Вера, психология, имена

Оглавление:
  Чувство веры и дух самости, фильм “Секрет”.
  О воображении.
  О психологии.
  О магическом отношении к именам и словам.


Чувство веры и дух самости, фильм “Секрет”.

О.Серафим: Что такое правая вера? – Это чувство веры, естественное человеку, свободное от примеси первородного греха, – от духа самости. В зависимости от нужды – это чувство может облекаться в умовые, рассудочные понятия и формулировки, которые называются исповеданием веры. Эта нужда возникает в зависимости от искушений, перед лицом которых оказывается человек или церковная организация, начиная с двух-трех человек (Матф.18:20).


Аноним:  У меня возник очень важный вопрос, который меня сильно беспокоит. Если у Вас будет время, то не могли бы Вы помочь, т.к. это очень важно. Дело в том, что недавно я узнал что мысли сильно влияют на поведение и на всю жизнь человека. Например, если я думаю, что ремонтируя компьютер ничего не получится, и когда думаю, только об этом, то часто выходит так, как думаю. Как к этому относиться, как это понимать? Еще, например, если я думаю о чем-то плохом, то это плохое происходит, и я тоже не знаю, как к этому относиться. Недавно я посмотрел фильм «Секрет», в котором рассказывалось как раз об этом, т.е. что как человек думает, так и бывает с ним. Вразумите, это так не понятно? В том фильме приводились примеры, таких людей, которые стали богатыми, которые говорят, что они сами своими мыслями добились этого, что если думать о хорошем, то это так и бывает. Меня это сильно поразило, т.к. я не знаю, как к этому относиться?


О.Серафим: Да, я давно уже смотрел этот фильм «Секрет». И то, о чем ты спрашиваешь, очень хорошо объясняется здесь и здесь

Это все основывается на главных принципах магии. На этом основывались и основываются все суеверия.

Чувство веры, естественное человеку, осквернено примесью первородного греха, – духом самости, – и нуждается в очищении.

Если его не очищать, но при этом возгревать, в отношении чего либо, то вместе с его возгреванием будет возгреваться дух самости. Так разовьется само-вера, которая и есть дух самоуверенности. Через посредство этого духа, человек будет соединяться с демонами. А они и будут давать ему сверх-способности или наподобие того, о чем говорится в этом фильме «Секрет». На этом основании, в наше время, творятся все современные чудеса, исцеления и прочие сверхъестественности. Дальше, будет еще больше всего этого. Таких бесовских ловушек, замаскированных под разные благовидности и невинности, как в фильме «Секрет», в наше время, очень много. Они и рассчитаны на отсутствие духовной жизни у людей. Ибо, по этой причине, люди не могут отличить ложь и бесовский обман, когда он предстает в благовидном обличии.

Так, те люди у которых будет отсутствовать правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь будут попадаться во все такие бесовские сети, улавливаясь внешней благовидностью, по причине того, что у них будет отсутствовать духовное чутье.

То есть, все те, которые не будут иметь или устремляться к приобретению чувства веры, свободного от духа самости и соединенного с опытным познанием своей немощи, с истинным смирением, будут улавливаться, через чувство само-веры (самоуверенности, принимаемой за чистую веру), в бесовские сети, устремляясь по пути погибели. Вот почему необходимо опытное познание своей немощи в борьбе с грехом и страстями, – «потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт.Игнатий Брянчаниновт, т.4, письмо 14).
Этот опасный путь и есть путь возгревания духа самости, через посредство чувства веры, всей деятельности и подвижничества человека, которые осквернены этим духом, первородным грехом. Из таких праведников и образуются новозаветные фарисеи и законники, по настрою своего духа. Этот дух и приведет, в конечном итоге, всех к антихристу:

«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2).

О воображении


Аноним:  Меня очень волнует вопрос о воображении или представлении чего-либо. Греховно ли это? Например, когда я засыпаю, то стараюсь подумать о смерти, ну представить, как, когда я умру, меня будут хоронить и т.д. Это делаю для того, чтобы поменьше думать о наслаждениях и помнить, что умру когда-нибудь и будет суд и т.д.
Когда я посмотрел тот фильм, про “секрет”, то как-то стало плоховато. И теперь у меня вот и возникли вопросы с воображением. Можно ли воображение использовать во благо, во спасение и каким образом? Как относиться к воображению, чтобы не увеличивать самомнение и самость? Греховна ли эта обычная способность?


О.Серафим: Воображение – это естественная способность нашего ума. А все что естественно человеку не может быть само по себе греховным, так как таким его сотворил Бог. А Бог не может сотворить грех. Ибо грех – это и есть непослушание Богу. Грех – это есть все то, что не в согласии с волей Божией.

Господь, по своей Божественной премудрости, вложил в естество человеческое Свою волю. По этой причине первородный грех и исходящие от него страсти, являются неестественными человеку. Так как они действуют не в согласии с волей Божией, не в согласии с нашим естеством, каким сотворил его Бог. И так как страсти являются противоестественными, то по этой причине наше естество мучается от них и не имеет покоя и мира. «Кто делает какой грех, тот  достоин порицания и наказания, потому что это чуждо его природе» (преп.Антоний Великий, Добротолюбие,т.1,гл.36).

И если человек не разорвал своего сочувствия к первородному греху, – через покаяние, сокрушение духа и его смирение перед Промыслом Божиим, – то естество останется неудовлетворенным, и от этого оно будет вечно мучиться и страдать. Такова природа вечных мучений.

По причине грехопадения, дух самости, первородный грех примешался и к воображению. И по этой причине воображение, как и все естественные способности и движения, нуждается в очищении от этой примеси греха. То есть, необходимо учиться тому, чтобы не задействовать воображение ради искания удовлетворения этому духу самости. Ибо грехом и является то, когда человек задействует воображение для удовлетворения духа самости, первородного греха.

Вот почему Св.Отцы и говорят о том, чтобы не увлекаться своим воображением. Так как оно очень сильно впечатляет человека, и через посредство него он может возгреть в себе дух самости и зайти окончательно в состояние духовной прелести.

А когда новоначальные, – не придя к опытному ощущению и познанию своей немощи, и не приобретши истинного смирения, – увлекаются своим воображением, то бесы (да и сами новоначальные),  через посредство его, будут приводить все то, что содействует возгреванию самомнения, духа самости и гордыни. Это путь – к самообольщению и духовной прелести.

Вот почему Св.Отцы советуют признавать себя недостойным никаких видений, не доверяя в этом своему воображению. Ибо это ведет к смиренномудрию и смирению, в отношении этих вопросов.

Но эта естественная способность ума, воображение, задействуется каждым человеком в повседневной жизни, и ее никуда не выкинешь, так как это наша природа. А от действий природы – никто, никуда деться не может. Мы должны бороться не с самими проявлениями нашей природы, а с не правильными ее движениями, с неправильной направленностью и окраской, с неправильным ее применением, то есть со страстями, первородным грехом, духом самости. Чтобы таким образом учиться направлять проявления нашей природы не по духу самости, а в противность ему, то есть по воле Божией. В этом и заключается суть всей аскетики. От этого и зависит удовлетворение нашей совести и приобретение чистоты чувств.

А так же об этом (о воображении), обязательно прослушай: 23(v).

О психологии


Аноним:  У меня в последнее время появилось искушение найти какой-нибудь учебник или книгу по психологии и почитать. Решил спросить вашего совета. Может, вы знаете какую-нибудь хорошую книгу, которую, можно было бы почитать и найти там ответы? В интернете поиском попробовал поискать и нашел столько, что не знаю и с чего начать, а хотелось бы более-менее хорошую книгу найти, в которой бы не было ничего, что противоречит вере.


О.Серафим: Я не знаю никаких нормальных книг по психологии. Современная психология сидит на духе самости. И теми средствами, которыми она пытается пользоваться, возгревает в своих пациентах – этот дух. У Св.Отцов это называется – духовная прелесть.

Психология – это слово переводится, как «наука о душе». Но душевные движения, – по природе, по страсти и из обновленного естества человеческого, – никто не изучил так, как Св.Отцы.

Современная психология, пользуясь естественными движениями души, по природе, не учитывает того, что человек заражен первородным грехом. И по этой причине, все его душевные движения и чувства осквернены этой примесью первородного греха, духом самости. И если этого не учитывать, то таким образом через посредство всех естественных душевных движений и чувств, которыми они пытаются лечить людей, будет возгреваться сочувствие к первородному греху, к духу самости; так как он примешан ко всем этим душевным движениям, в человеке. И человек будет заходить в состояние самообольщения, самообмана, духовной прелести.

А так же, если даже и учитывать это, но пользоваться этим неправильно, то будет то же самое. Как говорит об этом ап.Павел, что незаконно подвизающийся не будет увенчан: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5). То есть, хотя бы он боролся со страстями, но если будет не в правильном настрое духа это делать и совершать, то зайдет в состояние самообольщения, духовной прелести. Таким образом, многие подвижники подвизаясь в пустынях, горах и пещерах, борясь со своими страстями, на основании духа самости, зашли в состояние духовной прелести и погибли.

Современная психология не учитывает всего этого. Поэтому она и не может лечить души людей истинным лечением. Отчего болезнь душевная, в человеке, не вылечивается, а только лишь переходит в иное состояние, заменяясь возгреванием духа самости или какой-либо другой страстью, на основании этого духа.

Современные психологи – это в основном люди одержимые. Одержимость, сама по себе, бывает различная. Но только люди не видят этой их одержимости, по причине своей духовной слепоты. У современных психологов эта одержимость, в основном, заключается в одержимости самомнением, духом самоуверенности и духом самости, которые возреваются ими через посредство своей деятельности.

Только та психология, которая будет основываться на опытном ощущении и познании своей немощи, на истинном смирении, может помогать людям в лечении душевных болезней. Но при этом, необходимо так же иметь и духовное рассуждение. Но тогда это будут получаться те же самые духовные наставники, пребывающие в духе Истины.

Но на сегодняшний момент времени, психологи – это в основном ложные духовные наставники, сами находящиеся в состоянии самообольщения и духовной прелести. По этой причине, в этих книгах, истина перемешана с ложью, тьма со светом. Где-то, что-то правильное, а где-то ложь. А так как люди в большинстве своем не различают этого, то они принимают все за истину, за свет, и через это обманываются.

О магическом отношении к именам и словам


Аноним:  Говорят, что не подобает христианам употреблять слово – спасибо, т.к. это  извращение слова – спаси Бог.


О.Серафим: Не надо так магически относится к словам. Главное не внешнее слово, а понятие и чувство, которое человек вкладывает через посредство того или иного слова. В данном случае – это чувство благодарности.

И если человек это чувство благодарности, с намерением поблагодарить кого-то, за что-либо, изливает при помощи слова «спасибо», то он не согрешает. Тем более он говорит это слово не потому, что он сознательно не хочет, в этот момент, говорить слова «спаси Бог», и поэтому, мол, говорит слово спасибо. А потому, что он воспринял это слово от самого своего прихождения в сознание, как общепринятое, в смысле благодарности кого-либо, за что-либо. И только с этой целью, без всяких задних мыслей об этом слове, он его и употребляет. Надо научиться смотреть не на слова, – ибо с таким отношением к ним, получается магическое отношение к словам, – а на чувства и понятия, которые проявляют люди. И если человек выражает какие-либо симпатические чувства, при помощи тех слов, которые он знает, то мы и должны не за слова цепляться, а смотреть на чувства и понятия, которые изливает человек из своей души.

Иной может корявыми словами сказать, но передать очень хорошие и правильные чувства. А другой, может говорить правильные слова, но имея, при этом, отвратительные чувства.

Главное же, при всем этом, это чувства и понятия, которые имеет человек или передает их, при помощи тех слов, которые он знает. А это знание зависит и от того в какой среде он жил, какое имел воспитание, т.е. от внешних жизненных обстоятельств, которые окружают его.


Аноним:  Действительно, разве человеку закрыто спасение, если ему дали например не христианское имя, – не может уже исповедывать Христа, совершать добродетели и пр. Очевидно что не имя христианское определяет христианин он или нет, а то,  является ли он христианином по настрою духа – по плодам духа. Здесь то, что является существенной и не существенной стороной. – “Ты носишь имя как будто ты жив, но ты мертв” (Откр.)
А с др. стороны задумчивость является и от того, что по обычаю как-то принято же давать христианское имя в честь святого, и что имя напр. может заменено номером, такая мысль кажется диковатой, не эстетичной, аморальной, граничащая где-то с какой-то безнравственностью..
Человек – образ Божий.  Десакраментализация или магическое отношение к именам? Какое подлинное значение имеет имя (при крещении)в жизни христианина?


О.Серафим: Имя, которое дается при крещении, – дается в честь какого-либо святого. Это делается с тою целью, чтобы христианин, подражал по своей жизни, добродетелям этого святого.

Многие святые имели языческие имена, к примеру, великомученик Меркурий. Будучи язычником, он был так назван в честь языческого бога, торговли и обогащения, Меркурия. Точно так же и многие другие языческие имена. Но когда эти язычники, становясь христианами, принимали мученическую кончину за Христа, то они становились мучениками. И эти имена вошли уже в христианство; и в честь этих святых христиане стали давать имена, с тою целью, чтобы тот, кому дается имя этого святого, подражал этому святому, в приобретении истинных добродетелей. То есть, понятие об этом имени было привязано у христиан уже не к языческому богу Меркурию и т.п., а к мученику, который пострадал за Христа, нося это имя.

К примеру, муч.Вонифатий, был язычник, носящий языческое имя, некрещеный и к тому же пьяница и блудник. Но перед лицом гонений на христиан, исповедал себя христианином и принял мученическую кончину за Христа, стал мучеником. И языческое имя, которое он носил, христиане стали употреблять, называя кого-либо именем в честь этого святого, чтобы таким образом он подражал самоотвержению, которое явил этот язычник, вплоть до смерти, и стал христианином, мучеником за Христа и святым.

«Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же. 
Иное — предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное — название, обозначающее предмет. Бытие — не одно и то же с именованием». (Свт. Григорий Нисский. “Опровержение Евномия”, кн. 12, ч. 6, стр. 373; 328).

«Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности». (Там же стр. 495).

«Слова суть как бы тени предметов». (Там же стр. 325).

«Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию». (Там же стр. 315; 323).

 «Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка». (Там же стр. 373).

«Имена означают только сущности, а сами не суть сущности». (Свт. Василий Великий, “Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия”. М. 1857 ч. 3, стр. 153).

Поэтому, вся суть не в названиях, а в истинной добродетели, в воспитании верного настроя души, спасительного. И кто бы, какое имя не носил, но если он будет стремиться в своей жизни приобретать настрой духа, который заповедал Христос, то он будет спасаться.

Вера в то, что имя имеет какое-то действие на душу человека – это чистая магия.

Конечно, христианин не должен стремиться давать какие-либо богохульные имена. Но если кто-то, помимо своей воли, оказался с именем, которое ему дали от рождения, или с номером вместо имени, то  спасение для этого человека не будет закрыто.Так как Господь судит человека не по имени или названию, а по тому, – какие он воспитал плоды духа.

Имя, которое носит человек, и образ Божий в нем, – это не одно и то же. Человек может носить даже богохульное имя, которое он имеет помимо своей воли, от рождения, но образ Божий, в нем, как был так и остается. Ибо природа, как ее сотворил Бог, не подлежит изменению.
Изменяется только лишь движение природы, ее окраска, настрой в душе, т.е. подобие. Но сама природа, как была, так и есть.

И в зависимости от окраски природы, т.е. от настроя духа, человек и судится Богом.
Если в человеке подобие бесовское, – т.е. греховный, страстный настрой духа, тогда горе ему, – какое бы имя он не носил.
И если в человеке подобие Божие, – т.е. богоугодный, верный, правильный настрой духа, спасительный, – тогда благо ему, какое бы имя он не носил.

Как бы человека не назвали, помимо его воли, но он не теряет от этого образ Божий.

Говорить о том, что имя, которое дают человеку, влияет на его дух – это самая настоящая магическая вера. Это уже не христианство, а магия, прикрытая благовидными предлогами, которые бесы подсовывают людям для возгревания в них неправой веры, магической.

Это похоже на языческое учение о том, что если человек родился под таким-то знаком зодиака, то значит он будет тем-то. Только здесь вместо знаков зодиака выступает вера не в знаки зодиака, а вера в имена. Если человеку дали такое-то имя, нехристианское, или он стал числиться под номером, то значит он будет тем-то, или же это влияет на его судьбу, или же от этого омрачается образ Божий в нем и т.п..  

То есть, это своего рода – вера в какие-то волшебные слова, которые воздействуют на человека. Только вместо волшебных слов – имя или номер, которые как бы имеют на человека такое же действие, как и волшебные слова. Эти понятия заимствованы из «кабаллы», в которой есть магическая вера в имена и цифры.

Главный принцип магии: внешнему действию или словам подчиненно сверхъестественное действие. И таким образом, действие, слово или слова, как бы, влияют на человека, помимо его воли, лишают его свободного произволения. Это заранее настраивает человека на самомнение и дух самоуверенности. Вот на основании духа самоуверенности, т.е. духа самости и гордыни, и совершаются все магические действия. Вера соединенная с самостью – это и есть само-уверенность. Вот она – неправая вера, через посредство которой бесы имеют власть над людьми. И все это они делают с тою целью, чтобы и далее разжигать в людях эту неправую веру, дух самости и гордыни, ведя человека к погибели.


Аноним:  Какие молитвы лучше произносить, при борьбе со страстью?


О.Серафим: Бесовское действие прогоняется не словами, а движением духа, верным чувством, направленным против страсти, или противоположным страсти. А слова молитв можно употреблять такие, какие тебе более по душе, или даже своими словами. Ибо главное здесь, не такие-то слова произнести, а возгреть определенные чувства. На возгревание их, в момент искушения, и надо обращать внимание. Слова же, при этом, только лишь средство для возгревания чувств.

«Не слова нужны Господу, а сердце. Из плодов словесному составу и говорению молитвы ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены через одно возношение ума и сердца к Богу.
Главное в молитве – чувство к Богу из сердца. Слова молитвы при этом, какие подберутся.
Ум устает говорить слова молитвы. Молитесь тогда без слов, так, повергаясь пред Господом мысленно, в сердце… и Ему себя предавая… Это и будет собственно молитва. Слово же есть только выражение ее… и оно всегда слабее самой молитвы.
Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца. Чувство к Богу и без слов есть молитва.
Все молитвословия назначены для того, чтобы чувства питать, и коль скоро не питают, то они попусту… Только труд, а проку нет. Чувства никакие читательные труды заменить не могут.
Вопль из сердца, краткий и сильный, вот что важно! А это можно походя делать. А следовательно, молиться непрестанно. Об этом и заботьтесь, и сюда все направляйте…» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…», гл.«В чем состоит сущность молитвы»).

Милость Божия избавляет нас от действия страсти тогда, когда чувство, противоположное страстному, соединится с ощущением немощи и смирения, обратится только на одну милость Божию, жаждая от Бога получить избавление.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о