Оглавление:
О суде за имущество, с учетом обстоятельств.
О защите адвоката в суде.
Преступление и наказание.
Дурной пример и свобода воли.
О суде за имущество, с учетом обстоятельств.
Аноним: Вы говорите, что не надо судиться за имущество. Но интересно, если отжать у батюшки пол квартиры, как бы он себя повел, смирялся бы пока на улице не оказался? Он живет в мире розовых единорогов?
О.Серафим: Ну да, живу в мире розовых единорогов, как вы сказали. Никогда, ни при каких случаях, уступать нельзя, ничего из своего имущества. Даже если сам или твои ближние из-за этого потеряют здоровье, — все равно нельзя уступать. Даже если кого-то из близких из-за этого хватит инсульт, инфаркт или он умрет, — все равно уступать нельзя. Даже если кого-то из близких или вас из-за этого убьют, — все равно уступать нельзя. Таковы нюансы и понятия, живущих не в мире розовых единорогов, по отношению к своему имуществу. — Ради сохранения своего имущества они готовы принести в жертву свою жизнь и своих близких.
Аноним: Вы так чётко уловили кармическую связь между »незаконным отжатием частной собственности» и »инсультом», что мне даже страшно вам в чем-то возразить, может ваши абстрактные доводы основаны на » ложном смирении» и потаканием преступним действиям? Hе являюсь ли я тогда соучастником и совершаю тем самым грех? Разве ни к этому призывал Серафим в прошлых семинарах, приводя в пример безнравственное поведение Власти по отношению к народу, разве не нужно такую безнравственную Власть обличать и бороться с беззаконием?
О.Серафим: Если вы внимательно слушали, то там говорится, что случаи и обстоятельства бывают разные. И всякое дело судится в зависимости от того, что это за случай, и каковы его обстоятельства. И во внешне похожих делах, но при разных обстоятельствах, можно поступать по разному, вплоть до противоположности.
А по вашему получается, что при любых случаях и обстоятельствах надо поступать однозначно. Но это неправильно.
В каких-то случаях надо судиться, а в каких-то нет. Таково мое понятие. И где и как, в какой мере? — Зависит от случая и обстоятельств.
Вы же получается призываете к тому, чтобы не рассматривать обстоятельств каждого случая, а всегда поступать одинаково, — судиться, до последнего. Я же не исключаю того, что бывают и такие случаи. Но говорю и о том, что бывает и масса других случаев, при иных обстоятельствах. И в них нужно поступать совсем по другому.
Поэтому, для меня нет проблемы в том, что надо обличать злодеяния злодейской власти, а где-то этого делать не надо. Где это делать, а где нет, — зависит от обстоятельств того или иного случая. Где-то надо обличать вплоть до смерти, а где-то наполовину. А где-то лучше промолчать. Все зависит от различных нюансов и обстоятельств, того или иного случая. Если этого не учитывать, то будет получаться самомнение и дух самоуверенности, ревность не по разуму.
Надо учитывать то, что всему есть место и время под небесами, – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Екклесиаст, 3:1-8).
И чему есть место, в тот или иной момент времени, это надо в каждом случае постигать, то есть видеть волю Божию, – какова она в каждом конкретном случае. А это вИдение образуется от чистоты совести, по мере обретения чистоты чувств, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями.
Аноним: Эта тема конечно не простая, но всё же чувствую, что осознал для себя что-то новое, видимо мои страсти мне ещё пока не позволяют уловить связь между духовным и материальным появлением Бога, буду продолжать воспитывать свои чувства, огромное спасибо вам за ваше терпение и время!
О.Серафим: Помоги вам Господи, на вашем пути к спасению.
Аноним-2: Как не судиться если забирают жильё идти сразу ..?? И возраст не позволяет идти зарабатывать
О.Серафим: Самомнение и дух самоуверенности не дают увидеть того, что обстоятельства и нюансы той или иной ситуации могут быть разные. И в результате этого поступать надо по разному, — где-то судиться, а где-то нет. А где-то в самом процессе становится ясно как надо поступать.
К примеру, когда человеку предложат выбор, — жизнь или кошелек. И обстоятельства такие, что по другому никак. То лучше выбрать жизнь и лишиться кошелька, чем выбрать кошелек и лишиться жизни.
В наше время, в некоторые места пришла война. И там, ради сохранения своих жизней люди побросали свои дома и квартиры и уехали оттуда ни с чем, лишь бы только сохранить свою жизнь.
Нельзя по отношению ко всем случаям с разными обстоятельствами поступать однозначно, одинаково. Кто так поступает, то это свидетельствует о его одержимости самомнением и духом самоуверенности, которые и не дают ему видеть всю эту разницу в обстоятельствах и нюансах.
Чрезмерная привязанность к имуществу, одержимость им, приводят душу к вечной погибели (Лук.12: 15-21).
О защите адвоката в суде
Аноним: Батюшка хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу следующего вопроса. Нормально ли вообще православному христианину участвовать в гражданских судах, подавать на кого-либо в суд в связи с нарушением его прав, не является ли это грехом? Подавать заявления по уголовным делам? Работать юристом или адвокатом?
Просто я слушала где то, уже не помню, что кто-то из святых говорил, что заниматься сутяжничеством даже если и требовать справедливости это все равно грех и люди которые участвуют в этих делах тоже погрязают в связанном с этими делами негативе.
Люди судятся за межу, споры по земле, др. собственностью, разделы, взыскание долгов, процентов, алиментов и т.д. Ведь когда идут эти дела стороны по делу, да и судьи начинают оскорблять друг друга, лить на друг друга грязь, все равно как бы ни было у одной стороны к другой есть неприязнь.
О.Серафим: Смотря где, при каких обстоятельствах. В каких-то случаях это будет являться грехом, а в каких-то нет.
Вот к примеру, в 1920-х годах советская власть совершала суд над верующими, в том числе и над еп.Вениамином Петроградским, а адвокат защищал его в суде. Он творил дело богоугодное.
Если людей обокрали, оставили ни с чем, а кто-то их защищает в суде, то он заступается за слабых и обездоленых.
Когда фарисеи произносили суд над Христом, то Никодим заступился за Христа, сказав: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Иоан.7:50,51)
Защита слабых, угнетенных, насилуемых и убиваемых, является заповедью Божией: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17);
«Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем» (Иер.22 : 3);
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы быть милостивым к сиротам и вдовам в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).
Там, где люди судятся по корысти, по причине одержимости своих страстей, желая отомстить, по гордости и упрямству не хотят уступить, и т.п.. — то вот от таковых судов надо удаляться.
Тем более нельзя участвовать в судах, на стороне тех, которые судят несправедливо, обирая неимущих, нуждающихся.
Так говорит Господь: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Совершайте суд праведный бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых» (Пс.81:2-4).
Если адвокат будет защищать слабых, угнетенных, неимущих, — когда их обирают несправедливо богатые, имущие, — тогда он внешне будет исполнять заповедь Божию. Остается ему делать ее в правильном настрое духа. — Это его путь к спасению.
Если его убьют за его такую правую защиту, и он будет в правом настрое духа, то он пойдет в Царство Небесное как пострадавший за правду: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:10).
Аноним: Спасибо, я поняла что нужно смотреть и рассуждать кого защищать а кого нет. Что в одном случае это зло, а в другом помощь людям обиженным.
О.Серафим: Все верно. Не надо впадать в крайности. Добродетель — между крайностями.
А так же надо учитывать, что власть по своей сути бандитская и законы делает под себя. То есть, во многом узаконивают беззаконие.
Узаконенное беззаконие, в какие бы благовидные одежды оно не рядилось, — все равно остается беззаконием, противным совести и воле Божией. Только законы, которые удовлетворяют совесть являются законными.
Преступление и наказание
Аноним: Если твой сын или твоя дочь сделали некое преступление и мы знаем что это так, но можем скрыть это преступление. По правильному, мы должны не скрывать, а оставить их для понесения наказаний. Так ли?
О.Серафим: Целью является не наказание согрешившего или сделавшего преступление, а исправление его. Многие наказываются за свои грехи, преступления, но не исправляются. Поэтому в первую очередь нужно словесно довести человека до раскаяния и желания к исправлению. И если этого достаточно, то и нет нужды во внешнем наказании. Так как достигнута сама цель, ради чего и существует наказание.
Если человек осознаёт свой грех или преступление, сожалеет об этом, прикладывает всяческие старания и усилия, чтобы исправиться, доказывает это самим делом, то вот это и есть главное. В таком случае и не нужно наказание.
А если человек, совершивши грех, преступление, не прикладывает никаких усилий к исправлению, то в таком случае должно быть наказание.
В зависимости от степени усердия к исправлению от греха или преступления и определяется степень внешнего наказания. Или же вообще оно отменяется, когда и без наказания достигнута цель, — исправление.
Дурной пример и свобода воли
Аноним: Виновен ли человек в том, что вокруг него дурные примеры, и он начинает поступать так же?
О.Серафим: У каждого есть свободная воля, и исходя из нее он всегда имеет возможность делать свой выбор, в нравственном отношении. Поэтому никто не может влиять на человека помимо его воли. Если влияние в чем-то и происходит на человека со стороны других, то это как и везде, в любом другом месте. — Когда человек видит дурной пример и этому не противостоит, не отторгает его в своей душе, а проявляет к нему сочувствие, идет у него на поводу. В этом виноват не дурной пример, а сам человек, который по своей свободной воле выбирает путь греха.