Оглавление:
О христианских отношениях с девушкой и цели брака
О подготовке к браку
Надо ли себя материально обеспечить, а потом вступать в брак?
О христианских отношениях с девушкой и цели брака
Аноним: Мне 23 года. У меня есть девушка, на которой мне хотелось бы жениться. Но не знаю, как правильно строить с ней отношения, по-христиански?
О.Серафим: Начинать нужно с душевных отношений. Так как, после женитьбы, душевные отношения выходят на первый план. И от них зависит вся последующая жизнь.
Скажу сразу, чтобы развеять всякие твои иллюзии. В наше время, всем вступающим в брак, надо воспитываться в процессе, для того, чтобы сохранился брак. И тебе и ей надо будет воспитываться, так как вы не умеете снисходить, носить немощи друг друга, переступать через свое самолюбие, гордыню, через свою самость, во искушениях, приключающихся от ближних.
Да и вообще, неправильная точка зрения, когда на брак смотрят, исходя из области мечтательности, ища одних удовольствий и приятностей. Надо сознавать, что брак – это школа воспитания себя и содействие в этом ближнему, в духе терпения, незлобия, любви и смирения. Недаром Св.Отцы называют семью – малой церковью, т.е. малой общиной.
Вот в этой малой общине-семье и надо учиться жить по христиански, заниматься спасением своей души, через воспитание верного душевного настроя, во искушениях, которые будут приключаться, когда наступит обыденная повседневность, и развеются все мечты, пройдет иллюзия и наступит реальность.
Главная и основная цель брака – это спасение души. Только надо понимать, что спасение заключается не в том, чтобы найти жизнь без искушений и скорбей, под благовидным обманчивым предлогом: чтобы было меньше грехов, чтобы не грешить. Ибо причина этих грехов не внешняя, а внутри нас, – в первородном грехе, духе самости, который мы имеем от Адама, через грехопадение.
Спасение же состоит в том, чтобы разрывать, внутри себя, сочувствие к первородному греху, к духу самости. Ибо этот дух ищет себе удовлетворения, во время искушений. Когда же он не получает удовлетворения, вот тогда-то он и проявляет себя: само-любием, само-уверенностью, само-надеянностью, само-мнением, само-угодием и т.п..
Искоренение этого духа и воспитание истинной добродетели, – «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2), – и есть главная и основная цель брака, этой малой церкви, малой общины-семьи.
Если человек не воспитывает верный и спасительный душевный настрой, во искушениях, в семье, с ближними, – под лукавыми благовидными предлогами, что все это, мол, мирское, – а сам, при этом, ищет непонятно какой церковной, христианской жизни, – то он только обманывает самого себя, подменяя христианство, как «дух и жизнь» (Иоан.6:63), по слову Христа, лже-христианством и лже-церковностью, духом фарисейским и законническим.
Ибо мирское – это, как раз, и есть первородный грех, самость и страсти, живущие в человеке. Вот с ними-то и призван христианин вести борьбу, внутри себя, каждый день, во искушениях с ним приключающихся.
О подготовке к браку
Аноним: Ещё хочу спросить у Вас о том, насколько долго нужно молить Господа, чтобы Он послал спутницу жизни? Может здесь не время нужно, а усердие? Может нужен ещё усердный пост?
О.Серафим: Здесь необходимо усердие, состоящее в приобретении истинного смирения перед Промыслом Божьим, незлобия и сострадательной любви к ближним. Ибо это все понадобится в семейной жизни. И без этих добродетелей семейная жизнь долго не продлится. Вот на что, особенно, и надо обратить внимание.
Надо быть готовым к тому, чтобы терпеть немощи и недостатки ближнего. К примеру, проявления в ней гордыни или своенравия. А ты должен помочь ей воспитывать добродетели, но это можно делать только своим личным примером, в настрое духа и внешних поступках. То есть, со смирением, незлобием, сострадательной любовью и душевной простотой, помогать ей в искоренении ее духа гордыни и самолюбия. Именно так и будет со всяким в семейной жизни, в наше время. Да и не только в семейной, но и при совместно-жительстве с любым ближним. Ибо в наше время все гордые и самолюбивые, зараженные самомнением и мнительностью. Но этого никто не видит в себе, по причине всеобщей духовной слепоты.
О душевном состоянии людей нашего времени ап.Павел написал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5).
Вот с таковыми, примерно, человеками и придется жить вместе. Но для того, чтобы с таковыми жить вместе, для этого и надо иметь смирение, незлобие, сострадательную любовь и душевную простоту. Тогда и будешь истинным христианином. Сам спасешься, и ближнему поможешь. Вот он подвиг современного христианина и истинная любовь к людям: не в области мечтательности (иллюзия, питающая сладострастие и самомнение), а самим настроем духа являемая, непосредственно в жизни, каждый день во искушениях, любовь. Вот такой подвиг любви и самопожертвования и требуется от современного христианина. Такова воля Божия в спасении нас, на наши времена. Это и есть путь исповедничества, т.е. самим настроем духа, в повседневной жизни, исповедовать христианство. Это требуется от каждого христианина, в его личной жизни.
Надо ли себя материально обеспечить, а потом вступать в брак?
Аноним: Сейчас принято считать, т.к. может из-за того, что времена изменились, что нужно сначала себя обеспечить, т.е. иметь или приобрести все, что нужно для семейной жизни: может квартиру, и др. Может это и так, но как было раньше? Как нужно здесь правильно понимать и правильно относиться к этой проблеме?
О.Серафим: Это происходит по причине того, что у человеческого общества изменились цели в жизни. Когда в обществе во главу угла ставится цель, как лучше устроиться здесь на земле, тогда приобретение материальных благ и обладание ими становится на первое место, и от этого вопроса начинает зависеть вся жизнь человеческая.
Человек живет на земле не для того, чтобы ему как можно лучше устроиться материально и капитально, как говорится «вкопаться в землю». Нет. Человек живет, только лишь, для того, чтобы приготовить себя к блаженной вечности, к Царству Небесному, через воспитание в себе правильного душевного настроя, который понадобится там, за гробом. В этом цель и смысл жизни человеческой. Всё остальное есть средства, которыми нужно пользоваться благоразумно, спасительно для души, а не безумно, в угоду своим страстям и прихотям.
Не будет у человека квартиры, материальных благ, то скорби и проблемы будут одни. А когда все это будет, то скорби и проблемы будут другие. Но все равно они, какие-то, да будут.
Никто, через приобретение материальных благ, не ушел от скорбей, страданий, неприятностей и искушений. Ибо материальные блага не избавляют человека от страстей.
И богатые люди, – у которых есть все материальные блага, какие они захотят, – точно так же одержимы страстями: духом недовольства, обиды, раздражительности, зависти, ревности, злопамятства, гордыни и самолюбия, самомнения и тщеславия, неприязни и подозрительности, сладострастия телесного или душевного и т.п.. А все эти страсти, дух самости, живущие в человеке, и являются мучителями души, здесь на земле и в вечности, вводя душу в адское состояние. И по причине этой одержимости страстями и духом самости, первородного греха, люди не имеют истинного душевного счастья. Ибо истинное счастье, непоколебимый душевный мир и покой состоит, – в свободе от духа самости и от власти над собою страстей.
Кто приобретает истинные добродетели, – смирение, кротость, незлобие, сострадательную любовь, великодушие и добродушие, душевную простоту, любовь к правде и истине, – тому они принесут непоколебимый душевный мир и покой. Тот и будет ощущать в своей душе истинное счастье, – не иллюзорное, не обманчивое, а постоянное, которое перейдет с ним за гроб, вечно оставаясь в его душе.
Поэтому, если отправляешься в плавание, по бурному морю жизни, то выбирай себе подругу, которая согласится нести скорби и трудности этого пути.