Оглавление:
Как понимать слова «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20)
Обличение защитников монашества посреди соблазнов
Об исключительном пути и подражании ему
Монахи приспособленцы и некоторые основные принципы монашества
О монашестве, общем нравственном предании Церкви и исключениях
О последних монахах
Лукавое отвлечение внимания от проблемы современных монашествующих. Дух фарисейский отверг Христа и примет антихриста
Что делать? Выход из создавшегося положения
Узаконенное беззаконие
Как понимать слова «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20).
Аноним: Объясните, пожалуйста, почему не верно толкование слов «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» в том смысле, что, вот, мир такой развращенный, но монахов Господь покроет, ибо «преизобилует благодать», и был ведь Иоанн Кронштадский, и что последние монахи претерпят искушение и будут выше древних, Бог даст сил и т.п.; а в лес мы не пойдем — мы немощные и не сможем. И так далее…
О.Серафим:Вот эти слова ап.Павла, приведенные в контексте:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.5:12-21).
А вот толкование свт.Иоанна Златоуста на эти слова:
«А что были дарованы блага более многочисленные и был истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи, это (апостол) показал словами: “Дар благодати – к оправданию от многих преступлений” (Рим.5:16). Отсюда, с необходимостью доказывается и то, что смерть исторгнута с корнем. А так как (апостол) сказал, что первое было больше второго (т. е. благодатью даровано больше, чем сколько повреждено грехом), то нужно было доказать опять и это. Потому он сперва сказал, что если грех одного умертвил всех, тем более может спасти благодать одного; после этого он раскрыл, что благодатью истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи, даже не только истреблены грехи, но и дарована праведность, и Христос не только принес исправление в том, что повредил Адам, но и совершил нечто гораздо большее и высшее. Когда (апостол) объяснил это, то опять здесь является нужда в дальнейшем доказательстве. Как же он раскрывает это? “Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа” (Рим.5:17). Смысл этих слов таков. Что вооружило смерть против всей вселенной? То, что только один человек вкусил от древа. Если же смерть приобрела такую силу чрез преступление одного, то как скоро найдутся некоторые, получившие благодать и праведность, несравненно превосходящие тот грех, то каким образом они могут оставаться повинными смерти? Потому (апостол) не сказал здесь: благодать, но: “обилие благодати”, потому что мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше. Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою. Все это Павел и назвал избытком благодати, показывая, что мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда все они открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени. Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника своего в темницу и не только его самого, но, по вине его, и жену его, детей и слуг, а другой, пришедши, не только внес бы те десять оволов, но еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти я сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий — тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах. Также случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров. На это и намекнул Павел, сказавши, что “приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа” (Рим.5:17)…
Так как некоторые иудеи были завистливы, распущены и нерадивы к собственным дарам, ради этого и дан был им закон, который бы сильнее обличал их, ясно показывал, в каком они находятся состоянии, и, увеличив обвинение, сильнее их обуздывал. Но не бойся: все это послужило не к большему наказанию, но к явлению большей благодати. Потому (апостол) присовокупил: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5:20). Не сказал: изобиловала, но: “стала преизобиловать”. Благодать не только освободила от наказания, но и даровала отпущение грехов, жизнь и другие блага, о которых мы многократно упоминали; это подобно тому, как если бы кто одержимого горячкою не только избавил от болезни, но сделал красивым, сильным и уважаемым, или голодного не только накормил, но и сделал его господином многих владений и возвел на высочайшую степень власти. А каким образом умножился грех? спросишь ты. Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился. Понял ли ты, какое различие между законом и благодатью? Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара…
Грех лишил нас настоящей жизни, а явившаяся благодать даровала нам не только настоящую, но и бессмертную и вечную жизнь. Виновником же всего этого был для нас Христос. Потому, имея праведность, не сомневайся касательно жизни: ведь праведность выше жизни, так как она — матерь ее. “Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак” (Рим.6:1)…
Итак, он доказал, что благодать вполне достаточна для уврачевания и великих грехов. Но все же для неразумных эти слова могли показаться побуждением ко греху. Если, могли бы они говорить, благодать явилась в большей мере, когда мы много и согрешили, то не перестанем грешить, чтобы обильно являлась и благодать. Чтобы они этого не говорили и не думали, смотри, как (апостол) устраняет их возражение, — сначала запрещением, сказав: “Никак”, как обыкновенно выражается о чем-нибудь по общему признанию крайне нелепом, а потом приводит неопровержимое доказательство. Какое же? “Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?” (Рим.6:2)…
Что же значит — сделаться мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться его. Хотя крещение и совершило это однажды, то есть, умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу. Хотя в других местах (апостол) говорит, что умер самый грех, но там он говорит это, желая показать легкость достижения добродетели; здесь же, чтобы скорее возбудить слушателя, к нему самому относит смерть. Потом, так как сказанное было неясно, то он опять объясняет то же самое, пользуясь выражениями более сильными. “Неужели не знаете”, братья, — говорит он, — “что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть” (Рим.6:3-4). Что значит: “крестившиеся … в смерть Его”? То, что и мы должны умереть, как Он, потому что крещение есть крест. Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении Христос умер и погребен плотью, а в нас умер и погребен грех…
Но хотя грех и истинно в нас умирает, однако же, нужно опять содействие и с нашей стороны. Потому (апостол) присовокупил: “Дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим.6:4). Здесь вместе с попечением о жизни (апостол) прикровенно говорит и о воскресении. Как же? Ты, спрашивает (апостол), уверовал тому, что Христос умер и воскрес? Потому верь и собственному воскресению, так как и в этом ты уподобляешься Христу, — и тебе предлежат крест и гроб. Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в воскресении и жизни; когда ты освобожден от большего, т. е., от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е., в уничтожении смерти. Но (апостол) пока предоставляет слушателям обсуждать это по собственному разумению, а сам, в ожидании будущего воскресения, требует от нас иного воскресения, именно новой жизни, заключающейся в перемене нравов настоящей нашей жизни. Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец — милосердным, жестокий — кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего. В каком же смысле это есть воскресение? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская. А всякий раз, как слышишь о новой жизни, разумей великую перемену и большое превращение.
Но мне остается плакать и тяжко воздыхать, когда представлю, с одной стороны, какого великого любомудрия требует от нас Павел, а с другой, какой беспечности мы предали себя, возвращаясь после крещения к прежней старости, поворачивая опять в Египет и вспоминая после манны об египетском чесноке. Через десять или двадцать дней по принятии крещения мы уже переменяемся и снова беремся за прежние дела. Павел требует от нас доброго поведения не на известное число дней, а на целую жизнь нашу, мы же возвращаемся на прежнюю блевотину, даже после юности, полученной от благодати, уготовляя себе прежнюю старость от грехов. Ведь любовь к деньгам, служение гнусным страстям и всякий вообще грех обыкновенно делают старым всякого совершающего их, а ветхое и состарившееся близко к разрушению. Невозможно, подлинно невозможно видеть, чтобы и тело изнемогало от времени так, как портится и ослабевает душа от множества грехов. Она впадает в крайнюю болтливость, говорит невнятно, как старики или безумные, страдает притуплением внешних чувств, поражением членов тела, забывчивостью и гноетечением из глаз, становится отвратительною для людей и вполне пригодной для диавола. Таковы души грешников. Но не таковы души праведников, а юны и бодры, пребывают всегда в полном расцвете возраста, всегда готовы ко всякой борьбе и брани; души же грешников, когда подвергаются и слабому нападению, обыкновенно тотчас падают и погибают. Это выразил пророк, сказав, что “они — как прах, возметаемый ветром” (Пс. 1:4), так непостоянны и подвержены всякому нападению живущие во грехах» (свт.Иоанн Златоуст, «Беседы на послание к Римлянам», Беседа 10).
Итак, если внимательно прочитать это толкование свт.Иоанна Златоуста, то станет понятным как надо понимать слова ап.Павла «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). Но если кто-то невнимательно прочитал и не понял, а кому-то мешает уловить смысл – его ложное убеждение в отношении смысла этих слов, то объясняю.
В этих словах ап.Павла, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20), речь идет о том даре Благодати, который был дан всему миру через Христа, начиная со дня сошествия Святого Духа на Апостолов. В ветхозаветный период времени был дан закон, который изобличил грех, невидимый для многих. И так как, грех стал лучше видимым, по причине обличающего его закона, то он как бы умножился. Умножился не в том смысле, что его стали делать больше, а в том смысле, что закон стал его изобличать. А раньше, делая то же самое, его не видели, то есть, не считали это за грех. А так же, если кто-то, зная закон, продолжает упрямо творить грех, находя себе самооправдание, то он больший творит грех, по сравнению с не знающим закона и делающим то же самое. У знающего и не знающего закон различная степень греха, – тот и другой подлежат наказанию за грех, но в разной степени. – Они получат вечные мучения, но в разной степени.
И вот, несмотря на умножение греха (по причине данного закона, изобличающего грех) дана преизобильно Божественная благодать, через Христа, которая изгоняет грех и умерщвляет его, как бы мы не согрешили. Но Благодать совершает это внутри нас, при условии: если мы приносим истинное покаяние, вставая на путь правильно-проходимой внутренней духовной жизни, которая и направлена на искоренение страстей и избавление от власти первородного греха. То есть, словами «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20), ап.Павел «доказал, что благодать вполне достаточна для уврачевания и великих грехов» (свт.Иоанн Златоуст, «Беседы на послание к Римлянам», Беседа 10). – Приходи всякий, кайся, исправляй свою жизнь, изменяй свое душевной состояние, свои желания и чувства, с греховных на богоугодные. И как бы ни были велики твои грехи, Благодати достаточно для того, чтобы все это покрыть; и даже более, – даровать тебе спасение. Вот таков смысл этих слов ап.Павла.
Обличение защитников монашества посреди соблазнов.
Итак, этот дар Благодати, начиная с сошествия Святого Духа на Апостолов, имели все христиане, начиная с первых веков христианства, в том числе и монахи. Но никому в голову из Святых Отцов не приходило то, чтобы оправдывать жительство перед лицом соблазнов, ссылаясь на слова ап.Павла «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20). Почему? Потому что они имели ум смиренномудрый, а не лукавый, зараженный плотским мудрованием, как у защитников современного нам монашества, живущего посреди соблазнов. И понимали они эти слова в том смысле, в каком их сказал ап.Павел, но совсем не в том, как их приводят защитники монашества, живущего посреди содомо-гоморских соблазнов современного мира. Такое применение этих слов ап.Павла и других из Св.Писания и Предания, – для оправдания современного монашества, живущего посреди содомо-гоморских соблазнов, – называется благовидными бесовскими предлогами для сокрытия зла, которые они не могут различить по причине неправильно-проходимой духовной жизни, на основании духа самости и гордыни, в духе самоуверенном и самонадеянном.
То есть, монашеская жизнь начинается с опытного познания немощи своего естества, которое является общим для всех людей. И это осознание своей немощи и не возвышение себя перед всеми другими людьми, в отношении естества, является самым первым и важным шагом на пути монашеской жизни, так как надо заложить верное основание для последующего монашеского жительства. В изречениях Святых Отцов, по данному вопросу, видно опытное познание и ощущение своей немощи, на основании которой и совершается законное подвизание, приводящее к духу сокрушенному и смиренному, ибо «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50). И потому-то, их подвижничество было истинным и непрелестным и приносило истинные плоды духа.
Современные же «подвижники», из одних своих заявлений, по данному вопросу, обнаруживают свое самомнение и отсутствие смиренномудрия. Этим они свидетельствуют о том, что их подвизание проходит на основании духа самоуверенного и самонадеянного, на основании духа самости и гордыни. И на этом ложном основании они проходят свое подвизание, которое и приносит им ложные плоды духа, приводя их к самообольщению и духовной прелести, соделывая их волками в овечьей шкуре, бесовской сетью для духовных слепцов.
Но «все здание спасения» «зиждется», только «на познании и сознании немощи» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50), рождающейся опытным путем. Ибо «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (преп.Исаак Сирин, сл.61). То есть, в нем неизбежно будет самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, – дух самости и гордыни, дух само-утверждения. Вот почему, «Блажен человек, познавший свою немощь: потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, письмо 14). Этот весьма опасный путь – и есть путь самости и гордыни, приводящий к самообольщению и духовной прелести. Вот на этом пути и находится современное монашество, пребывающее посреди содомо-гоморских соблазнов, по причине отсутствия у него опытного познания и сознания немощи своего естества. А отсюда – у него нет смиренного и сокрушенного духа перед Богом, перед Его Божественной волей. А вместо этого – дух самоуверенности и самонадеянности, возвышение себя перед мирскими людьми, в отношении естества, дух самости и гордыни, лежащий в основании вот такого современного монашеского жительства. Современное монашество, посреди содомо-гоморских соблазнов, – это новозаветные фарисеи и лицемеры, которые участвуют в приведении всего мира к антихристу, сознательно или несознательно (по причине духовной прелести и слепоты).
Об исключительном пути и подражании ему
Св.Иоанн Кронштадский не принимал никаких обетов, так как не был монахом, а был женат. А то, что вступал он в половые отношения когда-то со своей женой или не вступал, – это уже являлось их личным делом, о котором знает только Бог. Но возможность эта была всегда, и это не являлось бы для них грехом, так как они не были монахами, а официально были мужем и женой.
Внешний путь св.Иоанна Кронштадтского – это есть путь исключения из общего правила. Других, подобных св.Иоанну Кронштадтскому, за всю историю церкви можно насчитать единицы. Это и свидетельствует о том, что это не может являться, чисто внешне, образцом подражания для всех. Точно так же, как подвиг преп.Марии Египетской чисто внешне не может являться образцом для подражания, так как это является исключением из общего правила. Исключения из общего правила, во внешнем подвизании, всегда совершаются по промыслу и воле Божией. Бог Сам избирает для этого конкретного человека, по своему Божественному предведению, по той причине, что Он предвидит необыкновенное самоотвержение и решимость этого человека, в отсечении своей воли перед волей Божией. И при этом, каждому периоду времени соответствует свое внешнее выражение этого призвания, в соответствии с тем, чего хочет Бог.
А все остальные, которые пытаются внешне подражать этим исключительным случаям, исходят из духа самоуверенности и своего самомнения, так как на это нет воли Божией, в отношении всех остальных. Это называется у Св.Отцов самочинным подвижничеством, которое совершается тогда, когда на это нет воли Божией. Но подражатели этого не видят, так как они не постигают волю Божию, какова она в данную эпоху и времена, при определенных жизненных обстоятельствах. Они не видят того, что внешние выражения воли Божией различествуют, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, душевного и физического состояния людей. Они не постигают волю Божию, по причине своей духовной слепоты, которая образуется у них из состояния духовной прелести, в которой они находятся по причине одержимости духом самости и гордыни. Поэтому-то, их внешнее подражательство является подражательством не к месту, не к времени, и является не добродетелью, а благовидным бесовским предлогом, на который они уловляются по причине своей духовной слепоты.
Мне приходилось в жизни встречать или слышать о некоторых, которые начинали внешне подражать св.Иоанну Кронштадтскому, и они заходили в состояние духовной прелести. А так же, во времена св.Иоанна Кронштадского не было таких соблазнов, как сейчас. И так как разная эпоха и жизненные обстоятельства, то и воля Божия различна.
Монахи приспособленцы и некоторые основные принципы монашества
Аноним: Как же сейчас монаху уйти из монастыря? Он разучился быть в мире, в обществе, забыл профессию; его пугают, что впадет в грехи страшные (зависимости, которые были до монастыря, но в нём исчезли), что тяжело жить в городе, работать, да и жениться-то он соберется, а найдет ли жену — ещё вопрос. Обещают, что это льстивые обещания сатаны, который заманивает в мир, а там вместо злата — достанется блато. Что нужно смиряться и стараться бороться, а не бегать, да и обратно его уже не возьмут.
О.Серафим: В этом вопросе явно видно абсолютное непонимание, что такое монашество, непонимание законной борьбы со страстями.
Здесь описаны не монахи, а приспособленцы, которые просто поймались на чувстве ложного покоя и находятся в состоянии духовной прелести. И смысла от пребывания в монастыре для них никакого нет, так как они все равно погибают.
Истинный монах – это истинный христианин, которого должны все пинать, оскорблять, унижать, вплоть до смерти. И потому ему не страшна никакая жена, а тем более оскорбления, унижения и поношения по работе.
А если он не может со смирением понести немощи ближних, жены и т.п., то он даже и не христианин. Это просто клоун, который носит одежду монашескую.
А те монахи, которых вы здесь описали, то это даже и не христиане. Дай Бог им хотя бы стать христианами, чтобы прийти к спасению.
«В досточудной «Лествице» преп. Иоанна, игумена Синайских монахов, высказываются такие основные принципы монашества: «Пей поругание, как воду», и – «погибни тот день, в который тебя не ругали». Или как в связанном контексте «Лествицы» сказано: «Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорил». И не бил, надо добавить, не причинял всяких гадостей, не разносил клевету и прочее, смотря по духовной силе подвижника» (еп. Варнава (Беляев), «Тернистым путём к небу»).
О монашестве, общем нравственном предании Церкви и исключениях.
Аноним: Есть несколько примеров из житий святых, где отшельник жил в одной келии с молодой благочестивой женщиной, а другой даже не брезговал ходить в блудный дом, как преп.Виталий монах, чтобы спасти душу, которая была способна к покаянию. Тут еще море пищи для размышлений. Поэтому и в наше время можно спасаться монахам, священникам-монахам и монахам-епископам, посреди этого развращенного и содомо-гоморского общества, оставаясь монахами.
о.Серафим: Эти случаи есть исключение из обще-церковной практики. В Церкви существуют такие понятия, как общий путь и исключение из общего правила. Есть общее нравственное учение Церкви, но из него бывают исключения. И эти исключительные случаи из жизни Церкви возводить в общее церковно-нравственное учение для всех – это есть дух самоуверенности и самомнения, который приводит, в итоге, к духовной прелести. Это дезориентация всех и направление на путь самоуверенности, на путь духа самости и гордыни, который ведет в погибель. Точно так же в Московской Патриархии и других церковных организациях во всю процветает лже-старчество и лже-послушание, которое при этом для своего оправдания ссылается на исключительные случаи из жизни древних подвижников.
Вот что по поводу понятий об общем нравственном учении Церкви и исключениях из общего правила пишет свт.Игнатий Брянчанинов в главе о послушании:
«Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руководствовались советами духоносных отцов, так же назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, – сказал святой Исаак Сирский, – вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка».
Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола. «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:10–12). «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29), сказал Господь, Само-Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеют права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которым они погубляют ближних. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действовала через грешников, совершая спасение этих грешников.
В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь ограбить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и при шел в этот монастырь. Монахини приняли его как одного из святых отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил, против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее, и напоили водою, которою омыты ноги странника. Больная немедленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца. В житии святого Феодора, епископа Эдесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаянною супругою Адера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвижническою жизнию достигла святости. Такие события – исключения.
Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания.
В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть Священное Писание и Писания отеческие. Апостол Павел решительно говорит: «Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучаться вам от всякого брата, бесчинно ходящего, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол.3:6).
Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в Писаниях Святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным, очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.12).
Как видим, свт.Игнатий изложил здесь правильное понятие об отношении к общему нравственному учению Церкви и об исключениях из него. А так же, какое должно быть понимание и отношение к примерам из житийной литературы, где присутствуют явные исключения из общего правила, по отношению к нравственному преданию Церкви.
Как относиться к тем примерам из житий, подобно преп.Виталию монаху, который ходил в публичный дом и выводил оттуда блудниц, приводя их к покаянию (единственный случай, ну может быть где-то есть еще один, из истории церкви), или преп.Симеону палестинскому, юродивому (житие 21 июля), который катался верхом на блудницах, и они пытались его возбуждать, но ничего у них не получалось. Но он достиг такой степени бесстрастия после 29 лет пустыни и вышел из нее только лишь по воле Божией, так как ему об этом открыл Сам Бог. А брат его Иоанн, после стольких же лет жительства в пустыни, сказал, что я не пришел еще в такую меру; и поэтому не пошел в мир, по причине сознания своей немощи, а остался до конца своих дней в пустыне, так как в его случае не было конкретно повеления Божия, воли Божией на жительство перед лицом соблазнов. Как относиться к подобным примерам внешнего подвижничества и нравственного предания Церкви?
О таких случаях и сказал свт.Игнатий, что «Такие события – исключения». И что если мы «будем эти события принимать в образец подражания», то «поступим очень неправильно».
Почему поступим неправильно, если будем подражать всему этому? – Потому что, говорит он: «Эти случаи вне общего порядка и правила», – вне общего нравственного предания церкви.
Но скажут, что надо иметь простую веру и Господь подаст, и что можно достичь того же самого, как и эти подвижники, в этих исключительных случаях. Но что говорит свт.Игнатий по этому поводу – «Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит».
А как же тогда смотреть на все эти случаи? – Свт.Игнатий отвечает: «Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде».
А почему это так? – Потому что «Образ действия Промысла Божия, – сказал святой Исаак Сирский, – вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка».
Какого же общего нравственного порядка нужно держаться нам? – «В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть Священное Писание и Писания отеческие. – … нравственное предание Церкви».
Вот по какому пути мы должны идти, по слову свт.Игнатия, ибо «вера в ложь и в бесовскую прелесть губит», т.е. такая неправая вера приводит людей к духовной прелести и самообольщению.
А каково же общее нравственное предание Церкви в отношении монашества перед лицом соблазнов? — «Такова сила соблазна, когда пред ним встанет инок лицом к лицу. Дар исцелений не остановил от впадения в блуд; тело, умерщвленное для греха старостью, недугом и продолжительным иноческим подвигом, снова ожило, будучи подвергнуто непрестанному или частому действию соблазна. – Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов!
Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности; и охранять себя от влияния на нас соблазнов» (свт.Игнатий Брянчанинов,т.5,гл.5 «О хранении себя от соблазнов»).
«Живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется» ( свт.Игнатий Брянчанинов т.5,гл.30). – Вот оно! – общее нравственное учение и предание Церкви о жительстве монашествующих перед лицом соблазнов!!!
Эти слова, сказанные свт.Игнатием Брянчаниновым, есть истина. Они сказаны Духом Святым. В этих словах выражено общее предание Церкви по данному вопросу. И кто не будет слушать их, тот после пожнет горькие плоды.
Нельзя быть монашеству перед лицом соблазнов; и самое первое правило для монашествующих, — это удаление от соблазнов. Современное же монашество, игнорируя общее нравственное предание Церкви по данному вопросу, именно поэтому деградировало и низверглось, перед лицом современных содомо-гоморских соблазнов. И превратилось в язву для христианства, помогая его уничтожению: «Заразная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, – усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться. Не желают слушать. Возгласят события» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам», п.192).
***
Никто из Святых Отцов не учил тому, что монахи должны жить посреди соблазнов, претерпевая искушения, так как они за это мол получат венцы! Нет такого учения в общем нравственном предании Церкви, которое бы научало и наставляло как жить монахам посреди блудных или содомо-гоморских соблазнов! Это новшество, – современных ложных монашествующих подвижников, идущих по пути духовной прелести, – которое идет вразрез с общим нравственным преданием Церкви и Святых Отцов, по данному вопросу. Так как, естество человеческое одно и одинаковое у всех, поэтому-то Святые Отцы, пройдя и изведавши все опытным путем, изложили и оставили для монашествующих общее нравственное учение по этому вопросу: «Все святые отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не переставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом… Вознамерившиеся победить естество, поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.31 «О чистоте»).
***
Сколько народа погибло и заблудилось, и до сих пор погибают и блуждают, по причине вот таких вот неправильных понятий, в отношении общего нравственного учения Церкви и исключений из него, – когда все это смешивается вместе, в одну кучу. Это относится, в том числе, и к жительству монахов, священников-монахов и епископов посреди соблазнов, а особенно посреди современных ужасных соблазнов, в этом содомо-гоморского обществе.
Можно следом за свт.Игнатием сказать, что «напрасно будут указывать нам» на эти исключительные случаи о подвижниках, перед лицом соблазнов, ибо «Эти случаи вне общего порядка и правила». И если кто-то будет брать эти случаи в пример и подражание, веруя что и он может так же как эти подвижники, то это будет, по слову свт.Игнатия, «вера в ложь и в бесовскую прелесть», которая и приводит их к самообольщению и духовной прелести.
Поэтому, ссылаться на примеры исключений из истории Церкви перед лицом соблазнов, для оправдания внешнего подражания им, это есть ни что иное, как дух самоуверенности, самомнения и гордыни, – что и ты, мол, можешь точно так же, как это бывало и в этих исключительных случаях. – Это обнаруживает отсутствие опытного познания своей немощи, от которой является дух сокрушенный и смиренный перед Богом, лежащий в основании непрелестной духовной жизни. Это свидетельствует об одержимости духом самости и гордыни, который идет против общего нравственного предания Церкви, в этом вопросе, против воли Божией. И это особенно касается современного периода времени, в котором процветают содомо-гоморские соблазны, обилие которых увеличивается с каждым годом. И из-за пренебрежения общим нравственным преданием Церкви по этому вопросу уже образовалось содомо-гоморское или антихристово монашество, которое помогает в воспитании фарисеев и лицемеров, на пути приведения всего мира к антихристу.
О последних монахах.
Последние монахи уже закончились давным-давно, еще в 19-м столетии. О чем и засвидетельствовал тот же свт.Игнатий Брянчанинов: «Вы поняли, что Бог открыл Вам на поприще Богом установленного монашеского подвига, который отъемлется с лица земли по неисповедимым судьбам Божиим, пред которыми надо нам благоговеть и безмолвствовать. На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не собственным изобретением человечества» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 41).
«Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно – великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).
«Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 13).
«Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п.49).
«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50).
«Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503). И это в первой половине 19-го столетия!
В дальнейшем, истинных монахов встречались единицы. А в наше время уже нет никаких истинных монахов, остались только ряженные в монашеские одежды, но совершенно не имеющие никакого понятия о монашеской жизни. Они находятся в состоянии иллюзий. Ну и, может быть, уже доживают свой век два-три истинных монаха, где-нибудь на Афоне, вдали от соблазнов. Но они абсолютно не могут наставлять людей живущих посреди мира, так как сами, опытным путем, не изведали что такое современный мир. А кто сам опытным путем не жил и не подвизался посреди современного мира, тот и других, живущих посреди этого мира, не сможет верно наставлять.
Лукавое отвлечение внимания от проблемы современных монашествующих. Дух фарисейский отверг Христа и примет антихриста
Аноним: Обличая монашествующих педерастов, педофилов и блудников, вы задеваете их за живое. Они вам могут мстить.
О.Серафим: Конечно, в своих беседах, где обличается всякое извращенчество, я задеваю кого-то, как говорится за живое. И если не слушать те понятия, которые я раскрываю и говорю, а болезненно на это реагировать, то это говорит о том, что данная тема этих людей не интересует, и они хотят совсем другого, — до чего-то докопаться, чтобы не исследовать эту тему, заболтать ее, зацикливая внимание всех совсем на другом и сказать, что все это, мол, ерунда. И в конечном итоге, зациклив всех на чем-либо отвлеченном, преподнеся незначительные и несущественные какие-либо моменты в выгодном им свете, начать оцеживать комара, незаметно заставляя всех проглотить верблюда.
Ведь такое зацикление на чем-либо несущественном — это и есть отвлечение внимания от проблемы, отцеживание комара, для того чтобы увести внимание от этой проблемы и, таким образом, заставить всех, под предлогом праведной ревности о благочестии, незаметно проглотить верблюда, то есть заболтать эту проблему и сделать ее, как бы несуществующею или незначительною.
Если кому-то не безразлична эта проблема, и он возмущен до глубины души тем, что творится в МП, то он и будет стараться обратить внимание всех на эту проблему, чтобы таким образом, обличая порок и нечестие, предупреждать других, чтобы они не попались в погибельные сети этих губителей душ человеческих. Вот это и есть главное в моих обличениях этого нечестия, что я и делаю в проповедях на эту тему.
Христос, в свое время, не был согласен с первосвященниками (архиереями), книжниками, фарисеями и законниками, которые представляли официальную церковную организацию. Он обличал их, за их отступничество, не раз говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф.23:13,15); «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:27,28); «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые… Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:46,52); «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его» (Матф.21:45,46). Они всячески пытались «заткнуть рот» Ему, смирить Его под себя, «подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук.11:54), но Христос не шел у них на поводу. И потому они, в конечном итоге, схватили Его, оклеветали, и убили, предавши на распятие.
Так Христос поступал по отношению к церковной организации, во главе с ее иерархией, которая являла собою официальную церковь того периода времени. И так поступал Он по той причине, что они, в своем общем пути и направлении, встали на путь сжигания своей совести, нарушили верность духу Божьему, пойдя по пути духа самости и гордыни. В этом и состояло отпадение ветхозаветной церковной организации от Бога, которое выразилось внешне в отвержении Христа, так как Он был иного духа, нежели они. Он не соответствовал духу того пути, по которому направилась эта церковная организация, ведомая фарисеями, архиереями, книжниками и законниками. Христос является для нас примером и образцом для подражания, чтобы и мы последовали ему в своей жизни.
Именно, исчезновение правильно-проходимой внутренней жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного, и подмена ее внешней праведностью, на основании духа самости и гордыни, приводящая к ощущению своей правильности и праведности, и привела к отпадению от Бога, отвержению Мессии, Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, и принятию иного мессии, антихриста, задолго до его прихода. То же самое произойдет и с новозаветной церковью, официальной церковной организацией, под конец времен. И уже произошло, и дальше происходит.
Внешняя праведность на основании духа самости и гордыни, приводящая к ощущению своей правильности и праведности, и называется фарисейской. Эта фарисейская праведность отступила, по настрою своего духа, от Бога, отвергла Мессию Христа, распявши Его на кресте, точно так же, в конце времен, этот же самый дух, в новозаветных фарисеях, приведет всех к антихристу.
И когда творится такое нечестие в МП и других церковных организациях, а кто-то его всячески покрывает, под различными благовидными предлогами, приводимыми не к месту, не к времени, то это свидетельствует о его равнодушии к Истине и правде Божией, к погибели душ человеческих.
Это современные фарисеи, которые по причине своей духовной слепоты, – происходящей от обольщения и духовной прелести, а кто-то и сознательно, – покрывают это нечестие под разными благовидными предлогами. Типа, не суди, да не судим будешь, или ради сохранения имиджа церкви (церковной организации). Или под другим смешным лукавым предлогом :), что кто, мол, об этом говорит, тот и сам в этом повинен. Но тогда все пророки, Христос и апостолы, обличающие нечестие, были повинны в том нечестии, которое они обличали. Но это абсурдное и смешное лукавое оправдание тех, которые пытаются оправдать или скрыть всячески это творимое нечестие, сатанинское растление и надругательство.
А кто-то пытается на все на это закрывать глаза, потому что так выгоднее для них. Потому что они сами находятся в духовной прелести, в ложном смирении, сидят на ощущении своей правильности и праведности, и по этой причине духовно слепы, и не видят того, что творится. Такие будут защищать все это нечестие, убеждая всех, что ничего нет, пока что-то не случится лично с ними или с их детьми. А другие, пострадавшие, их не волнуют, они пытаются убедить всех, что ничего этого не было и нет, что все это клевета. Сами не знают этого, но самоуверенно пытаются всех уверить в своей правоте.
Это как если бы волки убивали овец, а другие, которые по той причине, что все время спят и ничего не видят, пытаются убедить овец в том, что ничего нет, будьте спокойны, все хорошо. А волки им благодарны и продолжают дальше делать свое дело. – Если кто-то спит, будучи духовно слепым, и не видит происходящего, то это не значит, что все хорошо и все должны тоже, подражая им, духовно заснуть, чтобы тоже оказаться в иллюзии и самообольщении.
Не знаю, но меня до глубины души возмущает то, что детей и наивную приходящую к ним молодежь насилуют педерасты епископы, священно-монахи и монахи.
Люди идут к Богу с чувствами благоговения и священного трепета, искренно раскрывая свою душу, доверяют себя им, а в итоге получают такое от тех, которые должны им помогать приходить к Богу. Это просто сатанинское издевательство, насмешка, кощунство и святотатство над этими душами. Это сатанизм, прикрытый ризами церковными.
Что делать? Выход из создавшегося положения
И к ним, этим педерастам и педофилам, которые прикрыты церковными одеждами, бесполезно обращаться. Они как делали, так и продолжают то же самое делать. Была бы моя воля, то я бы устроил показательный процесс на весь мир, и казнил бы смертной казнью нескольких священников и епископов закоренелых педофилов и педерастов, в назидание всем остальным, что и с ними будет то же самое, если этого не прекратят.
А так же удалил бы всякое монашество из мира, и оставил бы посреди мира только женатых епископов и священников. Все монастыри бы позакрывал, как рассадники этого нечестия, лжестарчества и духовной прелести. Или сделал бы из них какие-нибудь общины, ухаживающие за больными, бедными и сиротами, в которых бы жили и мужчины и женщины, без всяких постригов и обетов; и если кто-то из них захотел бы пожениться или выйти замуж, то могли бы это делать без всяких проблем. Отменил бы всякие монашеские обеты, а если бы кто захотел идти монашеским путем, то пусть исчезнут в тайгу, непроходимые дебри и болота, и никогда не появляются в миру. Пусть живут монашеской жизнью без всяких постригов и обетов, так, что если кто-то одумается, то может без проблем все это оставить и вернуться к семейной жизни, без всяких ложных угрызений совести. То есть, надо вернуться к древней традиции, ведь таковым и было первое монашество: жили в пустынях и пещерах, без всяких постригов и обетов (постриги и обеты появились уже намного позже), всячески убегали от мира и старались не появляться в нем. Но так как, постепенно отступили от этих монашеских уставов, то потому и расплодилось это нечестие.
А в наше время, содомо-гоморских соблазнов, монашество превратилось в язву, которая помогает слугам антихристовым (сознательно или несознательно (по причине самообольщения и духовной прелести)) уничтожать православие и христианство, оставляя от него одну оболочку, одни названия.
А если кто-то сам, лично, хочет жить уединенной жизнью, в миру, то пожалуйста, живи, без всяких монашеских постригов и обетов. И когда он выйдет из состояния иллюзии в духовной жизни и вместо духа самости и гордыни начнет полагать законное основание, дух сокрушенный и смиренный перед Богом, вот только тогда его и начнут трогать бесы. – Ибо бесы его не трогают до того, по той причине, что он еще не достоин их внимания, по причине одержимости духом самоуверенности и самонадеянности, потому что он еще находится под их властью. – И вот тогда у него и откроется жуткая внутренняя брань, так что в нем будет гореть огонь похоти с утра до вечера. И вполне возможно, что это будет длиться годами; ведь он дерзнул на то, чтобы возвыситься над всеми и стать подобным ангелам. А вокруг, посреди мира, разливается море соблазнов. И пока он не познает глубоко свою немощь, и не дойдет до глубокого сокрушения и смирения духа, до той поры брань эта не прекратится. Вот он законный путь монашеского делания! – В этом и есть суть монашества, все его отличие от мирян, в том числе и от просто безбрачных. Так как, исполнение всех заповедей, данных Богом, стремление к духовному совершенству, требуется и от мирян. – Вот почему Святые Отцы, пройдя это опытным путем, заповедовали всем монахам бежать от соблазнов плотской похоти, ибо огонь похоти горит внутри и при наличии его снаружи, – никто не может устоять! А если кто-то устоит в этом подвизании, то тогда может и дальше продолжать. Тогда и я скажу: да вот это истинный монах. Но таких могут быть только один, максимум два человека, и о них будет знать только Бог. Ибо тот, кто приобрел истинное смирение сохранит это втайне, так как это исключение, и все остальные не должны знать об этом, чтобы не последовать ему. Если же он это раскроет, то Бог попустит ему брань превыше сил, чтобы он не смог устоять и стал таким же, как и все.
Поэтому-то Бог и не дает это в общий образец для всех. Так как, остальные, пойдя по этому пути, или зайдут в духовную прелесть, – при этом бесы их не будут трогать, а они будут думать, что они уже достигли плотского бесстрастия, – или впадут во всякого рода извращения, и будут втайне заниматься онанизмом и т.п..
А так, все остальные, не понесши этого подвига, имеют возможность спокойно жениться или выйти замуж, без всяких ложных угрызений совести, так как нет никаких обетов и постригов.
А так же, есть разница между монахом и просто безбрачным. В первом случае дается обет, а во втором — нет. Этот обет и свидетельствует о том, что давший его хочет стать подобным ангелам, стать выше человеческого естества, через посредство борьбы с естественною всем похотью. Поэтому-то ему и предстоит жестокая брань со своим естеством, которую можно вести только вдали от соблазнов, по учению Святых Отцов, опытно это прошедших. И именно поэтому монашество и называется ангельским чином. В этом и состоит основное отличие монаха от просто безбрачного человека. — Монах обязан вести эту брань, так как он дал обет безбрачия, желая стать подобным ангелам. А безбрачный нет, так как он имеет возможность в любое время вступить в брак, если в нем начнется жестокая брань, посреди соблазнов мира. Именно поэтому и невозможно проводить монашеское жительство посреди соблазнов. Таково общее нравственное учение и предание Церкви.
Узаконенное беззаконие
Но так как власть потворствует всем этим церковным извращенцам, ибо сами такие же, и им выгодна такая церковная организация, возглавляемая педерастами и педофилами, – такими проще управлять. Поэтому, судов никаких над ними нет, кроме единичных, крайних случаев, когда проколются незначительные какие-либо фигуры. А значительные фигуры – мп-шная иерархия покроет (а власть при этом бездействует), и сделают так, что виноватыми будут сами пострадавшие и те, кто выступил против всего этого. – Это узаконенное беззаконие. И в суд обращаться бесполезно. А остальные, находящиеся в бесовской прелести и самообольщении и ничего не видящие, по причине своей духовной слепоты, будут всех этих педерастов и педофилов защищать, искренно от всей души, думая, что клевещут на божьих людей. Это просто одновременно и смешно 🙂 и грустно 🙁 — смотреть на весь этот цирк и всех этих бесовских клоунов, на весь этот балаган антихристовой церкви Московской Патриархии, и не только ее, но и других ипц-шных церквей, в которых творится то же самое.