1. /
  2. Чувства
  3. /
  4. О тщеславии, симпатических чувствах...

О тщеславии, симпатических чувствах и приятности

Аноним:  Тщеславие – показатель неправильных представлений о жизни, о вере (провоцирует отступления, заблуждения).
Отделить себя от мнения людей очень тяжело; человек поневоле расстраивается, если о нём говорят какую-нибудь гадость. Оскорбление приравнивается человекоубийству, так как вызывает печаль.
«Если тебя хвалят и похвала тебе приятна, нет в тебе страха Божия»; «Если о тебе говорят неправду и ты смущаешься, нет в тебе страха Божия» (свт. Николай Сербский).
Быть не тщеславным, это не значит вообще не обращать внимание на оскорбления. Нынешние словесные оскорбления такие, что поневоле возмущают душевный мир человека, нанося вред духовной жизни человека.
Утеряны истинные понятия о тщеславии, о коварстве этой страсти. О подмене, имитации (церковности, истины). «Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели» (Лествица).
Симпатическими чувствами, основанными на (незаметное, (неосознанное) тщеславии, бесы обманывают и губят людей.
Истинное смирение, верный (спасительный) душевный настрой не воспитаются без понятий тщеславия и борьбы с тщеславием.
«Если в сей жизни ты получаешь почести (хорошее мнение мира) то в опасности находится твое спасение» (Диоптра).

Расскажите, пожалуйста, о борьбе с тщеславием.

О.Серафим:  Корень всякого греха есть дух самости, первородный грех. И в тщеславии ищется удовлетворение и угождение этому духу самости. «Самость корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? и останавливается. Вот и самость» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», т.8, п.1465). То есть, так мне хочется; но это хочется, помимо Бога, помимо Его божественной воли.

Тще-славие – это тщетная, суетная, пустая слава. Это значит, что бывает тщетная, пустая слава, а бывает истинная, настоящая слава.

Вот эту истинную славу и надо искать у Бога, в Царстве Небесном, там за гробом, которая дается, как дар спасительной Благодати, за дух сокрушенный и смиренный. А человек ищет ее, да не там. Вот, что об этом сказал Христос: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Иоан.5:44).И «через Господа нашего Иисуса Христа… получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:2).

Как видим, человека который одержим страстью тщеславия Христос назвал неверующим. Точно так же, человека делает неверующим, по настрою духа, одержимость любой страстью. Вера такого человека уподобляется вере бесовской: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19).

Искание славы – это естественное чувство, которое вложено в человека, при сотворении человека Богом. Но так как человек подвергся грехопадению, то к этому естественному чувству приразился первородный грех, дух самости. Вот так и образовалось тще-славие или само-славие. И человек, вместо того, чтобы искать славы у Бога, – которая дается, Богом, как дар Благодати, за дух сокрушенный и смиренный, – стал искать ее помимо Бога, в вещах, имеющих временное значение, преходящее: «славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Иоан.5:44).

Симпатические чувства не могут основываться на страсти тщеславия, так как их основанием является естественное чувство приятности. В том числе и естественное чувство славы, заложенное Богом в человека, точно так же относясь к симпатическим чувствам, основывается на естественном чувстве приятности. Потому они все и называются симпатическими, что в них присутствует естественное ощущение приятности. К примеру, любовь, милосердие, добродушие, доброжелательность, благодушие, великодушие, сострадательная любовь, незлобие и т. д.

То есть, так Бог наделил эти чувства ощущением естественной приятности, чтобы они были приятны и желательны для души, так как они естественны ей по природе. Если бы в чувстве любви не было естественного ощущения приятности, то мало бы кто искал это чувство.

Но через грехопадение ко всем нашим естественным чувствам приразился первородный грех, дух самости. В том числе и к симпатическим.

Поэтому, грех не в самом по себе чувстве приятности, а в примеси духа самости. – Когда человек ощущение чувства приятности, через посредство того или иного симпатического чувства, поставляет за самоцель, когда стремится искать его не к месту, не к времени или без меры, ради услаждения. Отсюда и развивается душевное сладострастие.

Вот точно так же, когда человек через естественное чувство славы начинает искать ощущения приятности, поставляя его за самоцель, – ища его не к месту, не к времени или без меры, ради услаждения им, – тогда и развивается тще-славие. И когда это переходит у человека в навык, привычку, тогда тщеславие переходит в страсть, у которой могут быть разные степени одержимости.

Для искоренения страсти тщеславия необходимо внимание к себе, и когда по поводу чего-либо возникает в душе услаждение славою человеческой или самим собою, то провеивать в эти моменты чувством сокрушения, чтобы не увлекаться сладострастною приятностью. – Отдавать все Богу, Его милости, а себя ощущать недостойным грешником, еще ничего не начинавшим.

У Святых Отцов это называется невменение себе, то есть не вменять себе, в чувстве, желании и мысли, никакого своего добро-делания. «Сын мой! прежде всего не вменяй себе ничего: из невменяемости рождается смирение (преп.Антоний Великий). Невменяемость, по учению Отцов, состоит в том, чтобы не признавать себя имеющим какую-либо добродетель и какое-либо достоинство. Признание за собою добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое святыми Отцами мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Повести из жития старцев, преимущественно египетских», п.82).

Оставьте комментарий