4. Великий четверг

В сегодняшний день вспоминается как Христос омыл ноги ученикам Своим. Этим Он показал пример, что обязанность любого начальника и учителя состоит не в господстве и самовозвышении над своими подчиненными и учениками, а в служении им, которое должно быть растворено смирением, не возвышающимся над другими, и любовью с заботой о пользе для других.

Так и смысл должности любого начальника, чиновника и правителя состоит в служении своим подчиненным, своему народу, чтобы приносить пользу всему обществу и всем людям, в заботе о благополучии своих подчиненных и всего своего народа, нравственном и материальном, — чтобы среди подчиненных и в обществе больше водворялось справедливости, в согласии с совестью и волей Бога. Начальник который пользуется своей должностью не так, — проклят пред Богом, и его ждет вечное наказание и погибель.
Чем меньше в обществе справедливости, — тем больше общество идет по пути самоуничтожения. — Это духовный закон.
————————

Также в сегодняшний день вспоминается Тайная Вечеря, на которой Христос совершил Таинство Тела и Крови Христовых и преподал Его Своим ученикам, которые были единомышленны и единодушны, кроме Иуды Искариота. И когда Христос подал Причастие, то вместе со всеми причастился и Иуда. И после Причастия в Иуду вошел сатана (Иоан.13:27). Почему? — Потому что он был одержим страстью сребролюбия, и не находился в состоянии борьбы с ней. Так бывает и со всяким, кто одержим какою-либо страстью и не находится в состоянии борьбы с ней. — Если он в таком душевном состоянии приступает к Причастию, то он причащается не Тела Христова, а горящих углей, и после Причастия в него входит бес. Так как Причастие идет на пользу только тем, кто оставил явные грехи и находится в состоянии правильно-проходимой борьбы со своими страстями. Всем остальным оно на пользу не пойдет.
То же самое относится и к всем тем церковным организациям и общинам, которые идут по пути лжи, топтания и сжигания совести, по пути духа фарисейского. К ним относятся Московская Патриархия и ей подобные, а так же все те церковные организации и общины, в которых господствует дух фарисейский и законнический. У них нет Причастия от Бога, а есть причастие соединяющее с демонами, по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями, — по причине одержимости страстями.
——————————-

В нынешний день вспоминаются четыре события:
1).Христос на вечери встал, препоясался полотенцем, умыл ноги ученикам своим, и отер их полотенцем. «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоан.13:3-17).

2).На Тайной Вечери Христос совершил Таинство тела и крови Христовых. «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Матф.26:20-30).

3).Гефсиманская молитва Христа. «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук.22:39-46).

4).Предательство Иуды. «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:45-52). — Этим «Христос хотел успокоить учеников, угрозой наказания тем, которые начинают нападение: «ибо все», сказал Он, «взявшие меч, мечом погибнут»»(свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:51-54), то есть, те, которые берут мечь с целью нападения на других (а не с целью защиты), от меча и погибнут.

Призыв Христа к всем, — о внимании себе и трезвении (видео)
Призыв Христа к всем, — о внимании себе и трезвении, на примере апостолов в саду Гефсиманском. / 23.04.2022г.

О причащении:
«Причащающийся святым тайнам должен знать, что, принимая их, он «ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29), как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым…

Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если бы мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: «От того», ради недовольно достойного причащения святым тайнам, «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30), т.е. значительное число умирает.
Иное значение имеет недостойное причащение святых тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку (св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры»). Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека (св.Иоанн Златоуст, Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна; Точное изложение Православной веры), осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по щекам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. «Посему, кто будет есть, сказал великий Павел, хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27)... «Да испытывает же себя человек» (1Кор.11:28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым тайнам, — и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтобы не навершить и чтобы не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над святыми тайнами Христовыми, надруганием над Христом» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.21).

«Немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются… Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, которые не таковы… Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, словом ни один нечистый» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:26-28).

«Не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, кровь завета не почитают за святыню, и ругаются над благодатию Духа (Евр. 10:29). Приступающий во грехах хуже бесноватого. Последний не наказывается, потому что он беснуется; а приступающий недостойно предается вечному мучению… Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:26-28).

Призыв Иуды к покаянию, Причастие и Таинства (видео)
Христос призывал Иуду к покаянию, но он не внял призывам Христа. О страсти сребролюбия у Иуды, и как он предал Христа. В Иуду вместо Причастия вошел сатана, с кем бывает точно так же (Ин.13: 26-27). Где совершаются Таинства, и как их получить от Бога. /  29.03.2019г.

О духовном Причащении Господа:
«Подобает всевозможную заботу обратить на то, чтобы не лишиться как-нибудь Господа, сокровенно в вас пребывающего и действующего. Спросите: «Как сие сотворить?» Отвечу: не думайте, чтоб для сего вам надлежало поднять такой труд, как бы горы преставлять. Нет. Средство к сему очень немногосложно и просто. Вот что надобно.

Первое. Хранить совесть свою чистою в отношении к Богу, ближним, всякой вещи и всякому делу; для сего, что ни делаете, имейте на то свидетельство слова Божия и делайте то со смирением и усердием, без всякого движения своеволия и небрежения.
Второе. Ни в словах, ни в делах, ни в чем, мало ли то или велико, ничего не допускайте, что могло бы не относиться к славе Божией и какой-либо наносить ущерб делу спасения вашего.
Третье. Хоть бы вы обладали целым миром, так себя имейте в сердце, как имеют странники – пришельцы на земле, «не имеющие здесь постоянного града, но ищущие будущего» (Ср.Евр.13,14). Вот и все!..
В этих трех – всё, как сами увидите, когда станете действовать по ним. Настройтесь так и поревнуйте всегда действовать по сему настроению. И Господь не только неотлучно пребудет в вас, но часто будет давать и ощущать Себя. Сие ощущение особенно будет исполнять сердце ваше всякий раз, как для соблюдения прописанного порядка вы должны будете сделать какое-либо самопринуждение и самопожертвование; и вы сделаете то без сожаления, с полною и усердною покорностию воле Божией. Сим утешает и укрепляет Господь Своих, давая им осязательно знать, что труд их нетщетен и путь незаблуден. И чем больше у кого ревности и труда, тем больше бывает у него утешений, или осязательных вкушений Господа – этих духовных Причащений Его. Тут то же происходит, как в мире, когда покажется солнце и спрячется в облаках, снова покажется, снова спрячется; а то разгонит все облака и одно царственно шествует на всей тверди небесной.
Желает ли кто поспешнее взойти в состояние постоянного ощущения или вкушения Господа, употреби труд, намеренно обращаемый к обучению духовных наших чувств…
Обучение духовных чувств завершает дело труда в восхождении к непрестанному ощущению общения Господня. Через обучение их падает преграда, разделяющая нас с Ним. Как когда глаза открыты и есть свет, мы естественно видим сей свет; когда есть благоухание и обоняние нерасстроеное, мы обоняем благоухание, так, когда духовные чувства наши будут обучены и очищены, мы будем в состоянии принимать посредством их Господа в соответственных им действиях Его на нас, или будем находиться в состоянии вкушения Его, иначе, в состоянии постоянного Причащения» (свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.48).

«Сила Причащения есть вкушение Господа. Быть в состоянии Причащения – значит постоянно вкушать Господа, или духовными чувствами ощущать Его в нас пребывание и силу…
Как хочешь, но устройся так, чтобы ты всегда был, как будто только что причастился. Ибо это только и будет значить, что ты в Господе и Господь в тебе или что ты живешь христианскою жизнию» (свт.Феофан Затворник, «Слова Великим постом и приготовительные к нему недели», гл.50).

«Внутренне, если вы всегда с Господом, с благоговеинством и теплотою, то нечего думать об обычных молитвенных порядках. Тут все. Господь говорит: дай Мне сердце. Когда оно отдано, что еще давать?! Когда причащаться не можете делом, духом причащайтесь, что может быть каждое мгновение» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 6, п.1012).
———————————————

О пастырях и ангелах (видео)
О разбежавшихся апостолах и отречении Петра, при распятии Христа. О суде гордого, не знающего немощи. Почему Господь дал Петру ключи от Рая? Почему Господь назначил пастырями людей, а не ангелов. О разделении ангелов: на падших и не падших, устоявших в верности Богу. / 22.04.2022г.

«Иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Никто не бывает злым по необходимости» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Сатана не вдруг входит, и не в одно время, но сначала делает многие покушения; что и здесь случилось. Сначала он испытывал Иуду, и приступал к нему мало-помалу; когда же увидел в нем готовность к принятию его, тогда весь вселился в него и совершенно овладел им» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Ныне же особенно достойно горьких слез то, что по причине существования многих злых злые дела не почитаются постыдными. Дьявол, между прочими бедствиями, произвел и то, что не попускает ощущать зло, но множеством злых прикрывает гнусность зла» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Богу не угодно, чтобы мы были нерадивы, а потому Он не все сам совершает; равно не угодно Ему и то, чтобы мы были самонадеянны, вследствие чего не все нам дал, но, из того и другого, отнявши вредное, оставил нам полезное» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

«Недостаточно бывает собственного старания человека, если он не получит высшей помощи; и наоборот, что мы не получим никакой пользы от высшей помощи, если не будет у нас собственного старания» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матфея 26:17,18).

О самоубийстве Иуды, и в общем (видео)
О самоубийстве Иуды, и в общем. / 20.11.2020г.

О чувствах Христа и чувстве страха.

Аноним: Иисус идя на распятие, говорил «Если возможно, да пройдет мимо меня чаша сия»? Как же у Него было чувство страха?

О.Серафим:  Христос, перед тем как идти на крестную смерть, ощутил чувство страха, перед страданиями, по Своему человеческому естеству, но покорил его воле Своего Божественного естества, и принес себя в жертву, ради спасения всех людей.

Естественное чувство страха не является греховным. Греховным оно становится тогда, когда оно переходит меру.

Христос поимел естественное чувство страха, но тут же ограничил его чувством смирения и покорности перед Богом, говоря “не Моя воля, но Твоя, да будет” (Лук.22:42). И таким образом показал, что он имеет все естественные чувства, но только во Христе они имели всегда меру и не переходили своих границ. Потому и проявления их были без греха.

Грех не в самом по себе естественном чувстве, а в том, когда человек проявляет его не к месту, не к времени или не имеет меры.

Христос же проявлял чувства естественные человеку к месту, к времени и имел в них меру. Поэтому и не согрешил.

Что значат слова Христа на кресте “Боже мой, для чего Ты меня оставил”

Христос на кресте сказал “Боже мой, для чего Ты меня оставил” потому, что в этот момент действие благодати утешительное покинуло Его человеческое естество, и Он ощутил всю полноту глубины страданий человеческих, до той степени какую может вынести человеческое естество. Но Он не роптал, а в кротком и смиренном духе переносил всю глубину этих страданий всего человечества. И в смиренном настрое духа дальше сказал “Совершилось” и “Отче, в руки Твои предаю дух Мой!..” Об этом есть здесь.

О скорби и немощи Христа в Гефсиманском саду

Аноним: Вот молитва Иисуса в Гефсиманском саду., где есть фраза… Пот, как капли крови падающие на землю. Скажите свое мнение об этом случае. Наверное здесь образец вытачивания нужного духа.

О.Серафим: Это сокрылось действие благодати утешительное. И Христос испытал очень сильную степень скорби, страдания и страха перед грядущими страданиями, по Своему человеческому естеству. “Это была такая великая тяжесть, что у воплощенного Сына Божия выступил кровавый пот и Он скорбел до смерти. «Прискорбна есть душа Моя до смерти». Значит, это была беспредельная тяжесть.” (свт.Илия Минятий, Слово во вторую неделю поста. Об исповеди).

То есть Христос испытал немощь человеческого естества, какую только оно может вынести от скорби и страха перед грядущими страданиями. Но не отступил, а принял эту скорбь и страдание, душевную тяжесть. И вот степень борьбы Его была настолько сильна, – аж до кровавого пота. – Какое только возможно ощущение немощи, по человеческому естеству, Христос его ощутил. И ощущая эту крайнюю степень немощи, скорби и страдания, Он просит у Своего Божественного естества, чтобы была облегчена эта крайняя степень скорби и страдания, какую только может вынести человеческое естество: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия” (Матф.26: 39).  Но тут же проявляет смирение перед Своей Божественной волей и решимость на то, чтобы и дальше нести эту скорбь и страдание, говоря: “Впрочем не как Я хочу, но как Ты… да будет воля Твоя” (Матф.26: 39,42). И в дальнейшем уже твердо и решительно идет на скорби и страдания, на крест, вплоть до смерти. Так было необходимо пройти Христу, для совершения искупления человеческого естества от первородного греха.

Христос таким образом научал и нас, что мы должны просить у Бога помощи, когда ощущаем свою немощь в нашей борьбе. И полагать решимость на прохождение через скорбь. И что Бог не оставит, поможет. Так как Христос уже искупил нас, взявши и принявши на себя всю ту степень скорби и страдания, какую только может вынести человеческое естество и не рассыпаться в прах.

ВИдение и познание истины. Почему Пилат предал Христа на распятие? (видео)
ВИдение и познание истины, – где она, кому и как открывается. Почему Пилату не открылась истина. Пилат знал, что Христос невиновен, но почему предал Его на распятие? / 28.04.2018г.

О покаянии естественном, греховном и истинном

Покаяние, чувство сожаления и сокрушения — естественны нам по природе. О греховном покаянии и сокрушении в Московской Патриархии и фарисейских церковных организациях. О покаянии Иуды, и покаянии ап.Петра. Для покаяния необходимы чувства ненависти к греху и решимости на исправление. Истинно кающийся почитает себя достойным скорбей, которые его постигают. О смирении кающегося со скорбью. О покаянии в главенствующих страстях, и о покаянии фарисейском. / 31.03.2024.

О четверговой соли и повериях (видео)
О магии четверговой соли и различных народных поверий. / 2.10.2020г.


Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий