Чтобы принять Таинство Крещения – на самом деле, а не фиктивно – необходимо прийти в истинную Церковь, чтобы тебя там научили правильно веровать, и как принять и сохранить Благодать Таинства. Ибо и Господь заповедал – сначала научить, а потом крестить (Мф 28, 19).
Там где проходится правильная борьба со страстями, внутренняя духовная жизнь, там знают и умеют, как хранить Благодать; а значит, и тебя смогут научить. А где нет такой жизни, то как других смогут научить? В лжецеркви нет правильной внутренней духовной жизни. Ибо внутренняя духовная жизнь – это правильно-проходимая борьба со страстями, борьба за чистоту своих чувств и совести. В лжецеркви, – на совесть наступили и растоптали ее. Какая после этого может быть борьба со страстями? Только видимость борьбы, а вместо духовности – душевность, духовная прелесть.
Потому и говорится, в общем, что нет в лжецеркви истинной Евангельской любви, нет спасительной Благодати, которая подается через Таинство Крещения и другие Таинства. Некому Ее (Благодать) подать. Потому что никто не готов Ее принять, и никто не умеет хранить; да и некому правильно научить как Ее хранить, так как отступили от Истины и пребывают во тьме – всеобщая прелесть. Таково общее положение в отношении церковных организаций, отступивших от Истины, в общем своем исповедании, курсе и направлении. Хотя для отдельных личностей могут быть исключения.
Вот одно из общих положений, при внешне-благоприятных условиях, в 3-м веке: «Святой Киприан (Карфагенский) высказывает такую мысль: вне Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни. Только в Церкви есть чистая вера. Церковь Киприан и называет Истиной. Единство веры нельзя отделять от единства Церкви. Истина одна, как и одна Церковь.
Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет веру. Всякое отделение от Церкви непременно связано бывает и с искажение веры… Церковь есть осуществление любви Христовой, и всякое отделение от Церкви есть именно нарушение любви…
[Любви Христовой Евангельской, но не любви по естеству человеческому, оскверненной первородным грехом. Приобретать Евангельскую любовь возможно только через законную борьбу со страстями, которая возможна только в истинной Церкви].
Против любви грешат равно и еретики и раскольники. Это есть основная мысль Киприанова трактата «О Единстве Церкви». Святой Киприан совершенно отказывает всем стоящим вне Церкви в названии «христиан», как бы повторяя решительное восклицание своего учителя Тертуллиана: «Еретики не могут быть христианами!».
Понятно поэтому требование св.Киприана при приеме в Церковь снова крестить даже новатиан, хотя они были только раскольниками. Для Киприана крещение раскольников при приеме в Церковь не было перекрещиванием, но было именно крещением. «Мы утверждаем, – писал св. Киприан Квинту, – что приходящих оттуда мы у себя не перекрещиваем, но крестим: ибо они ничего не получают там, где нет ничего».
Крещение вне Церкви только «пустое и нечистое погружение». «Там не омываются люди, а только более оскверняются: не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но дьяволу».
Мысль Киприана о недействительности всякого крещения вне Церкви и о необходимости снова крестить всех обращающихся к Церкви была подтверждена в 256 году Поместным Собором Карфагенской Церкви, на котором председательствовал сам Киприан. В своем заключительном слове, как бы подводя итог всем церковным рассуждениям, св. Киприан говорит: «Еретиков должно крестить единственным крещением Церкви, чтобы они могли из противников сделаться друзьями и из антихристов – христианами» (Новосвящмуч. Иларион /Троицкий/, «Христианства нет без Церкви»).
Таково и общее положение, что не получают в лжецеркви, т.е. в церковных организациях, отступивших от пути Правды и Истины, человеки Благодати; не просвещаются, а еще более омрачаются. Как пишут Св. Отцы, что причастие еретиков не просвещает человека, а еще более омрачает, не с Богом соединяет, а с дьяволом. (Преп. Феодор Студит). В чём причина?
Ересь – ложное неправильное догматическое или нравственное понятие, которое, как говорят Св. Отцы, выходит из глубин ада. Основывается оно на самомнении и питает дух самости и гордыни, первородного греха. И всё делание, потом, без отвержения духа самости и гордыни: борьба со страстями, исповедь, – всё бесполезно, всё пустое, потому что в самом главном не раскаивается человек и через это – питает дух самости и гордыни. Человек этого может не понимать и не замечать. Но может и замечать, но по той причине, что не хочет отказаться от услаждения духом самости и гордыни, своим самомнением, – будет оставаться в нераскаянности. Такая борьба, такое делание, может привести только к прелести и самообольщению, и соединяет не с Богом, а с дьяволом.
Книжники и фарисеи – всё делали: и постились и молились. Весь закон Моисея в точности исполняли. И милостыню подавали, но Господь сказал им, что ваш отец, – дьявол, потому что они похоти его творили, т. е. удовлетворяли свои страсти. Потому что всё их благочестие основывалось на страстях – на духе самости, гордыни, тщеславия, вменения себе. Соблюдали внешнее благочестие, да не в том духе, в духе самомнения и самоцена, вменения себе своей праведности. Поэтому, через исполнение внешних обрядов еще более удалялись от Бога, служа дьяволу.
Что же нам делать, чтобы не подпасть под тот же приговор? Внешние предписания закона и добрые дела надо делать, – но это добро по естеству и само по себе не имеет никакой цены у Бога. Ибо Господь смотрит на то, – в каком духе мы это делаем. Ради Христа – в духе смирения, сокрушения, невменения себе, и всё отдавая Богу; или ради дьявола – всё себе вменяя, питая дух самости и гордыни, тщеславия и самомнения. Даже саму литургию можно служить ради Христа, а можно и ради страсти, а значит, и ради дьявола. Всё зависит от того, – в каком духе.
Могут возразить: «Ну как же! Ведь в МП: Кадят же! Молитвы же читают! к Богу обращаются! Что это не действует? – Что же это! Значит, мы служим дьяволу?». Да, так. – Потому что вы в общем направлении и курсе вашей церковной организации идете путем сжигания совести и попрания верности Духу Божию, и таким образом похоти отца вашего дьявола творите; поэтому-то ваш отец дьявол, – так говорит Христос (Ин. 8, 44). Чтобы иметь отцом не дьявола, а Бога, нужно Его волю и исполнять. Нужно в общем направлении и курсе церковной организации не отступать от следования духу Христову. Богослужение, само по себе, не освящает и не спасает человека. Всё зависит от того, в каком духе оно служится. Если же в Церкви собираются все такие, которые не в духе Божием, которые наступили на свою совесть, то несмотря на то, что молятся, кадят, служат службы – Бога нет посреди них.
Ведь поют: оградит Ангел Господень боящихся Его (Пс. 33), – не молящихся Ему, а боящихся Его. Таких Он хранит, защищает их, чтобы дьявол не овладел ими. А там где общий курс и направление церковной организации идет по пути ереси, нечестия, отступничества, по пути сжигания совести, там нет истинного страха Божия, а значит и премудрости, ибо «Начало мудрости — страх Господень» (Прит.1:7). Поэтому таковых ангел Господень и не ограждает. Страх Божий, это как некая узда, которая останавливает человека от греха. Хотя и тянет туда, на грех, но страх Божий, стремление к истинному удовлетворению совести и сохранение верности Духу Божию, не пускает.
В Св. Писании говорится: …ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется; мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости (Прем. 4, 8-9). Седина – имеется ввиду не седые волосы, а духовная мудрость; и возраст старости, – не большое количество прожитых лет, а «беспорочная жизнь». Вот так судится и определяется возраст духовный.
Но как же быть, если нет Ангела-Хранителя, то кто же защищает и хранит таких людей? Хранит их Промысел Божий, который всякого человека ведет на покаяние. Человеки рождаются и живут конечно не для того только, чтобы их хранили чисто телесно; ведь всё равно в конечном итоге приходит смерть. Просто хранить, чтобы только телесно на земле жить, – это не цель. Если бы так хранить, то люди бы подолгу жили. Но Господь сократил людям продолжительность жизни, а если бы не сократил, то злоба поглотила бы уже весь мир. Но хранит их Господь для того, чтобы человек успел прийти к покаянию, если захочет.
Ангел-Хранитель дается наиболее для того, чтобы помочь, человеку, сохранить дар Божественной благодати. Конечно, при условии, если этот дар Благодати подается человеку. А подается он там, где есть условие к сохранению его, – правильно-проходимая борьба со страстями, и воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей.