1. /
  2. Человек
  3. /
  4. Об убийстве плода, в...

Об убийстве плода, в общем и в законе Моисеевом

Аноним: Да, про закон Моисея вот здесь обсуждается.

О.Серафим: Патриархийное толкование, по ссылке, на Моисея слишком натянутое и страдает неточностями.

Стоит посмотреть даже толкования на правило свт.Василия Великого: 
Правило 2: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшагося, или еще не образованнаго у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что наветовала самой себе; поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния». 

Толкования на это правило: 
Толкование Зонара. «Некоторые женщины, тайно совокупляясь с мужчинами, зачинают; но из боязни пред родителями, например, или пред господами, или другими какими-либо лицами, умышлено производят извержение плода посредством питья некоторых зелий, или другими способами, и губят носимое в чреве; делающих сие, как дерзнувших на убийство, (святый отец) определяет подвергать епитимии. А поелику извергаемый плод иногда еще не имеет образа, а иногда образован и уже носит черты человеческого существа (ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, затем начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы), то мы, говорит (святый отец), не делаем тонкого различения, образованный ли извержен зародыш, или не образованный; ибо наказуется не его только умерщвление, но и злоумышление против самой чревоносящей, так как по большей части вместе с зародышем погибают и женщины, умирая при его извержении. Таковая за злоумышление против себя и за умерщвление плода осуждается на епитимию убийцы; но не до конца жизни должна быть под епитимиею, а в течение десяти лет. Впрочем, не временем должно определять покаяние, а образом; так что если согрешившая относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено: все это представляет рассуждению испытующего совесть. А в конце 8-го правила (Василий Великий) назначает епитимию убийцы и тем, которыя дают зелья, истребляющия плод. Здесь же срок епитимий таким женам определен, как за невольное убийство: ибо в 57-м правиле говорит так: «неволею убивший десять лет да не причастится святых Тайн». Выражение: «тонкого различения плода образовавшегося и не образованного у нас нет», святый отец употребил в виду того, что в книге Исхода сказано: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст: Аще же изображен будет, да даст душу за душу (Исх. 21, 22 и 23). Итак, поелику древний закон налагал денежный штраф в том случае, когда плод извергался необразованным, а когда он был образован, осуждал поразившего жену на смерть, то, припомнив этот закон, святый сказал, что мы не делаем различения, было ли то, что извергается, образовано, или безобразно; ибо мы не взыскиваем денежных штрафов, а судим таковую, как убийцу, с одной стороны – за истребление плода, с другой – и ради самой, извергающей плод, потому что часто случается, что вместе с плодом погибает и она».

Толкование Вальсамона. «О блудницах, истребляющих в себе плод посредством зелий, или другим каким – нибудь образом, сказано в десятой главе 13-го титула настоящего собрания и в 21-м правиле анкирского собора. А настоящее правило, определяя подвергать соделавших что-нибудь такое епитимиям убийц, присовокупляет, что тут не имеет значения различие в состоянии выкидыша: будет ли изверженное безобразно, или уже образованно и с человеческими чертами, епитимия остается таже самая. Прибавка эта направлена против тех, которые говорят, что поелику семя, повергаемое в утробу, не тотчас образуется в человека, но прежде претворяется в кровь, потом сгущается в человеческую плоть, затем образуется и разлагается на члены и части, то не бывает убийства в том случае, когда плод будет извержен еще не образовавшийся. К сему святый отец присовокупляет, что наказание за убийство назначается здесь не только за истребление плода, но и за посягательство на жизнь чревоносящей; ибо по большей части, вследствие извержения (плода), погибают и матери. Но эта епитимия, говорит святый отец, должна простираться не до конца жизни самой виновницы убийства, а только десять лет, и хотя правилами и установлен такой срок, однако врачевание должно быть измеряемо не временем, но образом, именно: если согрешившая относится к покаянию небрежно, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и продолжено; а если (несет епитимию) с усердием, то и десятилетие должно быть сокращено. Таков смысл настоящего правила. Прочти еще 91-е правило трулльского собора и что в нем написано, и конец 8-го правила настоящего послания; отсюда ты узнаешь, что не только истребившая плод подлежит канонической епитимии за убийство, но и та, которыя дает детогубительныя зелья, или имеет и принимает оныя, хотя бы оттого и не последовало умерщвление плода. В виду того, что настоящее правило, согласно с 21-м правилом анкирского собора, наказывает такую женщину десятилетней епитимией, а 57-е правило святаго Василия говорит буквально так: «неволею убивший десять лет да не причастится святых Тайн», некоторые говорят, что та, которая умышлено истребит носимое ею в утробе, грешит невольным убийством. Но мне кажется, что и таковая совершает вольное убийство, как это открывается из конца 8-го правила, или, скорее, должна быть поставлена на место самоубийцы, если умрет от такого случая; тем не менее она не подвергается епитимии за вольное убийство, потому что носимое в утробе еще не существует в природе и решимость на убийство произошла не из злого умысла, а из чрезвычайного страха, например, пред родителем, или господином, или кем – либо другим, грозящим опасностью. А что есть различие между носимым в утробе и младенцем, вышедшим на свет, это очевидно из книги Исхода, которая говорит: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст: Аще же изображен будет, да даст душу за душу (Исх. 21, 22 и 23), и из 31-го и 52-го правила, которыя говорят, что пренебрегшая рожденным судится как убийца; равным образом и та, которыя извергает плод по небрежности, не должна считаться за убийцу; наконец, убившая свой плод по уважительной причине не подвергается епитимии вольных убийц».

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет (выкидыш плода, не имеющего человеческий вид), но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред (выкидыш плода, имеющего человеческий вид), то отдай душу за душу» (Исх.21: 22,23).

Толкование преп.Ефрема Сирина: «»Если дерутся двое людей, и ударят беременную женщину», и смерти не произойдет, то есть младенец еще не получил полного образования, и члены его не пришли в надлежащий вид; то виновный должен внести пеню. Если же младенец имел полное образование; «да отдаст душу за душу» (преп.Ефрем Сирин, Толкование на Исход.21: 22).

Этот Моисеев закон был принят на все последующее время для израильского народа. И в нем не оговаривается, что знал или не знал ударивший о том, что она беременна; как это делается в предыдущих стихах, этой и предыдущей главы, где все время говорится о том, что знал или не знал виновный, – и в зависимости от этого следует наказание.

А в данном стихе, у Моисея, нет речи о том, что знал или не знал, по той причине, что видно беременность или нет. Об этом же говорят и толкователи, а не только один блаж.Феодорит Кирский. Поэтому-то, Моисей говорит не мимоходом о плоде, а именно указывает на состояние плода, из-за которого и назначается наказание виновному.

А так же, пример воплощения Христа, по этой ссылке, не совсем удачен, так как он не подходит для всех людей. Ибо Св.Отцы и церковное богослужение говорят о том, что плоть Девы Марии была как земля из которой был сотворен, Богом, новый Адам, – Христос.

Зачатие Девы Марии – это совершенно иная тема. Так как там не было мужского семени. Там вообще было творение нового человека Богом, подобно тому как Бог сотворил Адама. Но только вместо земли была взята плоть Девы Марии.

Аноним: Плодотворение совершается до момента Родов. В поздний период у него творится нервная система. То есть только когда ребенок родился его формирование полностью закончено. 
А до этого он проходит разные периоды своего формирования. В поздний период у плода формируются органы. Самый последний орган, который формируется нервная система. Если ребенок родится раньше, то у него может не до конца сформироваться нервная система. Результат – ДЦП. 
Пока ребенок не родится – он плод. И не важно как он называется. Зигота, эмбрион, – все это плод. Плод внутриутробно проходит разные стадии своего развития до того как станет полноценным нормальным. Внутриутробно происходит процесс созревания плода. И только когда плод созреет, он рождается. В период созревания плода он проходит стадии когда он внешне похож и повторяет структуру растения, дальше он повторяет рыб, дальше он похож на животных и только 7 недель он уже похож на человека. По внешнему облику. Некоторые считают с 12 недель это уже похож на человека. То есть до 12 недель плод еще не имел черт человеческих после 12 уже имеет. Это к закону Моисея.

О.Серафим: То есть, это только начаток, сгусток материи, из которого должно сформироваться тело человека.

И весь вопрос состоит только в том, когда дается душа, – в самом начале этого сгустка материи (эмбрион) или когда он начинает иметь вид рыбы, животного или человека. Ибо человек – это разумная душа. Но как рассмотрели мы выше: душа дается Богом, уже впоследствии, когда в утробе матери плод становится имеющим вид человека.

В законе моисеевом идет речь о случайном убийстве плода, в драке. 
В первом случае, когда плод не сформировался, – убийство плода, который не имел человеческой души. Поэтому наказание в виде денежной платы, так как был убит не человек, а плод без души. — Такое же наказание полагается за убийство животного, а не человека в Исх.21: 33-36; 22:14.
Во втором случае, когда плод уже сформировался, – убийство плода, который уже стал человеком. Поэтому сделавший так повинен смерти, так как был убит человек, плод имеющий душу. — Такое наказание полагается только за убийство человека.

Христианская церковь в своих правилах не входит в рассмотрение, как говорит свт.Василий Великий, «тонкаго различения плода образовавшагося или еще необразованнаго» (правило 2). Так как наказание, в те времена, полагалось «не только за имевшее родиться, но и за то, что наветовала самой себе; поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают» (правило 2). То есть, так как наказание было за покушение на самоубийство, потому что аборт в те времена был смертельно опасен, и женщины часто умирали от него; поэтому и не рассматривалось «тонкаго различения плода образовавшагося или еще необразованнаго». Иными словами, нет нужды рассматривать «тонкаго различения плода», если наказание все равно давалось за покушение на самоубийство. Чтобы таким образом предотвратить то, что является смертельно опасным для женщин.

Соответственно, если в наше время аборт делается легко и просто, то покушения на самоубийство нет. И потому за это и не должно быть наказания. В таком случае при аборте остается только наказание за убийство плода. И тогда встает нужда входить в рассмотрение «тонкаго различения плода образовавшагося или еще необразованнаго» (правило 2). То есть, если делается аборт до того как плод стал похож на человека, это где-то до семи недель, то души человека у плода еще нет. То есть этот плод еще не является человеком. Ибо человеком он становится только тогда, когда получает душу разумную от Бога. А это происходит только тогда, когда плод станет похожим на человека, где-то после семи недель. И потому происходит убийство не человека, а плода у которого нет души человеческой. Соответственно, при таком аборте и не может быть наказания как за убийство человека, о чем и говорится в законе моисеевом: Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет (выкидыш плода, не имеющего человеческий вид), но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» (Исх.21: 22). — Это получается наказание как за убийство животного, а не человека.

Но если делается аборт, после того как плод стал похожим на человека, это где-то после семи недель, то это получается уже убийство человека, за которое должно быть наказание как за убийство человека. О чем и говорится в законе моисеевом: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет,.. если будет вред (выкидыш плода, имеющего человеческий вид), то отдай душу за душу» (Исх.21: 22,23). — А это получается наказание как за убийство человека.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии