Аноним: Я вижу в жизни людей, их общее нравств.состояние, – что люди не видят, не понимают куда они идут, – и объяснить словами, убедить кого-то … никто не послушает тебя, а слушают ведь как раз и слышат только свои страсти, а остальное в их жизни это средства для удовлетворения этих страстей. И вот их смысл жизни. Как этого они не понимают?! Души ведь гибнут для вечности, массами. О, если бы они прозрели, что жизнь на земле им не для того дана. Всё это видеть – тяжело для сердца, страдание, которое доходит до болезненного состояния. От которого становится тяжело и невыносимо. Скажите, как быть?
О.Серафим: Это от того, что дух не смиряется с тем, что есть.
Ибо то, что происходит по попущению Божию, и не в нашей власти, то с тем мы должны смиряться.
А за людей надо просто молиться, в чувстве сострадательной любви, предавая их в руки воли Божией.
И относиться к ним с душевною теплотою, в чувстве добродушия и доброжелательности.
Поначалу, мне тоже было тяжело на все это смотреть. Но я увидел, что эта тяжесть от движения духа самости, – чтобы было по моему, помимо воли людей, так как я хочу. Но я размыслил, что если Бог не может изменить людей и спасти их, помимо их воли, то кто я такой. Ведь Господь не входит в страстное состояние от того, что люди не исполняют Его волю и погибают. Значит и я должен не входить в страстное чувство. И от того, что я буду находиться в таком состоянии, ничего не поменяется, – все как было, так и останется. – Люди как жили по своим страстям, так и будут жить. И от того, что я буду от этого так страдать и доходить до таких болезненных состояний, это никому не поможет, и ничего не изменит. И тогда я стал смиряться с тем, что есть.
То есть, что мы можем сделать, при таком положении? – Только молиться за людей, в чувстве сострадательной любви, предавая их в руки воли Божией, и на этом успокаиваться. И так всегда, во всяком случае, и помысле, когда не в нашей власти что-либо изменить.
Другое дело, где мы можем чем-то помочь, и когда люди не против этого. Тогда мы и должны делать то, что зависит от нас, содействуя спасению души человека.
Любое наше желание должно быть в согласии с волей Бога. И хорошее желание, – желание спасения всем людям, – должно иметь меру, то есть его необходимо смирять, когда не в нашей власти что-то изменить. А иначе оно будет переходить в уныние, дух недовольства и ропота на Бога. Так некоторые – безмерно желали спасения своим близким и просили об этом Бога. Но когда, спустя долгое время, ближние их не спасались, а погибали, то они от этого доходили до отчаяния, впадали в ропот или хулу на Бога, или отрекались от Него. Это и есть дух самости и гордыни. То есть, Бог не может спасти любого человека, помимо его воли, а человек хочет, чтобы Бог спас, близких его сердцу, любимых людей, помимо их воли. Но такого не может быть, ибо спасение не может совершиться помимо воли человека.
Поэтому, то что зависит от нас, мы должны делать для спасения ближних и окружающих нас людей, в духе кротости и смирения, не навязываясь им, помимо их воли. Ибо когда человек не желает, а его вынуждают, помимо его воли, то от этого порождается дух злобы и ненависти, неприязни и неприятия. И таким образом, мы его еще дальше отталкиваем от пути спасения.
Спасение не совершается чисто механически, ибо человек должен сам, свободно и добровольно, захотеть спасаться, и начать себя к этому понуждать. Но по причине всеобщего обрядоверия, фарисейства и законничества, по причине магической веры и такого же отношения к Таинствам, молитвословиям, богослужению, церковным постам и обрядовым законоположениям, церковной организации и т.п., происходит подмена спасения, самообольщение и самообман. Так как, люди пытаются, чисто внешне, привлечь человека к всему этому, думая и веруя в то, что мол в исполнении и соблюдении всего этого, или от внешнего участия в этом, и заключается спасение. – Что когда мол человек начнет все это делать, тогда он и начнет спасаться.
В итоге, – духовная прелесть, и образование новозаветных фарисеев и законников. Которые, по причине вот такой неправой веры, через посредство соблюдения и исполнения всего этого, возгревают в себе дух само-утверждения, ощущение своей правильности и праведности, дух самости и гордыни. Так образуется и рождается в душах и сердцах человеческих религия антихристова. «Фарисейство не только соделывает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло душе его, к его осуждению перед Богом» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»). «Величайшее злодеяние на земле совершено фарисеями. Всегда были они верны, и доселе они верны своему адскому призванию. Они – главные враги и гонители истинной, христианской добродетели и благочестия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
Но спасение – это совсем другое. Это изменение настроя духа, — с греховного страстного на добродетельное, богоугодное. Это очищение наших чувств от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. Это личная борьба человека за чистоту своих чувств и удовлетворение своей совести, в своей личной жизни, каждый день. И когда человек воспитывает этот верный душевный настрой, – заключающийся в духе сокрушенном и смиренном перед Богом, в духе сострадательной любви, милостивости и незлобия, в духе кротости и великодушия, в духе добродушия и душевной простоты, в духе любви к правде и истине, – тогда он и приходит к спасению. И совершается это не механически или магически, а через понуждение себя к борьбе против тех греховных и страстных чувств, которые восстают внутри нас. А особенно, во время искушений.
Поэтому-то, человек только сам, через добровольное понуждение себя к воспитанию внутри себя вот такого настроя духа, и может приходить к спасению. Вот почему, это вопрос не механическо-магической веры, а вопрос свободно-нравственного понуждения себя к воспитанию истинных плодов духа, при помощи Божией благодати. Об этом и говорит Христос: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12).
Аноним: Объясните пожалуйста, как об этом говорится у свт. Феофана Затворника и Лаврентия (Черниговского), как так может быть, что будут и храмы видны, чины церковные и благолепие церковное, и жизнь церковная как-бы всё правильная, службы будут исправно идти, но благодати там, при этом всем, не будет. Как так может быть? Логическому объяснению как-бы не поддаётся, парадокс какой-то! Говорится дальше что православному христианину туда нельзя будет ходить, т.к. там всё будет «сатанинское сборище» (Апок.) Как такое может быть, ведь никакого ведь безакония во всём этом же нет?! (имеется ввиду: внешняя обрядовая сторона).
О.Серафим: Точно так же, как это произошло во время первого пришествия Христа.
Ведь тогда ветхозаветные фарисеи и законники, во главе с первосвященниками, служили все службы в иерусалимском храме. И все внешнее благолепие и церковность у них были. Но они дошли до того, что отвергли Истину, отвергнувши Христа и предавши Его на распятие. Но при этом, они сохранили все внешнее церковное благолепие, чины и богослужения, поставляя сохранение всего этого, за сохранение Истины. А в итоге, эти ревнители преданий и церковных традиций утеряли дух Божий, и дошли до богоубийства.
Так происходит всегда, когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, основанная на опытном познании своей немощи, на сокрушенном и смиренном духе перед Богом, когда исчезает любовь к правде и истине. Тогда вместо этого духа, в основание внешней праведности, церковного благолепия, подвижничества и аскетизма, поставляется дух самости и гордыни, самомнение и дух самоуверенности, непримечаемый духовными слепцами, которые проходят свое подвизание на основании этого духа.
А под конец времен, «грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»).
Как мы видим, здесь свт.Игнатий говорит о состоянии христианства, под конец времен, о том, что «грех… будет страшнее» и «владычество его будет тверже». И это будет, именно, по той причине, «что личина благочестия сохранится». Ибо когда есть маска лицемерия, одной лишь только внешней видимости благочестия, тогда удобнее губятся души человеческие. И по причине своей духовной слепоты, люди не будут понимать того, «что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила». В этом и будет заключаться главное коварство и обман антихриста, его религии, и всевозможных подделок под истинное христианство. И этого невозможно будет различить без правильно-проходимой борьбы со страстями, без любви к правде и истине, без стремления к удовлетворению своей совести.
Здесь не помогут никакие знания исторические, канонические, догматические и т.п., ибо здесь необходимо знание и вИдение не от ума, рассудочно-умовых понятий, а от Духа Божия. А такое вИдение и знание подается там, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, дух сокрушенный и смиренный перед Богом, дух любви к правде и истине.
Ветхозаветные ревнители, продолжая сохранять свои предания и традиции, переросли в жидовство. То же самое произошло, и окончательно произойдет, под конец времен, и с новозаветной церковью. По причине исчезновения правильно-проходимой борьбы со страстями, современное православие, христианство переродилось в обрядоверие, фарисейство и законничество, за редким исключением. И как следствие всего этого, в дальнейшем, произойдет слияние ветхозаветного жидовства с новозаветными фарисеями, современного христианства, православия.
«Как ветхий Израиль принес в жертву духовное достоинство, предложенное ему Искупителем, земному преимуществу и тщетным надеждам на преизобильное земное преуспеяние, так и новый Израиль, по свидетельству Священного Писания, отвергнет духовное достоинство свое, уже дарованное Искупителем, ради земного, скоро гибнущего преуспеяния, преуспеяния, предполагаемого лишь в льстивой мечте, и уничижит Святого Духа пред своим падшим лжеименным разумом (2Сол.2)»(т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).
«Я пришел во имя Отца Моего, – говорит Господь, – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43).
К кому обращался Господь? – К фарисеям, законникам, обрядоверам, к внешним праведникам, лицемерам, из среды которых, впоследствии, и вышло жидовство, образовался новозаветный иудаизм. К тем, которые Его, впоследствии, распяли. А так же и к будущим новозаветным фарисеям, которые под конец времен, соединившись с новозаветным иудаизмом, примут «иного», пришедшего «во имя свое», – антихриста. «Отступление нового Израиля (христианства, православия) от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: «доколе не придет прежде отступление», а потом, как последствие и плод отступления, «откроется человек греха, сын погибели» (2Сол.2:3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в 13-ю неделю, «О причине отступления человеков от Бога»).
Лицемерие – это внешняя праведность, подвижничество, аскетизм, соблюдение закона, совершаемые на основании духа самости и гордыни. Оно использует всю эту внешнюю праведность и благочестие, как средство для само-утверждения, – для утверждения в духе самости, для ощущения чувства своей правильности и праведности.
В наше время, на основании этого духа и ложном аскетизме, уже образовалось монашество, епископат и священство, которые находятся в духе антихристовом, содействуют воспитанию этого духа в других и приведению всего мира к антихристу.
Лицемерие – это и есть характерная черта человеческого общества последних времен, и христианства, утратившего дух Христов, истинные плоды духа. Об этом и говорит ап.Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). «Убойся лицемерства… потому, что оно – в характере времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).
А фарисейство – это и есть лицемерная внешняя праведность, сидящая на духе самости и гордыни. «Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душою: то плоды его – ужасны. Нет беззакония перед которым бы оно содрогнулось, на которое бы не решилось. Фарисеи осмелились похулить Святого Духа. Фарисеи осмелились назвать Сына Божия беснующимся. Фарисеи позволили себе утверждать, что вочеловечившийся Бог, пришедший на землю Спаситель, опасен для общественного благосостояния; для гражданского быта иудеев» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
И это все делали те, которые постоянно постились, молились, служили службы, старались соблюсти внешнюю праведность. Вот к чему приводит соблюдение всего этого, совершаемое на неверном основании, – на духе самости и гордыни. Вот почему Святые Отцы говорят, что «праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.4, письмо 14). То есть, без опытного познания своей немощи, в борьбе со своими страстями, без воспитания духа сокрушенного и смиренного перед Богом, всякий, пытающийся быть праведником, воспитает только лишь праведность и благочестие, на основании духа самости и гордыни. При этом, человек может находиться в этом состоянии, искренно, от всей души, думая, что он служит Богу. И таким образом, зайдет в состояние духовной прелести, станет фарисеем и лицемером, духовным слепцом. «Основание молитвы – глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плачь смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О смирении»). «Один, один достоин стать пред Богом: дух сокрушения и смирения. Это достоинство человеческое одно признал Сам Бог достоинством» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.26).
***
Жизнь христианская – это жизнь в духе, это есть жизнь духа, жизнь, которая приобретает истинные плоды духа, верный душевный настрой, спасительный. Христос об истинном христианстве сказал так: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).
Что значит иметь Дух? Это значит, стяжать благодать Божию, которая привлекается в душу, через посредство приобретения истинных плодов духа: смирения и сокрушения, кротости и незлобия, воздержания и долготерпения, душевного мира и благости, милосердия и сострадательной любви, веры и покорности перед промыслом Божиим, душевной простоты. – Вот они, плоды Духа! Вот это называется христианством, православием! А если этого нет, то запомните, – нет истинного христианства, нет истинного православия. А вместо этого есть обрядоверие, фарисейство, законничество, лицемерие, мнимое подвижничество, ложный аскетизм, которые могут выдавать себя за истинное православие, христианство. И это – неизбежно. Это – духовный закон.
Многие думают, что фарисеи это люди, которые были когда-то давно. Но в реальности, они не понимают того, что фарисейство – это зараза нашего времени, как ни когда. Ибо фарисейство – это и есть внешняя праведность, церковное благочестие, исполнение обрядовых законоположений, канонов и правил, сидящее на духе самости и гордыни, ищущее, через посредство исполнения всего этого, дух само-утверждения.
Фарисейство начинается там, где кончается правильно-проходимая борьбы со страстями, совершаемая на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. Фарисейство начинается там, где исчезает любовь к правде и истине.
«Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»). Фарисей не видит этого, по причине своей духовной слепоты, происходящей от духа самости, посредством которого он и вменяет все это себе, и на этом само-утверждается.
«Фарисей, будучи чужд Бога», по настрою своего духа, «имеет нужду казаться пред людьми служителем Бога» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).
Фарисеи и законники проводили внешне-праведный и церковно-благочестивый образ жизни. И вот те, которые постоянно молились, постились, служили службы, в итоге, распяли Христа, отвергли Бога. И этим самым они обнаружили то, что посредством молитвенных правил, постов и богослужений, сохранением внешнего благочестия и традиций, они соединились, по настрою своего духа, не с Богом, а с дьяволом. В чем причина? – В том, что у них отсутствовала правильная борьба со страстями, основанная на опытном познании своей немощи и смирении. А когда этого нет, то тогда их место занимает дух самоуверенности и самонадеянности, самомнения, дух самости и гордыни. Но внешнее благочестие, обрядовые законоположения и исполнение буквы канонов и правил, при этом, сохраняется. – Это и есть дух антихристов.
Из этого духа и исходит магическое отношение к молитвенным правилам, богослужению, обрядовым законоположениям, канонам и правилам, к словам молитв, богослужебному языку и букве закона.
«Из глубины веков дошедшее до нас отеческое предание гласит, что сам антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» (архиеп.Аверкий Таушев, т.4, стр.289).
То есть, когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, основанная на опытном познании своей немощи и на смирении, тогда начинается магия, которая может прикрываться любыми христианскими и православными церковными одеждами и терминологией. – Это и есть «видимость благочестия», из которой по пророчествам Святых и должен выйти антихрист: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2). И «на этой же почве», фарисейско-законнической, в которой отсутствует христианство, как жизнь и дух, «народится антихрист и вырастет в том же духе видимости» внешнего благочестия, фарисейско-законнического, «без существа дела». То есть, духа сокрушенного и смиренного, духа христианского нет, а вместо него дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, дух довольства собой и ощущение своей правильности и праведности, самомнение и самоцен, дух само-утверждения. Так созидаются и воспитываются новозаветные фарисеи, у которых «только видимость» благочестия, а дух антихристов.
«Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы сам дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно…
Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого Ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.52).
Под самомнением, здесь, свт.Игнатий разумеет первородный грех, дух самости и гордыни. То есть, для спасения души необходимо «полное отвержение» духа самости и гордыни, во всех его видах и проявлениях. Необходимо отвергнуть ложное смирение и душевное сладострастие. Вот почему необходимо опытное познание и ощущение своей немощи, в борьбе со страстями, ибо это смиряет и сокрушает самомнение и самоцен, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни, на пути к исполнению заповедей Божьих. – Без этого не будет духа сокрушенного и смиренного, ибо «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (преп.Исаак Сирин, сл.61). А без духа сокрушенного и смиренного перед Богом, невозможно сокрушить ложное основание, – дух самости и гордыни. Для этого и необходимо, «чтобы сам дух наш сокрушился и смирился… от сознания и ощущения своей греховности» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.52), перед Богом, – чтобы этот настрой и ощущение стало нашим душевным расположением.
И если в основание твоей внешней праведности и благочестия, твоего подвижничества и аскетизма, заложен дух самости и гордыни, самомнение и самоцен, вменение себе своего делания, ложное смирение и душевное сладострастие, то из тебя неизбежно воспитается фарисей, – лицемерный, внешний праведник. Характерный настрой души этого лицемерного праведника, – это дух довольства собой, дух само-утверждения, душевное сладострастие, внутреннее ощущение своей правильности и праведности, которое ищется через посредство всего, что им предпринимается, под благовидными предлогами, служения Богу, спасения души, борьбы со страстями и т.п.
Итак, внутренняя жизнь в духе будет правильно проходится только тогда, когда она будет основываться на опытном познании своей немощи, в борьбе со своими страстями. А отсюда, на истинно-смиренном и сокрушенном духе перед Богом. Если этот дух не будет заложен в основание внутренней духовной жизни, тогда на его месте будет самомнение и самоцен, дух само-уверенности и само-надеянности, вменение себе, дух ложного смирения и душевного сладострастия, дух само-утверждения. И тогда, при таком основании, хоть как подвизайся, хоть какие чувства воспитывай, но все это будет приводить к утверждению в духе самости, к духовной прелести, к принятию духа антихристова.