Оглавление:
Бесовский помысел и совесть
Об отрывании ума от бесовских мыслей. Психология и борьба со страстями
О волевом усилии, понуждении себя
Отношение к одержимому той или иной страстью
Явно нападают бесы, почему и что делать
Бесовский помысел и совесть
Аноним: Скажите, батюшка, навязывается все время помысел о правильном поступке, который я бы мог сделать по отношению к другому человеку .Ситуация такая, что человек не видит как можно поступить попроще в своей ситуации, а меня мучает помысел, который говорит, что я мог бы поступить по правильному по отношению к нему, подсказать и т.д., чтобы ему так скажем было проще ,в чем-то, что либо сделать, из этого всего выходит, что помысел долбит и говорит, что если не сделаешь этот добрый поступок, то согрешишь, станешь грешником. И вот из-за этого помысла и идут мучения и страдания, отсюда вылезают другие страсти, помыслы и так далее…, о.Серафим, что делать в такой ситуации, это совесть поджимает или бес нападает?
О.Серафим: Скорее всего это бес. Но если в данном случае по христианской совести надо поступить так как вам подсказывает этот помысел, то надо так и поступать. При чем поступать так надо не потому, что помысел подсказывает, а потому, что это в согласии с христианской совестью, в данный момент времени.
Бес может по временам и правду говорить, и даже в согласии с совестью, в какой-то момент времени. Но цель у него та, чтобы человек поверил ему, стал воспринимать его за голос совести, и в дальнейшем также верил ему. То есть поначалу он говорит правду. А когда видит, что человек стал доверять ему, то начинает понемногу правду разбавлять ложью, чтобы это сразу не бросалось в глаза. И так постепенно приучая, все больше и больше разбавляя ложью, улавливает человека в свои бесовские сети.
Но мы должны это учитывать, и поступать так не потому, что помысел правильно говорит, а потому, что это в согласии с совестью и заповедью Божией, в данный момент времени. То есть нельзя так просто, без оглядки, руководствоваться помыслами, зная, что и бесы могут навязывать нам свою бесовскую волю, с целью погубить.
Совесть это не помысел, а глубокое внутреннее чувство, которое одобряет или не соглашается, когда мы хотим как-то поступить. — Когда это в согласии с совестью и волей Божией, то она одобряет; а когда нет — то не соглашается. Это может облекаться в помысел, а может и нет. Надо учиться прислушиваться к голосу совести, к этому внутреннему глубокому чувству. А также на уровне умовом, рассудочном, руководствоваться и заповедями Божьими. И если непонятно как быть, то повергать немощь своего ума пред Богом, и просить у него помощи и вразумления. — Бог не оставит того, кто искренно желает поступать по воле Божией и просит Его помощи, повергая немощь своего ума пред Ним. Даже если где-то человек и ошибается, но если продолжает делать, как я выше описал, то Бог все равно не оставит его, поможет ему.
Вся проблема, во всем этом, — это самомнение и дух самоуверенности. Они и мешают услышать совесть и увидеть волю Божию. По мере того как человек старается искоренять их в своей личной жизни, то он начинает лучше слышать свою совесть и видеть волю Божию.
Об отрывании ума от бесовских мыслей. Психология и борьба со страстями
Аноним: Я вот, что еще хотел спросить. Иной раз приходят такие сомнения как назойливые мухи. Начинаю молится приблизительно так: ,,Если эти сомнения полезны Господи оставь их. Если от лукавого прогони». И сразу после такой вроде бы незамысловатой молитвы моментально воцарился мир в душе. Но ощущение послевкусия еще оставалось какое то время. Его можно сравнить с уборкой комнаты с которой выгребли все дерьмо, но слабый запах его еще совсем не выветрился. Вроде как на душе улеглось. А спустя какое то время мысль посещает меня, что мир пришел в мою душу не потому ,что Господь ответил на мою молитву ,а потому что слова молитвы тебя отвлекли от того в чем я сомневался. И так меня выматывают эти помыслы что иной раз сдохнуть хочется. Как правило эти сомнения разнообразием не блещут и мне почему то вспомнилась Далида которая доставала Самсона одним и тем же вопросом. Это бес ко мне так пристает?
О.Серафим: Это бес. Надо внимание ума отрывать от этих мыслей и направлять на возгревание чувства сокрушения, с прошением к Богу об избавлении от этой бесовщины.
Под сердцем у Св.Отцов подразумеваются чувства, проявляющиеся в груди. А не просто физический орган.
Поэтому внимание надо сосредотачивать не на физическом органе сердце, а на возгревании того или иного чувства по отношению к Богу.
Аноним: Тут мне помысел такой залетает в голову, что то чем я занимаюсь психология. Я знаю что скорее всего это бес потому что эта мысль словно снаружи прилетела, она не была плодом моих размышлений. Начинаю опять молится. Наверно потому, что я один они меня так ,,любят»? Но мне не дает покоя не фальшивлю ли я перед Богом понуждая себя к мыслям которые возбуждают чувства стыда, сожаления о своих грехах? Я пытаюсь родить чувства которых у меня нет на самом деле. Хотя я об этом и говорю Богу, что стал я словно истукан. Прошу у Него даровать мне истинное покаяние. Бывают слезы, но я даже не знаю верить ли им. Может это слезы лукавые. Плачу не о своих грехах,а себя бедного нещасного жалею. Может мне грустно становится не потому, что Богом пренебрегаю а потому что вред грехами себе большой причинил. Если это так ,получается что я говорю Богу следующее: ,,Прости Господи меня за то что себя покалечил». Мне иной раз кажется что я в такой пропасти, в таком дерьме сижу, что я дошел до точки невозврата. Если мне приходится понуждать себя к тому чтобы выдавить из себя хоть каплю сожаления то как далеко ушел я от естественного своего состояния. Повторю еще раз вопрос. То как я делаю это не психология? Наверно меня бес сомнения так уже накрутил….И второе что хотел вас спросить. Бывает что какая то страсть восстанет. Я чтобы она меня не долбила начинаю вспоминать про себя писание, коментарии св .отцов и эта страсть уходит. Вот это наверно не правильно. Мне кажется что такой метод напоминает медитацию. Я просто глушу страсть, но она у меня никуда не девается. А молитва она наверно ослабляет и искореняет страсть? Хотя не молитва сама по себе, а Бог приходящий нам на помощь.
О.Серафим: Смотря что понимать под психологией. В психологии просто воспитывают чувства на самостно-гордостном духе, а не при помощи Божией. Отсюда нет познания своей немощи в борьбе, нет смиренного и сокрушенного духа перед Богом, в основании.
Но если вы обращаете движение души к Богу, стараетесь искать добродетельные душевные чувства, призывая Бога на помощь, то это уже не психология. Бесы вас просто обманывают, внушая иллюзию. Не надо их слушать. Они просто ловят вас на самомнении, духе самоуверенности и мнительности.
Но надо искать сокрушенное и смиренное чувство. Сокрушенное растворять чувством упования на милость Божию. И стараться понуждать себя к смиренному чувству, проходя через скорбь, неся ее как заслуженную за грехи.
Чувство страха Божия можно использовать в борьбе. Но побеждать страсть надо не на основании страха, а на основании смирения и сокрушения перед Богом.
Об этом есть здесь: О чувстве страха Божия, помогающем удерживаться от греха, и о неверном применении его. (13:22. — Видео)
О чувстве страха Божия и о прелести, бывающей при этом. Христианство – дух, в чувствах и ощущениях. (21:47. — Видео)
Аноним: От страсти как от худого навыка я еще могу избавится с помощью благодати действующей из вне. А для того чтобы стать мертвым для греха тогда необходимо полностью потерять надежду на себя и все упование возложить на Бога. Тогда душа будет готова ее воспринять и эта благодать уже станет спасительной. Думаю так.
О.Серафим: Да, избавиться своими силами я не могу. Но я сам должен делать то, что зависит от меня, как от человека. И делая так, повергать свою немощь пред Богом, прося у Него помощи.
Если я не буду понуждать себя к сопротивлению страсти, к борьбе с ней, то Бог меня не избавит.
В процессе борьбы и рождается опытное познание своей немощи. Отсюда чувство упования и надежды должны отвратиться от самоуверенности и самонадеянности, и обратиться только на милость Божию.
Смирение рождается в прохождении через скорбь, которая образуется при разрывании привязанности к страсти, когда я не иду на поводу у нее. Смиряясь со скорбью, я должен просить у Бога помощи, и понуждать себя на дальнейшее делание.
Об этом также есть здесь: (13:26) Мы с Богом соработники в деле нашего спасения. Избавление от страсти, спасительное и погибельное. (31:16) О понуждении к чувству и в скорби. (35:19. — Аудио)
О волевом усилии, понуждении себя
Аноним: о. Серафим говорил, что в случае мнительности, там навязчивых мыслей необходимо переключаться волевым усилием. Данное волевое усилие, о котором идет речь, как я понимаю не имеет ничего общего с сокрушением в немощи и просьбе Господа о помощи, дабы избавил от ненужных мыслей в голове? Выходит иногда нужно и на волевых попробовать побороться с мыслями, страстями; а когда совсем не получается, то чувство сокрушения подключать и обращаться к Господу?
О.Серафим: Волевое усилие — это понуждение себя. Любое понуждение себя не бывает без волевого усилия. И даже чтобы возгреть чувство сокрушения, и в чувстве немощи обращаться к Богу за помощью, — нужно понуждение себя к этому, то есть волевое усилие.
Без волевого усилия, которое проявляется в понуждении себя к добродетельным душевным чувствам, к борьбе со страстями, невозможно проходить духовной жизни, невозможно спастись.
О необходимости волевого усилия для спасения, Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). «Силою берется», «употребляющие усилие» — это речь о волевом усилии, понуждении себя.
В волевом усилии (понуждении себя) проявляется чувство решимости и ревности по Богу.
Надо только это волевое усилие (понуждение себя) очистить от примеси самостно-гордостного духа, от чувства самоуверенности и самонадеянности. Для этого и воспитывается чувство сокрушения и смирения, познание своей немощи, перед Богом.
Отношение к одержимому той или иной страстью
Аноним: Думая о человеке, что он несчастный, то получается уже подогреваю чувство превосходства над ним.
О.Серафим: Если человек это делает в чувстве сострадательной любви к другому, и просит Бога о том, чтобы Он помог ему прийти к истинному покаянию, то в этом нет никакого греховного превосходства. А есть чувство сострадательной любви, которое проявляется по отношению к духовно нуждающемуся, в молитве за него к Богу. Иначе получается, что если кто-то несчастный, то о нем нельзя так подумать, чтобы ему или внешне помочь, или помолиться за него Богу. Иначе это мол будет грех, исходя из вашего понятия.
А если кто-то нищий, то о нем тоже нельзя так подумать, чтобы ему помочь, иначе это будет греховное превосходство? А как же реальная оценка ситуации, разве человек не должен видеть реальность так, как она есть, чтобы адекватно себя вести, исходя из обстоятельств? Если этого не делать, то он будет духовно-слепой, и будет поступать неадекватно.
Разве одержимость той или иной страстью не делает человека несчастным? И если кто-то видит одержимость другого той или иной страстью, то разве это само по себе уже есть грех? Получается, что если вы пришли на работу, а начальник хочет вас обмануть и не заплатить вам, то этого нельзя видеть, так как это будет греховным превосходством так думать, исходя из вашего понятия.
Исходя из вашего понятия, нельзя считать людей одержимых той или иной страстью несчастными, смотря на них в чувстве сострадательной любви и молиться за них Богу. Нельзя считать людей умерших в одержимости своими страстями и находящихся в аду несчастными и молиться за них в чувстве сострадательной любви к Богу. Это мол чувство превосходства над ними, как пишите вы. Но вы просто заблуждаетесь, отвергая молитву и поступки, исходящие из чувства сострадательной любви, за людей, несчастных, бедных, нуждающихся, за людей одержимых теми или иными страстями. Наоборот, если вы столкнулись с человеком одержимым страстью и поступающим по ней, по отношению к вам, то нужно адекватно оценить ситуацию и возгреть чувство сострадательной любви в молитве за этого человека, так как одержимость страстью действительно делает человека несчастным, заходящим в адское состояние души. И если он не раскается и не изменится, а так и умрет, то он окажется в аду.
Исходя из всего этого он и есть бедный и несчастный, за которого надо просто помолиться Богу, в чувстве сострадательной любви, чтобы Господь привел его к истинному покаянию. И это есть проявление чувства любви по отношению к одержимым той или иной страстью, когда вы сталкиваетесь с ними, когда они искушают вас.
Явно нападают бесы, почему и что делать
Аноним: Вчера например я плохо спала от того что проснулась от того что начала задыхаться. Как будто кто то душил, потом всё прекратилось и я думала уснуть но было ощущение что в комнате кто то был, я обернулась но никого не было, то мне снится что кто-то двери стукает я просыпаюсь иду открываю но никого нет, то бывает что просыпаюсь от того что как будто кто-то надо мной стоит, но никого нету.
О.Серафим: Это бесы. Такое может случаться за греховную жизнь, за тяжкие смертные грехи. Через страсти бесы имеют власть над душою. Своим явлением они показывают, что они имеют власть над душой, и что после смерти они ее заберут в ад.
Чтобы так не произошло, надо покаяться Богу в своих тяжких смертных грехах, и отстать от них. А также положить начало борьбы со своими страстями, из-за которых приключаются эти грехи.
В такие моменты надо раскаиваться в этих своих грехах, сожалеть о них, полагая решимость больше так не поступать, и повергая свою немощь пред Богом, обращаться к Нему за помощью.
В такие моменты важны чувства и жаждание души, обращенные к Богу за помощью.
***
Смертные грехи это те, которые приводят душу к духовной смерти и погибели: Гордость, злопамятство (обида, не могу простить), гнев, озлобленность, ненависть, самоубийство, садизм, месть, извращенчество, и другие.
Причиною всех наших грехов являются страсти. Если человек одержим какой-то страстью и не борется с ней, то это смертный грех.