1. /
  2. Чтение Св.Отцов
  3. /
  4. О словах «для чистых,...

О словах «для чистых, все чисто». О применении изречений Св.Отцов и непонимании их творений

Аноним: А можно еще объяснить выражение «Чистому все чисто»? Это как я понимаю тоже связано с бесстрастием?

О.Серафим:  Это типа, как сейчас любят закрывать людям глаза на то, что их ведут по пути погибели. И если кто-то начинает это осуждать, то ему говорят, что для чистого все, мол, чисто. То есть, если ты святой, то ты всех видишь святыми. И тех нечестивцев, которые ведут всех по пути погибели тоже будешь видеть святыми. И, соответственно, будешь об этом молчать и ничего не говорить. Если так, то это духовная слепота, омраченное состояние ума.

Аноним: Я скорее имела ввиду противоположное – я думала что это выражение значит что если человек бесстрастен то он любые вещи и жизненные ситуации переносит в правильном настрое духа, то есть например если для большинства людей например те же деньги – это большое искушение и из-за того что в большинстве случаев люди относятся к ним пристрастно то поэтому и обобщается что типа богатство препятствует входу в Рай. Но с другой стороны если человек не имеет пристрастия то для него они не представляют опасности. Так и со всем остальным. Не знаю может я тоже путаю понятия?

О.Серафим:  Конечно нужно стремиться к тому, чтобы любые жизненые ситуации переносить в правом настрое духа. Только как поступать и каков должен быть настрой духа – это зависит от того, что это за ситуация. Ибо в разных случаях может быть по разному.

К примеру, если кто чист перед Богом, то он будет обличать нечестие и нечестивцев, когда они ведут людей по пути погибели. Ибо в этом милосердие и любовь к душам человеческим, которые и исходят из этой чистоты, а не равнодушное отношение к их погибели, под благовидным предлогом, применяемым не к месту, не к времени, что для чистого, мол, все чисто. А на самом деле, этим прикрывается страсть, – равнодушие к погибели душ человеческих, которое является греховной грязью для души.

Ну и естественно, что у чистого эти обличения применяются к месту, к времени и имеют свою меру; то есть, только тогда, когда в этом есть нужда, для спасения душ человеческих.

К примеру, Христос был чист. Но Он видел грехи и страсти у фарисеев и книжников и обличал их. Ибо в этом была нужда для спасения душ человеческих. Так поступала Божественная любовь и чистота.

Бог, будучи чистым, видит все грехи человеческие, но Он от этого не становится грязным.

Аноним:  Да. А вот сейчас широко бытует мнение что типа чем меньше в тебе зла, тем меньше ты его видишь в других, и люди на это ведутся – и выходит так что наличие зла в человеке или его отсутствие зависит только от того видит он его в другом или нет.
Но тут еще бывает и наоборот – бывают люди которым все вокруг плохие и во всех они видят множество недостатков и пороков и они всех обличают якобы из добрых побуждений, а на деле это просто уход в другую крайность получается.

О.Серафим:  Это заблуждение, которое помогает людям оставаться в духовной прелести. Любое святоотеческое изречение должно применяться к месту и к времени. А если не так, то этими изречениями будет покрываться зло, а люди будут направляться по пути погибели. И все это будет при этом называться любовью и чистотою. Это происходит по причине духовной слепоты тех людей, которые применяют это изречение не в согласии с волей Божией, а в противность ей. И таким образом исполняют не волю Божию, а волю бесовскую.

В каждом конкретном случае нужно постигать волю Божию, – какова она, в данном случае. И в соответствии с нею поступать.

Ибо в одном случае, – когда нет воли Божией на то, чтобы судить грехи других людей, то и не надо этого делать. И в этом случае, может быть применимо изречение, что для чистого все будет чистым.

А в другом случае, – когда есть воля Божия на то, чтобы судить грехи других людей, то надо так и делать. И к этому случаю уже подходят иные изречения, – «судите судом праведным» (Иоан.7:24), «пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти» (Иак.5:20).

Таким путем и образуется добродетель рассуждения.

А всякий, кто применяет святоотеческие изречения не постигая волю Божию, в каждом конкретном случае, свидетельствует о том, что он духовный слепец, который и других пытается заразить своей духовной слепотой. И поступает так он по той причине, что не избавился от самомнения, от духа самоуверенности и самонадеянности.

У тех и других людей просто две крайности и отсутствует духовная рассудительность, которая необходима для того, чтобы определять то где суд необходим, а где нет. То есть, они не ведут правильной борьбы со своими страстями. И по этой причине не имеют рассудительности, без которой невозможно спастись.

Любая добродетель рождается из рассудительности.

«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого» (Прит.2:10-12).

«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5).

 «Есть и хорошие разумения, имеющие свидетельство от Св. Писания, но и они требуют еще рассуждения опытных. Без рассуждения и то, что мы почитаем хорошим, не есть добро, или потому, что оно не своевременно, или не нужно, т. е. не соответственно, или потому, что мы неправильно понимаем сказанное. И не только Св. Писание, но и какой-либо случившийся вопрос, если не внимательны оба: вопрошающий и вопрошаемый, далеко отходит от смысла сказанного и наносит неизбежный вред. Ибо и я много раз терпел это, спрашивая других и спрашиваемый другими. Когда же я понимал сказанное как должно, то после, познав это, удивлялся, как, при похожих между собою словах, мысли далеко отстоят одна от другой. Так и во всем прочем мы имеем нужду в рассуждении, – как надобно поступать, чтобы исполнить волю Божию» (препсвящмуч.Петр Дамаскин, кн.1, гл.»Введение»).

Когда кто-то по своей духовной слепоте применяет изречения Святых Отцов не к месту и не к времени, то это называется, – выдергивать их из контекста и придавать им совсем иной смысл, вне всякой связи с тем, кому это говорилось, когда, и при каких жизненных обстоятельствах. В результате этого, люди неверно понимают то или иное изречение святого и вкладывают в него уже иной, свой смысл, а не тот какой имел ввиду, сказавший его святой.

Используя Св.Писание и творения Св.Отцов можно оправдать любое заблуждение. Было бы только желание. Для этого необходимо только лишь выдергивать те или иные изречения из Св.Писания и творений Св.Отцов и придавать им иной смысл, нежели какой они имеют в контексте со всем Св.Писанием и творениями Св.Отцов, применяя их не к месту, не к времени.

Так и оправдывались все ереси и заблуждения. Так и зло, под конец времен, будет выдавать себя за добро. Так и антихрист выдаст себя за Христа.

Аноним: Как приобрести смирение (аудио)- !!! очень классная книга (в контакте)

О.Серафим:  Если следовать учению, которое предлагает эта аудио-книга, то это путь в духовную прелесть. Автор не знает, что такое истинное смирение. Он учит лжесмирению, которым сам заражен, по причине неверного духовного опыта.

Таких книг и наставников много было еще в начале, середине 1990-х годов. И многие последовав подобным учениям, в МП, РПЦЗ и у ИПЦ-шников, позаходили в духовную прелесть, душевно повредились. То же самое происходит и до сего времени.

«Отцы, по возвышенности своей, несмотря на простоту слога, мало понятны для этого поколения, в котором христианство до крайности слабо» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.531).

Недостаточно приводить изречения и примеры из жизни Св.Отцов. Необходимо постигать дух того времени и тех жизненных обстоятельств, когда это было, и дух нашего времени и обстоятельств. Чтобы применять сам дух святоотеческих изречений и примеров их жизни, адаптируя под наши времена, условия и обстоятельства, душевное состояние.

В противном случае, изречения и примеры из жизни Св.Отцов являются благовидными предлогами, приводимыми не к месту, не к времени, для удобнейшего сокрытия самообмана и зла, для сокрытия страстей, наименованиями добродетелей.

«Недавно мы говорили с о. Иустином, что древние отеческие книги для монахов никак не могут быть применены вполне к современному русскому монашеству» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.496).
«Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно… В настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением, и находятся в большем или меньшем самообольщении» (свт.Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п.503). — Это было сказано свт.Игнатием в середине 19-го столетия.

«Когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, надсмехаются над ними, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. И многие думали проходить послушание, а на самом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были увлечены разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успеет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О слепых вождях и водимых ими сказал Господь: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф.15:14)» (свт. Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к мирянам», п.229).

У автора этой аудио-книги нет постижения духа тех времен и времен наших, нет духовной рассудительности. Он заражен лжесмирением, — естественное чувство смирения у него растворено душевным сладострастием, которое он воспринимает за святоотеческое смирение. Из духа самообольщения и прелести, в котором он находится, исходит его учение. Отсюда подмена в понятиях, — слова о добродетелях остаются те же, но понятия за ними уже не те.

На примере учения автора этой аудио-книги, и подобных ей, видно исполнение пророческих слов: «Путем подмены понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И сие есть, в сущности, «сатана, являющийся под образом ангела света» (2Кор.11:14). Таким образом, ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения» (свт.Филарет /Дроздов/, митр.Московский, Комментарий к творениям св.Григория Синаита).

А так же об этом есть здесь: Изречения и чтение Св.Отцов.

Оставьте комментарий