Аноним: Говорят, что Церковь связанна Евхаристией. А чем Она, по-вашему, связывается?
О.Серафим: Церковь связана не Евхаристией, а спасительной Благодатью, дарованной через Христа.
Иначе св.Мария Египетская, 47 лет не имевшая Евхаристии была вне Церкви. Но это абсурд.
Или преп. Павел Фивейский, умерший вне Евхаристии, скончался вне Церкви. Да и великое множество пустынников и христиан, мучеников и исповедников, в периоды гонений и церковных нестроений, умиравшие в тюрьмах, ссылках и т.п., не имевшие Евхаристии, тоже получались вне Церкви. Но это абсурд.
Надо рассматривать не те цитаты Св.Отцов, которые они говорили в период внешнего благоденствия Церкви. А нужно учитывать то, что в жизни могут быть всякие ситуации и обстоятельства. И потому цитаты Святых Отцов могут различествовать до противоположности, когда они сказаны в разных жизненных обстоятельствах. Чтобы понять дух и смысл той или иной цитаты, изречения Святых Отцов нужно всегда учитывать, а в каких жизненных обстоятельствах это было сказано. Только тогда и будет понятен смысл того, что имел ввиду Св.Отец, сказавший это. И соответственно, применение этой цитаты к иным жизненным обстоятельствам уже может искажать ее, и придавать ей совсем иной смысл, в сравнении с тем, что имел ввиду Св.Отец.
Поэтому, определение что Церковь связана Евхаристией не подходит как общее определение для любых жизненных обстоятельств.
Общим правильным, истинно-православным, христианским определением по этому вопросу будет являться то понятие, которое будет подходить для любых жизненных обстоятельств и ситуаций, в которых может оказаться общество, люди, или просто человек. А это и есть как раз то, что Церковь связана спасительной Благодатью, дарованной через Господа Иисуса Христа. И кто причастен этой спасительной Благодати, в своей душе, тот и в Церкви. Ибо это зависит не от внешних обстоятельств, так как они в большинстве случаев не во власти человека; а от внутреннего душевного настроя, который образуют добродетельные душевные чувства, истинные добродетели. Так по этому поводу и говорит наш русский богослов Алексей Хомяков: «Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» («Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).
Божественная спасительная благодать связывает воедино всех тех, кто имеет правильно-проходимую борьбу со своими страстями, направленную на воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей. — Отсюда чистота чувств и удовлетворение совести, добродетельный душевный настрой, способный к восприятию дара Божественной спасительной благодати. Вот так связана вся Церковь, в этом и заключается Ее единство. Вот таково общее определение, по этому вопросу, которое подходит ко всем векам и временам и жизненным обстоятельствам, всякого человека на земле.
Аноним: А в чем же тогда неправильность экуменизма? И как понимать единство Церкви?
О.Серафим: Неправильность экуменизма состоит в том, что он учит, что все церковные организации, обладают истиною, и принадлежат к единой церкви. Что вся разница их только чисто внешняя. Но это неправильно. Ибо экуменизм, идя путем лжи, стремится создать единство только лишь внешнее, но не внутреннее. И это внешнее единство он пытается поддерживать за счет возгревания в людях душевного сладострастия, которое воспринимается всеми за любовь. В основании экуменизма стоит душевное сладострастие, дух самости и гордыни, который ищет себе удовлетворения через приятные сладострастные ощущения. В экуменизме нет истинной любви, так как истинная любовь свободна от душевного сладострастия, от духа самости и гордыни.
Если церковная организация в своем общем пути исповедует ложь и идет путем лжи, то на этом пути, этой церковной организации, нет Истины и Благодати. И Благодать не может связывать воедино путь тьмы и путь света, дух лжи и дух истины. Таково единство церкви, которое проповедует и распространяет экуменизм – это чисто внешнее единство всех, основанное на душевном сладострастии, на духе самости и гордыни, заводящее всех в духовную прелесть и бесовское самообольщение.
Но единство Церкви совсем иное. Оно не внешнее, а внутреннее. – Оно в добродетельном настрое духа, который и привлекает дар Божественной спасительной благодати, дарованной через Христа. Единство Церкви – это единство по Благодати, которая связывает воедино всех тех, кто приобретает и имеет добродетельные душевные чувства, истинные добродетели, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и исповедания правды, истины; ибо только этим и привлекается в душу Божественная спасительная благодать.
И если сказать об этом душевном настрое общими словами, то ап.Павел сказал о нем так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4–8).
Об этом рассказывается здесь.
Это единство Церкви постигается не разумом, а чувством веры, свободном от духа самости и гордыни, от душевного сладострастия. «Мы говорим: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь»… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым — Рим. 5, 5)»(Новомуч.Михаил (Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).