Оглавление:
О стяжании Благодати. Почему дано внешнее совершение Таинств, и о подаянии спасительных даров Благодати.
О Церкви, совершении Таинств и причинах отступления.
О стяжании Благодати. Почему дано внешнее совершение Таинств, и о подаянии спасительных даров Благодати.
Все мы люди имеем одинаковые чувства, по природе, данные нам Богом, при сотворении человека. Но к ним примешался первородный грех, дух самости, через грехопадение. И все люди нуждаются в очищении от примеси этого первородного греха, духа самости. Ради того, чтобы очистить людей от этой примеси духа самости, и даровать им власть над ним, и приходил Христос. И принеся себя в жертву искупил всех людей от этого духа самости, через посредство дарования всему человечеству своего дара, Божественной искупительной и спасительной благодати. То есть, этот дар излит Богом на все человечество и объединяет собою души всех тех, кто покоряется ему (так образуется мистическое Тело Христово, Церковь). И потому все человечество имеет возможность стяжать этот дар Божественной благодати Духа Святого.
Но для того, чтобы люди могли это делать более правильно и успешно, Господь послал на проповедь Апостолов, и явно, через посредство внешних священнодействий, крещения и других Таинств, стал изливать на людей этот дар. Но стал изливать Он этот дар Божественной благодати не просто в душу любого человека, а под условием истинного, нелицемерного покаяния: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Так и условие для дарования этого дара в Таинстве крещения, как говорит ап.Петр, есть «обещание Богу доброй совести». Иными словами, «крещение» это не просто «плотской нечистоты омытие», то есть троекратное погружение в воду, а «обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21). – Это есть главное условие, для совершения Богом этого Таинства, которое состоит в излиянии дара Божественной искупительной и спасительной благодати в душу человека, для присоединения его к мистическому Телу Христову, Церкви.
Если бы Господь просто излил этот дар миру, но не посылал на проповедь Апостолов, и не было бы внешних священнодействий (крещения и других Таинств), через посредство которых могло бы совершаться Таинство, в душах людей Богом, – то никто бы не верил всему этому. Вот почему и понадобилась проповедь Апостольская и внешняя возможность для получения этого дара Божественной благодати, но только под условием покаяния, истинного и нелицемерного обещания «Богу доброй совести». А так же и потому, чтобы являть это для людей видимым образом, так как они имеют грубую физическую плоть, через посредство которой и могут это воспринимать.
Итак, дар Божественной искупительной и спасительной благодати, через Христа излит Богом на все человечество. Получение этого дара совершается только через истинное и нелицемерное «обещание Богу доброй совести». И дальнейшее удержание этого дара благодати Духа Святого, и большее раскрытие Его в своей душе (стяжание), заключается в том, чтобы удовлетворять свою совесть и ни в чем ее не попирать и не топтать, в каждый день своей жизни. А совершается это, через посредство искоренения первородного греха, через посредство борьбы с проявлениями духа самости и гордыни. То есть, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями, за чистоту чувств и истинное удовлетворение своей совести.
Все это понуждение себя и делание направляется к тому, чтобы воспитывать в своей душе верный настрой духа, состоящий в чувствах сокрушения и смирения перед Богом, незлобия и сострадательной любви, кротости, доброжелательства и душевной простоты. То есть, к воспитанию истинной любви, в ее оттенках, о которых говорит ап.Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). Или же, как Он говорит в другом месте: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5), по Его человеческому естеству.
Поэтому, всякая душа, стремящаяся понуждать себя к воспитанию вот такого вот настроя духа, соделывается по своему настрою способною к восприятию дара Божественной спасительной благодати, и ее хранению. Ибо Таинство, – это и есть излияние в душу человека этого дара Божественной искупительной и спасительной благодати Духа Божия, которая была дарована всему человечеству через Христа. А внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство, – это только лишь внешнее средство для получения этого Таинственного дара Благодати, которая изливается в душу, под условием истинного покаяния и нелицемерного обещания «Богу доброй совести» (1Пет.3:21).
Но только одни имеют внешнюю возможность, не попирая своей совести, получать этот дар Благодати (Таинство), через посредство внешне-совершаемых священнодействий; принадлежа к церковной организации (начиная с двух-трех человек Матф.18:20), которая в своем общем направлении хранит верность духу Христову и добрую совесть пред Богом.
А другие не имеют такой возможности, чтобы не попирая своей совести получать этот дар Благодати вот таким вот внешним путем, по причине отступничества церковных организаций, в их стране и местности. Такие времена являются исповедническими. И кто хранит верность духу Христову и добрую совесть пред Богом в такие времена, то те идут путем исповедников и мучеников; и Господь не оставляет их, а подает свои благодатные утешения и укрепления духа, изливая на них непосредственно свои дары Божественной благодати.
А у иных и вообще нет такой возможности для получения этого дара Благодати (Таинства), через посредство внешне-совершаемых священнодействий. Так как они живут в таких странах и местностях, где вообще нет христианства.
Но так как этот дар благодати Духа Святого излит Богом вообще на все человечество, то все те, кто не имеют внешней возможности приступания к Таинствам, получают этот дар непосредственно от Бога. Они получают его только за то, что понуждают себя к искоренению страстей и воспитанию вместо них верных душевных чувств, спасительного настроя духа, понуждают себя к истинному удовлетворению своей совести; что, в свою очередь, и является условием для получения этого дара благодати Духа Божия. И без исполнения этого условия невозможно получить этих даров Божественной искупительной и спасительной благодати Духа Святого, хотя бы при этом и совершались внешние священнодействия, через посредство которых приступают к Таинствам.
Итак, стяжание благодати Духа Божия совершается через посредство искоренения страстей, и воспитания вместо них верных душевных чувств, которые и образуют собою спасительный настрой духа. А без этого благодать Божия не может стяжеваться. И если любой человек на земле старается, в своей личной жизни, приобретать этот верный и спасительный душевный настрой, то он и становится способным к стяжанию благодати Духа Божия. А каким образом подать человеку этот дар Благодати — Бог решает Сам, в зависимости от жизненных обстоятельств, в которых оказывается и пребывает человек.
И когда есть возможность получать Таинства, через посредство внешних священнодействий, не попирая своей совести и сохраняя верность духу Христову, тогда необходимо следовать общим путем для всех, при этих обстоятельствах. Ибо в этом состоит смирение перед Богом.
Но когда нет такой внешней возможности, по причине отступничества церковных организаций, в той или иной местности, стране, тогда Бог будет подавать свои дары Божественной благодати непосредственно самим людям, которые будут хранить свою совесть и верность духу Христову. То есть тем, кто разрывает общение с таковыми отступническими церковными организациями, не приступает к их лже-таинствам, сохраняя при этом правильно-проходимую внутреннюю духовную жизнь. – Этот внешний путь является спасительным, в таковых жизненных условиях и обстоятельствах, и становится общим путем для всех тех, кто пытается сохранить свою совесть и верность духу Христову, при таких обстоятельствах. И в этом состоит смирение перед Богом и следование воле Божией, при данных, конкретных жизненных обстоятельствах.
***
И только понуждение себя к душевным христианским качествам, к чистоте чувств и «доброй совести» (1Пет.3:21), и привлекает в нашу душу Божественную благодать. Как об этом сказал преп.Макарий Великий: «А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать всё то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха» (преп. Макарий Великий, Слово3, гл.5).
Все это понуждение себя к тем душевным чувствам и качествам, о которых говорит св.Макарий Великий, и совершается через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на искоренение страстей и воспитания вместо них верных душевных чувств, через посредство стремления человека к сохранению «доброй совести» (1Пет.3:21) перед Богом, в каждый день своей жизни, во всех тех искушениях, которые приключаются с человеком. И соответственно, там где этого нет, – там нет главного условия для получения дара искупительной и спасительной Благодати. И тогда это подменяется магическо-механическим отношением к внешним священнодействиям, через посредство которых люди пытаются получить Таинства от Бога. То есть, раз они совершают внешние священнодействия для получения Таинств, то Бог, мол, как бы обязан подавать Таинства, потому что они считают, что они истинные. Но Бог не находится в подчинении церковной организации, у епископов и священства. Он не находится в подчинении внешним священнодействиям и произносимым словам, через совершение которых люди пытаются получить Таинства. Бог не находится в зависимости ни от санов, ни от названий, ни от чего-либо внешнего, земного.
Ибо дар Его Благодати подается не за сохранение правильных обрядов и традиций, не за содержание на уровне умовом, рассудочном, правильного Символа веры и догматов. Но дар Его Божественной спасительной Благодати привлекает в душах человеческих, здесь на земле, только дух сокрушенный и смиренный перед Ним, только дух устремляющийся к чистоте чувств, только дух любви к правде и истине, только дух ищущий «доброй совести» перед Богом, в тех жизненных обстоятельствах, в которых оказался человек. Там, где есть в душах человеческих вот такой вот настрой духа, там и подается Богом дар искупительной и спасительной благодати Духа Божия. Так об этом Св.Писание и говорит, что «Бог гордым противится», и только «смиренным дает благодать» (Иак.4:6), и что «Близок Господь к сокрушенным сердцем», Своей Божественной благодатью, и только «смиренных духом спасет» (Пс.33:19), своею милостью, этим даром Божественной благодати Духа Божия, который дарован всему миру, через Христа.
О Церкви, совершении Таинств и причинах отступления
«Но ведь каждому мало-мальски сведующему в делах веры христианину ясно, что Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас». (Новосвящмуч.Павел Кратиров).
Здесь та мысль, что Царствие Божие, верный настрой духа, соединяемый с даром Благодати, внутри нас. И что Оно состоит в воспитании правильного настроя души, верных чувств и ощущений. А это все – внутри нас. И что это главное, чего и должен искать человек, в жизни. И что он этого должен искать – не в чем-либо внешнем, а внутри себя. А Царствие Божие, которое человек приобретает внутри себя, – это и есть Церковь. А церковная организация – это есть средство для воспитания этого правильного настроя духа и верных чувств и ощущений, Царства Божия внутри себя.
И если церковная организация не приводит к этому, то зачем она нужна – эта соль несоленая? Ибо за гробом человеку понадобятся верные чувства, правильный настрой души, удовлетворение совести. А если церковная организация не может к этому привести, то она превращается в церковь антихристову, ибо не может воспитать правильный настрой духа, необходимый человеку в вечности. И тогда через посредство обрядов и священнодействий, соблюдения внешних законоположений, канонов и правил, такая церковная организация начинает людей соединять, по настрою духа, не с Богом, а с падшими духами, с дьяволом.
Таинства по учению Св.Отцов совершаются только в Церкви. А Церковь – это не церковная организация, ибо «Верую во единую… Церковь». А веровать в организацию никак нельзя. Ибо по слову ап.Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1). А Церковь есть Тело Христово или: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати»(Русский богослов Алексей Хомяков).
Значит, только вот в такой Церкви и совершаются Таинства. А Церковь основана Христом на правом чувстве веры Богу, которое может выражаться в исповедании веры, в зависимости от нужды и жизненных обстоятельств.
Значит там, где нет этого правого чувства веры, там нет основания для Церкви, а значит, – там нет и Церкви. И потому там Таинства не совершаются. Правое чувство веры Богу – это естественное чувство веры, в своем движении устремляющееся к свободе от духа самости, первородного греха.
По причине того, что отсутствует правильно проходимая внутренняя жизнь, направленная на воспитание верного настроя души и правого чувства веры, у современного человека утратилось понятие о том, что такое Церковь. И церковную организацию он стал воспринимать за Церковь. Получилась подмена Церкви – церковной организацией. То же самое произошло и с христианством, православием, которое по слову Христа есть «дух и жизнь». Православие подменено обрядоверием, фарисейством и законничеством.
То есть, на сегодняшний момент времени самое главное – это исчезновение правильной внутренней духовной жизни. И потому, хранение канонов и правил, обрядовых законоположений, внешних православных традиций, ни спасет никого, и никакую церковную организацию не удержит от отпадения от Церкви. – Это апостасия:
«Спасаясь, спасай свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий…
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже(в середине 18-го столетия) святитель Тихон за сто лет пред этим: ныне – одно лицемерство» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6.«Отечник»,Заключение).
Аноним: Таинства по учению Св.Отцов совершаются несомненно только в Церкви.
А вне Церкви могут ли «случайно» совершаться таинства?
О.Серафим: Таинства совершаются только в той Церкви, веру в которую мы исповедуем в Символе Веры: «Верую во… Церковь». А вне этой Церкви – Таинств нет.
«Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать» (Русский богослов Алексей Хомяков).
Об этом еще здесь и здесь.