«Спасает Пресвятая Богородица злых и нечистых людей, но, если они, подобно животным в ковчеге, изменят ярость свою в кротость; ибо в ковчеге не терзал лев оленя, ни ястреб голубя, ни волк овцы, ни медведь коровы, но все стояли кротко; так и грешные люди должны изменить свой нрав под покровом омофора Владычицы нашей, чтобы спастись от вечной погибели; иначе будут изгнаны и погибнут» (свт. Димитрий Ростовский. «Слово на покров Пресвятой Богородицы»).
Матерь Божия не радуется, когда ей поют «радуйся», и при этом погрязают в своих страстях.
О.Серафим: Всякий ли человек, прибегающий к Матери Божьей, покрывается её честным омофором? Сказано: «Устремляйтесь к Ней по пути покаяния», и только те, которые полагают намерение переменить свой греховный, страстный нрав на богоугодный, спасительный для души, и могут надеяться быть под Её покровом. Но если человек не собирается оставлять свой звериный нрав, не полагает намерения на изменения себя, не стремится к тому, чтобы искоренять в себе греховные навыки, привычки, страсти, дух самости и гордыни? То нет покрова над тем человеком! Хотя бы он пел сладкогласные песнопения, акафисты и каноны.
В одном из поучений св. Максима Грека, он от лица Пресвятой Богородицы обращается к обрядоверу:
«Что ты поёшь мне стихиры и тропари сладкогласные, что ты поёшь мне многие каноны и восклицаешь «Радуйся, радуйся!».
Чему я должна радоваться, если ты попираешь заповеди сына моего? Я совсем тому не радуюсь, и ты для меня ничем не лучше язычника, хотя «ты носишь имя, будто ты жив, но ты мёртв»».
Так в 20-х годах прошлого столетии, в Болгарии, один мальчик умер, а потом вдруг воскрес. И начал рассказывать, как он был восхищен на небо, к престолу Божию. И там увидел перед Ним Матерь Божию плачущую и рыдающую. Она обратила к нему пречистое лицо свое, которое было всё печально и залито слезами, и сказала мальчику, что он не останется здесь, а пойдёт назад, но просила рассказать всем, как люди измучили Её своими грехами, как Она изнемогает.
А при этом на земле поют: «Радуйся!». Радуется ли Божия Матерь, когда заповеди сына Её попираются? Когда все погрязли в страстях и пороках? Когда забыта и оставлена правильная борьба со страстями? — Нет. Матерь Божия не слышит их, Она не радуется всем этим праздникам.
Кого Пресвятая Богородица покрывает своим покровом, а кого нет?
В церквях поют, что Матерь Божия простирает над ними честной свой омофор. Но если поющие пребывают в своих страстях и похотях, одержимы самостно-гордостным духом, сидят на ощущении своей правильности и праведности, на духе самоутверждения, то хотя и поют они о Покрове Богородицы, — но нет его! — Не покрывает Пресвятая Дева таковых своим Покровом! Ибо Он есть сияние Божественной Благодати, и как Он может покрыть тех, кто сам отвергается Её своими грехами и страстями?
Покрова достойны те, кто хочет подражать добродетелям Богородицы, — «Призрел Бог на смирение Рабы Своей» (Лк.1:48), — кто понуждает себя к истинному, неложному чувству смирения, кротости и незлобия, к чувству милосердия и сострадательной любви, добродушия и душевной простоты, любви к правде и истине, — вот над тем и распростирает свой покров Пресвятая Владычица Богородица.
Матерь Божия удалялась от всякого греха и нечестия, так и мы должны удаляться от всех греховных сообществ, не соучаствовать во грехах их. — «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не встает, и на седалище с губителем не сядет» (Пс.1). Матерь Божия была свободна от страстей, так и мы должны освобождаться от них, искореняя их из себя через посредство правильной борьбы со своими страстями. Искоренять гнев и раздражительность, злобу и ненависть. самомнение и дух самоуверенности, обидчивость и неприязнь, дух гордыни и тщеславия, сребролюбия и блуда, и другие страсти. А если кто идет на поводу своих страстей, не ведет правильной борьбы с ними, то Матерь Божия не может покрывать его своим благодатным Покровом, — вернее он сам не хочет войти под Него, по причине привязанности к своим страстям и отсутствия борьбы с ними.
Люди поют прекрасные стихиры, акафисты Матери Божией, но приближаются только языком и устами, а сердце их далеко отстоит от Неё.
Пресвятая Богородица щедро распростирала свой Покров над Россией, по свидетельству многих заступлений, которые Она являла, по явлению множества икон. И причина тому, что русский народ в основной своей массе был благочестив, старался жить по вере христианской, удаляться от всего греховного, и дух в обществе тогда царил покаянный, сокрушенный и смиренный. Архидьякон Павел Алеппский, живший в 17 веке, после путешествия в Россию описывал, что ничего русские так не гнушались как гордости, что её все, от мала до велика, – ненавидели. А в миру, описывает он, повсюду был дух истинно-христианский, и потому Россия называлась домом Пресвятой Богородицы. Но когда стали отступать от духа заповедей Христовых, когда стали погружаться в дух нечестия и страстей, и когда он стал завоёвывать всё, тогда мало-помалу он стал вытеснять Дух Христов из душ христианских. И в конечном итоге, осталась только внешняя праведность, одни названия, а дух Христов подменился обрядоверием, фарисейско-законническим духом, — осталась только видимость благочестия, а внутри дух страстей, дух антихристов.
Сатанинская власть и отступническая церковь
Умножалось зло, росло отступление; и была Россия оставлена Господом, предана врагам её, супостатам, предана мировым силам зла, которые и организовали новое государство – богоборческое, сатанинское, советско-чекистское государство, которое явилось в мире как бы началом разлития мирового зла.
И эта сатанинская власть нашла в церковной среде тех чад, которые согласились служить ей, то есть врагам Христовым, в лице высших иерархов, в лице митрополита Сергия Старгородского и всей Московской Патриархии. Сатанинская чекистская власть, при помощи тех церковных иуд, продавшихся за чечевичную похлёбку, и организовала лжецерковь Московскую Патриархию, оставивши те же самые обряды и слова, те же каноны и акафисты, где поётся «Радуйся!», но духа Христова там уже не стало, понятия за этими словами стали уже не христианские, — там поселился дух антихристов. Разве могла отныне Матерь Божия покрывать своим покровом эту сатанинскую чекистскую власть? ту церковь, которая пошла на услужение этой власти, врагам Христовым? Разве может Матерь Божия содействовать их нечистым делам? Разве Она могла содействовать коммунистам и сатанистам, слугам антихристовым, в их завоевании России и всего мира? — Нет, нет и нет.
Это уже будет хула на Пречистую Богородицу, эта попытка соединить несоединимое, тьму со светом, Христа с дьяволом.
Где-то Матерь Божия могла являть свою милость, в каких-то частных случаях, и если Промысел Божий хранил кого-то, то это только потому, что Господь по своей милости ведёт каждого на покаяние. Господь ожидает, что люди опомнятся, покаются, изменятся. Тот Промысел который хранит всякого, будь то язычник или иудей, и каждого ведёт на покаяние, ищет спасения души каждого человека. Но это не значит, что ему угодны дела всех этих нечестивцев, — это долготерпение, милосердие Божие. А Матерь Божия проливает слёзы перед престолом Божьим, заливается слезами, видя отступление в душах и сердцах человеческих, видя, что люди не алчут и не жаждут правды Божией и истины, а живут по своим прихотям и похотям, возлюбили сатанинскую ложь, которую изливает эта сатанинская чекистская власть, люди возлюбили свои страсти, дух мира сего, — возлюбили дух самости и гордыни, возлюбили телесное и душевное сладострастие, — возлюбили более тьму страстей нежели свет истинных добродетелей (Иоан.3:19). Отчего и заразились всякими ересями, ложными учениями, — заразились духом антихристовым.
Иконы плачут о погибели людей, а люди остаются нераскаянными
Недаром такое количество появилось в наше время икон Пресвятой Богородицы – плачущих, когда из Её очей истекает миро. И это явно нам являет, что Матерь Божия плачет перед престолом Божьим, видя что люди идут в погибель, видя отступничество всех этих иерархов, священства и народа слепо идущего за ними.
Из распятия Христова, из язв Христовых, истекает кровь… Не явные ли это знамения, того, что мы распинаем Христа грехами своими! что мы распинаем Его вторично!? И как ещё Господу перед концом мира являть вразумление для людей? Вот Он и являет его через всё, что возможно, — чтобы люди образумились, покаялись, стали искать истину. Но никто не делает этого, никто не слышит это!..
А знамения от икон воспринимают как свидетельство того, что мы мол правильные, мы в истине. Истолковывают в свою пользу, не отступая от нечестия и зла. А подчас и зарабатывают на этом деньги, то есть продолжают на этом удовлетворять свои страсти. О какой истине тут может идти речь!? о каком спасении!? Как таковых Матерь Божия может покрывать своим честным омофором!? Тем более, что чем больше Господь являет свою милость и терпение, тем больше люди закостеневают в своем греховном состоянии, ожесточаются в нераскаянности. Они жаждут знамений, чудес, исцелений от болезней и прозорливости; но когда встаёт вопрос об истине, об отстаивании правды и справедливости, когда встаёт вопрос об искоренении в себе грехов, страстей, то они заявляют: «О, это не для нас, это святые так жили, а мы не можем»…. То есть, они уже так не хотят. Выходит что ищут уже совсем не того, а то, что удовлетворяло бы их любопытство, питало праздную пытливость ума, дух тщеславия, ищут того, от чего можно получить эффект, впечатление, ощущения душевно-сладострастные. — Это духовная скверна, которая разливается по их душам, а они думают, что они стоят в истине, думают, что находятся под защитой Божией Матери. Как может Она покрывать эту скверну лжи и душевного сладострастия!?
Тьма которая объяла людей, закрыла им очи, и они не знают куда идут. «Мы не знали»,- скажут они в своё оправдание в День Суда. «Но вы и не стремились узнать. Вы не алкали, потому Я и не дал вам. Вы не стучали ко Мне постоянно. Вы не просили у Меня, чтобы Я открыл вам истину. Вы не жаждали её», — скажет Господь в день Страшного Суда. Вам возвещали истину, но вы не послушали. Люди с окаменевшим сердцем, сколько их не обращай, сколько к ним не взывай, они будут находить себе тысячи оправданий, подогревая в себе дух самооправдания и самоутверждения, лишь бы не отстать от своего греховного и страстного состояния.
Нужно алкать и жаждать правду и истину, постоянно взывая и прося. И тогда начнёт беспокоить совесть: «Что-то не так! Куда я иду? Где правда и истина»? Вот когда человек начинает припадать к Богу и взывать: «Господи, покажи мне истину, открой мне истину? Просвети тьму ума моего?». Отсюда и появится решимость, жаждание и алкание правды Божией и истины. И уже не удовлетворения своей страсти, не удовлетворения своего самолюбия, сластолюбия будет искать человек, а удовлетворения своей совести, чтобы прийти в мир и согласие с ней. Пусть будет горько это для моих страстей, пусть мне придется отвергнуться их, и вырывать их из себя, пройдя через скорбь, но лишь бы только удовлетворить свою совесть, лишь бы соединить её с истиной.
А саможаление и нежелание разорвать со своими страстями подыскивает сотни самооправданий: «У тебя не получится, а впрочем, что надо тебе…Постись, молись, — да и всё, ходи в церковь, и ничего больше не нужно»…
Чувство самодовольства, ощущение своей правильности и праведности в человеке удовлетворяются, и он спокоен, в ложном покое. Но именно это – смерть для души, именно об этом говорил Христос: «Горе вам, насыщенные ныне, ибо взалчете»… Горе тем, которые наполнены чувством самодовольства, ощущением своей правильности и праведности, удовлетворены им.
Только тем, кто постоянно ищет истину, алкает и жаждает правды Божией, Бог открывает её. Бывает, открывает и не ищущим, но они проходят мимо, она как бы не трогает их сердца. Слово которое звучит, падает или на каменистую почву их сердца, или падает при дороге. Приходят бесы и всё похищают своими помыслами, которые они наводят на человека, греховными, страстными и заботами века сего, делами житейскими. И человек остаётся в таком пустом состоянии, но бесы ему тут же подсовывают самооправдания, и он оправдывает своё такое положение и состояние. И так сбываются над ним слова: За то, что ты «не холоден, и не горяч», за это «извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16).
А жаждущих Господь приведёт к пути правды и истины, не оставит их!
О смысле праздников Матери Божией
Проповедь о.Серафима Медведева, 2007г.