Аноним: Вот и я задаюсь таким вопросом: в силу чего мы больше склонны доверять св. пророку Моисею, чем ученому Дарвину? Почему история первого нам кажется более правдоподобной чем история второго? Чем убеждает меня Моисей? – Научными фактами? Но и у Дарвинистов они есть и едва ли не в большем количестве. Ну как же, скажут, он же святой пророк! – Но откуда вы знаете, может это все выдумка? Чем же убеждает Моисей? – А тем, что НРАВСТВЕННЫЕ принципы Мосея, как небо от земли отстоят от тех же принципов Дарвина и если нравственное чутье в человеке не совсем заглохло, то оно свидетельствует ему о том. От чего же наши предки отказались от Моисея и предпочли Дарвина? От того, что потеряли нравственное чутье. Это же нравственное чутье развивается, как сказано, по мере «опытного ощущения и познания своей немощи в борьбе со своими страстями, законно-проходимой». Это духовный закон, который, в отличие от церковных обрядов и дисциплинарных правил пребывает неизменным на все века и времена. Церковные сообщества дробятся и раскалываются, вокруг разброд и шатания, каждый церковный конфликт, каждый раскол выбрасывает в информационное пространство целый ворох макулатуры, документов, фактов истинных и подложных, один другому противоречащих. На сегодняшний день простому человеку не хватит и всей жизни, чтобы докопаться до истины чисто историческим и научным путем. Дальше – больше. Чем же тогда копать? – НРАВСТВЕННЫМ ЧУТЬЕМ, и без этого никак!
А хватание за рамки канонов это неизбежное следствие нравственной слепоты, подобно тому как и во тьме идущий хватается за окружающие его предметы для ориентира и по ним составляет себе картину своего местоположения. Но вот беда, в темноте той сатана притаился, а он великий мастер подделок и дезориентации…
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.»(Иоан.8:12)
Господи, помилуй нас!
О.Серафим: Да, действительно, чем дальше, тем больше будет разделений, расколов и отколов. А отсюда соответственно и будет увеличиваться ворох информационной макулатуры, а в особенности в виртуальном пространстве. И простому человеку, путем логического мышления, действительно сложно дойти до того, а где же Истина.
И поэтому, для современного человека остаются только те критерии, о которых сказал Христос: «По плодам их узнаете их»(Матф.7:20). А апостол Павел сказал об этих плодах: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5:22,23). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4–8). Вот эти критерии являются основными, для всех верующих людей.
А иначе, попадает человек в канонически-правильную церковную организацию, и там он начинает ощущать себя в правильной Церкви. И исполняя все обрядовые законоположения, – пост, молитва, исповедь, причастие, и все остальное, – он возгревает в себе ощущение своей правильности и праведности, и через посредство всего этого в духе самоутверждается. Вот она – кузница новозаветных фарисеев и законников. Это типичная картина современного официального православия, в том числе ипх и ипц. То есть, утрата духа Христова и подмена его внешней канонической правильностью церковной организации, внешней праведностью – фарисейством, обрядоверием, законничеством, сидящих на духе самости и гордыни.
В пылу споров и полемик отвлекается внимание и зацикливается совершенно не на том. Ведь Церковь дана не для соблюдения канонов и правил, а для спасения душ человеческих. Этот главный момент фарисеи и законники упорно не хотят замечать, потому что спасение ими понимается, именно, в соблюдении и сохранении буквы закона. На этом они всех и зацикливают.
Но что необходимо простому человеку? – Ему необходимо, в личной его жизни, в общении с ближними и знакомыми, приобрести чистоту своих чувств и удовлетворить свою совесть. Для этого ему понадобится вступить в брань со своими страстями, греховными навыками и привычками, борясь за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, за исполнение заповедей Божьих. Через эту брань и борьбу со своими страстями, человек придет к опытному ощущению и познанию своей немощи, смирится в душе своей. И в чувстве сокрушения, с ощущением своего окаянства и недостоинства, с упованием только на милость Божию, он будет просить Бога о помощи.
Когда он опытно это пройдет, и за смирение, по милости Божией, получит от Бога власть над страстями, по дару Благодати; тогда другого, падающего, он будет судить не строго, а снисходительно, ибо сам опытно познал свою немощь. Тот, кто опытно познал свою немощь, и кто ощущает, что он стоит и не падает, только по милости Божией, тот будет думать не о том, как исполнить букву закона, каноны и правила, а как в данную эпоху, времена и жизненные обстоятельства у людей, помочь душам спастись.
Такое делание приводит к настрою духа, в ощущении, беспросветного грешника, т.е. невменение себе ничего, одна только надежда и чувство упования на милость Божию. А православие, христианство от всех религий тем и отличается, что в нем спасаются только милостью Божией. В этом и состоит одна из основных истин христианства, православия.
Вот потому-то и необходимо приобрести таков настрой души, как у Благоразумного разбойника, как у Евангельской кровоточивой или хананеянки. Вот для чего нужна Церковь; и чему, и какому настрою души должны учить истинные пастыри и наставники. А если таковых нет, то вот этому и должны учиться сами христиане, ищущие спасения. То есть, не ждать, а приниматься за дело спасения лично своей души, воспитывая верные душевные чувства, которые и образуют спасительный настрой души. Ибо кто какой душевный настрой посеет в душе своей, тот его и пожнет там за гробом, в вечности.
А так же, об опытном пути внутреннего Богопознания, можно прочитать вот здесь