Аноним: Прочел в древнем патерике «Еще сказал авва Пимен: не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют, иначе не будешь иметь успеха» (речь, так понимаю, об успехе в духовной жизни). Не могли бы вы правильно истолковать, что означает данное выражение?
о.Серафим: Авва Пимен жил в скиту, уединенный безмолвный род жительства. Скитские отшельники жили по одному в келлии и в глубоком безмолвии, на расстоянии друг от друга. Только по воскресным дням они сходились все вместе на общее богослужение.
Основная часть поучений аввы Пимена обращена к братиям, проходившим вот такой образ жительства, скитский.
При чтении его поучений надо учитывать обстоятельства жизни тех, к кому они были обращены. Иначе можно неверно их понимать.
В принципе данное изречение не относится к человеку живущему посреди мира, и вообще оно не относится к современному человеку.
Это изречение было сказано отшельнику, проходившему скитский образ жительства. Не надо брать себе в руководство наставления, которые относились к скитским отшельникам, иначе можно неправильно их понять и зайти в обольщение, в духовную прелесть.
«Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).
«Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).
«При неправильном чтении Священного Писания и Святых Отцов легко можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, «О чтении Св.Отцов»).
О чтении книги св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Аноним: Можно ли руководиться в духовной жизни книгой св. прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»?
о.Серафим: «Моя жизнь во Христе» — это дневник Иоанна Кронштадтского, написанный им для себя, а не для общих наставлений. И то, что подвижник пишет для себя — совсем отличается от того, что он может написать для всех.
И поэтому неверно применять все, что есть в этих дневниках каждому лично для себя. На этом многие погорели и зашли в духовную прелесть. Ибо читающий и св.Иоанн Кронштадтский — не в одном духовном состоянии находятся. И то, что подходило для св.Иоанна Кронштадтского — не все подходит для основной массы людей. Что-то в его записях применимо для многих и всех, что-то для немногих, а что-то только для него. Это все надо учитывать, при чтении его дневников «Моя жизнь во Христе».
Это ЛИЧНЫЕ дневники Иоанна Кронштадтского, написанные им для себя. А не проповеди Иоанна Кронштадтского, написанные и говоримые им для всех — В этом разница. И тот, кто это не учитывает — жестоко за это расплачивается, применяя его изречения, подчас, себе же на погибель. Так как не постигает их духа и смысла, применительно к обстоятельствам.
Иоанн Кронштадтский писал, находясь в определенном духовном состоянии и понятиях. И ему было понятно о чем идет речь. Но человек, не имеющий этого состояния духа и понятий, поймет неверно, приложит к своей духовной жизни и зайдет в духовную прелесть. И при этом будет говорить, что я по Иоанну Кронштадтскому.