Оглавление:
На улице напали бандиты, можно ли постоять за себя?
О сохранении верности Христу, заповеди, совести, вплоть до смерти.
А если постоянно унижают?
О противостоянии злу.
На улице напали бандиты, можно ли постоять за себя?
Аноним: А если на улице напали бандиты на православного, то он должен за себя постоять или пусть убивают?.
О.Серафим: Греха нет в том, что человек может за себя постоять. Грех только лишь в неправильных чувствах, с которыми человек может это делать. Если человек может остановить нападающего, не озлобляясь и не имея ненависти, то он может это сделать.
Как к примеру, новомуч.Иоанн (Поммер), архиеп.Рижский «Политические враги архиепископа Иоанна не постеснялись даже послать хулиганов напасть на него однажды, когда он возвращался вечером в свою летнюю загородную резиденцию. Как обычно, он шел домой несколько километров от конечной остановки трамвая. Предполагалось, что наемники его безжалостно изобьют, но вместо того, недооценив физическую силу своей жертвы, они сами получили от него трепку. Схватив обоих, архиепископ стукнул их лбами друг о дружку так, что у тех искры из глаз посыпались. А потом повел их к себе домой, сердечно поговорил с ними, и это так на них повлияло, что они во всем покаялись и стали его друзьями» (Архиепископ Иоанн Латвийский, «Святые российских катакомб»).
Все зависит от случая и от душевного состояния человека. Кто-то может постоять физически за себя и остановить злодеяние, при этом сохранив верный душевный настрой. Значит он может так поступать.
А кто-то захочет понести скорбь от того, что его побьют. — Он может так поступить, но только должен делать это и нести последствия от этого в правом настрое духа.
А если на кого-то слабого напали, желая изнасиловать его, то тем более он может защитить себя.
Грех не в самозащите. А в том, когда это делается не к месту, не к времени или без меры. В христианстве нет такого учения о непротивлении злу силой, — это ересь.
Об этом можете посмотреть здесь: (28: 36) Отношение к случаю с избиением Серафима Саровского, и о применении примеров из жизни подвижников в зависимости от обстоятельств.
О сопротивление злу.
О сохранении верности Христу, заповеди, совести, вплоть до смерти
Аноним: Батюшка, вы говорите «ну пускай, убивайте меня», а это не будет грехом просто так позволить убить кому-то меня, разве мы не должны стоять до конца защищать себя и других? Вы раньше говорили, что отдать себя, чтобы тебя убили это неправильно — это же ложное смирение, или это не так? В чем разница в вашем случае и в моем?
О.Серафим: Речь идет о случаях, когда к вам, к примеру, приступили в тюрьме 20 человек или посланные от главарей, и говорят сделай такое-то дело, которое противно совести, а иначе мы тебя убьем. И эти 20-ть человек могут его тут же убить, или подослать кого-то, кто незаметно может нанести смертельный удар ножом или подстроить какой-то смертельный случай. Христианин в таком случае говорит: Можете убивать, но я не буду этого делать, так как это противно совести, заповедям Божьим. В таком случае он являет твердость стояния в заповеди Божией и верность Христу. Это — смирение перед Богом. А если бы он согласился делать это дело, из-за животного страха, то это было бы ложным смирением.
Бывают такие обстоятельства, когда не во власти христианина предотвратить свою смерть, которая может произойти из-за того, что он не соглашается попрать свою совесть, нарушить заповедь Божию, — его за это каким-либо образом убьют. В таком случае и нужно быть готовым пострадать вплоть до смерти, но не соглашаться на это.
Здесь важно то, что христианин за верность Христу, заповеди Божией, удовлетворению совести, готов пострадать вплоть до смерти. И если его убьют, то за это он получит от Бога спасение и Царство Небесное.
А если постоянно унижают?
Аноним: Но если промолчать и проглотить, то этот недоброжелатель может просто сесть на шею и чморить постоянно. Я имею в ввиду »моббинг» то есть когда постоянно оскорбляют или используют пассивную агрессию, если жестко не остановить такого человека (вербально) то этому не будет конца.
О.Серафим: Если из вас в этот момент лезут страстные чувства, то вначале их надо искоренить, с ними побороться. И возгреть вместо них верные душевные чувства, смирения, незлобия, добродушия и душевной простоты. Чтобы таким образом у вас не было страстного чувства, как неверной душевной реакции на искушение от этого человека. Так вы научитесь при любых подобных искушениях сохранять внутренний душевный мир и покой; не мучиться и не страдать от того, что кто-то задел ваше самолюбие и гордость.
А затем искушающему можно спокойно сказать: Будь добр не делай этого, так как ты от этого выглядишь не круто, а унизительно глупо. — Поступая так, ты сам себя унижаешь, так как пытаться возвыситься над другими и выглядеть крутым в глазах других людей за счет унижения кого-либо может только человек злой и душевнобольной. Не унижай сам себя таким своим поведением, а то мне за тебя стыдно.
И так можно всякий раз ему говорить об этом, когда он так поступает.
Аноним: »не мстить, не давить или возвышаться над обидчиком, а спокойно, с добродушием внутри поставить недоброжелателя на место» — вот теперь я всё понял, огромное вам спасибо за ваш труд терпение :).
О противостоянии злу
Аноним: Здравствуйте, а у нас на работе сказали прийти на митинг в поддержку Крыма, 4 человека, если никто не согласиться будем тянуть жребий….я думаю жребий не буду тянуть…всё равно не пойду, как бы это все сделать со смирением.
О.Серафим: Отказаться, со смирением встречая скорбности, и возгреть чувство сострадательной любви в молитве за всех остальных.
Стояние в правде Божией должно быть не в озлобленном духе по отношению к тем, кто не так.
Ибо стояние за правду в озлобленном духе или в чувстве ненависти, — это внешняя борьба со злом, которое побеждает тебя внутри.
Стояние за правду Божию должно совершаться в чувстве смиренном, незлобивом, в чувстве сострадательной любви к тем, которые попали в оковы зла и заразились им. — Надо ненавидеть зло, а души людей, попавших в это зло, — любить. — Такова заповедь Божия.