1. /
  2. Монашество и соблазны
  3. /
  4. Крах монашества

Крах монашества

Оглавление:
 Несущественные вопросы и фарисейский дух
 О женатом епископате и древне-церковной практики
 Монашество и соблазны
 Правила, изданные для благочестивого общества, не подходят для современного содомо-гоморского общества. Подмена христианства фарисейством
 Говорят, что в наше время лучше не жениться?
 Быть в миру как монах или удалиться из мира. Крах монашества
 О бесовских подвижниках и познании своей немощи
 Попрание 1-го монашеского правила и антихристово монашество


Несущественные вопросы и фарисейский дух

О.Серафим:  Проблема второбрачия духовенства, женатого епископата, обсуждалось еще до революции. Но на тот момент времени, общество ещё жило по прежним нормам, «по старинке», изменения такие трудно было ввести, люди были к этому не готовы, ситуация до конца не созрела. Поэтому, эти вопросы отодвинули. Не сказали, что это ересь, просто их не стали решать.

Но это тоже, впоследствии, обозвали обновленчеством, отступлением от веры, хотя эти вопросы являются не вероисповедными, несущественными в жизни церкви, — они второстепенные, дисциплинарного порядка и носят временный характер в жизни Церкви. Эти вопросы не догматического, не вероисповедного характера, и потому могут решаться и изменяться, в зависимости от жизненных обстоятельств и исторической эпохи, в жизни Церкви, в зависимости от церковной нужды, для удобнейшего спасения душ человеческих. А дисциплинарные вопросы, – вопросы, носящие временный характер в жизни Церкви, назвали отступлением от веры, от догматов.

Это свидетельствует о том, что понятия, в чем заключается вера христианская, православная, исказились, стали обрядоверческими, фарисейскими, законническими. Не стало понятия о том, что есть существенное в христианстве, православии, без чего никак нельзя; а что несущественное, т.е. то, что может подвергаться изменениям, в зависимости от исторической эпохи, времен и обстоятельств в жизни Церкви.

Причина того, что люди стали неспособными отличить в христианстве, православии, существенное от несущественного, второстепенного, – вечное и неизменное от носящего временный характер в жизни Церкви, зависящее от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, – состоит в том, что стала утрачиваться жизнь в духе, в воспитании верного настроя души, исчезла правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь. Стало исчезать опытное познание своей немощи и истинное смирение, а их место стал занимать дух самоутверждения, вменения себе своего делания, дух гордыни и самомнения. А этот дух получает удовлетворение себе через внешнее делание и знание по букве, через внешнюю праведность, фарисейство и законничество.

О женатом епископате и древне-церковной практики

В первые века на все иерархические должности (включая и епископат) безразлично избирались лица, состоящие в брачной жизни и не состоящие. Допускались так же лица и второбрачные. В разных, поместных, церковных общинах, в разное время, было по-разному. Здесь главное на что смотрелось – это достоинство кандидата, состоящее в опыте духовной жизни и умения правильно и душеспасительно наставлять на путь спасения. Большинство Апостолов, – которые рукополагали первых епископов, и от которых пошли епископские хиротонии, – состояли в браке. К примеру, апостолы Петр, Филипп, Иаков Зеведеев, Матфей Левий, Иаков Алфеев. «Григорий Богослов родился уже тогда, когда отец его (свт. Григорий Назианзин) был епископом. Святитель Григорий Нисский, как полагают, тоже вел жизнь брачную» (проф.В.Болотов, «Лекции по истории древней церкви», т.3, отд.2, гл.1, п.1).

В 4-м веке, явилась мысль установить безбрачие для всех членов клира. На первом вселенском соборе некоторые склонялись узаконить безбрачие для епископата и духовенства во всей церкви. Но против этого восстал св. епископ Пафнутий, исповедник и строгий девственник. Он защищал святость брака и указывал на тяжесть безбрачия для многих из духовных лиц, посреди соблазнов мира. И таким образом, Первый Вселенский собор не отменил женатый епископат и духовенство. Но кто сейчас, в наше время, так считает как св. еп.Пафнутий.

Впоследствии же, Трулльский Собор (Пято-шестой Вселенский Собор) в 691 году, окончательно решил, чтобы епископы вели жизнь безбрачную, священники и диаконы вступали в брак до рукоположения. То есть, вся предыдущая практика, и свобода действий по данному вопросу была отменена. Но эта практика прививалась в Церкви, в течение нескольких веков, примерно до 10-го века.

Между тем в западной церкви, мало-помалу, стало упрочиваться безбрачие духовенства, и в результате многовековой борьбы, Тридентский собор (1562г) провозгласил всеобщим законом для всей римо-католической церкви, что никто из священнослужителей не должен быть женатым, под угрозой анафемы. Но их принудительные меры, к введению безбрачия духовенства, породили большое зло в западной церкви, – нравственная испорченность клира была прямым последствием таких мер. Законные брачные связи клирики стали заменять незаконными связями.

Об этом еще здесь О браке и безбрачии духовенства из истории Церкви

Монашество и соблазны

Монашество, с его обетом безбрачия, нуждается и в определенных внешних условиях жизни. То есть, в удаленности от соблазнов, по причине немощи естества человеческого. Но если это условие не выполняется, то такое монашество, иеромонашество и епископство, перед лицом соблазнов становится язвою христианства и соблазном для всех. Что сейчас и наблюдается, везде и повсюду.

Во второй половине, а в особенности к концу 20-го столетия, явилось в мире море соблазнов. Как об этом говорит свт.Дмитрий Ростовский, разъясняя слова Апокалипсиса, что дракон пустил по лицу земли реку соблазнов (Откр.12:15), которая поглощает всех. В результате этого, монашество, епископат стали погружаться во мрак нечестия, извращенчество разного рода начало процветать. Перед лицом современных соблазнов люди не в силах устоять, по слову свт. Игнатия Брянчанинова: «Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется” (т.5, гл.30).

Вот общее правило для всей церкви, перед лицом соблазнов: «Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов! Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности; и охранять себя от влияния на нас соблазнов» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.5 «О хранении себя от соблазнов»). 

Слова, сказанные свт.Игнатием, есть истина. – Они сказаны Духом Святым. Но в наше время, все самоуверенные и самонадеянные, – одержимые духом гордыни и самомнения. По этой причине, отсутствует опытное познание своей немощи, которое было у Святых Отцов, все это опытно прошедших и написавших. Но в наше время, не слышат этих слов Духа Святого. Это свидетельствует о том: что, по настрою духа, не идут путем Святых Отцов; что внутреннее делание основывают на духе самоуверенности, самомнения и гордыни; и таким образом заходят в состояние духовной прелести и дух антихристов; и по этой причине все пожинают горькие плоды.

Вот несколько правил касательно поведения монахов. «Из монастыря не выходить» – 4 правило, Четвертого вселенского собора (что же скажем о сегодняшних монахах и иеромонахах, епископах, которые живут в миру, живут совершенно мирской жизнью, только официально не женятся. Слово «мужеложство» сегодня им ничем не грозит, даже епископу). А так же 18 правило Седьмого Вселенского собора, о том, как прятать женщин, чтобы епископ «не положил на нее глаз». Не худое что-то здесь подразумевается, а просто, видеть ее епископу даже нельзя.

««Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим.3:7), говорит божественный Апостол . Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, если усмотрено будет, что кто-либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит епитимии; закосневающий же в том, да будет извержен. Если и случится женам быть в загородных домах, и восхочет епископ, или игумен путь творить там: то в присутствии епископа, или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена, но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания».

То же самое говорит и свт.Василий Великий о совместном сожительстве монахов с женщинами, что сейчас повсеместно посреди монахов, иеромонахов и епископов, в Книге Правил, правило 88:
«Не мы первые, о Григорий, и не одни мы законоположили, да не живут женщины и мужчины вместе. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на Никейском Соборе, явно запрещающее иметь сожительствующих в доме жен. Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом. Таким образом, если кто, представляя себя девственником по имени, делом то же творит, что и живущие с женами, тот являет о себе, что домогается достоинства девства в имени, но безобразия сладострастия не оставил…
Итак, удали ее из дома своего и определи в монастырь, да будет она с девами, а ты имей служителей мужского пола, да не хулится вами имя Божие. Доколе же это творишь, тысячи оправданий, которые ты излагаешь в письме, не принесут тебе никакой пользы, но умрешь запрещенным в священнослужении и дашь Господу ответ за свое запрещение. Если же, не исправив себя, дерзнешь коснуться священнодействия, то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всей Церкви»
(Послание к Григорию Пресвитеру).

Кто из епископов и священномонашестующих исполняет в наше время эти правила? Ведь у каждого епископа или иеромонаха живет вместе с ним какая-нибудь женщина или монахиня, которая готовит, стирает, убирает, ухаживает и делает все прочее. Но ведь сказано в правиле, что если кто-нибудь из них «имеет рабу, или свободную» в своем доме «поручая ей какое-либо служение, да подлежит епитимии»; и что если он не внимает этому и продолжает оставаться в таком же положении, то «да будет извержен», т.е. лишен сана.

То же самое говорит и свт.Василий Великий, ссылаясь на всех предыдущих Св.Отцов, что «да не живут женщины и мужчины вместе», которые не состоят между собою в браке. И что Св.Отцы всем монахам, иеромонахам и епископам запрещают «иметь сожительствующих в доме жен». Почему? Потому, как говорит свт.Василий, что «безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом».

И если следовать этому правилу свт.Василия Великого, то все таковые должны быть извергнуты из санов: «Если же, не исправив себя, дерзнешь коснуться священнодействия, то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всей Церкви». Но если оставлять все как есть, то ведь соблазн для других и для них самих от этого не исчезает. А ведь смысл этого правила свт.Василия именно в том, чтобы не было ни для кого соблазна. Но ведь в наше время, когда иеромонах или епископ держит у себя келейниками каких-нибудь юношей или молодых людей, или когда окружает себя мальчиками, то это тоже является соблазном, в причастности их к мужеложеству (гомосексуализму) или педофилии (деторастлению).

Да что там говорить, когда вокруг такие соблазны, через рекламу, СМИ, внешний вид у людей, как они одеваются. И посреди всего этого гуляют, живут, ходят и проповедуют монахи, иеромонахи и епископы. Ведь они, таким образом, явно попирают все правила Св.Отцов и Вселенских Соборов о том, что монаху надо бежать от соблазнов, чтобы не подвергнуться падениям. Но все самоуверенные или сидят на духе гордыни. И по причине того, что пренебрегают всем этим, явилось содомо-гоморское монашество, иеромонашество и епископат.

Почему несмотря на все на это иеромонахи постригают монахов, посреди мира. А епископы постригают священников в иеромонахи, посреди этого содомо-гоморского общества. А так же рукополагают епископов-монахов, чтобы они, вращаясь посреди этих содомо-гоморских соблазнов, занимались проповедью. Это свидетельствует только о том, что все эти постригальщики или сами превратились в содомо-гоморян, или совершенно не имеют понятия о том, что такое монашеская жизнь и борьба с естеством; а особенно посреди соблазнов.

Об этом еще здесь Выход для Церкви и современного монашества, исходя из обстоятельств современной эпохи и времен

Но, не взирая на все это, фарисеи и законники говорят: «Женатый епископат – нельзя, второбрачие духовенства – нельзя, нужно исполнять букву закона!». А то, что монашество, в том числе в санах священнических и епископских, перед лицом соблазнов, — на это не обращается внимание.
А ведь соблазны «низвергли в пропасть падения… и святых епископов». И в результате всего этого, по опытному свидетельству Св.Отцов, как мы рассмотрели выше, они все перед лицом соблазнов низвергаются «в пропасть падения». Почему? Потому что, как говорит свт.Игнатий,  «такова сила соблазна, когда пред ним встанет инок лицом к лицу». Ведь даже высота духовной жизни и старость не сохраняют от этого: «Дар исцелений не остановил от впадения в блуд; тело, умерщвленное для греха старостью, недугом и продолжительным иноческим подвигом, снова ожило, будучи подвергнуто непрестанному или частому действию соблазна» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.5 «О хранении себя от соблазнов»). 
Цель достигнута – масса народа погрязает в разврате; законники и фарисеи – сидят на духе самости и гордыне, находясь в ложной праведности. В результате – все вместе идут в ад, сатана правит бал, души человеческие гибнут.

Правила, изданные для благочестивого общества, не подходят для современного содомо-гоморского общества. Подмена христианства фарисейством

Многие законоположения, принятые в те времена, когда были нормальные условия, православные империи, благочестивые общества, на сегодняшний день неисполнимы. Они уже ни к месту, ни ко времени. А раз так, то это будет уже не соблюдение закона, а нарушение его, нарушение его духа, попрание, топтание его. В этом и суть законничества и фарисейства. Так и сатана, когда искушал Господа на горе, предлагал ему цитаты из Священного Писания, чтобы Он поступил по его воле. Но предлагал он их ни к месту, ни ко времени. И сейчас, то же самое, – те законы, которые когда-то были изданы, которые были при определённой ситуации жизни церкви, теперь они уже многие стали ни к месту, ни ко времени, потому что общество уже совершенно другое, иная историческая эпоха. Нет православной империи, а есть антихристово государство. Не благочестивое государство, а развращённое всевозможными соблазнами общество, разврат, нечестие, порнография, сатанинские культы. И как людям во всём этом сохранить благочестие?

Между тем, является партия законников и фарисеев, в разных церковных организациях, которые такие предложения, как женатый епископат, второбрачие духовенства, введение богослужения на родном языке, заклеймили отступлением от веры, от чистоты православия. В итоге, под сутью православия, начали понимать: славянский язык, неженатый епископат, духовенство не второбрачное, обряды и внешние законоположения. – Какие-то определённые нормы законов, которые есть в правилах, и то какая-то часть, ибо большинство из них уже не исполняется, всё это – названо православием. Получается подмена. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63), свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Где Дух, там православие, где нет духа, там нет православия» ( т.4, гл.14). А сейчас, получается, православием назвали закон, букву закона?! Это подмена! – Закон, буква закона стала самоцелью. В результате, сохраняются внешние законоположения, а епископат, духовенство, монашество растлевается, и народ вместе с ними. Цель достигнута. Совершается целенаправленная промывка мозгов, воспитывается спокойное отношение к содомским грехам, как к норме жизни. И недалёк тот день, когда противников этого станет настолько мало, что церковь не побоится узаконить подобные браки.

Причина в том, что потерян Дух истины, отсутствует жизнь в духе. Православие непонятно, у кого, в чем состоит.

Отсюда непонимание, что есть существенное в православии, а что несущественное, т.е. какие вопросы могут меняться, а какие неизменяемые. И поэтому появляется удобная возможность водить людей за нос, вдалбливать им, что если есть в церкви обряды – есть православие, Символ веры читают – это православие, епископат не женатый, монашество есть – это православие. А то, что они мужеложники и блудники, то это ничего; что перед лицом соблазнов они растлеваются – это тоже ничего; главное, – мы законы соблюдаем. Произошла подмена. Победили фарисеи, законники, и они в конечном итоге захватят всю власть. И будут потом судить всех по закону церковному, по каноническим, Апостольским правилам, правилам Вселенских соборов.

Фарисей, по причине одержимости самомнением и гордостью, ищет оправдание этому духу делами закона. Когда он исполняет закон, он вменяет это себе, гордыня его подогревается, самомнение растёт. Это и есть состояние духовной прелести. Каноны и правила закона, для него – благовидные внешние предлоги, для возгревания и сохранения духа самоутверждения.

Вот в какое время мы живём. Сначала содомиты в рясах всех растлят, но их потом поставят к стенке. А их место заступят законники и фарисеи, – окончательные ложные праведники. Было нечестие; сейчас – порядок; кричите «ура!».

Это и будут новозаветные фарисеи, которые поставят во главе всего мира антихриста. Вот задумки сатаны. Цель – погубление душ человеческих. Им и нужно ревность всех направить не туда, чтобы бились и умирали за тьму, при этом думая, что они умирают за свет. – Иллюзия, самообман, самообольщение, духовная прелесть!

Говорят, что в наше время лучше не жениться?

Аноним: Некоторые говорят, что в наше время лучше не жениться?

О.Серафим:  Апостол Павел в послании к Тимофею говорит: «Дух же ясно говорит…» Он здесь говорит, как пишет свт.Феофан Затворник, так, как говорили древние пророки: «Господь говорит так…», или: «Так говорит Господь…». Тем самым они свидетельствуют, что они не сами говорят, а Бог говорит через них. Так и Апостол Павел говорит от лица Духа Святого: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4:1-3).

Итак, мы видим, из слов ап. Павла, что на последние времена явятся лжеучителя с сожженной совестью своей, которые будут учить против брака и против пищи, – называя это нечистым. В этом будет состоять одно из отступлений от веры. Вот одна из характерных черт лжепророков последних времён. Они учат, что наступили последние времена и поэтому не нужно создавать семью, лучше пойти в монахи. А так же, что само по себе супружеское совокупление есть грех; и поэтому, чтобы не грешить, то надо мол и не вступать в брак, а жить как монахи.

Лжестарцы МП проповедуют такую ересь, чтобы не женились, т.к. последние времена. Что делать людям? Они в итоге идут в монастыри, которые посреди соблазнов. И в которых отсутствует правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь. И там начинается педерастия, онанизм, извращенчество, блуд. Зато все неженатые и свободные. Живут, как в последние времена, и проблем никаких нет. А так, семья, проблемы. Зачем они нужны. Вот и выбирают удобный род жительства, который им предлагают лжестарцы. И так убегая от проблем, заходят в душевные проблемы и сжигание своей совести. И в итоге, погибают. – Самая настоящая бесовская ловушка.

В итоге, люди погрязают в нечестии, в пороках, в разврате и содомских грехах. Ибо соблазны «низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.5). Так дьявол, под видом благочестия, внушает людям уходить от нечестия, а они по самоуверенности слушают его, и таким образом попадают в нечестие, и идут в ад. Сатана опять правит бал. – Это все есть благовидные бесовские предлоги, которые люди не могут распознать, по причине самомнения и духа самоуверенности: «Лукавый диавол злодействует… когда сочетается с самооправданием нашим, тогда он становится более крепким, тогда более вредит, тогда более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим; тогда, делая по-видимому доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем» (преп.авва Дорофей, Поучение 5).

Быть в миру как монах или удалиться из мира. Крах монашества

Аноним: А если в миру подвизаться одному, как монах?

О.Серафим:  Современному человеку, если он будет оставаться в миру как монах, то такое возможно только до той поры, пока он не встанет на путь правильной внутренней духовной жизни. Когда же он конкретно и точно встанет на этот путь, тогда бесы наведут на него сильнейшие искушения похотью. Потому что он дерзает на очень высокое дарование. А для этого нужно претерпеть брань, как ее претерпели подвижники, сознавая свою немощь и убегая от соблазнов.

Монах же, находясь перед лицом современных соблазнов, будет падать в блуд или какое-либо извращенчество; или будет в этих вопросах твердо стоять на основании духа самости и гордыни, но это будет бесовское подвижничество; или постепенно дойдет до сознания и ощущения своей немощи в борьбе с похотью, перед лицом соблазнов. И тогда, — или оставит монашество, или убежит из мира, чтобы никогда не появляться в нем.

Но если удалиться от мира, оставшись один, то ему очень легко зайти в состояние духовной прелести, по причине духа самости и гордыни, который будет в основании его подвизания. И Бог не даст свободы от похоти, потому что это неполезно современному человеку. Ибо нашему времени, как говорит свт.Игнатий Брянчанинов, не дан подвиг отшельничества или затвора (т.5, гл.11). Так как все заражены духом самости и гордыни. А если такому это дать, то это будет погибелью для него. И что толку, что он будет свободен от телесного похотного желания, если он пойдет в ад, за свой дух самости и гордыни, которых теперь никто не видит в себе.

Это очередная иллюзия для человека, что он, мол, удалится от мира и будет потихоньку жить один и молиться,  трудиться и спасаться. Гордому, как сказали Св.Отцы не полезно одиночество – это раз (Лествичник, сл.27, гл.13,36). И естественную похоть не выбросишь из своего тела.

Так как во всех живет естественная похоть, то от нее никто не может уйти, как кроме только путем познания своей немощи. Общий путь для всех ухождения от нее, данный Богом, – это законный брак – официальный. Ибо совершенная свобода от нее дается, по дару Благодати, только за истинное смирение, которое приобретается через познание своей немощи, в борьбе с этой похотью. Это законный путь, по которому шли все подвижники. По этой-то причине, что избавление от нее должно идти законным путем, – познания своей немощи в борьбе с ней, – они и уходили в монастыри и места, где нет общения с миром, где совершенно отсутствовал женский пол. В этом подвижники проявляли смирение, т.к. они говорили, что невозможно быть перед лицом огня-соблазна и не сгореть, т.е. не пасть в грех. В этом изречении видно опытное познание св.подвижниками своей немощи (общей всему человечеству) и истинное смирение. Об этом написано во всех житиях св.подвижников и их изречениях на эту тему.

«Такова сила соблазна, когда пред ним встанет инок лицом к лицу. Дар исцелений не остановил от впадения в блуд; тело, умерщвленное для греха старостью, недугом и продолжительным иноческим подвигом, снова ожило, будучи подвергнуто непрестанному или частому действию соблазна. Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов!
Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности; и охранять себя от влияния на нас соблазнов.

Страсти в иноках голодны: они, если будут оставлены без хранения, то кидаются с неистовством на предметы похотения, подобно хищным зверям, спущенным с цепей» (свт.Игнатий Брянчанинов, «Приношение современному монашеству», т.5, гл.5 «О хранении себя от соблазнов»).

Все изречения Св.Отцов, на эту тему, говорят об этом. Ибо кто не проходил законным путем этого делания и не вступал в брань с демонами, для тех, по причине самомнения, духа самоуверенности и самонадеянности, что с ним-то мол такого не будет, все эти слова Св.Отцов – пустые звуки. Но в этом самомнении и самоуверенности и заключается как раз бесовская ловушка. И дальнейшая жизнь начинает тратиться на то, чтобы Бог сокрушил в подвизающемся этот дух самоуверенности, дух самости и гордыни.

Свт.Игнатий Брянчанинов давно уже написал (в середине 19-го столетия), что кругом крах:
«Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий» (свт.Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866г., «О необходимости Собора…») .

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/).

У преп.Нила мироточивого написано то же самое о 19-м столетии, что ныне осень монашеству. Но кто им верит – никто. Все самоуверенные и самонадеянные, а этот-то дух, как раз, и закрывает духовные очи и мешает поверить изречениям Св.Отцов. И человеку приходится опытным путем до всего этого доходить, чтобы прийи к тому, что Св.Отцы правильно, мол, сказали на счет соблазнов, и что свт.Игнатий все верно уже давно написал:

«Настал голод слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! – Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать» ( т.7, «Письма к монашествующим», п.90 ).

И если в 19-м столетии была осень монашеству, т.е. закат, то соответственно, по причине дальнейшей деградации общества, в 20-м – зима, а в 21-м – ледниковый период.

О бесовских подвижниках и познании своей немощи

И в наше время, все встающие на путь подвизания, по причине всеобщего самомнения, духа самоутверждения, подавляют в себе свою естественную похоть за счет возгревания духа самости и гордыни, вменения себе своего делания, по настрою духа. Как об этом говорит преп.Иоанн Лествичник «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица,сл.26,п.62). – Это и есть дух самости и гордыни.

Так получаются бесовские подвижники, находящиеся в состоянии духовной прелести. Такие, в миру, принимаются за истинных подвижников. Так как мир не знает этого законного пути.

Преп.Исаак Сирин об этом говорит так: «У праведника, не познавшего своей немощи, дела его как бы на острие бритвы, и вовсе недалек он от падения и от тлетворного льва, разумею же демона гордыни. И еще, кто не знает своей немощи, тому недостает смирения; а кому недостает его, тот не достиг до совершенства; и не достигший до оного всегда бывает в страхе, потому что город его не утвержден на столпах железных и на брусьях медных, то есть на смирении… потому что никому не исправить дела своего без смирения и не научиться без искушений, а без обучения никто не достигает смирения»(сл.61).

Как видим из слов преп.Исаака Сирина, что никто не может приобрести смирения без искушений, потому что в искушениях человек обучается опытному познанию своей немощи и упованию на Бога. И никак невозможно это обойти, ибо «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения», т.е. в нем неизбежно будет самомнение и дух самоуверенности, самонадеянности и гордыни. И этим духом будет растворена вся его деятельность, в том числе и подвижничество. Такое подвижничество и вычитывание молитв и служб, без опытного познания своей немощи, еще более возгревает в человеке самомнение, дух самости и гордыни, и соединяет его по настрою духа не с Богом, а с демонами.

Да, действительно, без познания своей собственной немощи, в борьбе со страстями, человек не научится снисходить к другим. Ибо когда он сам опытно в борьбе со своими страстями, греховными навыками и привычками, ощутит то, что он не может их одолеть и они сильнее его; то тогда другого, падающего, он будет судить снисходительно, исходя из чувства сострадательной любви, так как он сам опытно уже познал, что это не просто так – отстать от греха.

А также он опытно познал и то, что свобода, от страсти и греха, без смирения – это иллюзия свободы, которая основывается на духе самости и гордыни, и не является даром Божиим.
А смирение не может быть, как сказал преп.Исаак Сирин, – без опытного познания своей немощи, в борьбе со страстями: «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения».

Когда человек опытно познаёт свою немощь, тогда он приходит к познанию того, что он избавляется от страсти только по милости Божией, и научается ничего себе не вменять, по настрою своего духа, в том числе и свою борьбу со страстями. И самое главное, это то, что он теряет всякую надежду, в ощущении, на свои средства, или какие-либо внешние средства, – он ощущает себя, в глубине души, беспомощным, не могущим ничего сделать, беспросветным грешником. И тогда его чувство упования и надежды, отвращается от духа самоуверенности и самонадеянности, от духа самости, и обращается только на одну милость Божию.

То же самое Господь сказал и ап.Павлу, когда он хотел поиметь большее действие Благодати: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). И когда ап.Павел уразумел, что только через опытное ощущение и познание своей немощи он может поиметь большее действие Благодати, то тогда он и воскликнул, что «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами» (2Кор.12:9). А почему и для чего это? – А для того, говорит он, «чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9), ибо Сам Бог перед этим засвидетельствовал, что «сила Моя» – действие Божией благодати, связующее страсть, и дающее свободу от духа самости, первородного греха, – «совершается в немощи».

То есть, дар спасения нам дан по милости Божией. И изливается он туда, где есть вот такой вот настрой духа.

Вот оно законное основание, и без него нельзя простираться далее в духовной жизни. Почему? – Потому, как говорит свт.Игнатий, что «на познании и сознании немощи зиждется все здание спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50). Ибо всякое делание, в том числе и борьба со страстями, и свобода от страстей, без опытного познания своей немощи и без истинного смирения приведет к духовной прелести, основанием которой является дух самости и гордыни.

Попрание 1-го монашеского правила и антихристово монашество

Итак, что мы видим в наше время: самое первое правило монашеской жизни, – внешнее удаление от соблазнов, установленное и  неоднократно подтвержденное всеми подвижниками, Святыми Отцами, – пренебрегается и попирается. Причина этому – дух самоуверенности и самонадеянности, отсутствие опытного познания человеческой немощи, как ее познали Св.Отцы. В итоге, таковое подвижничество, монашество проходится, основываясь на духе самости и гордыни, на духе самоутверждения. Ибо отсутствует истинное смирение, рождающееся от опытного познания своей немощи. А «праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, письмо 14). Этот весьма опасный путь — и есть путь духовной прелести и самообольщения.

Девственность и воздержание, основывающиеся на самости, приносящие дух самоутверждения, приводят к бесовской прелести. Такие подвижники ничем не отличаются по духу от девственников, посвящавшим себя на служение языческим богам. Отличие только лишь чисто внешнее. – Внешняя добродетель и праведность, основывающиеся на самомнении, на духе самости и гордыни, без опытного познания своей немощи. Отсюда, – захождение в состояние духовной прелести.

В основание истинной добродетели должно лежать истинное смирение, которое рождается через опытное познание своей немощи. «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение это делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования» (преп.Исаак Сирин, Слово 61). – Вот он корень и начало всякой добродетели. И для того чтобы девство и воздержание в монашестве, были как христианская добродетель, для этого необходимо, чтобы они точно так же основывались на истинном смирении. А это может быть только через опытное познание и признание своей немощи перед лицом соблазнов и удаление от них. То есть, исполнение первого монашеского правила. А без этого – такое монашество будет основываться на самомнении, на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самости и гордыни. Но такое основание будет приводить только лишь к духовной прелести, к самообольщению. Так повсеместно образуется антихристово монашество, которое содействует дьяволу в воспитании у людей духа антихристова, в котором и сами находятся.

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Матф.18:7), предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12), и «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8); «земля Израилева», Церковь, будет «низвращена от меча» — от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иезек.38:18-22). Жительство по Боге соделается очень затруднительным. Соделается оно таким потому, что живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

И что может быть перед лицом таких соблазнов с монашеством, иеромонашеством и епископатом, которые, пребывая в среде этих соблазнов, попирают этим самое первое правило монашества? – По святоотеческому учению, — падение, деградация и растление. Что сейчас и происходит.

Оставьте комментарий