Все привыкли понимать, что самоотвержение – это чисто внешний аскетизм, суровое внешнее жительство: ранний подъем на молитву, обливание холодной водой, строгий пост, вериги, спанье на досках или голой земле. Но только попробует такой подвижник побороться с душевными страстями: с духом самости и гордыни, с тщеславием и самомнением, с духом самоуверенности и самонадеянности, как исчезнет у него это самоотвержение. А вот тут-то, в борьбе с душевными страстями, как раз наиболее и требуется – самоотвержение. Телесное самоотвержение без душевного не дает ничего. Даже наоборот, будучи проходимо не в том духе, соединяет не с Богом, а с дьяволом.
Телесное самоотвержение должно быть в меру. Ибо через самоотвержение телесное – только ущемляется или ослабляется плоть, но не искореняются страсти, потому что страсти живут не в теле, а в неправильной направленности нашего духа. Потому что страсти, будь то телесные или душевные, это неоднократные и постоянные проявления нашего духа самости и гордыни, первородного греха, в стремлении получить себе услаждение и удовлетворение, посредством исполнения телесных или душевных желаний, перешедшие в привычку. Страсти – это следствие первородного греха.
Самоотвержением на телесном уровне ослабляем только орудие страсти, а не саму страсть. Поэтому нужно более обратить внимание на искоренение страстей в духе, – разрывать сочувствие к страстям, которое живет в духе, разрывать сочувствие к духу самости и гордыни, который и является корнем и основанием всякой страсти. Сочувствие к этому духу можно разорвать только в борьбе со страстями. Первородный грех до самой смерти живет в нас. И демоны делают всё возможное, чтобы он действовал: наводят на человека мысли, желания, чувства, сродные духу самости, первородному греху. Связать первородный грех может только Благодать, – в этом и состоит прощение греха (свт. Феофан Затворник, «Путь ко спасению», стр. 19). Благодать его связывает, но он живет в нас, будучи связанный.
Окончательно отнимется первородный грех только после смерти, при условии, – если тут ты его связал, через разрывание сочувствия к нему, через истинное покаяние. Поэтому в раю уже не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания – никакой скорби.
Такова воля Божия, чтобы здесь, на земле, мы были искушаемы первородным грехом. Через это приобретается самое главное: смиренный и сокрушенный дух, все добродетели, – постоянное устремление нашего духа к Господу. Поэтому, такова воля Божия: чтобы первородный грех был в нас до самой смерти.
Прощение греха понимается, как связывание Благодатью первородного греха. Через постоянное противодействие первородному греху, духу самости и гордыни, через борьбу со страстями, воспитывается смиренный и сокрушенный настрой духа, жажда милости Божией, устремление духа к Богу. И по мере ощущения и познания своей немощи, в борьбе с самостно-гордостным духом, первородным грехом, дух сокрушается и смиряется. И тогда чувство упования и надежды отвращается от духа самоуверенности и самонадеянности, и обращается только на одну милость Божию. И только такому настрою духа и подается дар Божественной благодати, которая связывает первородный грех, дух самости, и приносит дар спасения. Вот так! — Господь спасает. Таков духовный закон, – другого пути нет. Оправдаться на Страшном Суде можно только смиренным и сокрушенным настроем духа, с чувством упования и надежды только на милость Божию.