Аноним: Полностью согласен, что св. сан подает сам Бог, но подает благодать невидимо, опять же, через апостолов к ученикам, их ученики к своим ученикам, т.е. должна соблюдаться преемственность и внешне это проявлялось в таинстве священстве (тоже один из внешних признаков церкви — признание 7 таинств, в т.ч.рукоположения). И кто из еретической иерархии и священства хотел обратиться в истинную церковь (кроме прочего — исповедания правой веры и пр.) и получить право священнодействовать (литургисать), совершать др. таинства, получали этот дар посредством (или при помощи) таинства хиротонии от законных, и также находящихся в истинной церкви духовных лиц. Что вы скажете по этому поводу?
О.Серафим: Когда начнете изучать церковную историю, то много откроете для себя несоответствия с теми понятиями, которые вы приводите. Если, к примеру, взять хиротонии Шестого Вселенского собора, то они все были от еретиков монофелитов. Эта иерархия еретиков-монофелитов, на тот момент времени, просто приняла правое исповедание веры, на Шестом Вселенском соборе, и стала истинною. И никто их не принимал в истинную церковную организацию. Никакая истинная иерархия не принимала их. От них же идут и все последующие православные хиротонии. И в православном календаре даже отмечается память Св.Отцов Шестого Вселенского собора.
И если мыслить понятиями, которые вы приводите, то тогда получается: так как все хиротонии русского епископата, идущие от греческого, идут от еретиков, то поэтому они неистинные. Так как они, чисто внешне, идут от еретической иерархии, которая приняла правое исповедание и сама себя, без всякого принятия их истинной иерархией, провозгласила правоверующей, истинной. Это произошло на соборе, который они сами собрали. И этот собор вошел в историю церкви под названием Шестой Вселенский собор. А от них уже и все остальные, чисто внешне, имеют свою преемственность. И если исходить из таковых ваших понятий о внешней преемственности, то она давно уже потеряна. Так как еретики не могут передать благодати, по 1-му правилу, св.Василия Великого. И тогда Церковь давно уже перестала существовать на земле. Все эти выводы придется сделать, исходя из этих неверных понятий о Церкви и Таинствах, понятий чисто механическо-магических или юридических.
Да и в момент Седьмого Вселенского собора было подобное. И много чего в церковной истории встречается подобного.
Я тоже поначалу мыслил такими понятиями. Но это чисто механическо-магическое восприятие Таинств. Все изречения на эту тему я знаю, но читаю их совсем в других понятиях.
По-простому, для наших времен, для сохранения истинной Церкви необходимо сохранение верности духу Христову и истине, удовлетворение совести, в общем пути и направлении данной церковной организации, общины или группы людей, и правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание истинных добродетелей. А в чем состоит сохранение верности духу Христову и истине, – это необходимо постигать в каждый конкретный момент времени жизни на земле, перед лицом тех искушений, перед которыми оказываются общество и верующие христиане. Это уже вопрос веры как чувства свободного от духа самости и гордыни, и соединенного с чувством смирения перед Богом. Из такого чувства веры и является исповедание правды, истины, исповедание веры.
Таким чувством веры, свободном от духа самости и гордыни, и соединенном с чувством смирения перед Богом, и постигается воля Божия. Когда встает нужда, то оно выражается внешне в логических формулировках. Эти формулировки и называются – исповеданием веры.
То есть главным является то, чтобы в данной церковной организации, общине или группе людей была правильно-проходимая борьба со страстями. Она может оставаться и быть только на пути правды и истины. Исповедание правды и истины должно выражаться в общем пути этой церковной организации, по отношению к искушениям своего периода времени. Так было во времена апостольские. Проще говоря, необходимо, чтобы духовными руководителями таковых церковных организаций, – начиная с двух-трех человек, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), – были люди, имеющие дар рассуждения и дар врачевания от страстей. Это есть главные дары для спасения душ человеческих, как говорит свт.Игнатий Брянчанинов. А так же, соответственно, и главные признаки Церкви в наши времена.
«Невидимые благодатные дары, несравненно высшие видимых, как, например, дар руководить души ко спасению и врачевать их от страстей, не понимаются и не примечаются миром; он не только не прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их как действующих против начал мира, как наветующих владычество миродержца (св.Тихон Воронежский, т.15, письмо 103, п.4)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник двадцать девятой недели»). «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 26, гл. 2). «Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство» (преп. Иоанн Лествичник, Слово 26, гл. 4).
Для того, чтобы вам стали ясны эти понятия, для этого надо выяснять сами принципы, основы. Как я вижу, по причине того, что нет понимания самой природы всех этих явлений, отсюда и непонимание того, что я говорю.
Вот к примеру: «Что вы понимаете под словом «организация», когда употребляете его».
В моем понятии: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), — это уже церковная организация.
Поэтому, можно говорить лишь только о том, что организация может быть совсем маленькой, маленькой, средней, а может быть большой, и даже очень большой. Но суть дела от этого не меняется. — Дело не в количестве, а в качестве. Истина определяется не по количеству, а по качеству.
Аноним: В чем смысл вообще в хиротониях (рукоположении), имеющий кроме внутренней своей стороны и внешнюю обрядовую сторону, т.е. сам чин?
О.Серафим: Св.сан подает Бог, а не епископ. Епископ или епископы, – при хиротонии во священника или епископа, – только лишь внешне священнодействуют, как и священник при совершении любого Таинства. Но сами Таинства совершает непосредственно Сам Бог; и не безусловно, а под условием.
Когда совершается хиротония в священники или епископы, в истинной церкви, то это не значит, что он автоматически или механически становится священником или епископом перед Богом. Он чисто внешне начинает числиться имеющим св.сан перед людьми, по той причине, что он как они считают принадлежит к истинной церкви, т.е. к церковной организации, которую они воспринимают за истинную. Но, как говорит свт.Григорий Двоеслов, в своем труде о пастырстве, перед Богом он совсем может быть не епископ и не священник.
Поэтому всякий священник или епископ считается таковым чисто внешне. А перед Богом являются священниками или епископами только те, которые добродетельным настроем своего духа участвуют в Таинствах. А это могут быть только те, которые правильно проходят борьбу со своими страстями и воспитывают истинные добродетели.
Смысл хиротонии, т.е. сам чин, заключается чисто во внешней преемственности, идущей от апостолов.
Епископы и священники не совершают Таинств чисто механически, магически. Таинства совершаются не потому, что было совершено священнодействие, сопровождающее Таинство, и произнесены слова. Нет. Такое восприятие Таинств – это магия.
Таинства совершаются Богом только там, где есть люди способные по настрою своего духа к восприятию Таинств. А по общему положению – это есть только там, в тех церковных организациях, общинах, группах людей, где есть исповедание правды, истины, и правильно-проходимая борьба со страстями, воспитание истинных добродетелей. Поэтому, должны быть такие духовные наставники, которые могут содействовать в воспитании добродетельного душевного настроя, через правильно-проходимую борьбу со своими страстями, чтобы таким образом люди становились способными к восприятию спасительной благодати. И тогда для таковых людей Бог совершает Таинства. И в такой церковной организации или общине Таинства являются спасительными и благодатными.
Аноним: В чем состоит нужда в использовании священства, и нужно ли оно вообще?
О.Серафим: Для внешнего священнодействия, при совершении Таинств. Оно есть средство, но не цель. По этой причине, когда это средство в своем общем пути не ведет людей к Богу, через воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей, то таковых священников и епископов отвергают, не признают.
Аноним: Каким образом поставляются в Православной Церкви, или удостаиваются быть, во иерея, епископа, или митрополита?
О.Серафим: Через внешнее священнодействие, во время хиротонии во священника или епископа.
В митрополиты не хиротонисают, т.к. это не св.сан. У митрополита и патриарха – сан епископский. Они считаются, только лишь, старшими епископами. Но сан имеют только лишь епископский. Точно такой же, как и простой епископ.
Только три степени священства: диакон, священник, епископ. Все остальные различия, – протодьякон, протоиерей, архимандрит, митрополит, патриарх, – это только лишь различия внутри этих трех степеней, а не разные св.саны.
Сан епископа или священника принадлежит истинной Церкви. И вне ее св. санов нет. Под Церковью же разумеется спасительная благодать объединяющая души всех тех, кто ей покоряется, — через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и воспитания добродетельных душевных чувств. И только таким путем спасительная благодать привлекается в души людей, и образуется Церковь. Вот где это есть, там и действует св.сан и совершение Богом Таинств.
Поэтому сан епископа или священника благодатным может быть только в тех церковных организациях, общинах или группах людей, где сохраняется путь правды и истины, где есть правильно-проходимая борьба со страстями и воспитание истинных добродетелей. Соответственно, где этого нет, там саны епископов и священников безблагодатны, — просто названия, а даров благодати нет. Там восприятие санов и Таинств становится механическим, магическим. Так христианство подменяется фарисейством, — слова и названия остаются те же, но понятия за ними уже не те, дух уже не тот, — вместо духа Христова дух антихристов. Так образуется антихристов епископат и священство, и церковь антихристова, которые ведут людей по пути самообольщения и духовной прелести, объединяя и заражая всех своих последователей духом антихристовым. Соответственно, таинства совершаемые такими епископами и священниками соединяют людей не с Богом, а с демонами и духом антихристовым.
Аноним: В чем тогда состоит преемственность, идущая от Апостолов?
О.Серафим: Если воспринимать преемственность идущую от Апостолов в смысле преемственности рукоположений епископов и священства, то это чисто механическо-магическое восприятие, чисто юридический, фарисейский подход, но не христианский. Так как истина и спасительная благодать не принадлежит автоматически епископату. Такое восприятие исходит из магической веры в сан епископа или священника, из духа фарисейского.
Преемственность идущая от Апостолов — это не преемственность рукоположений, а преемственность в хранении спасительной благодати, и исходящей из нее истины, как внутреннего ощущения по Богу: «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума» (преп.Исаак Сирин, сл.43). А для привлечения в души людей спасительной благодати необходимы стояние на пути правды и истины, правильно-проходимая борьба со страстями и воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей. — Этим привлекается в души спасительная благодать, и образуется Церковь. Там где это есть, там сохраняется преемственность идущая от Апостолов, — спасительная благодать. Там сохраняется дух веры христианской, дух веры апостольской.