1. /
  2. Каноны, законники
  3. /
  4. Каноны и воля Божия

Каноны и воля Божия

Оглавление:
  Дух жизни о Христе и свобода в законности
  Отношение к канонам и правилам, их применение
  Каноны, принятые на Вселенских соборах — подлежат изменению, а догматы — нет
  Церковь, церковная организация и хранение Истины
  Каноны, воля Божия и обстоятельства
  Подмена правильно-проходимой внутренней жизни внешним фарисейским благочестием — приведет к антихристу


Дух жизни о Христе и свобода в законности

О.Серафим:  «В Ветхом Завете не только существенное вменялось в закон, но и разнообразное того приложение до подробностей тоже было определено, как закон неотложный и неизменный. Так было необходимо; потому что Завет тот представлял руководство от внешнего к внутреннему, – единому, которому образоваться помешали бы внешние частности, если бы они оставлены были на свободу: ибо тогда они, не имея внутренней основы, которая еще должна была только образоваться, оразнообразились бы до противоположности, и повели к разному внутреннему.
Христианство, напротив, идет от внутреннего к внешнему. В нем дан дух жизни о Христе Иисусе, и в этом духе существенная законность для общества христианского; применение же этой законности к частностям оставлено на свободу; ибо то, для чего эти частности были определены в Ветхом Завете, – образование единого внутреннего, уже имелось.
Так и было в Церкви. Она с самого сошествия Св.Духа и начала облекаться в свое внешнее, отрешаясь мало-помалу от внешнего ветхозаветного, как видим в Деяниях и Посланиях апостольских, по всем сторонам неизбежного для христиан религиозного действования. – И облеклась.
Но как первоначально это облачение себя внешностью было отдано в руки самой Церкви, так и после, по устроении этого облачения, оно состоит в тех же руках Церкви. Облекшись, Церковь не связала себя тем; власть её над своею внешностью тем не пресеклась. Почему как первоначально вводить все имела она свободу; так и потом все, – во всех частях, – поновлять, пополнять, изменять, она может и долг имеет, по требованию обстоятельств, времени и места, по руководству живущего в ней Духа» (свт. Феофан Затворник, «Письма о разных предметах веры и жизни», гл.29, письмо 7).

Отношение к канонам и правилам, их применение

Аноним:   Для современного православного эта поднятая тема – за семью печатями. Так, из разговоров с людьми видишь, что вопросов изменяемости, неизменяемости канонов и правил никто не ставит, настолько для людей это – табу. А если кто и видит проблему, то покопавшись в творениях святых отцов, находят там очень категоричные высказывания:
«Лучше небу и солнцу измениться, нежели церковным правилам в чем измениться, потому что Святая Церковь Словом Божиим утверждена, а Слово Божие небесе и земли крепчайши есть, как и Сам Христос рече: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Марк, 13, 31). Св. Кирилл Иерусалимский † 389 г.
И за всю историю существований православных империй столько накопленно подобных высказываний, церковных служб («на Седмих же Соборех почи Христос, со Отцем и Божественным Духом»), так же разных соборных решений о неизменности и незыблемости канонов, и всё это подкрепленно грозными анафемами, проклятиями, отлучениями тому, кто что-нибудь «прибавит или убавит».
И люди, забывая, что живут-то они уже не в православной империи, а в такое время, подобному которого ещё и не было, боятся даже пробовать разобраться где правило, где канон, а где догмат. ВСЁ признаётся раз и навсегда неизменным.
Наших последних Святых искушение того времени поставило перед необходимостью по-совести, по духу, рассмотреть оношение к правилам и догматам, отделить одно, от другого:
«Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла»(Новомуч.Михаил (Новоселов))
А до них св. Игнатий Брянчанинов почуствовал всю опастность скрупулёзного соблюдения буквы закона: «…личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в том, по наружности цветущем благочестии, уничтожена вся его сущность, вся сила?»
Но их голос не слышат. В защиту законничества, выдвигается стена из изречений древних святых отцов.
Но, как известно, кто не чтит последних мученников, тому не помогут и первые.
Если крушение царской России, революция, произошли по-попущению Божию, как результат исчезновения духовной жизни, обмирщения, обрядоверия, то что же будет послано нашему времени?

О.Серафим:  В законе есть общее положение, а есть исключения. Общее положение и исключения зависят от обстоятельств жизни.
Но общее положение потому называется общим, а не исключением, что оно является общим для всех, при определенных обстоятельствах жизни, которые (т.е. эти обстоятельства) точно так же общие для всех.
А исключения, в этих общих обстоятельствах, являются исключениями потому, что в них обстоятельства отличные от общих.

Соответственно, когда эти исключительные обстоятельства становятся общими для всех, тогда исключение в законе становится общим положением, а то, что ранее было общим положением, становится исключением для всех.

Ибо главное в законе – это спасение души человеческой, а не содержание во чтобы-то ни стало общих положений, которые являются общими, только при каких-то определенных исторических обстоятельствах.
В основании же всего этого должно стоять искание удовлетворения совести и борьба за чистоту чувств, от которых и зависит спасение души в вечности.

Свт.Кирилл Иерусалимский † 389г, участвовал во 2-м Вселенском соборе. На тот момент времени были многие правила, которые относились к тому моменту времени и к тем жизненныи обстоятельствам. А затем, впоследствии, на последующих Вселенских и Поместных соборах эти правила были изменены. И получается, что последующие Отцы и Соборы, которые изменили многие предыдущие правила, то по смыслу, который в наше время пытаются придать этому изречению свт.Кирилла и подобным изречениям Св.Отцов, все эти последующие Отцы и Соборы изменили церковные правила, и этим самым разрушили основание Церкви. К примеру, Пято-шестой Вселенский собор, Трулльский, который издал много церковных правил, ввел новшества для Церкви, – отменил, к примеру, женатый епископат, и этим самым нарушил апостольское правило 5, в том числе и церковное предание. И в статье «Жизнь Церкви и каноны» много приведенно случаев изменения канонов и правил, которые произошли на Вселенских и Поместных соборах, а так же и от неписанного церковного предания, от обычаев которые просто установились сами по себе, без всяких соборов. И это значит, что они еще на всех этих Соборах и неписанным церковным преданием, давно разрушили основание Церкви.

И говорить о том, что Церковь основана на канонах и правилах – это ересь. Разве может Церковь быть основана на букве закона? Церковь основана не на канонах и правилах, букве закона, а на правом настрое духа, исповедающем Истину, о которой Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин.14:6), т.е. на Христе. Этот правый настрой духа, исповедающий Истину, и явил ап.Петр, когда сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16).

Когда эти люди приводят, в оправдание законнического отношения к канонам и правилам, изречения Св.Отцов не сообразуясь с временами, когда это было сказано, что там были за обстоятельства жизни, какова была цель и намерение говорящего, то этим самым они вводят обвинения на других Св.Отцов, которые эти каноны изменяли. И таким образом получается, что под обвинения попадают другие Св.Отцы, а в общем-то Святой Дух, говоривший устами Св.Отцов. И тогда получается хула на Духа Святого. Это происходит по той причине, что эти люди не постигают духа стоящего за изречениями Св.Отцов и пользуются ими – не к месту и не к времени. – Точно так же, как и дьявол пользовался изречениями Св.Писания когда искушал Христа на горе искушений.

Это говорит о том, что христианство, которое по слову Христа есть дух и жизнь (Иоан.6:63), подменили буквой закона, внешней праведностью и обрядом. Это есть свидетельство об исчезновении правильно- проходимой внутренней духовной жизни. Ибо сохранение правильной внутренней жизни в духе – это есть самое главное в Церкви. От этого зависит пребывание той или иной церковной организации в Церкви, которая есть Дух Божий, сошедший в день Святой Пятидесятницы на апостолов. Всякая ересь именно и являлась по причине исчезновения этой правильно-проходимой внутренней жизни в духе. Ибо основание всякой ереси есть гордость, которая идет против воли Бога.

Каноны, принятые на Вселенских соборах — подлежат изменению, а догматы — нет

Необходимо разделять каноны и правила, имеющие временный характер в жизни Церкви, – который зависит от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, – от догматического учения Церкви и христианской нравственности. Поэтому, когда Св.Отцами произносились анафемы, то они касались только тех, кто искажает догматические истины, которые и были приняты на Поместных и Вселенских соборах. Любая догматическая истина она исходит от Истины, о которой Христос сказал «Я есть Истина» (Ин.14:6), т.е. от Христа, от Духа Божия. И кто искажает догматы Церкви, тот искажает саму Истину, т.е. Христа. Вот против этого и произнесенны анафемы на Вселенских соборах Св.Отцами.

Никто никогда из Св.Отцов не произносил анафемы на тех, кто изменяет каноны или правила, ибо они сами же их на Соборах и изменяли. Ибо под эту анафему попадут множество Св.Отцов, Апостолы, а в том числе и Сам Бог. – Это будет хула на Духа Святого. Ибо Апостолы не соблюдали великого множества канонов и правил, которые были приняты, впоследствии, на Поместных и Вселенских соборах, применительно к новым жизненным обстоятельствам, эпохе и временам. Но самое главное, что они хранили – это дух жизни христианской, Истину в духе. Да и как они могли соблюдать эти каноны, если их еще не было. Ибо вся каноническая и обрядовая сторона была устроена, впоследствии, самой христианской жизнью и на Соборах, применительно к той или иной исторической эпохе и обстоятельствам жизни. Апостолы сохраняли и проповедовали самые основы христианства, без чего христианство уже не христианство. Они несли людям проповедь о новой жизни – о жизни в Духе Божием, о жизни в Церкви, во Христе.

Святейший Патриарх Тихон издал указ №362, который был издан применительно к новым историческим условиям в жизни Церкви. Хотя в канонах и правилах Вселенских и Поместных соборов нет такого канона. И можно об этом сказать, что зачем вводить новый канон и правило, если на Вселенских соборах уже изданы все правила и каноны, и Св.Отцы сказали мол об этом, что «не прибавь и не убавь». А Патриарх Тихон с синодом сделали прибавление к канонам и правилам Вселенских соборов. А этого делать мол нельзя, и значит они подпадают под анафему Св.Отцов на тех, кто «прибавит или убавит» что к св.канонам. Вот таким ложным понятием и толкованием ревнители неизменяемости и догматизации канонов и правил, сами того не понимая, возводят хулу на многих Святых, которые изменяли или вводили новые каноны и правила, применительно к новой эпохе и временам, историческим обстоятельствам в жизни Церкви.

И этим каноном-указом №362 отменяются многие каноны и правила Вселенских и Поместных соборов в отношении иерархическо-канонического устройства Церкви, применительно к новым историческим обстоятельствам в жизни Церкви. И многих катакомбных священников, оставшихся без епископов, защитники МП укоряли в том, что они отпали от Церкви, приводя при этом каноны и правила, в которых говорится о каноническо-иерархическом устройстве Церкви, и о том, что без епископа Церкви нет. То же самое говорили и многим мирянам-катакомбникам, которые оставались без священства. И некоторые попадались на эту уловку, состоящую из канонов и правил. По причине того, что не понимали, что эти каноны и правила, относились к определенным исторической эпохе  и обстоятельствам в жизни Церкви, а сейчас совершенно иная историческая эпоха и жизненные обстоятельства. А так же и потому, что за Церковь воспринимали церковную организацию, каноны и правила, священные саны и внешние священнодействия, сопровождающие таинства.

Церковь, церковная организация и хранение Истины

А Церковь – это не здания, обряды, богослужение, церковная организация, это не внешние саны, внешние священнодействия в таинствах. А Церковь – это Дух Божий, сошедший в день Святой Пятидесятницы на Апостолов. Поэтому этот день и назван днем рождения Церкви. То есть, до этого момента времени, Апостолы, Матерь Божия, жены-мироносицы находились в Сионской горнице, в ожидании сошествия Святого Духа, по обещанию Спасителя. И не были еще в Церкви. А когда Дух Святой сошел на всех находящихся в Сионской горнице, то с этого момента они и вошли в Церковь, и стали находиться в Ней, и получили все дары Церкви, в том числе и Таинства. То есть, сошедший Дух Божий соделал их членами Церкви. Этот дар – есть дар новозаветной искупительной Благодати, которая была дарована через Христа, через Его искупительную жертву, которую Он принес на Кресте, за грехи всего мира.

Поэтому, когда мы исповедуем свою веру в Церковь, то мы исповедуем веру в этот Дух Божий, в этот дар новозаветной искупительной Благодати во Христе. И входить в Церковь, мы можем только через получение этого новозаветного дара Благодати, этого Духа Божия, сошедшего в день Пятидесятницы на Апостолов.

Поэтому любая церковная организация, сама по себе, – это не есть этот Дух Божий. А церковная организация может принадлежать к Церкви, только тогда, когда она хранит не каноны и правила, – во чтобы-то ни стало, носящие временный характер, в проявлениях жизни Церкви на земле, – а главное и существенное, что есть в Церкви, – это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе за чистоту чувств и удовлетворение совести, жизнь в духе Истины; когда она хранит и догматические истины, которые только лишь внешне выражают эту Истину, дух которой и живет в Церкви. Как говорит преп.Исаак Сирин: «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума»(сл.43).

Это хранение Истины в духе и было всегда самым главным, в принадлежности к Церкви. И отступление от духа Истины и было отпадением от Церкви.

И если, в общем, церковный курс той или иной церковной организации отступал от этого духа Истины – это и было отпадением этой церковной организации, в общем своем направлении и пути, от Церкви. Поэтому и говорилось, что таинства такой церковной организации – недействительны и безблагодатны. Потому что таинства совершаются только в Церкви, а Церковь это и есть Дух Божий, через Христа и от Христа и во Христе, сошедший на Апостолов. А дух Истины он неотделим от Духа Святого, которого мы называем «Царь Небесный, Утешитель Дух Истины…», и от Христа. Поэтому, те церковные организации, которые общим своим курсом и направлением попирают и топчут дух Истины, – отпадают от Церкви и таинства их недействительны и безблагодатны.

Хранение Истины предполагает правильное, в согласии с духом Истины, преодоление всех тех искушений, перед лицом которых оказывается человек или церковная организация. Это необходимо для того, чтобы сохранять этот дух Истины.

И когда восставали искушения и отступления от этого духа Истины в виде догматических ересей, то те из человеков, которые хранили этот дух Истины, противостояли этому отступлению от духа Истины, обличая искажения Истины, и защищая Ее, в виде внешнего выражения Истины, которая облекалась в догматические формулировки, т.е. догматы. Догматы (догматические истины) – это сияние Истины в различных оттенках. Догматические формулировки – это внешнее выражение догматических истин.

Можно чисто внешне содержать эти догматические формулировки, но не иметь духа Истины, т.е. в духе быть глубоко чуждым Христа, а значит и вне Церкви.

Каноны, воля Божия и обстоятельства

Нарушения, изменения или отмена, по причине нужды, канонов и правил, носящих временный характер в жизни Церкви, всегда были в Церкви, но от этого Церковь не переставала быть Церковью.

Да и почему Патриарх Тихон и синод издали этот указ за №362? – Для того чтобы в новых исторических условиях жизни Церкви, сохранить Истину, что есть самое главное в Церкви. Не указ определил волю Божию, а они ее постигали в новых исторических условиях бытия Церкви. И выразили эту волю Божию, в виде указа за №362. А если бы они не издали этот указ, то что, – тогда воля Божия была бы другая? Так что ли? – Нет, она была бы к этим историческим обстоятельствам, в которых оказалась Церковь, та же самая. Не канон-указ определяет волю Божию, а воля Божия определяет канон-указ. Но только о постижения Ее надо было бы узнавать у тех, кто постигал бы эту волю Божию, в этих обстоятельствах, в которых оказалась Церковь.

То есть, в основании всякого канона, указа, правила, стоит воля Божия, которая действует, сообразуясь с исторической эпохой, временами, жизненными обстоятельствами. А на что направлена воля Божия? – На то, чтобы спасти душу человеческую.

То есть, спасение души, через борьбу за чистоту чувств, удовлетворение совести и сохранение в духе Истины, и определяет каноны и правила. – Каковы они должны быть, в определенных исторических и жизненных обстоятельствах, для более удобнейшего спасения душ человеческих.

Это говорит о том, что если историческая эпоха и жизненные обстоятельства изменяются, то какие-то каноны и правила должны быть отменены, какие-то изменены и какие-то новые изданы. Это все необходимо для того, чтобы направлять, ищущих спасения, на удовлетворение совести и сохранения духа Истины, в новую историческую эпоху и жизненные обстоятельства; и таким образом — ко спасению. Но если никто не изменяет и не издает такие каноны и правила, тогда остается христианам, через внутреннее в духе стремление, к удовлетворению совести и сохранению духа Истины, постигать волю Божию, чтобы не пойти по пути погибели.

Подмена правильно-проходимой внутренней жизни внешним фарисейским благочестием — приведет к антихристу

«Ныне почти нет истинного благочестия», писал свт.Игнатий Брянчанинов в свое время, в середине 19-го столетия, то о чем говорить сейчас. И причина исчезновения «истинного благочестия», есть исчезновение правильно-проходимой внутренней духовной жизни, и подмена ее фарисейством-обрядоверием и законничеством, что и есть лицемерие, ибо так его назвал Сам Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Матф.23). Дух фарисеев-обрядоверов и законников – это дух лицемерия. И отсутствие правильно-проходимой внутренней духовной жизни и приводит к внешней праведности, обрядоверческому благочестию и законничеству, почивающему на букве закона, которые и называются – лицемерием.

И как Ветхозаветная церковь, по причине утраты правильной внутренней духовной жизни, впала в фарисейство-обрядоверие и законничество, т.е. лицемерие, и по этой причине отвергла Христа. То же самое, по предречению Св.Отцов, под конец времен, произойдет и с Новозаветною церковью. То есть, по причине утраты правильной внутренней духовной жизни, — впадение в фарисейство-обрядоверие и законничество, в лицемерие; и по этой причине, принятие Антихриста, который придет в духе лицемерия, внешней праведности и благочестия, как ревнитель в исполнении буквы закона, канонов и правил. Ибо антихрист будет великий лицемер. И те, которые заражены таким же лицемерным духом фарисейства-обрядоверия и законничества не смогут его не принять, ибо он придет, как естественное следствие настроя их духа.

И сохранение внешней праведности, обрядовости, буквы закона, канонов и правил, не спасет никого от обмирщения. А наоборот, упование на все на это и приведет к обмирщению. Ибо обмирщение происходит по причине утраты правильно-проходимой внутренней жизни в духе. И эту жизнь в духе ничем не заменишь. А всякая попытка заменить ее принадлежностью к правильно-канонической церковной организации, — внешней возможностью приступания к таинствам, обрядами и внешним церковным благочестием, сохранением старых канонов и правил, относящихся к иной исторической эпохе и жизненным обстоятельствам, или еще чем-либо подобным, — неизбежно будет приводить к фарисейству-обрядоверию, законничеству, лицемерию.

Это искушение нашего времени, по слову свт.Игнатия, – повсеместное исчезновение правильно-проходимой внутренней духовной жизни и подмена ее внешней церковностью. На этом искушении, в свое время, попалась западная церковь и протестантизм. На этом же искушении попалась русская церковь. То же самое происходит и сейчас. Это искушение и приведет всех к антихристу.

Оставьте комментарий