Оглавление:
Страхи и переживания за детей. Как с этим бороться
Опекаемые подростки хотят уйти из дома
О крайностях в ограничениях свободы, о свободе, правах и ювенальных технологиях
Об обучении детей борьбе со страстями
Страхи и переживания за детей. Как с этим бороться
Аноним: Отец Серафим, здравствуйте. Хочу задать вам вопрос, что за страсть, когда постоянно за детей лезут в голову дурные мысли, страхи. Не просто дурные мысли, а конкретные события что ли, не знаю как правильно сказать.. От этого, душевные муки страдания. Ещё в роддоме, как дочь принесли в палату, взяла её на руки, и тут пришла мысль нехорошая за дочь, теперь лезет все время в голову, и муки от этого испытываешь… И за сыновей всякая гадость в голову лезет… В чем причина? Как убрать эту страсть? Откуда она? Помоги Господи!!!
О.Серафим: Это самомнение, дух самоуверенности и мнительность. — Они, эти страсти, являются причиной.
Отсюда чувство страха и переживания. — А эти страсти следствием.
Эти страсти от беса, который вам их накручивал, видя в вас предрасположенность к этим страстям. Возможно вы их уже воспитывали и до того, по отношению к другим случаям и обстоятельствам. Вначале бес может предлагать, человек за это хватается и начинает развивать в себе эти страсти. Потому что он через это самоутверждается в духе, и таким образом удовлетворяет свой самостно-гордостный дух, первородный грех. А когда человек разовьет в себе эти страсти, то бес уже и не нужен, человек может уже сам их в себе подогревать, по привычке.
Нужна борьба со страстями, которые являются причиной, тогда не будет и страстей, которые являются следствием.
Самомнение — приходит в голову мысль, которую человек принимает.
Самоуверенность — верит этой мысли, что это именно так и не иначе.
Отсюда чувство страха и переживания за детей.
Мнительность, — начинает постоянно эту мысль накручивать. Отсюда чувства страха и переживания начинают постоянно подогреваться. А от этого душевная скорбь, страдания и муки.
Если не принимать эту мысль вначале, а сразу ее отсекать, то не будет всех дальнейших последствий.
Для этого надо отрывать внимание своего ума от этой мысли, и направлять его на возгревание верных душевных чувств. В данном случае, если нет в этот момент времени депрессии, то чувство сокрушения перед Богом об этих своих страстях. Если в данный момент времени депрессия, — то сокрушение не надо.
Затем чувство смирения и благодарения Бога. И чувство преданности Богу.
Чувства смирения и благодарения, примерно так: Благодарю тебя Господи за посланную мне скорбь, достойное за грехи мои принимаю. Слава Богу за все.
А так чувство преданности: Как Богу угодно, так и будет.
Итак. Отрываем внимание от страстных мыслей и направляем его на возгревание верных душевных чувств: сокрушения, смирения, благодарения и преданности. Все это должно делать перед Богом, с обращением к Нему за помощью. Внимание должно быть именно на возгревании чувств. Мысли, сродные этим чувствам, только должны содействовать возгреванию этих чувств.
Надо всячески не отдавать внимания ума страстным мыслям, а содержать его на возгревании верных душевных чувств.
От этого будет скорбь, по причине разрывания привязанности к страстным чувствам. Надо не бояться этой скорби, а проходить через нее, смиряясь и примиряясь с ней. Ибо в этом выражается наше согласие с тем, что привязанность к страстным чувствам разрывается. По мере разрывания этой привязанности, скорбь будет уменьшаться и проходить. На душе будет становиться легче и светлее.
Опекаемые подростки хотят уйти из дома
Аноним: Двое опекаемых, брат и сестра (13 и 14 лет), восстали против меня, моего воспитания и хотят уйти из семьи в детский дом, прожив со мной 9 лет. Считают, что там у них будет свобода. Врут, воруют усиленно, клевещут на меня. Кто только их не вразумлял… Все тщетно. Я уже от этой ситуации очень устала и сама не хочу их более держать- только беду на себя накликать. Помолитесь обо мне, грешной.
О.Серафим: Дети в основном в это время — одержимы самомнением и духом самоуверенности. По той причине, что нет жизненного опыта, смиряющего через скорби. И поэтому всякие иллюзии, возникающие в уме, — что я сам знаю как, и у меня будет все хорошо, — очень легко увлекают их.
Обычно, чтобы они к чему-то пришли, — они должны опытным путем пройти то, чем они были увлечены, чтобы прийти к разочарованию в своих иллюзиях.
Конечно хотелось бы, чтобы так не было. Но обычно ничего невозможно в это время детям доказать и донести, так как самомнение и дух самоуверенности оказываются в них сильнее. И на разочарование в этих иллюзиях у них уходит немалая часть жизни. То есть, их одержимость самомнением и духом самоуверенности должны смирить жизненные скорби. — Если не хочешь смиряться добровольно, то жизнь тебя смирит невольно. Таков духовный закон.
Аноним: Батюшка тут имеются ввиду какие-то жизненные трудности? И если так, то выходит если видишь, что ребенок одержим таким духом, то не нужно пытаться его от каких-то трудностей оградить, т.к. ему это не полезно?
О.Серафим: Нужно ребенка учить преодолевать смиряющие обстоятельства (скорби, жизненные трудности). Тогда ему проще будет, в дальнейшей его жизни, переносить их. Ведь в жизни все равно надо будет этому учиться, чтобы жизненные скорби не сокрушили душу и не ввели ее в еще более худшее состояние.
Кто бы, как бы хорошо не воспитывал ребенка, но надо учесть, что у него еще есть свободное произволение. И впоследствии, каждый делает свой выбор сам, — к добродетели или к страсти. Хорошее воспитание содействует доброму выбору, но принудить и заставить помимо воли не может.
О крайностях в ограничениях свободы, о свободе, правах и ювенальных технологиях
Аноним: Из средств СМИ мы знаем, что Финляндия- страна ужасных ювенальных технологий. Я была в легком шоке, и сердечно рада когда узнала, что финское образование является одним из самых лучших в мире.
О.Серафим: Здесь нужно понимать, что ювенальные технологии возникли как помощь людям, но как обычно к этому примешались крайности и увели не туда. Поэтому, если ювенальная технология защищает детей от тупого избиения, то это нормально. Но если она защищает детские страсти, то это плохо. То есть, если родитель бьет детей, потому что страстно реагирует на неправильности ребенка, то это плохо, это грех родителя. Но если не наказывать детей, когда дети без удержу разжигают свои страсти, наносят вред другим людям, и когда другие средства не помогают, то это тоже плохо.
Но и опять нужно различать возраст детей. Когда детям уже 12-13 лет, то надо не путем наказания воспитывать их, а более разъяснениями, убеждениями.
Наверное Бог попустил ювенальную юстицию за то, что родители в основном страстные, бесноватые, не ведут борьбы со своими страстями, то в основном в таком случае единственным средством воспитания становится телесное наказание. — Чуть-что дети не так или уже достали, то тут же — телесное наказание. В итоге вместо пользы получается вред. И виноваты в этом родители, которые не сдерживают себя, и не пытаются поискать другие средства воспитания и воздействия на детей, а применяют только телесное наказание и словесное оскорбление.
Это как крепостное право, эмансипация. Пока люди были менее страстные, — то меньше было насилия над крепостными и женщинами. А когда люди стали более одержимые, бесноватые, не ведущие борьбы со своими страстями, — тогда стало больше насилия над крепостными и женщинами. Отсюда и понадобилась свобода для них. То же самое видимо и с воспитанием детей происходит. Страсть властолюбия — порождает насилие над слабым.
И если бы была только естественная свобода, — то это ничего. Но как обычно дьявол везде примешивает крайности. И тогда стремление к свободе по естеству утаскивает к свободе греха и страстей. А отсюда уже зло. Одна крайность — насилие над слабыми и бесправными, а другая — свобода телесных страстей. С одной стороны — страсть властолюбия ожесточает душу и приводит к жестокости и немилосердию, и дальше к садизму. А с другой, — свобода телесных страстей, ведет к деградации. Истина как всегда посередине.
Основная причина всего этого — исчезновение правильно-проходимой внутренней духовной жизни, отсутствие борьбы со страстями.
Об обучении детей борьбе со страстями
Аноним: Вы научаете детей как бороться со страстями. Но это не детский совет, отче. Надо знать детскую психологию. Они фантазеры еще те!
О.Серафим: Вы думаете я не занимался детьми и не учил их борьбе со страстями? — Учил. И дети это очень хорошо понимают, если их расположить к себе, разъяснить им это к месту и к времени. Показывать на их же собственном примере, обращая их внимание на их чувства. Дети хорошо видят чувства, так как еще не настолько одержимы страстями, в сравнении с взрослыми. Недаром Христос сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Матф.19:14). Ведь путь прихода к Христу, — это и есть чистота чувств, образуемая в борьбе со страстями. Если бы детей учили этому с детства, то впоследствии в жизни им было бы проще. В этом как раз и заключается вся психология (Слово, учение о душе, о душевном делании). Психология без этого — это иллюзия, самообман.
Надо обращаться не просто к разуму, как привыкли в общении с взрослыми, а к душе ребенка, к его чувствам, задействуя при этом и умовые разъяснения. Вся проблема здесь в том, чтобы их чувства привязать к определенным словам, тогда они и всё понимают, о чем идет речь. А для этого самому надо находиться в определенных душевных чувствах, а не просто в рассудочно умовых рассуждениях.
Если взрослые не видят своих чувств, то это по причине их одержимости своим самомнением и духом самоуверенности, теми или иными страстями, которые и омрачают их душевное око. А отсюда уже и душевная слепота. У детей она меньше. Поэтому и понимают они лучше, когда их обращаешь к их чувствам, показывая это на примерах, в том числе и на их собственных. Просто у детей еще нет опыта столкновения с внешним злом, и потому они доверчивы, наивны и открыты.