О священных санах, их лишении и воле Божией. Примеры о лишении санов Святых. Волю Божию определяют не каноны и иерархия, а чистота чувств.
О.Серафим: Не всякое лишение сана, признается действительно лишением. Ибо дар священства подается Богом, а не епископом или епископами, во время совершения внешнего священнодействия, при хиротонии. Хотя может подаваться и без повторения правильной, внешне совершённой формулы, через хиротесию, при приеме, к примеру, из ереси или раскола.
Когда на Седьмом Вселенском соборе, при принятии епископов через хиротесию, – которые были рукоположены в иконоборчестве, – свт.Тарасию задали вопрос, что почему мы, мол, их не рукополагаем заново, а принимаем через хиротесию. То он ответил, что хиротония от Бога. – То есть, смысл слов свт.Тарасия таков, что дар священства – от Бога, а не от внешнего священнодейстия. То есть, при правильной внешне совершённой формуле в ереси, благодать священства подавалась при принятии в истинную Церковь, через хиротесию. Внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство, само по себе, этого дара не дает. То есть, Таинство не совершается механически, магически. Но только при соблюдении определенных условий.
Поэтому, любое решение епископа или собора епископов (синода) о лишении сана священника или епископа действительно только тогда, когда Бог лишает его, т.е. когда это решение епископа или собора епископов согласуется с волей Божией, т.е. действительно выражает волю Божию, на данный момент времени. Примеры тому: 1). Свт.Иоанн Златоуст, которого трижды, в Истинной Церкви, лишали сана, но Бог его не лишил; 2). Свящмуч.Арсений Мацеевич, которого тоже, в Истинной Церкви, лишили сана, но Бог его не лишил ничего; 3). Свт.Николай Чудотворец, за которого сам Бог заступился; 4). Свт.Афанасий Великий, которого множество раз лишали сана, но Бог его ни разу не лишил; 5). Да и множество Новомученников и Исповедников, которых лишили санов митр.Сергий и его синод, но Бог их не лишил, а наоборот, многих из них прославил. 6). Того же свт.Иоанна Шанхайского, когда над ним производили суд, тоже могли лишить сана. Но я думаю, что если бы это произошло, то Бог бы его сана не лишил.
При этом, все кто лишал санов этих святых, ссылались на каноны и правила, Апостольские и Вселенских соборов, пытаясь ими подтвердить свои действия, – что в этих действиях, мол, выражается воля Божия.
Но воля Божия не последует всякому действию, ссылающемуся на каноны и правила. Свт. Иоанна Златоуста на трех поместных соборах, в истинной Церкви, запретили и лишили сана, ссылаясь на каноны и правила соборов, прежде них бывших, но воля Божия не последовала за их решениями, которые были закреплены ссылками на каноны. Да и сам свт.Иоанн Златоуст не признал все эти лишения санов, ибо перед самой своей смертью отслужил литургию, как епископ. И Бог действительно, вместо наказания свт.Иоанна, за непослушание высшей канонически церковной инстанции, собору епископов, наоборот — прославил его как учителя вселенского. Точно так же бывало и в периоды восстания ересей, или борьбы за христианскую нравственность.
Воля Божия не находится в подчинении канонам и правилам церковным. Это не так, что если епископ или собор епископов наложили на кого-то запрещение или лишение санов, подтверждая свои действия ссылками на каноны и правила, то воля Божия обязана последовать этим решениям. Такие понятия о действии воли Божией есть чистейшей воды – магия.
Решение епископа или собора епископов, о запрещении или лишении кого-либо сана, действует не механически или магически. – То есть, Бог не подчиняется решению епископа или собора епископов автоматически, механически, хотя бы те и ссылались на каноны и правила, подтверждая ими свои действия. Ибо иначе, Божество ставится в зависимость от решений человеческих, от воли человеческой. – Это принцип магии, это гордость и богохульство.
Поэтому, если принимаются таковые решения, то предполагается, что они действительно должны выражать волю Божию, – действовать в согласии с волею Божественною, т.е. так хочет Бог, такова Его воля. Тогда это говорит о том, что епископ или собор епископов должны постигать волю Божию, по данному вопросу, перед решением которого они стоят. А также, в них должен проявляться и действовать дар ведения; ибо по определению 2-го правила, Седьмого Вселенского собора, «сущность иерархии нашей составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний». – Не просто знание буквы Писаний, канонов и правил, а постижение их духа. То есть, постижение того, – какова воля Божия в данном случае, при таких-то жизненных обстоятельствах, в такую-то эпоху и времена.
А это действование, дара ведения и воли Божией, совершается не механически, через иерархию, а находится в зависимости от нравственного состояния епископа или иерархии. То есть, в зависимости от чистоты чувств и удовлетворяемой совести, в их повседневной жизни. И если этого нет, то дар ведения не действует и постижение воли Божией отсутствует. И тогда решения такого епископа или собора епископов, хотя бы они ссылались на каноны и правила, что такова, мол, воля Божия, но они будут выражать в своих решениях волю человеческую, а не Божию. И подчиняться решениям человеческим, которые идут вразрез с волей Божией, это значит идти против Бога. – Это и будет гордость: противопоставление самомнения разума человеческого – разуму Божественному; воли человеческой – воли Божией.
Не епископ или собор епископов, как внешне юридически-каноническая инстанция, определяет волю Божию, а тот, кто ее постигает, в зависимости от чистоты чувств и удовлетворенной совести. К примеру, преп.Максим Исповедник выступил против всего Византийского епископата. Ибо собор Византийских епископов, принявши типос и экфесис, принял монофелитскую ересь, и таким образом пошел против воли Бога. А преп.Максим, не подчинившись им, пошел против них, и таким образом исполнил волю Бога. То есть, пошел против определений разума человеческого, которые изошли из духа самомнения и гордыни, в лице собора всего Византийского епископата, пошедшего против воли Бога.
Поэтому, решения епископа или собора епископов о запрещении или лишении санов, священника или епископа, действительны только те, которые действительно выражают волю Божию, в каждом конкретном случае. Но если эти решения не выражают воли Божией, то они недействительны и исполнению не подлежат, ибо сами идут против воли Бога. То же самое относится и по отношению к отлучению мирян от Церкви.
Если епископ или собор епископов постигает волю Божию и выносит решения, то значит, эти решения истинны. Но если они не постигают воли Божией и выносят решения, то значит эти решения не истинны, ибо идут против воли Бога. И потому их не должно исполнять.
То есть, истинность всякого решения определяется, насколько оно соответствует воли Божией, в данный период времени, в определенную эпоху, и при таких-то жизненных обстоятельствах.
Поэтому, не механическое исполнение канонов и правил, буквы закона, в решениях епископа или собора епископов, – есть следование воли Божией; а действия, поступки и решения, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств людей, направленные на спасение души или душ человеческих, – есть исполнение воли Божией. И кто ей последует, тот и хранит Истину и идет путем смирения перед Богом и спасения.