Аноним: Батюшка… Может ли человек сам определить правильность исполнение заповедей БОЖЬИХ …ЕСЛИ ОШИБСЯ ТО ПРЕЛЕСТЬ НЕМИНУЕМА……МОГУТ ЛИ ЧУВСТВА ПОДСКАЗАТЬ ПРАВ ИЛИ ОТ ЛУКАВАГО ….
О.Серафим: Определяется все душевным вИдением человека, его душевным оком. А оно зависит от чистоты его чувств. Этому содействует и предыдущий опыт его духовной или душевной жизни. Таково общее положение для всех.
Разум и рациональное объяснение во всем этом только лишь дают обоснование тому как видит человек, исходя из своего душевного вИдения. И хочет кто или не хочет, — он будет действовать все время так. Ибо это естественно любому человеку по его природе, и этого никуда не выкинешь, — в этом проявляет себя наша природа, какой ее сотворил Бог. Всякий отрицающий свою природу, впадает в иллюзию, которая доводит его до безумия.
Если кто-то думает, что он определяет по-другому, — определяет исходя из своего рассуждения и знания, то он просто не понимает механизма того, как это все происходит. Ведь какое рассуждение, определение и вывод кажутся нам более приемлемыми и правильными зависит от нашего душевного вИдения, — как мы все это видим и как нам это кажется. А душевное вИдение — зависит от чистоты душевного ока.
Рассудок — это рабочая сила ума, который задействует его для обоснования того как он видит, применяя для этого знания, которые он имеет. Но обоснование всего этого зависит от душевного вИдения; а оно — от чистоты душевного ока.
Почему одно и то же люди видят по разному, в нравственном отношении? — Потому что у них разное душевное вИдение, различная чистота душевного ока. —
Кто-то смотрит через призму своего самомнения, своего духа самости и гордыни, наступивши на свою совесть, и во всем этом различные степени одержимости этим духом. — Отсюда разная степень тьмы душевного ока или смешения тьмы со светом.
А кто-то смотрит через призму душевного ока, обладающего чистотой, в той или иной степени, удовлетворяя свою совесть. — Отсюда более четкое и ясное вИдение, в той или иной степени, всего того, что видит душевное око, в нравственном отношении.
Рассудок и ум задействуются для того, чтобы обосновать то, что видит и как видит душевное око человека.
Чистота душевного ока — зависит от чистоты чувств.
***
Правильность исполнения заповедей Божьих каждый определяет или сам или спрашивает у кого-то, кого он считает более опытным и знающим в этом вопросе. А тот, у кого он спрашивает, тоже определяет это сам, а другим уже дает наставления, исходя из своего душевного вИдения, которое зависит от чистоты его душевного ока. А чистота душевного ока зависит от чистоты его чувств.
В итоге мы приходим к тому, что каждый определяет правильность в духовно-нравственных вопросах сам для себя, — или через свое душевное око, или через душевное око другого, кому он доверился в духовных вопросах.
Ни то ни другое средство не гарантирует правильное определение само по себе. И через то и через другое можно заблуждаться и идти по пути лжи, или можно иметь правильное определение и идти по пути спасения. — Когда человек руководствуется сам, — он может иметь правильное душевное вИдение, а может неправильное.
Когда он руководствуется через другого, кого он воспринимает за духовный авторитет, — то тот может иметь правильное душевное вИдение, а может и нет.
В основе всего этого стоит вера, алкание и жаждание истины, правды Божией. В какой душе Бог видит это — тому и открывает непосредственно самому или через другого, имеющего духовно-нравственный авторитет. «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:53).
Аноним: ХОРОШО А КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАСТУПАЮ ЛИ Я НА СВОЮ СОВЕСТЬ В БОЛЕЕ ТОНКОМ ПОНЯТИЕ …ВЕДЬ ПО СВОЕЙ СЛЕПОТЕ МОГУ ЭТОГО НЕ ЗАМЕТИТЬ ….ОПЯТЬ ЖЕ НАВЕРНО ЗАВИСИТ ОТ ЧИСТОТЫ ОКА ..
О.Серафим: Если в общем, то от чистоты душевного ока. А также, от того насколько кто реально, а не иллюзорно, устремляется к этой чистоте, тому Бог и открывает путь Истины.
А также Бог может открыть тому и там, где Он предвидит следование Своему призыву.
Но где человек довольствуется ощущением своей правильности и праведности, ищет в духе самоутверждения, не алкает и не жаждает правды Божией, там Бог не открывает путь истины, путь правды Божией.
Так же о душевном вИдении есть еще здесь.