Аноним: Прелесть вижу в том, что православный человек как бы для спасения собственной души всю жизнь ищет истинных христиан среди православных же людей и не находит их нигде. Саму цель поиска каких то идеалов на этой грешной земле представляю себе утопической, а пожизненное увлечение оценкой других считаю не только бесполезным но и зловредным для души. Писание учит-не говорите, кто взойдёт на небо для нас Христа свести? или сойдёт в преисподнюю, Христа из мёртвых возвести? заповедь в сердце вашем.
О.Серафим: Св.Писание нам говорит совсем иное: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф.5:6); «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф.7:7,8).
««От всякого труда есть прибыль» (Прит. 14:23) – говорит книга Притчей. Но Христос еще нечто более внушает нам, когда говорит: «ищущий находит» (Мф.7:8). Поэтому мне и кажется удивительно, как Филипп последовал Христу. Андрей последовал, услышав о Христе от Иоанна, Петр – от Андрея; а Филипп ни от кого и ничего не знал о Нем, но, как только Христос сказал ему: «иди за Мною», Филипп немедленно повиновался Ему, и не только не оставил Его, а еще сделался проповедником о Нем для других. Поспешив к Нафанаилу, Филипп говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (ст. 45). Видишь ли, какую озабоченную имел он душу, как часто размышлял он о том, что писал Моисей, и как ожидал пришествия Христова? Слово: нашли показывает людей, которые постоянно ищут…
Нафанаил был человек точный и во всем дознавал истину, как это и Христос засвидетельствовал и самое дело показало. Поэтому Филипп хорошо сделал, что отослал его к Моисею и пророкам, чтобы таким образом расположить Нафанаила к принятию Того, о ком он проповедовал ему» (свт.Иоанн Златоуст, «Толкование на евангелие от Иоанна», Беседа 20).
***
Слова из Св.Писания, – «Праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим.10:6,7), – приведены абсолютно не к месту.
Об этом есть здесь.
***
Если человек не знает в чем состоит Истина, но он жаждет Ее, то естественно, что он будет Ее искать. Ибо отсутствие жаждания Истины и стремления к поиску Ее, свидетельствует о равнодушии к Ней и душевной мертвости, проистекающей из духа самоуверенности и самонадеянности, которая прикрывается благовидными предлогами из Писаний, приводимыми не к месту, не к времени.
Иное дело, когда человек нашел Истину, на уровне умовом, рассудочном, и продолжает Ее дальше искать, то это свидетельствует об одержимости страстью самомнения и высокоумия.
Оценка других необходима для того, чтобы различить тьму от света, ложь от истины. Все Св.Писание постоянно показывает нам свет, отделяя его от тьмы, давая этой тьме нравственную оценку, чтобы люди не заблудились, и не перестали отличать тьму от света. Без отделения тьмы от света люди впадают в заблуждения и направляются по пути погибели. Такая духовная слепота нужна только дьяволу и слугам антихристовым, сознательным или несознательным (находящимся в самообольщении и духовной прелести), для удобнейшего погубления душ человеческих.
Поэтому, грех состоит не в самой по себе нравственной оценке, а в том, когда человек делает это без нужды для своего спасения, совершая это не к месту, не к времени. В таком случае это и является грехом осуждения. Ну а когда к месту и к времени, тогда это является добродетелью рассуждения, без которой невозможно отличить тьму от света, невозможно спастись.
Там где есть нужда и необходимость разобраться, а люди говорят, что этого делать не надо, и это бездействие пытаются выдать за добродетель, то явно, что здесь мы имеем дело с духовными слепцами, находящимися в самообольщении. Естественно, что они не видят это самообольщение, и пытаются выдавать его за духовное здравие, для обмана других духовных слепцов.