О.Серафим: Причина отпадения от Церкви, — которая есть невидимое мистическое тело Христово, — людей и церковных организаций состоит именно в исчезновении правильно-проходимой внутренней духовной жизни, — в исчезновении правильной борьбы со страстями и воспитания истинных добродетелей, отраженных в заповедях Божиих. О чем и писал, в свое время Святитель Игнатий Брянчанинов: «Какое Христианское образование найдем в России? «В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, — от чего родились расколы; — недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных» (письмо 528). Вот этот «недостаток в познаниях и ощущениях духовных» и породил обрядоверие, фарисейство и законничество, которые есть ни что иное, как излишняя привязанность к вещественному, к форме.
Победа сергианства (Московской Патриархии) на Руси и увлечение по этому пути всего народа есть тот же «крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных» и увлечение излишней привязанностью ко всему вещественному, к форме. Победа сергианства есть ни что иное, как победа мирового фарисейства на Руси, ведущего весь мир к антихристу. — Это дух мирового фарисейства, который, в конечном итоге, объединится с талмудическим иудаизмом.
Канонически-чистый епископат и возрождение России — это все дарования Божии, при определенных условиях и обстоятельствах. И даются они там, где есть истинное покаяние в народе, неуклонное стремление к пути правды и истины, к удовлетвореннию своей совести и приобретению чистоты чувств, через правильно-проходимую борьбу со страстями, — когда народ к этому стремится. Но если этого нет, то церковные организации превращаются в центры по воспитанию фарисеев, воспитанию народа в духе антихристовом.
Да и суть не во внешне каноническом епископате, так как это не является критерием и главным признаком истинной Церкви. Суть в сохранении пути правды и истины, в правильно-проходимой внутренней духовной жизни, — в правильной борьбе со страстями и воспитании добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей. Так как только от этого и зависит спасение души, лично каждого. Епископат же не обладает этим автоматически. И для того, чтобы это было у епископов, — надо, чтобы они сами это все проходили и имели. А если у них этого нет, то они становятся солью не соленой: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лук.14:34,35).
Аноним: Но без иерархии это уже сектанство. Разве не так?
О.Серафим: Вы исповедуете понятие, которое как раз и является сектантским, а не церковным. Вы поставляете наличие иерархии превыше верности правде и истине. Но это уже не христианство, — это магическое отношение к иерархии, обожествление ее. Исходя из таких понятий иерархия обладает истинной автоматически. Это и есть магия, язычество, идолопоклонство, антихристова вера.
Вот церковное понятие о Церкви, которое выразил новосвящмуч. Иосиф, митр. Петроградский, в одном из своих писем: «Дело вовсе не в количестве, не забудьте ни на минуту этого: Сын Божий «когда вновь придёт, найдёт ли вообще верных на земле?» И может быть последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников Её разорения будут не только не епископы и не протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие Ему простые души».
Или преп.Максим Исповедник, готов был остаться в полном одиночестве, лишь бы только не отступить от Истины: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним» (Житие). — И таким образом остался в Церкви, хотя умер, не имея церковной организации, иерархии, таинств. И многие последовали преп.Максиму Исповеднику и оставались без епископов, без Причастия, без храмов, без церковной организации, но остались в Церкви.
В Церкви есть главное, без чего Она существовать не может, а есть второстепенное, без чего Она может быть. Учение о священстве относится к второстепенному вопросу, и без него Церковь может продолжать существовать, и люди могут спасаться. А есть главный вопрос, без чего Церковь не может существовать, — это путь сохранения верности правде и истине, это правильно-проходимая борьба со страстями и воспитание истинных добродетелей. Без этого Церкви не может быть. И этого не могут заменить иерархия, священство и таинства. Без этого и священство и таинства становятся безблагодатными.
И если надо, то ради сохранения пути правды и истины надо быть готовым остаться без всей этой внешней церковности, без священства и епископов, без церковной организации, без внешних таинств, — если это необходимо и требуется ради сохранение верности пути правды и истины, верности духу Христову.
Никто не отрицает само по себе учение о священстве и таинствах, речь идет только лишь о том, что является главным в Церкви, — что надо сохранять во чтобы-то ни стало; а что является второстепенным, — чем можно жертвовать ради сохранения пути правды и истины.
Сохранения главного в Церкви во времена искушений, — это и есть путь исповедничества, за которое дается Царство Небесное, если оно проходится в правом настрое духа.
Нахождение в Церкви или отпадение от Нее, вы ставите в зависимость от внешней организации. Но такое учение, понимание природы Церкви, как раз и исповедовал митр.Сергий (Страгородский), основатель Московской Патриархии, за что и критиковал его новомученик еп. Виктор (Островидов): «Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, …то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации«. Именно это ложное учение и является основанием Московской Патриархии, отпавшей от Церкви.
Когда иерархия и священство отступают от хранения пути правды и истины, идут по пути лжи и нечестия, по пути омрачения чувств и сжигания совести, то христиане, которые хотят остаться в Церкви, — как теле Христовом, как «Духе Божьем, который знает сам себя и не может не знать» (А. Хомяков), — не должны следовать за ними, ради сохранения внешней принадлежности к церковной организации, таинств и внешнего богослужения. А должны разорвать всякое общение с ними, иначе они не останутся в Церкви, а отпадут от Нее. Так как сохранение пути правды и истины, любовь к правде Божией, чистота и удовлетворение совести, верность духу Христову есть самое главное без чего не возможно быть в Церкви, без чего иерархия, священство и таинства становятся ничего не значащими, солью несоленой, безблагодатными (Лук.14:34,35).
Аноним: Еще в 19 в. Игнатий Брянчанинов писал: «Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись» (письмо 548). Но это же не означает поощрение старообрядческого толка безпоповства!?
О.Серафим: Вы не разделяете существенного в Церкви от несущественного, главное от второстепенного. Обряды и традиции — это несущественные, второстепенные вопросы. Главными и существенными вопросами являются сохранение верности пути правды и истины, духу Христову.
1). Одно дело, старообрядческий раскол — это обрядоверие. И отделяться от церкви по причине обрядовой — это и есть как раз отпадение от Церкви. Ибо изменение обрядовой стороны в церкви не влияет на спасение души человека. В таком случае — это раскол, сектанство, отпадение от Церкви.
2). Другое дело, раскол происходящий по причинам вероисповедным, — по причинам, от которых зависит личное спасение каждого человека. В таком случае, эта церковная организация отпадает от Церкви, уходит в раскол. И оставаться в ней, это значит становиться раскольником, сектантом, отпавшим от Церкви. Поэтому, чтобы не оказаться в расколе от Церкви, надо разорвать с такой церковной организацией, так как она отпала от Церкви, от мистического Тела Христова. И если кто разорвет с ней и останется без епископата, священства и таинств, по причине их отступления, тот останется в Церкви, хотя бы и умер не имея ничего этого внешнего.
В этом случае, — это уже есть подвиг исповедничества, пребывание в Церкви, не отпадение от Нее, ибо Церковь есть «столп и утверждение истины»(1Тим.3:15).
Церковных организаций много, но не всякую можно назвать Церковью. А только в той церковной организации хранится церковный организм -Тело Христово, которая сохраняет верность пути правды и истины, верность духу Христову, в своем общем пути и направлении, перед лицом искушений своего периода времени.
Внутреннее для христианина — это есть жизнь в церковном организме, в Теле Христовом, которая совершается через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и воспитания добродетельных чувств, которые и являются истинными плодами духа.
Причем, ради этого внутреннего и дана церковная организация, которая должна к этому приводить своих чад, т.е. к воспитанию добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей, которые отражены в заповедях Божиих. И если она к этому не приводит, то зачем она? Ведь каждого из нас будут судить в день Страшного Суда по плодам духа, по наличию истинных добродетелей. А просто иметь церковную организацию, ради церковной организации — это скрытое идолопоклонство. То есть, Бог подменяется церковной организацией. — Это и есть сергианство, магия и идолопоклонство, — фарисейская церковная организация.
Да и речь ведь не об учении о священстве, а о том, что есть главное и самое важное в Церкви, что необходимо хранить во что бы-то ни стало, в периоды отступлений от истины, — без чего Церкви нет.
Если к примеру, отступает весь епископат и священство, которых вы знаете, то если иерархия и священство превыше всего в Церкви, то надо идти следом за ними. А если превыше всего хранение верности духу правды и истины, духу Христову, то надо не идти следом за ними, а лишиться священства и таинств, и остаться может быть даже одному. Исходя из этого и становится очевидным, — что есть в первую очередь, а что — во вторую.
Иерархия, епископат и священство не обладают истинною автоматическо-механически. Ибо истина принадлежит не санам, названиям и церковной организации, а правому, верному настрою духа, который хранит верность правде и истине, верность духу Христову, перед лицом искушений, своего периода времени. И где это хранится, в общем пути и направлении, там и есть Истина, Церковь и Таинства.
Так в период монофелитской ереси весь Византийский епископат впал в монофелитство. А народ, который жил в Византии, в каком-нибудь селе, ведь у них тогда не было связи, как у нас. Как им было поступать у себя дома, — ничего может быть даже и толком не зная о том, что, где происходит. Что выбирать, скажите? Идти следом за епископатом, священством в монофелитство или оставаться одним без них, без священства и таинств? Ведь неизвестно, что, где и как, по причине отсутствия связи, — к кому присоединиться, и с кем быть? Поэтому, люди просто разрывали общение с отступниками, ради сохранения верности пути правды и истины, верности духу Христову. Так они и хранили Истину, и оставались в Церкви, мистическом Теле Христовом. Впоследствии, Церковь и называла их исповедниками, которые не отступили от верности духу Христову, в настрое своих душ, и таким образом сохранили Истину и Церковь.
Ведь точно в таком же положении оказывались и катакомбники в период советской власти. Не имея никакой связи, не зная, что где делается, жили и спасались без всего внешнего, без священства и таинств. А у многих родились дети, которые уже не были в храмах и не видели внешне-церковной жизни.
А пустынники, такие к примеру, как Павел Фивейский, преп.Мария Египетская и им подобные. Как они спасались не имея священства и епископов? Какой епископат они поминали в своих молитвах? — Никакой. Преп.Мария Египетская 47 лет в пустыне без епископата, священства и без внешней возможности получения таинств, как она спаслась? Да еще стала образцом покаяния для всех христиан, на все последующие века.
Церковность состоит не во внешней церковности, а в воспитании истинных добродетелей, через правильно-проходимую борьбу со своими страстями и удовлетворение своей совести. Через посредство всего этого и воспитываются истинные плоды духа, — добродетельные душевные чувства, истинные добродетели, — именно это и является церковностью, в истинном смысле и значении.
***
Правое исповедание веры, — это и есть сохранение верности пути правды и истины, верности духу Христову, перед лицом искушений своего периода времени. А отступление от правой веры, — это отступление от этого пути, когда оно становится общим путем и направлением той или иной церковной организации, общины или группы людей. И если церковная организация, в своем общем пути и направлении, не сохраняет вот такой правой веры, то и священство этой церковной организации — недействительно и безблагодатно, т.е. мужики в ризах, как говорил новосвящмуч. архиеп. Феодор Поздеевский о священстве Московской Патриархии. Видите, как действительность священства и таинств зависит от сохранения верности пути правды и истины, верности духу Христову. Вот это в первую очередь, — такое правое исповедание веры, состоящее в сохранении верности духу Христову, перед лицом искушений своего периода времени, а потом уже и истинное священство и таинства. Видите, что в этом случае важнее, т.е. вопрос первостепенной важности, — сохранение верности пути правды и истины, верности духу Христову, ибо таким образом, сохраняется правая вера и истина. А священство и таинства, в данном случае, являются уже вопросом второстепенным.
Поэтому, как говорит преп.Ефрем Сирин, что если тебя бьют, гонят, стараются разными путями увести от пути правды и истины, то можешь жертвовать всем, но только храни главу — правую веру. Как змея: когда ее бьют, то она подставляет разные части тела, лишь бы сохранить голову. Так и христианин: когда его притесняют и лишают всего, — может отдавать все внешнее, второстепенное, кроме головы, а голова — это исповедание правой веры (Псалтирь преп.Ефрема Сирина, пс.57), — сохранение верности пути правды и истины, верности духу Христову. То есть, исходя из этого, в период отступления от пути правды и истины, можно лишиться всего (церковной организации, епископата и священства, таинств), но только нельзя лишаться верности пути правды и истины, верности духу Христову, ибо только таким образом сохраняется правая вера и истина, сохраняется жизнь в Церкви и путь к спасению.