1. /
  2. Праздники
  3. /
  4. Воздвижение Креста Господня
  5. /
  6. Скорби последних времен

Скорби последних времен

Диавол искушает последних христиан — разными помыслами и болезнями.

«Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными.

И блаж. Диадох советует нам в это время помнить псаломское слово: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою»; и апостольское слово: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я» (преп.Амвросий Оптинский, «Письма к монашествующим», п.211).

«На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: «в мире будете иметь скорбь». Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не найдешь; везде потребно будет и смирение и терпение и неосуждение других» (преп.Амвросий Оптинский, «Письма к мирянам», п.26).

Бог определил нам: чтобы мы были искушаемы болезнями и демонскими помыслами.

«Как не разогретый и неумягчённый воск не может хорошо отпечатлеть налагаемую на него печать, так и человек, если не будет искушён трудами и немощами, не может вместить печати добродетели Божией. Посему Господь говорит божественному Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Сам же Апостол так хвалится говоря: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (там же). Также и в Притчах написано: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:12). Апостол немощами называет восстания врагов Креста, которые часто тогда случались и с ним и со всеми святыми, чтобы не превозносились, как говорит он, преизбытком откровений (2Кор.12:7) ; но более пребывали, через смирение, в образе совершенства, преподобно сохраняя божественный дар через частые уничижения.

Мы же немощами называем лукавые помыслы и телесные недуги. Ибо тогда телеса святых, подвизавшихся против греха, будучи предаваемы смертоносным уязвлениям и разным другим прискорбностям, были намного выше страстей, которые через грех вошли в естество человеческое; а ныне же, когда церковь пребывает в мире /т. е. нет явных гонений/, необходимо тело подвижников благочестия искушать частыми недугами, а душу лукавыми помыслами, особенно тех из них, у которых ведение сильнодейственно со всяким чувством и удостоверением, чтобы они и тщеславию с высокоумием не подпали, и могли, ради великого смирения, вместить, как я сказал, в сердцах своих печать божественной красоты, по слову святого Пророка: «Да запечатлеется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4:7) .

Ибо подобает с благодарением претерпевать таковое о нас определение Господне; и тогда как болезни, так и борьба с демонскими помыслами вменится нам во второе мученичество.

Ибо говоривший в те времена устами беззаконных начальников святым мученикам: отрекитесь от Христа и возлюбите славу века сего, то же и ныне сам говорит рабам Божиим;

мучивший тогда тела праведных и крайне поносивший честных учителей через служивших диавольским оным мудрованиям, он же и ныне наводит разные страдания на исповедников благочестия с великими поношениями и уничижениями, особенно когда они, ради славы Господа с великою силою помогают угнетаемым страстями.

Поэтому надлежит нам со всяким тщанием и терпением созидать в себе такое свидетельство совести пред лицем Бога: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою» (Пс.39:2)» (блаж. Диадох, «Добротолюбие», т.3, гл.94).

Искушения и скорби последних времен.

«Некогда Святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?», — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «что сделают те, которые будут после нас?». «Они, — сказал авва, — примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «а что сделают те, которые будут после них?». — Авва Исхирион отвечал: «они вовсе не будут иметь подвижнического делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя признать их и скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе.

Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия.

Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное подвижничество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых.

Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию: напротив того, обратим всё внимание и всё усилие на исполнение Евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены.

Мы увидим, что современные, по наружности слабые, скорби и напасти, стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые». (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

Составитель: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий