1. /
  2. Грех, Самость
  3. /
  4. Первородный грех и его...

Первородный грех и его прощение

Первородный грех, и искупление от него, под условием личного покаяния. В чем состоит прощение первородного греха.

О.Серафим: Корень всех грехов рождается вместе с человеком – это первородный грех, дух самости. Всё человечество находится в состоянии погибели. Господь пришел на землю, чтобы спасти человеков, вывести из этого состояния. Ветхозаветные праведники, жившие до Искупления, все шли во ад. Своею крестною смертью Христос исходатайствовал человечеству спасение. Но чтобы спастись, необходимо каждому, себе лично, усвоить это спасение. Всё зависит от того, насколько человек вышел из состояния погибели.

Выйти из состояния погибели мы можем только через Христа, усваивая себе те же самые чувствования, что и во Христе Иисусе – усваивая себе истинные добродетели, при помощи Божией.

Все люди без исключения, по причине грехопадения, рождаются в состоянии погибели. Христос же даровал искупление от греха, в общем для всех человеков, но не безусловно, а под условием истинного покаяния, лично от каждого. И те людей, кто усваивает лично себе то спасение, которое Христос принес на землю, – ту искупительную спасительную Благодать, которую Он даровал (которая и есть Царство Небесное пришедшее в силе), – те и выйдут из состояния погибели. А это возможно – только через воспитание верного и богоугодного настроя духа, способного к восприятию этого дара спасительной Благодати, через истинное удовлетворение своей совести, через борьбу со своими страстями, законно-проходимую.
Такую возможность имеет любой человек на земле, по причине того, что во всех людях, Богом, вложен естественный закон, закон совести, который, обличая человека, требует того, что в согласии с волей Божией. Ибо благость Божия ведет всякого человека к истинному покаянию 
(Рим.2:4).

Жизнь нам дается для того, чтобы мы научились противостоять первородному греху, духу самости, и через это стремились бы к воспитанию в себе добродетелей, к верному настрою духа, – тогда мы и окажемся способными для Царства Небесного. Эта жизнь дается человеку на искушение, что ты выберешь: или пойдешь на сторону зла или на сторону истинного добра.

***

Прощение греха заключается в сокрушении духа самости, и возгревании чувства ненависти к нему, и решимости более не грешить. Тогда Благодать снисходит и закрепляет эту решимость, дает ей силу и власть над грехом. В этом и заключается прощение первородного греха. Первородный грех есть, он живет, но мы имеем силу его останавливать.

Святитель Кирилл Иерусалимский, например, да и многие другие Св. Отцы говорят, что если нет твердого решения более не грешить, то хотя люди и совершают обряд крещения, но Дух не крестит и Таинство не совершается. И тогда выходит, что в действительности это совсем не так, как думают католики и заразившиеся их духом «православные»: совершили обряд формально, и числится, что грех прощен, т.е., что его как бы уже и нет.

Первородный грех живет и после крещения, до самой смерти. Но прощение его – в решимости, в своем устремлении свободной от духа самости. И когда она есть, то дается дар Благодати связывать грех. Так можно дойти до того, чтобы окончательно грех связать: он только начинает вылазить, а ты его тут же связываешь, он опять, а ты опять, – не дается ему возможность никак вылезти и овладеть человеком, – это уже состояние бесстрастия, святости.

Но вот, человек покаялся, покрестился, положил твердую решимость более не грешить, но у него опять вылазят страсти. Получается, что грех обратно вселяется в него? Но нет, дело не в этом. Первородный грех не имеет бытия, т. е он нематериален, это не тварное явление – Бог греха не сотворил. Грех – это неправильная направленность в воле разумных существ – неправая окраска духа.

Первородный грех произошел от непослушания Богу. Человек стал искать удовлетворения не в единстве с Богом, по благодати, а в самом себе, через свои телесные и душевные движения, стал искать вечного блаженства. Но окончательного удовлетворения, в этом, и блаженства, человек конечно не получает. И тогда, требует еще услаждения и, естественно что, опять не получает. Опять, еще и еще требует, пытается удовлетворить, запросы своего духа, временным и поэтому – опять окончательного удовлетворения не получает. И так бесконечно – это и есть страсти. – Человек, вместо Бога, обратился к себе, стал искать удовлетворения духу самости и гордыни, через посредство телесного и душевного сладострастия, – таким образом оказался в состоянии погибели, отпал от Бога, лишился вечного блаженства.

Дух, по природе своей, стремится только к Богу и удовлетворяется только в Нём одном, через посредство получения, от Бога, вечного блаженства, по дару Благодати. Но через падение он связан и порабощен духом самости, первородным грехом, духом гордыни. Удовлетворение этого духа самости он ищет через посредство телесных и душевных желаний. Поэтому, наша борьба за то, чтобы освободить наш дух из этого рабства духу самости, первородному греху. А телу и душе научиться давать всё только потребное по естеству, совершая всё это при помощи Божией.

«Крещение не отнимает самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства дьявола, который не может уже более против воли нашей властвовать над нами. 
По крещении в нашей уже состоит воле: или пребывать самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились, Христа, Владыки и Бога, и ходить путем повелений Его, или уклоняясь от правого пути сего, опять возвратиться к дьяволу, противоборцу и врагу нашему. Те, которые по святом крещении повинуются хотениям лукавого и угодное ему творят, отчуждают себя от святых ложесн святого крещения, по сказанному Давидом: С самого рождения отступили нечестивые … (Пс. 57, 4)» (Преп. Симеон Новый Богослов, Добротолюбие, т. 5,стр. 121-122).

***

Без искупительной, спасительной Благодати дух до конца не освобождается от власти над ним первородного греха. Искупительная же Благодать, получаемая через посредство Таинство Крещения или в исключительных обстоятельствах непосредственно от Бога, снисходит в центр духа человеческого. Но только при условии, если человек сознательно предает себя Ей, т. е. полагает твердую решимость противостоять первородному греху, духу самости, иными словами решается действовать только по воле Божией.

Снизойдя в центр духа человеческого, Благодать подает человеку силу нравственную на борьбу с грехом, т. е. не уничтожает совершенно первородный грех, но дает нам власть над ним, власть связывать его.

Вот как об этом пишет свт. Феофан Затворник: «Замечательно слово Апостола: «Чтобы более не работать нам греху…» и другое: «грех вами да не обладает» (Рим. 6, 14). Это дает нам разуметь, что то, что в расстроенной падшей природе составляет силу влекущую ко греху [первородный грех], не истребляется вконец в крещении, а только поставляется в такое состояние, в котором не имеет над нами власти, не обладает нами, и мы не работаем ему.
Оно [первородный грех] в нас же находится, живет и действует, только не как господин. Главенство с этих пор принадлежит уже благодати Божией и духу, сознательно себя Ей предающему. 

Святой Диадох, объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце [в духе], а Благодать извне действует; после же сего, Благодать вселяется в сердце [в дух], а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца [духа], как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздроблено набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель. Но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает (Добротолюбие т. 3, «Блаженный Диадох», гл. 79 и далее)» («Путь ко спасению», гл. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения). – Вот так и надо понимать  о прощении греха в Таинстве Крещения.

Чтобы в Таинстве Крещения снизошла искупительная, спасительная Благодать, нужно положить решимость бороться со грехом. В какой мере возгрета решимость, но только истинная, – в своем движении, направленная на разрывание сочувствия к духу самости, первородному греху, – в такой мере Благодать и связывает первородный грех.

Человек в жизни своей и должен воспитывать и воспитать такую решимость, свободную от духа самости, чтобы она крепко и неподвижно, при помощи благодати Божией, связала первородный грех, что есть состояние бесстрастия, совершенства. Поэтому, обязательно нужна борьба со страстями, в чём проявляется и выявляется решимость в противостоянии греху; в борьбе же она и воспитывается и возгревается, очищаясь от примеси духа самости, через опытное ощущение и познание своей немощи.

В борьбе воспитывается верная направленность нашего духа – направленность по воле Божией, в противность воле падшего естества. Но не сама по себе решимость связывает грех, а Благодать, которая снисходит на нашу решимость, соединенную с ощущением своей немощи, со смиренным настроем духа. Вот почему Апостол и говорит, что мы у Бога соработники (1Кор.3:9).

Отсюда вывод:
Дар искупительной, спасительной Благодати подается в Таинстве Крещения всем одинаково, но при условии, как мы выяснили, – решимости жить, как того требует вера, направленная в своем движении к свободе от духа самости, на разрывание сочувствия к первородному греху, к духу самости. Но степень проявления этого дара Благодати – различная. Отсюда и степень, в которой связывается первородный грех, – различная. Это зависит от силы решимости соединяемой со смирением, в стремлении человека к жизни по вере и соединения со Христом. Кто как решился, и стремится к жизни по Богу, у того в такой степени, даром Крещенской, Искупительной Благодати, и связывается первородный грех. Кто поимеет больше любви к Богу, тому больше и простится (Лк.7:47).

И впоследствии, чтобы Благодать окончательно завладела нашей решимостью, нужно очистить ее от первородного греха, т. е. чтобы решимость была истинною решимостью, а не называлась только так, и чтобы была свободна от духа самости. Значит нужно научиться давать ей место, время и меру. То есть, нужно очистить силу решимости от примеси духа самости и гордыни, от духа самоуверенности и самонадеянности.

Оставьте комментарий