя

Аноним:  И кто же из человеков возьмет на себя право судить о мере и времени?


О.Серафим:  Вы задали вопрос, что кто, мол, является критерием правильного суда в определении добродетели и греха.

Но после вашего вопроса и всех ответов, вы будете совершать этот суд, пытаясь рассуждать, что есть добро и что есть зло. И не посчитаете, что лично вы не являетесь критерием в определении этого вопроса.

Поэтому, хотим мы того или нет, но каждый человек является критерием, лично для самого себя. А правильны ли его решение и выводы, – это уже, точно так же, каждый решает сам для самого себя.

Если убрать людей, то и некому будет определять, да и не будет в этом нужды. Поэтому, каждый человек (разумное существо) имеет способность и внутренний критерий, для определения, что есть добро и что есть зло. Этого не убрать, так как в этом наша природа, такими нас сотворил Бог. К этому призваны все, так как, каждый должен отделять тьму от света и делать свой выбор между добром и злом, на протяжении всей своей жизни. Ибо от этого зависит спасение его души и его вечная участь.

А правильны ли решения и выводы, того или иного человека, – это уже решает каждый, сам, для самого себя.

И так как каждому человеку дана, от Бога, способность различения тьмы от света и право выбора между добром и злом, то именно поэтому все и будут судимы в день Страшного суда. То есть, кто какой сделал свой окончательный выбор, тот так и будет судим, тот с тем и останется.

Искушения, их смысл и преодоление

Аноним:  Объясните, что такое искушения, если можно с примером.
Пожалуйста, объясните на примере какой либо ситуации как правильно смирится в душе, например когда потерял работу и не можешь долго найти работу. Как правильно реагировать или относиться к этой ситуации со смирением.


О.Серафим:  «Уразумевший, что нашествие злоключений извне попускается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 65).

«Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай наводимых скорбей, как бы наводимых несправедливо, но переноси их с терпением, как наведенные правосудно. При каждом скорбном случае терпение возбуждает памятование о Боге; от оставления терпения оскудевает духовный разум, а от утешения оправданием себя происходит забвение Бога» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 134).

http://paraklit.org/sv.otcy.Izbrannoe/Pamyatka_borjbi_so_strastyami

***

Научись правильно, в верном настрое духа, переносить искушения от своих ближних. Это и будет твоим стремлением к Царству Небесному, не в области мечтательности, а в реальности.

В момент скорби ощущается немощь, необходим помощник, который бы помог перенести эту скорбь. Этим помощником и является Господь наш Иисус Христос. Скорбь чаще всего ощущается от того, что человек не хочет в движениях духа – смирить его перед Промыслом Божиим. То есть, человек может даже этого не осознавать, но так как дух заражен примесью первородного греха, то эта примесь проявляется духом самости, гордостным настроем, в движениях духа, не смиряющегося перед Богом и потому не могущего, по настрою духа, войти в примирение с Ним. А так как человек сохраняет в своем свободном произволении сочувствие к этому гордостному настрою, духу самости, поэтому и ощущается скорбь. Но если человек начнет разрывать это сочувствие, то скорбь мало-помалу начнет проходить и в конечном итоге перестанет вообще ощущаться. Для этого необходимо смирять свой дух.

Как это, и каким образом?

Когда найдет искушение и от него явится скорбь, то это и есть движение духа восстающего против воли Бога, в ощущении. Надо начать благодарить Бога за скорбь, за страдание, считая, что это верно и правильно, и что за мои грехи еще и не то полагается. То есть, по настрою духа, начать, как бы соглашаться с тою скорбью и страданием, в ощущении, признавая это, как справедливое наказание за грехи. За какие грехи? – Да вот за этот дух самости, за гордостный настрой в духе, проявления которого человек не видит в себе, не осознает, но ощущает как скорбь, по причине сочувствия к этому настрою духа, т.е. к духу самости, первородному греху.

Это же самое делали и три отрока, брошенные в печь вавилонскую, а так же и благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте. То есть, благодарили Бога за скорби и страдания, которые их постигли, смиряя, таким образом, свой дух перед промыслом Божиим. Об этом как раз и говорится в Св.Писании, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). То есть, через воспитание правильного настроя духа в скорбях.

Можно каждый день не пропускать никаких искушений и стараться искать, по настрою духа, примирения с Богом, в чувстве и ощущении, разрывая сочувствие к духу самости (первородному греху), к гордостным проявлениям духа. – Это и будет одно из мощных средств – в борьбе за чистоту чувств и удовлетворения совести, за исполнение воли Божией, в настрое своего духа.

Рассмотри свои желания, почему ты хочешь уехать из того места, где ты живешь. И возможно увидишь, что причина этому есть та, что ты хочешь убежать от скорбей. Но и в другом месте ты тоже столкнешься со скорбями, которые по силе воздействия на душу могут быть такие же, или еще сильнее. И вся разница их будет только чисто внешняя, т.е. иные обстоятельства и люди. А суть, ощущение в духе от скорби, та же самая. И так будешь бегать, по жизни, от скорбей.

«На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: «в мире будете иметь скорбь». Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не найдешь; везде потребно будет и смирение и терпение и неосуждение других» (Преп. Амвросий Оптинский, «Письма к мирянам», п. 26).

А так же, еще здесь http://paraklit.org/2.Nravstvenost_Asketika/Semjya.Spasenie.Iskusheniya

***

Из всех жизненных обстоятельств можно извлекать спасительную пользу для души, если стараться от этого иметь верный душевный настрой.

Бывает, что Господь посылает те или иные обстоятельства, которые могут, по причине нашей страстности, являться для нас искушениями; а бывает, что Он попускает демонам нас искушать. А бывает, что мы сами находим это, по естеству или по своим страстям. Главное же здесь есть то, чтобы вынести, из всего этого, верный душевный настрой.

***

Ты ничего не можешь изменить, чисто внешне, но при этом, просто возмущаешься. И что это дает? – Ничего. Что-то меняется? – Нет.

А что же тогда меняется? – Меняется настрой твоего духа, через посредство возгревания в себе чувств недовольства, обиды, возмущения, раздражения, уныния и депрессии. Вот и все изменения. – Меняется только лишь настрой твоего духа, входя в страстное состояние. Поэтому, лучше для тебя же будет, для душевного твоего настроя, если во время этих искушений, не входить в страстное состояние духа, а смиряться в духе, благодаря Бога за эти искушения. Чаще повторяя: «Слава Богу за все»; «Все правильно и верно, так мне и надо за грехи мои, ибо ничего доброго не имею в себе»; «Благодарю Тебя Господи за посланную мне скорбь, искушение»; «Достойное за грехи мои принимаю». А по отношению к искушающим, возгревать чувство сострадательной любви, в молитве к Богу за них: «Помоги им Господи. Страсти и бесы их мучают и не дают покоя. Они бедные и несчастные от этого мучаются и страдают»; «А меня прости Господи, что я не могу должным образом понести немощи ближних, и должным образом, в правильном настрое духа, претерпеть искушения от этих людей»; «Господи, дай мне силы, все это понести, ибо я сама немощна». – Подобным образом можно молиться и при любых находящих искушениях, от людей.

Таким образом, преодолевая эти искушения, ты будешь выносить из них правильный настрой духа, спасительный. И на душе тебе будет легче и светлее. И жить, при всех этих скорбях, тебе будет проще.

Есть то, что зависит от тебя, на данный момент времени. – Это то, что в твоей власти. И это ты можешь делать и изменять. А есть то, что не в твоей власти, – ты этого не можешь изменить. С этим необходимо смиряться. Так как не смирение с этим и порождает скорбь, возникающую от неудовлетворенного духа самости, что это не по твоему, не так, как тебе хочется. Но если начать смиряться с этим в духе, то все будет восприниматься гораздо проще. Скорбь будет преодолеваться, душа будет спасаться.

Не надо самому специально лезть на искушения. Но когда они приходят не по твоей воле, то надо учиться их преодолевать и выносить из них пользу для себя, – верный настрой души, спасительный.

***

Пока человек до чего-то дойдет, то в своей жизни понаделает кучу ошибок. А потом начинает сожалеть и говорить, что дурак я был, что вот так-то делал, и не слушал, что мне говорили. Но чтобы он к этому пришел, вот и надо сокрушить в нем этот дух самоуверенности и самонадеянности. А дух этот сокрушается только опытным путем, и сам по себе не проходит. Вот через скорби Господь и сокрушает этот дух. А от скорбей – никто, никуда не уйдет.

То же самое можешь делать и ты, – смиряясь в духе перед Промыслом Божиим, благодаря Бога за скорби, и считая себя достойным их, за свои грехи, и возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за тех, от кого искушение. Так будешь воспитывать в себе любовь, свободную от самолюбия, от духа самости и гордыни. Ибо уязвленные самолюбие и гордыня обычно и проявляют дух недовольства, обиды, раздражения и неприязни, когда они не удовлетворяются. Если будешь бороться с этим духом, то будешь делать то же самое, что делали и подвижники, уходя в пустыни.

В наше время, люди в основном ищут спокойного подвижничества, – чтобы их никто не трогал, не раздражал и тогда они, мол, успокаиваются, и могут спокойно молиться и подвизаться. И этот покой они воспринимают за свободу от страстей. Но это – иллюзия, самообман. Ибо это не свобода от страстей, а ложное спокойствие, т.е. страсти замерли и не трогают, потому что нет искушений. Подвижник же воспринимает это за начало бесстрастия, а это всего лишь страсти замерли, притихли, осели на дно, – их никто не трогает. Ибо одно дело – это когда страсти замирают; и другое дело – это бесстрастие, которое достигается, через искоренение страстей во искушениях.

Подвижники уходили в пустыни ни для того, чтобы их там никто не трогал, и они бы там жили спокойно и без проблем от искушений. А для того они уходили, чтобы там вступить в жестокую брань со страстями и демонами, которые постоянно наводили на них искушения и не давали им покоя ни днем, ни ночью. Чтобы таким путем, не имея внешней возможности к греху, сосредоточиться на жестокой внутренней брани. И через посредство этой брани, прийти к опытному ощущению и познанию своей немощи, смириться в духе, и при помощи Божией, связать в себе действия страстей – даром Благодати. – Это и называется бесстрастием.

***

Но надо знать, что искушения будут хоть с кем. Правда, они разные бывают. Есть искушения, которые бьют на наши страсти, но мы не хотим их нести, и ищем виноватых, говоря, что с этим человеком невозможно спасаться. И некоторые не желая терпеть искушения от ближних, по причине своей гордости, постепенно доходят до того, что не могут уже вообще ни с кем жить.

В «Древнем патерике» приводится случай, как брат терпел искушение от старца-пьяницы и получил за это от Господа помилование: «Говорил некто из старцев, что слышал от некоторых святых, которые были юными и руководили старцев в жизни, и рассказывал следующее: был некоторый старец пьянствующий: он делал каждый день циновку, продавал оную в селении и пропивал цену ее. Впоследствии пришел к нему некоторый брат и остался с ним; и сей делал циновку. Старец брал, продавал и оную, пропивал цену обоих и приносил брату немного хлеба по вечеру. Когда старец делал это в продолжение трех лет, брат ничего не говорил ему. А после этого говорит ему: вот я наг и хлеб мой со скудостью ем; вставши, пойду отсюда. И опять размышлял в самом себе, говоря: куда я пойду? Стану жить еще, ибо я живу для Бога в этом общежитии. И тотчас явился ему ангел, говорящий: никуда не отходи, ибо мы придем к тебе завтра. И умолял брат старца на тот день, говоря: никуда не ходи, ибо мои придут завтра взять меня. Когда же пришел час, невоздержному старцу отойти, то он говорит брату: чадо! Не придут сегодня, ибо уже замедлили. Брат же сказал: нет, они точно идут, - и, говоря с ним, он почил. Старец же, плача, говорил: увы мне, чадо, потому что я много лет жил в нерадении, а ты в немногое время спас свою душу терпением. И от того времени старец уцеломудрился и сделался искусным» (гл.16, «О терпении зла», п.26).

Но конечно в этом случае было не просто терпение, а терпение в духовном разуме. То есть, он из этого терпения выносил пользу для своей души в том, что возгревал правильные чувства: смирения перед промыслом Божиим, незлобия, сострадательной любви и душевной простоты. И за то, что он в этом искушении воспитывал правильные чувства, верный душевный настрой, – за это Господь его и помиловал.

Вот так и мы, если будем претерпевать обиды, несправедливости, укоризны, оскорбления и унижения в духе смирения (как достойное за наши грехи), незлобия, сострадательной любви к согрешающим и душевной простоты, то пойдем путем мучеников и истинных подвижников. И в итоге, получим спасение и блаженную Вечность, в общении с Богом.

***

Как страсть – плохая привычка, греховная: в мысли, желании и чувстве; так и добродетель – хорошая привычка, которая приобретается через противоречие греховному навыку: в мыслях, желаниях и чувствах. Вот и получается: если греховная привычка не будет проявляться, то и добродетель (хорошую привычку) – нет возможности воспитать. Поэтому, кто хочет приобрести добродетели, тот да не унывает оттого, что в нем восстают страсти, но возгревает ревность и решимость на борьбу с ними.

Ибо «страсти, пребывая в христианине, постоянно понуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного Промысла, содействует благому намерением неблагим, – сказал это преп. Макарий Великий. Жесткий и тяжеловесный жернов стирает зерна пшеницы в муку, пшеницу соделывает способною к печению из нее хлебов. Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживая это состояние, – заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50) .

А так же, прослущайте эти видео-беседы, там в них есть ответы и на эти вопросы, "Искушения и добродетель": 38(видео-архив), 42(видео-архив), 60(видео-архив), 77(видео-архив),

Искушение, от потери работы

Аноним:  Скажите, правильно ли будет внутри себя говорить что это правильно верно, ведь разве правильно быть без работы.


О.Серафим: Если я буду думать, что то положение, в котором я оказался без работы есть неправильное, и от этого входить в дух уныния, скорби или депрессии, то от этого мне станет еще хуже, на душевном уровне. А делу такое душевное состояние не поможет, а сделает еще хуже. Вот почему очень важно преодолевать искушение в верном настрое духа.

Поэтому-то, и нужно помышлять в себе: достойное за грехи мои принимаю, старясь смирить свой дух с тем, что есть. Это необходимо для того, чтобы в правом верном душевном настрое преодолевать искушение, смиряя свой дух, чтобы он не входил в страстные состояния, которые будут являться тяжелыми для души.

Так как, если не смиряться, по настрою духа, то от этого будет еще тяжелее на душе. И скорбь будет усиливаться. А делать самому себе хуже на душевном уровне – это глупо и бессмысленно.

А когда дух смирится, то он будет более спокойный и трезвенный, а не омраченный от действия страсти. А далее, при ясном сознании, уже можно рассматривать, что лучше предпринять для того, чтобы исправить само дело. В вашем случае, – найти работу. Но, при этом, нужно сокрушаться о своих грехах и просить у Бога помощи в этом деле, повергая свою немощь пред Ним.

То есть, я сам стараюсь делать то, что от меня зависит, как от человека, но при этом понуждаю себя к тому, чтобы иметь правый, верный душевный настрой, обращая его к Богу за помощью.

Для того и постигают нас искушения, чтобы сокрушить и смирить наш гордый и самоуверенный дух, в этом их цель. Поэтому, надо самому стараться стремиться к этой цели, особенно во искушениях. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

«Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его» (преп.Марк Подвижник, «К тем, которые думают оправдаться делами», гл. 198).

«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).

Искушения – по нашей и не по нашей воле

Аноним: Сейчас говорят так: «спасла молитва...», «спасла икона...», «спас крестик...» и т.д. Но ничего не говорится о верном душевном настрое, о смысле «правой веры». То есть воспитывается: магизм, обрядоверие, законничество, и, как следствие, фарисейство и формирование анти-церкви.
«Сластолюбивое (одних приятностей ищущее) сердце во время исхода бывает темницей и узами для души, а трудолюбивое (любящее себя озлоблять и утруждать наперекор себе, Господа ради) есть отверзтая дверь (в другую жизнь)» (Добротолюбие, Наставления Марка Подвижника о духовной жизни). Видимо, говорится о тщеславии, душевном сладострастии. (о тщеславии и духе сокрушения)


О.Серафим:Речь идет о телесном и душевном сладострастии. Познается все в искушениях, которые происходят с каждым из нас не по нашей воле.

Когда для тела что-то не так, не по моей воле, а я из-за этого вхожу в страстное состояние, то это телесное сладострастие.

Когда меня обидели, оскорбили, унизили, вменили ни во что, - сделали не моему, не так, как бы мне хотелось, и я из-за этого вхожу в страстное состояние, то это душевное сладострастие.

И то и другое отсекается во искушениях, которые приключаются с нами не по нашей воли. Так как в этих искушениях нет удовлетворения нашему духу самости и гордыни.

А то, что мы делаем сами, по своей воли (различные подвиги), то они не чужды самости и гордыни, тщеславия, то есть душевного сладострастия. А это уже - бесовский подвижник, идуший по пути духовной прелести.

«Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбью, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.51).

А особенно это изречение свт.Игнатия касается нашего времени, по причине всеобщей одержимости духом самости и гордыни, по причине преобладания этого духа наиболее в наши времена.

Одержимые этим духом, духовные слепцы, ничего этого не видят, а потому и заходят в состояние ложного акетизма, ложного подвижничества. И думая, что они идут к Богу, на самом деле, в реальности, они идут по пути погибели. И других духовных слепцов, которые принимают все это за истину, увлекают, следом за собою, по пути погибели.

«Однажды старец пришел к старцу. Хозяин сказал ученику своему: приготовь нам немного чечевицы и намочи сухарей. Ученик сделал это. Между тем старцы занялись духовною беседою и пребыли в ней до шестого часа (двенадцатого по полуночи) следующего дня. Старец-хозяин опять сказал ученику: сын! приготовь нам немного чечевицы. Ученик отвечал: она приготовлена еще вчера. Старцы встали, вкусили пищи.

Из этой повести видны: крепость телосложения древних иноков, и то духовное состояние, которого они достигали. Способно к подобным действиям гордостное разгорячение и несчастное самообольщение. Они-то ныне и встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это. Тем более нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, – не к безрассудному, греховному, гордостному подражанию, не к повреждению себя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.69).

Тщеславие, показуха, фарисейство и жажда чудес

Аноним:  В социальной сети под названием "Фейсбук" появилось вот такое интересное сообщение: «Сегодня был на такой интересной евангелизации ... гнули сковороды, разрывали толстые справочники, скручивали 14 арматуру.. и потом проповедь Евангелия ! Простые и интересные ребята ! ;)) ..ребята бывшие реабилитанты - у них сильное свидетельство - как они были еле живыми, а теперь арматуру гнут. Молодцы ! Оч эффектная евангелизация получается !».
Как можно рассматривать данное предприятие, благовестие на основании силы реабилитантов-наркоманов, когда ап.Павел говорил, что сила Божия в немощи совершается, по свидетельству самого Господа."2Кор.12:9 Но Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".


О.Серафим:«Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы [что сказать] тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем» (2Кор.5:12).
«"Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами" (ст. 12). Смотри, как он всегда предупреждает подозрение в мнимом самохвальстве, – потому что ничто так не оскорбляет слуха слушателей, как рассказ чего-либо великого и необычайного о себе самом. Но так как он вынужден был сказать о себе нечто такое, то и поправляет себя, говоря: "Мы делаем это для вас, а не для себя, – чтобы вы имели, чем хвалиться, а не мы"; но и это не без цели, а по причине лжеапостолов, почему и прибавляет: "тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем". Видишь ли, как он отвлек их от лжеапостолов и привлек на свою сторону, показав, что и сами коринфяне желают воспользоваться случаем, чтобы защитить его и отвечать за него тем, которые его порицали? "Не для того, – говорит, – чтобы нас хвалили, говорим это, но для того, чтобы вы могли свободно говорить за нас, – что доказывает вместе и великую любовь его к ним, – и не для того, чтобы вам хвалиться только, но чтобы вас не обманывали более". Так, впрочем, открыто он этого не сказал,  а выразил то же другими словами, более умеренными, и не делая им упрека, говоря: "дабы имели вы", чем похвалиться "тем, которые хвалятся лицом". И это он заповедует им делать не просто и без всякой нужды, но когда лжеапостолы будут превозноситься, потому что он везде соображается с обстоятельствами. Итак, не для своей славы он говорит это, но чтобы заградить уста лжеапостолам, ко вреду коринфян хвалящимися своими делами. Но что значит – "лицом"? Хвалиться наружными делами, совершаемыми напоказ. А лжеапостолы были действительно таковы, и все делали из любочестия; будучи пусты в душе, – хотя имели вид благочестия, и казались достойными почтения, – были чужды добрых дел. "Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас" (ст. 13). "Если, – говорит, – мы возвещаем что-либо великое о себе (это называет он "изумлением", или, как в других местах, "безумием"), то делаем это для Бога, чтобы вы, считая нас немощными, не возгордились и не погибли; если же говорим что смиренно и с уничижением, то делаем это для вас, чтобы вы научились смиренномудрствовать". Или слова его имеют такой смысл: "Если кто считает нас безумными, мы надеемся за то получить награду от Бога, за Которого мы подпадаем такому подозрению, если же кто почитает нас смиренномудрыми, тот и сам пусть  научится от нас смиренномудрию"» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 2Кор.5:12, Беседа 11).

«Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня» (2Кор.12:11).
«Окончив речь о похвалах себе самому, (апостол) не остановился на этом, но снова защищается, и просит извинения в сказанном, говоря, что это сделал он по необходимости, а не по собственной охоте. Впрочем, несмотря и на необходимость, называет себя неразумным. Вначале говорил: "примите меня, хотя как неразумного", или: "как бы в неразумии"; а теперь, отбросив "как", прямо называет себя неразумным. Он достиг своею речью желаемого, и потому уже смело и без пощады нападает на этот недостаток, научая всех никогда не хвалиться без нужды, когда уже он, Павел, даже и по нужде похвалившись, назвал за то себя неразумным. Потом и всю вину сказанного слагает не на лжеапостолов, но на учеников: "вы меня, – говорит, – к сему принудили. Если бы (лжеапостолы) хвалились, но тем не вводили бы вас в заблуждение и погибель, то я не дошел бы до того, чтобы дозволить себе такие слова. Но так как они растлили всю церковь, то, заботясь о вашей пользе, я принужден был сделаться неразумным"» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 2Кор.12:11, Беседа 27).

***

«Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется пред сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное, и на тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой; он любит, чтоб и милостыня его, и пост его, и молитва его имели свидетелей. Он не может быть учеником Господа Иисуса, повелевающего последователям Своим пренебрегать славою человеческою, идти путем уничижения, лишений, страданий. Крест Иисуса служит для фарисея соблазном. Ему нужен Мессия, похожий на Александра Македонского, или Наполеона I-го, с громкою славою завоевателя, с трофеями, с добычею!..
Фарисей, будучи чужд Бога, имеет нужду казаться пред людьми служителем Бога; будучи исполнен всех беззаконий имеет нужду казаться пред людьми добродетельным; стремясь удовлетворить своим страстям, он имеет нужду доставить поступкам своим благовидность. Для фарисея необходима личина. Отнюдь не желая быть истинно благочестивым и добродетельным только желая считаться между людьми за такого, фарисей облекается в лицемерие. Все в нем — сочинение, все — вымысел! Дела, слова, вся жизнь его — ложь непрестанная… Фарисей, заботящийся казаться праведным пред человеками, по душе будучи чадо сатаны, уловляет из Закона Божия некоторые черты; украшает себя ими, чтоб неопытный глаз не узнал в нем врага Божия и, вверившись ему, как другу Божию, соделался его жертвою» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«Фарисей»).

«Фарисейство не только соделывает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло душе его, к его осуждению пред Богом.
Изобразил это Господь в притче о фарисее и мытаре молившихся вместе во храме Божием (Лук.18). Фарисей, смотря на себя, не находил причин к покаянию, к ощущению сердечного сокрушения; напротив того он находил причины быть довольным собою, полюбоваться собою. Он видел в себе пост, подаяние милостыни; но не видел тех пороков, которые видел, или думал видеть в других, и которыми соблазнялся… Фарисей, в самообольщении своем, приносит за свое душевное состояние хвалу Богу. Он скрывает свое превозношение, и оно скрывается от него, под личиною благодарения Богу. При поверхностном взгляде на Закон, ему казалось, что он – исполнитель Закона, благоугодный Богу. Он забыл, что заповедь Господня, по выражению Псалмопевца, «безмерно обширна», что пред Богом самое «небо нечисто» (Иов.15:15), что Бог не благоволит о жертвах, ни даже о всесожжении, когда им не сопутствуют и не содействуют сокрушение и смирение духа (Пс.50), что Закон Божий надо насадить в самое сердце для достижения истинной, блаженной, духовной праведности. Явление этой праведности начинается в человеке с ощущения нищеты духа (Пс.39:9, – Матф.5:3)» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«Фарисей»).

***

«Господь преподал учениками Своим поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, – поведение, из которого должна светить чистая добродетель и небесною красотою своею привлекать к себе взоры и сердца человеков. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). Фарисеи, напротив того, желали лишь казаться праведными, заботились только о том, чтоб выставить и выставлять себя слугами Бога пред обществом людей, пред массою, обыкновенно малоразборчивою. И ныне можно видеть, что фарисеи прибегают ко всевозможным изворотам, чтобы дела их, имеющие наружность добрых, блистали как можно ярче пред глазами людей, а злодеяния были извинены политическою необходимостью, личиною правосудия и мудрой предусмотрительности, желанием предупредить допущением меньшего зла зло большее и прочими оправданиями, так обильно источающимися из сердца, наполненного лукавством. Господь воспрещает такое поведение в весьма сильных выражениях. «Вы, говорит Он, выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). Фарисеи старались прикрывать оправданиями свои душевные страсти, действия, плоды их. Душевные отрасти, под сению и прохладою оправданий, обыкновенно пускают глубокие корни в душу, соделываются дебелым древом, обнимая ветвями всю деятельность человека, то есть, проникая во все его мысли, во все чувствования, во все действия. Святой Пимен Великий сказал: “если греховной воле человека помогут оправдания: то он развращается и погибает (Алфавитный Патерик).
При поведении, в котором не ищется бескорыстно добродетель пред очами Бога, но ищется слава добродетели пред очами людей, в их ничтожном мнении, непостоянном, переменчивом, – человек неспособен познать веры христианской, принять учение Христово, для чего нужно сердце, признающее себя грешным, исповедывающее грех свой. «Как вы можете веровать, говорит Спаситель фарисеям, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Иоан.5:44). Господь отъемлет в учениках Своих всякую пищу для тщеславия. Он хочет, чтоб жертвенник сердечный был очищен от скверного кумира, от всего, что принадлежит к кумирослужению. Господь заповедует совершать все добрые дела в тайне. И милостыня, по завещанию Его, да будет в тайне! и пост да будет в тайне! и молитва — в затворенной клети! Добрые дела наши должны быть сокрыты не только от человеков, но и от нас самих, чтобы не только человеки не растлевали душ наших похвалами, но и самое сердце наше не льстило нам, и не прелюбодействовало, нарушая святой союз со святым смирением. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Этого мало! Господь повелел отвергнуться себя в кратковременной земной жизни, попрать все оправдания, всякую правду для правды евангельской. В чем состоит правда евангельская? в страданиях, в кресте! Сюда призывает ученика Своего Спаситель! здесь Он чинит разбор между званными! здесь отделяет плевелы от пшеницы! здесь знаменует Своею печатью избранных! «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:38,39)» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«Фарисей»).

***

«Страшное бедствие – отсутствие в человеке истинного Богопознания: оно принимает дела диавола за дела Божии. Пред вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, – «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24:24)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Симон-волхв удивлял чудесами слепотствующий народ, который признавал действовавшую в нем силу сатаны великою силою Божиею (Деян. 8:10)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления; немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией. Антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно (преп.Ефрем Сирин, т.2, Слово 38, «Об антихристе»). Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Откроет антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра зрелище поразительных чудес, необъяснимых современною наукою; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой; удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость; все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок.13:8)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

***

«Стремление к совершению чудес очень порицается Святыми Отцами: таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душою самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

««Дерзающий и молящий Бога о совершении чего-либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтобы чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестью своею. Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога – бедственно. Поистине неправеден тот, кто желает этого…
Истинные праведники не только не желают быть чудотворцами, но и когда дается им дар чудотворения, отказываются от него. Они не только не хотят этого пред очами человеков, но и в себе, в тайне сердец своих…
Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина» (св.Исаак Сирский, Слово 36-е. По переводу старца Паисия)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Из этого святого размышления вытекает заключение, что желающие совершать знамения, желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

***

«Человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

С любовью во Христе, о.Серафим.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допустимые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.